Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:58, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является исследование организации торгово-закупочной деятельности предприятия с целью разработки мероприятий по ее совершенствованию.
Достижению поставленной цели в работе способствовали постановка и решение следующих задач:
1. Изучение теоретических основ управления товарным ассортиментом на предприятии розничной торговли;
2. Анализ коммерческой деятельности предприятия;
3. Разработка предложений по оптимизации величины и структуры товарного ассортимента предприятия.
Введение
1. Управление товарным ассортиментом ООО «Спутник»
1.1 Основные факторы формирования торгового ассортимента на предприятиях розничной торговли
1.2 Краткая характеристика гастронома «Спутник»
1.3 Анализ основных показателей коммерческой деятельности гастронома «Спутник» за 2010-2012 гг.
2. Предложения по совершенствованию управления товарным ассортиментом гастронома «Спутник»
2.1 Оптимизация ассортимента
2.2 Оптимизация размера товарного ассортимента гастронома «Пушкинский»
2.3 Оценка и пересмотр товарного ассортимента гастронома «Пушкинский»
Заключение
Список используемой литературы
осуществление научно-технической, производственной, финансовой деятельности;
осуществление в установленном порядке необходимых мероприятий по рекламе своих услуг; участие и организация выставок;
заключение хозяйственных и иных договоров в пределах своей компетенции;
торгово-закупочная деятельность;
оказание бытовых, посреднических, транспортных и иных услуг;
другие виды деятельности, предусмотренные в уставе предприятия.
Гастроном осуществляет
виды деятельности, подлежащие обязательному
лицензированию (розничная реализация
алкогольной продукции) и санитарно-
Деятельность предприятия осуществляется на основе самостоятельно разработанных планов. Перспективные планы, а также годовые и текущие утверждаются руководством ООО «Спутник».
Предприятие осуществляет самостоятельную финансовую деятельность в пределах, установленных действующим законодательством. Предприятие строит свои отношения с юридическими лицами, частными предпринимателями во всех сферах своей деятельности исключительно на основе договоров. В своей деятельности предприятие учитывает также и интересы потребителей, соблюдая требования к качеству товаров и ycлyг.
Предприятие свободно в
выборе формы и предмета хозяйственных
договоров и обязательств, любых
других условий хозяйственных
Структура управления на предприятии ООО «Спутник» механическая (дивизиональная).
Связи в структуре имеются как вертикальные, так и горизонтальные.
Механические структуры характеризуются следующими принципами:
централизованное принятие решений (то есть, право принять окончательное решение принадлежит одному человеку - директору).
четкое разделение труда - что приводит к повышению квалификации специалистов в каждой области.
иерархичность уровней управления (то есть, каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему)
принцип единогласия.
осуществление приема на
работу в строгом соответствии с
квалификационными
Преимущества: возможность высшего руководства концентрировать внимание на стратегических задачах путем передачи полномочий по оперативной деятельности на уровень отделений; концентрация усилий на конечном результате, уменьшение количества централизованных служб, что благоприятствует улучшению функционального обслуживания в целом; интеграция персонала автономного отделения в связи с его ориентацией на конечный результат.
Рисунок 2.1 -Организационная структура гастронома ООО «Спутник» Недостатки: представление сравнительно широких полномочий «дивизионам» и их руководителям обострило проблему – сочетание самостоятельности «дивизионов» и их ответственности за общие для всей организации конечные результаты.
Планирование ассортимента ведется посредством категорийного менеджмента, при котором каждая товарная категория рассматривается как самостоятельная бизнес-единица и заключаются в максимальном удовлетворении потребностей покупателей и одновременно в повышении эффективности взаимодействия между поставщиком и продавцом. Основная цель, которая ставится при управлении ассортиментом - это достижение плановых показателей маржинального дохода.
По каждой товарной категории выделяется набор присущих ей потребительских свойств, из них определяются ключевые. При формировании ассортиментных групп в каждом магазине (как существующем, так и вновь открывающемся) категорийный менеджер использует результаты маркетинговых исследований (анализ потребительской корзины, мониторинг цен и предложений конкурентов и др.), так и сведения о продаже и оборачиваемости товаров в данной торговой точке. Ассортиментная группа состоит из конкретных номенклатурных позиций, которые должны быть всегда представлены на полочном пространстве, и количества товара, необходимого для бесперебойной работы между поставками партий продукции.
