Оборот розничной торговли: анализ и определение резервов роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 11:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – анализ оборота розничной торговли и разработка рекомендаций для его увеличения.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решить следующие задачи:
1. изучить теоретические основы и методические вопросы формирования оборота розничной торговли;
2. проанализировать динамику объема и структуры оборота розничной торговли предприятия;
3. осуществить анализ влияющих факторов на объем оборота розничной торговли;
4. разработать рекомендации по увеличению объема оборота.

Содержание

Введение.
1. Оборот розничной торговли как основной показатель деятельности торгового предприятия.
1.1. Оборот розничной торговли: состав, значение, виды и их классификация.
1.2. Тенденции развития оборота розничной торговли в современных условиях.
1.3. Методика анализа оборота розничной торговли.
2. Анализ оборота розничной торговли исследуемого торгового предприятия.
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности исследуемого торгового предприятия.
2.2. Анализ динамики, состава и структуры оборота розничной торговли торгового предприятия.
2.3. Факторный анализ оборота розничной реализации торгового предприятия.
2.4. Анализ состояния товарных ресурсов торгового предприятия.
3. Экономическое обоснование резервов роста оборота розничной торговли предприятия.
3.1. Пути повышения объема оборота розничной торговли и оптимизации его состава и структуры.
3.2. Пути улучшения товарных ресурсов торгового предприятия.
Заключение.
Библиографический список.

Вложенные файлы: 1 файл

Оборот розничной торговли анализ и определение резервов роста.doc

— 642.50 Кб (Скачать файл)

При использовании метода цепных подстановок  в данном случае расчеты осуществляются в следующем порядке:

P0 = S0*Ps0.                                                          (47)

P’ = S1*Ps0.                                                          (48)

P1 = S1*Ps1.                                                          (49)

∆P(∆s)= P’ – P0.                                                     (50)

∆P(∆Ps) = P1 – P’.                                                   (51)

∆P(∆s) +∆P(∆Ps)=∆P.                                               (52)

При расчете влияния на оборот розничной  торговли факторов, связанных с состоянием и эффективностью использования материально-технической базы торгового предприятия, возможно использование метода цепных подстановок с использованием следующей формулы:

Р=Рм*Ксм*Д*Вр.                                                (53)

При данном методе осуществляются следующие  расчеты:

Р0=Рм0*Ксм0*Д0*Вр0.                                        (54)

Р’=Рм1*Ксм0*Д0*Вр0.                                         (55)

Р’’=Рм1*Ксм1*Д0*Вр0.                                       (56)

Р’’’=Рм1*Ксм1*Д1*Вр0.                                       (57)

Р1=Рм1*Ксм1*Д1*Вр1.                                         (58)

Тогда влияние изменения количества условных рабочих мест на изменение  объема оборота розничной торговли определяется по формуле

∆Р(∆Рм)=Р’ – Р0.                                                   (59)

Влияние изменения коэффициента сменности  на изменение объема оборота розничной  торговли определяется, как 

∆Р(∆Ксм)=Р’’ – Р’.                                                   (60)

Влияние изменения количества дней работы торгового предприятия определяется по формуле

∆Р(∆Д)=Р’’’ – Р’’.                                                   (61)

Влияние изменения выработки на одно условное рабочее место в  смену определяется:

∆Р(∆Вр)=Р1 – Р’’’.                                                   (62)

Совокупное влияние рассмотренных факторов должно равняться изменению оборота розничной торговли торгового предприятия:

∆Р(∆Рм) + ∆Р(∆Ксм) +∆Р(∆Д) + ∆Р(∆Вр)=∆Р.              (63)

Следующая группа факторов, оказывающих  влияние на оборот розничной торговли, связана с наличием и эффективностью использования основных фондов торгового предприятия. Расчеты осуществляются методом разниц или методом цепных подстановок по следующей формуле

Р=ОФ*ФO.                                                             (64)

где ОФ – средняя стоимость основных фондов, тыс. руб.; Фо – фондоотдача, коэф.