При пополнении запасов в случае отсутствия необходимых изделий на складах поставки товар, исходя из значений потребительских свойств, подбирается по принципу NBL, то есть с максимально похожим набором потребительских свойств и наиболее близкий по цене.
На основе ассортиментных групп всех магазинов, остатков товара как на складах магазина, так и на основных (распределительных) складах поставки, категорийный менеджер выстраивает отношения с поставщиком (что именно и в какие сроки необходимо закупить).
Вводя новые товары и варьируя приоритеты потребительских характеристик, а также изменяя фиксированный ассортимент, категорийный менеджер оптимизирует ассортимент магазинов с учетом специфики их расположения и сезонных колебаний спроса. При этом планирование продаж и закупок осуществляется таким образом, чтобы оборачиваемость товарного запаса в целом по ассортименту составляла не более 45 дней, по «стратегическому» товару - не более 90 дней (под «стратегическим» понимается товар повышенного спроса, по которому не должно быть нулевых запасов).
Таблица 2.3 - Доля основных поставщиков ООО «Спутник» в структуре закупок в 2012 г.
Наименование |
Доля поставщиков |
ЗАО «Аграрная группа» |
8,43% |
ОАО «Юнимилк» |
7,49% |
ОАО «Иркутское пиво» |
5,58% |
ООО «М-пластика» |
5,42% |
ООО «Лама» |
3,74% |
ЗАО ГК «Пластик-Центр» |
3,51% |
ООО ТД «Сково» |
3,15% |
ООО «Диколь плюс» |
2,68% |
Другие компании |
60,0% |
Итого: 100% |
Приведенная ниже информация по финансовому состоянию ООО «Спутник» основана на финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с Российскими стандартами финансовой отчетности. Единицей измерения являются тысячи рублей.
Балансовая стоимость имущества ООО «Спутник» за период с 31.12.2010г. по 31.12.2012г. увеличилась в 1,84 раза, достигнув значения 226,5 млн. руб.:
Рисунок 2.3.– Динамика валюты баланса ООО «Спутник»
Структура активов компании обусловлена ее отраслевой принадлежностью. Как следствие, основными статьями баланса ООО «Спутник» являются «Готовая продукция и товары для перепродажи», а также «Товары отгруженные» (суммарная доля в валюте баланса -65%).
Удельный вес краткосрочной
дебиторской задолженности
ООО «Посуда-Центр» - 34 133 тыс. руб. (47,7%);
ООО «Посуда-Центр Регион» - 31 483 тыс. руб. (44%);
Суммарная доля других видов оборотных активов не превышает 3%.
Доля внеоборотных активов в составе имущества Общества составляет 0,01%. Низкое значение доли внеоборотных активов обусловлено тем, что балансодержателем основных средств предприятия (грузовой автотранспорт, торговые стеллажи, оборудование, электропогрузчики и т.п.) является ООО «КрасФур», с которым заключаются договоры аренды.
Таким образом, ООО «Спутник» имеет «легкую» структуру имущества, что отражает мобильность его активов.
Рисунок 2.4.– Структура актива баланса ООО «Спутник» на 31.12.2012
Благодаря положительным результатам деятельности компании в предыдущие периоды, произошло существенное накопление нераспределенной прибыли, в результате чего абсолютная величина собственного капитала по состоянию на 31.12.2012г. достигла 44359 тыс. руб., увеличившись по сравнению с 31.12.2010г. в 10,9 раз.
Доля кредиторской задолженности в структуре пассивов ООО «Спутник» по состоянию на 31.12.2012 г. составляет 80,33%. За счет краткосрочных кредитов и займов сформировано 31,1% активов компании.
Рисунок 2.5.– Структура пассива баланса ООО «Спутник» на 31.12.2012
В структуре баланса ООО «Спутник» наблюдаются существенные положительные изменения, улучшающие финансовое положение и платежеспособность компании.
ООО «Спутник» имеет безупречную кредитную историю. Среди кредиторов предприятия такие крупные федеральные банки, как ОАО «МДМ - Банк» и ОАО «Банк Москвы». Компанией не было допущено ни одного случая просрочек платежа по кредитным договорам.