Рассмотрим  на примере метода цепных подстановок:

Р0=ОФ0*ФO0.                                                         (65)                                                  

Р’=ОФ1*ФO0.                                                         (66)

Р1=ОФ1*ФO1.                                                         (67)

 

Далее рассчитаем:

-изменение оборота розничной торговли за счет изменения средней стоимости основных фондов

∆Р(∆ОФ)= Р’-Р0.                                                       (68)

-изменение оборота розничной  торговли за счет изменения  фондоотдачи

∆Р(∆ФО)= Р1-Р’.                                                         (69)

[40, С.24-27]

На заключительном этапе анализа  оборота розничной торговли осуществляется SWOT-анализ, в ходе которого определяются сильные и слабые стороны деятельности предприятия, угрозы и возможности в его работе, и на основе проведенного анализа выявляются и обосновываются резервы роста объема оборота розничной торговли, оптимизации его структуры и состава. Для достижения выявленных резервов увеличения оборота розничной торговли разрабатывается план мероприятий, содержащий конкретные рекомендации по росту его объема и рационализации состава и структуры [40, С.30].

 

1.3. Резервы  роста оборота розничной торговли  в коммерческом предприятии

 

Осуществление глубоких преобразований  в экономике  вызывает необходимость максимальной мобилизации внутренних резервов. Для эффективного функционирования предприятий и объединений в условиях рыночных отношений первостепенное значение имеет выявление резервов роста оборота розничной торговли.

На развитие оборота розничной торговли оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы.

Факторы, влияющие на развитие оборота розничной торговли, представлены на рисунке 1.4  [8, С.306].

 

 

Рисунок 1.4 Классификация факторов, влияющих на оборота розничной торговли.

Анализ  внешней среды предприятия предполагает исследование ее составляющих и непосредственного окружения. Это позволяет оценить стратегические условия, созданные внешней средой, возможности и угрозы.

Как известно, степень воздействия отдельных  компонент макроокружения на различные  предприятия зависит от размера  предприятия, его отраслевой принадлежности, территориального расположения, выбранных целей, исторических и прочих особенностей. Считается, что крупные предприятия испытывают большую зависимость от макроокружения, чем мелкие. Розничная торговля представлена в основном крупными и средними по количеству работников предприятиями.

По результатам  опросов специалистов розничной  торговли сегодня на деятельность предприятий  розничной торговли значительное влияние  оказывают факторы научно-технического и экономического характера (62,7 и 43,3%) соответственно, которые могут быть с одной стороны потенциальными носителями угроз для них, а с другой - могут открывать новые возможности для предприятия. В свою очередь, социально-демографические и политические факторы оказывают среднюю степень влияния на коммерческую деятельность розничных торговых предприятий (38,9 и 47,3%). Основными факторами экономического характера, оказывающими по мнению опрошенных, высокую степень влияния на коммерческую деятельность розничных торговых предприятий, являются: уровень доходов населения, процентная ставка банковского кредита, инфляционные процессы, уровень развития конкурентных отношений; нормы налогообложения, уровень безработицы и т.д. Наиболее значимый фактор политического характера - отношение правительства к отраслям экономики и регионам государства. Из социально-демографических факторов для предприятий розничной торговли важным является динамика численности населения страны, региона, из научно-технических высокую значимость получил фактор состояния и перспектив развития технологии.

Изучая  различные компоненты макроокружения, важно иметь ввиду, что все  они сильно влияют друг на друга. Изменения  в одной из компонент обязательно  приводят к изменению в других. Поэтому их изучение и анализ должны вестись системно, с отслеживанием не только собственно изменений в отдельном компоненте, но и с уяснением того, как эти изменения скажутся на других компонентах макроокружения. Изучение непосредственного окружения предприятия направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми оно находится в непосредственной взаимосвязи. Предприятие может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия и тем самым активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении угроз его дальнейшему существованию.

По мнению большинства исследователей, степень  взаимодействия предприятия с элементами внешней среды и с непосредственным окружением различна. С непосредственным окружением оно взаимодействует  через прямые и обратные связи, а факторы внешней среды предприятие может только изучать и учитывать при планировании своей деятельности [35, С.28-29].

Данные  факторы, подлежат изучению и анализу, но вместе с тем, необходимо отметить, что оказать какое-либо влияние  на них, торговая организация фактически не может, соответственно принимает их к сведению, подстраиваясь под существующие реалии.