Таблица 2.3. - Финансовые результаты деятельности ООО «Спутник»
Показатель |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
Выручка (sales) |
387 944 |
634 270 |
842 423 |
Себестоимость реализации |
283 806 |
427 390 |
609 374 |
Включая амортизацию |
3 |
4 |
3 |
Валовая прибыль (Gross profit) |
104 141 |
206 884 |
233 052 |
Коммерческие и управленческие расходы |
94 619 |
189 799 |
180 246 |
Прочие операционные расходы |
4 174 |
2 081 |
5 506 |
Прочие операционные доходы |
- |
892 |
667 |
Прибыль от реализации (Маржа 2) |
5 348 |
15 896 |
47 967 |
Прочие внереализационные |
1 105 |
- |
- |
Прочие внереализационные |
656 |
- |
- |
Амортизация |
3 |
4 |
3 |
Проценты к получению |
- |
- |
- |
Проценты к уплате |
- |
4 186 |
4 435 |
Прибыль до налогообложения |
4 896 |
11 706 |
43 529 |
Налог на прибыль |
1 536 |
3 294 |
11 436 |
Чистая прибыль |
3 360 |
8 412 |
32 093 |
Рентабельность продаж |
1,38 |
2,51 |
5,69 |
Рентабельность деятельности |
0,87 |
1,33 |
3,81 |
На протяжении 2010 -2012 г.г. ООО «Спутник» демонстрирует регулярный рост выручки от реализации. В частности, за 2012 год выручка составила 842423 тыс. руб., что превышает уровень реализации за предыдущие периоды.
Рисунок 2.6 - Динамика выручки и себестоимости ООО «Спутник» за 2010 - 2012 гг.
Помимо увеличения объема продаж наблюдается положительная динамика показателей прибыльности деятельности ООО «Спутник». Так, прибыль от продаж в 2011 году возросла в 3 раза - 15986 тыс. руб. против 5348 тыс. руб. в 2010 году. Чистая прибыль за аналогичный период выросла на 250%, составив по итогам 2011 года 8412 тыс. руб. По итогам 2012 года чистая прибыль превышает в 3,8 раза данный показатель за аналогичный период 2011г.
Рисунок 2.7.– Динамика прибыльности деятельности ООО «Спутник» за 2010 - 2012 гг.
Деятельность предприятия имеет ярко выраженный сезонный характер - пик продаж приходится на четвертый квартал
Показатели финансовых результатов, рассчитанные в соответствии с международными стандартами учета, также демонстрируют рост рентабельности деятельности ООО «Спутник».
Таблица 2.4. - Динамика показателей финансовой устойчивости ООО «Спутник» за 2010 - 2012 гг.
Показатель |
31.12.2010 |
31.12.2011 |
31.12.2012 |
Коэффициент автономии |
0,03 |
0,05 |
0,20 |
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (финансового риска) |
29,27 |
17,39 |
4,08 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
0,03 |
0,05 |
0,20 |
Коэффициент финансирования |
0,03 |
0,06 |
0,24 |
Коэффициент финансовой устойчивости |
0,03 |
0,05 |
0,20 |
Коэффициент концентрации привлеченного капитала |
0,97 |
0,95 |
0,80 |
Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами |
0,04 |
0,09 |
0,32 |
Коэффициент маневренности |
0,997 |
0,999 |
1,000 |
Индекс постоянного актива |
0,003 |
0,001 |
0,0004 |
Рисунок 2.8.- Динамика показателей финансовой устойчивости ООО «Спутник» за 2010-2012 г.г.
Динамика показателей за указанный период демонстрирует возрастание финансовой устойчивости предприятия. В частности, на последнюю отчетную дату по сравнению с началом анализируемого периода существенно возрос коэффициент автономии, характеризующий долю активов, сформированных за счет собственного капитала, коэффициент маневренности, обеспеченности собственными оборотными средствами. Рост коэффициента автономии свидетельствует об увеличении финансовой независимости компании, снижении риска финансовых затруднений в будущих периодах. Такая тенденция с точки зрения кредиторов повышает гарантированность ООО «Спутник» своих обязательств.