При анализе оборота розничной торговли исследуются закономерности его развития на душу населения. Сравнивают фактический объем среднедушевой реализации с физиологическими нормами потребления по продовольственным товарам и рациональными нормами потребления по непродовольственным товарам, позволяющим оценить степень удовлетворения населения в конкретных материальных благах [8, С.292].

В частности  к факторам, связанным с численностью обслуживаемого населения и его покупательными фондами, относятся: численность населения, обслуживаемого организацией, его покупательные фонды и охват покупательных фондов товарооборотом.

Внутренние  факторы, влияющие на развитие оборота розничной торговли, можно подразделить на факторы, связанные:

-с обеспечением товарными ресурсами;

-эффективностью использования трудовых ресурсов;

-эффективностью использования основных средств.

Указанные факторы  в большей мере поддаются влиянию торговой организации, в данной связи заслуживают отдельного внимания и соответствующего анализа.

Факторы, связанные  с обеспечением товарными ресурсами, влияют на объем оборота розничной торговли через изменение величин запасов товаров на начало периода, поступления товаров, прочего выбытия и запасов на конец отчетного периода.

Положительное влияние  на сумму товарооборота оказывает  увеличение объема поступления товаров, уменьшение прочего выбытия товаров  и их остатка на конец периода.

Влияние данных факторов на товарооборот определяют как разность между фактическими данными и плановыми.

К факторам, связанным  с обеспечением и использованием трудовых ресурсов, относятся: численность  работников, организация и производительность их труда.

Численность торговых работников во многом зависит от количества торговых организаций. Численность торговых работников, их качественный состав влияют на уровень обслуживания населения и на выполнение плана оборота розничной торговли. Работники розничных торговых организаций, непосредственно общаясь с населением в процессе продажи товаров, определяют объем и характер потребительского спроса, воздействуют на формирование ассортиментной политики. Повышение эффективности использования трудовых ресурсов зависит от организации труда, его производительности [35, С.51].

Производительность  труда в торговле определяется суммой товарооборота на одного торгового  работника.

К факторам, связанным с использованием основных фондов, относятся: количество магазинов, средняя торговая площадь одного магазина, товарооборот на 1 кв. м. торговой площади, фондоотдача, среднегодовая стоимость основных фондов.

Все факторы, под влиянием которых развивается  товарооборот, следует разделить  на две группы - экстенсивные и интенсивные.

Такие экстенсивные факторы, как покупательные фонды  населения, товарные ресурсы, численность  обслуживаемого населения, не зависят  от деятельности торговых организаций  и складываются под влиянием развития экономики страны в целом. Интенсивные факторы зависят в большой степени от эффективности деятельности торговых организаций.

Рассмотрев теоретические  и методические аспекты,  также  возможные резервы роста оборота розничной торговли на коммерческом предприятии, перейдем к анализу оборота на коммерческом предприятии ООО "Сибирский Глянец".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ  оборота коммерческого предприятия

    1. Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности коммерческого предприятия

 

ООО "Сибирский Глянец" - общество с ограниченной ответственностью, действующее на основании устава. Возглавляет общество и является его учредителем директор. Общество образовано 19 января 1994 года решением единственного участника. ООО "Сибирский Глянец" является вновь образованным обществом, является юридическим лицом и строит деятельность на основании устава и законодательства Российской Федерации.

Общество учреждено  одним лицом в соответствии с  положением федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью". Общество имеет штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему. Уставный фонд ООО " Сибирский Глянец " составляет 10 000 руб. РФ.

Целью деятельности Общества является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли, удовлетворение социально-экономических интересов  участников и членов трудового коллектива Общества.

ООО " Сибирский Глянец " специализируется на продаже крепежных изделий (метизов, болтов, гвоздей, саморезов, гаек, анкеров), инженерной сантехники (труб, фитингов, запорной арматуры, канализации, смесителей),  электротехнического оборудования (провода, кабеля, выключателей), замочно-скобяных изделий (дверных ручек, замков, крючков) и  котельного оборудования.

Предмет деятельности Общества может быть расширен или изменен  по решению высшего органа Общества и в соответствии с действующим  законодательством.

Имущество организации  составляют основные фонды, оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе.

Информация о работе Оборот розничной торговли: анализ и определение резервов роста