Издержки предприятия - важнейший показатель конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 18:23, курсовая работа

Краткое описание

Рассматриваемая в данной работе тема издержек - одна из наиболее актуальных на сегодняшних день и именно поэтому этот вопрос заслуживает детального рассмотрения. В работе тема издержек производства и их эффект на масштабы производства рассматривается как с теоретической, так и с практической точки зрения, делая акцент на сегодняшней ситуации в экономике Российской Федерации.

Содержание

Введение
1. Сущность понятие издержек предприятия
1.2. Издержки м прибыль производства: экономический и бухгалтерский подход
2. Издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах
2.1. Издержки в краткосрочном периоде
2.2Издержки в долгосрочном периоде
2.3. Закон убывающей отдачи
3. Анализ издержек предприятия
4. Пути снижения издержек
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Рецензия на курсовую работу.doc

— 956.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Филиал ФГБОУ ВПО  «МГУТУ им. К.Г. Разумовского» в 

г. Волоколамске Московской области

 

 

 

Кафедра «___________________________________________»

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине « Экономика предприятий»

 

 на тему: «Издержки предприятия - важнейший показатель конкурентоспособности »

 

 

Выполнил 

Студент ________ курса

специальности  ____________

группа ___________________

шифр ____________________

Адрес:____________________

__________________________

ФИО Хаджииван Александр Валерьевич                                          

                                           

                                                             

                                                    

                                                                              Проверил:_________________

Оценка____________________

 

                                        Волоколамск 2011

 

 

                                          

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение  
1. Сущность понятие издержек предприятия   
1.2. Издержки  м прибыль производства: экономический и бухгалтерский подход  
2. Издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах 
2.1. Издержки в краткосрочном  периоде

2.2Издержки в долгосрочном периоде 
2.3. Закон убывающей отдачи   
3. Анализ издержек предприятия 
4. Пути снижения издержек

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Введение   

    Рассматриваемая в данной  работе тема издержек - одна из  наиболее актуальных на сегодняшних  день и именно поэтому этот вопрос заслуживает детального рассмотрения. В работе тема издержек производства и их эффект на масштабы производства рассматривается как с теоретической, так и с практической точки зрения, делая акцент на сегодняшней ситуации в экономике Российской Федерации.

Сейчас, в условиях небывалого падения  производства как никогда актуально  оценка столь немаловажного фактора, влияющего как на политику производителя, так и на ориентацию покупателя. Именно издержки производства лежат  в основе производственного процесса. И именно о них в первую очередь думает производитель. А разве проблема максимизации прибыли не затрагивает проблему издержек производства, а не вечный ли это вопрос: "Как увеличить число покупателей, спрос на свою продукцию?" Все это говорит о том, что издержки производства одна из основных слагаемых процесса производства.

В работе  использован научный  опыт ученых,  превративших закономерности рыночной экономики в экономические  законы, в соответствии с которыми работает на протяжении многих лет не одно поколение товаропроизводителей. Основываясь на опыте предыдущих поколений и руководствуясь экономическими законами, спроецированными на сегодняшнюю экономическую реальность, можно прийти к выводу о необходимости комплексного изучения фактора издержек производства как детерминанты положенной в основу прогрессивного развития экономики России.

На основании маркетинговых  исследований менеджеры производственных фирм определяют условия производства товаров (услуг), которые будут поставляться на рынок. Значительное внимание при этом уделяют предстоящим затратам.

Затраты производственных факторов, используемых для производственной и реализационной деятельности, называются “издержками производства”.

С экономической точки зрения издержки представляют собой стоимость всех затрачиваемых материалов и услуг. Поэтому каждая фирма заинтересована в анализе затрат в динамике их соотношения с уровнем цены на продукт.

Существуют два подхода к  оценке затрат бухгалтерский и экономический. И бухгалтеры, и экономисты согласны с тем, что издержки фирмы в любой период равны стоимости ресурсов, использованных для производства реализованных в течении этого периода товаров и услуг. В финансовых отчетах фирмы зафиксированы фактические (“явные”) затраты, которые представляют собой денежные ресурсы на оплату используемых производственных ресурсов (сырье, материалы, амортизация, труд и т. д.).

Однако экономисты, кроме явных, учитывают и “неявные” затраты. Поясним это на следующем примере.

Предположим, что в производство продукции фирма вкладывает заемный капитал, который она взяла в банке; тогда в издержки включались бы и средства на погашение банковского процента. Следовательно, при условии, что вкладывается привлеченный капитал, из дохода фирмы необходимо исключить неявные затраты в размере банковского процента.

Однако даже понятие “неявные затраты” не дает полного представления об истинных затратах на производство. Это  объясняется тем, что из множества  возможных вариантов использования  ресурсов мы осуществляем один определенный выбор, единственность которого вынуждается ограниченностью ресурсов.

Так, поступив в институт, мы упускаете  возможность в течении нескольких лет обучения получать заработную плату, если бы были заняты той или иной работой. Увлекаясь телевизором, вы упускаете возможность прочесть книгу, и т. д.

Теперь понятно, почему, принимая то или иное производственное решение  и оценивая действительные затраты, экономисты рассматривают их как  затраты упущенных (утраченных) возможностей.

Под “издержками упущенных возможностей” понимают издержки и потери дохода, которые возникают при выборе одного из вариантов производственной или реализационной деятельности, что означает отказ от других возможных вариантов.

Таким образом, затраты упущенных  возможностей можно рассматривать как сумму доходов, которые могли бы обеспечить фирме факторы производства, если бы они были более выгодно использованы в альтернативных вариантах.

Любая фирма стремиться поучить  максимум прибыли при минимальных  совокупных затратах. Естественно, что минимальный объем совокупных затрат меняется в зависимости от объема производства. Однако составляющие совокупных затрат по-разному реагируют на изменение объема производства. Это относится, в первую очередь, к расходам на оплату обслуживающего персонала и оплату производственных рабочих. Поэтому “совокупные общие затраты” делятся на “постоянные” и переменные.

 

В хозяйственной практике нашей  страны для определения величины издержек производства используется категория  “себестоимость”.

Себестоимость соответствует рассмотренным бухгалтерским издержкам, т.е. не учитывает неявные (вмененные) издержки. С развитием предпринимательства в России экономисты переходят от использования понятия “себестоимость” к использованию понятия “экономические издержки”, но в настоящее время первое сохраняет свое значение.  

Любая фирма, прежде чем начать производство, должна четко представить, на какую  прибыль она может рассчитывать. Для этого она изучает спрос  и определяет, по какой (примерно) цене будет продаваться ее продукция. Решение принимается после сравнения предполагаемых доходов с издержками, которые предстоит понести.

Современная экономическая теория сохраняет исходное положение об издержках производства: чтобы получить большее количество любого блага, необходимо предоставить потенциальным производителям и поставщикам этого блага определенный стимул, который бы побудил их перебросить ресурсы из сферы их текущего использования на производство того, чего мы хотим. Необходимо, чтобы выгоды от такой переброски превысили затраты на нее, т.е. превысили ценность тех возможностей, от которых придется отказываться потенциальным предпринимателям.

Всю жизнь, стимулы заставляют нас  совершать определенные поступки. Рабочие  ищут наивысшую зарплату. Желание  повысить свое благосостояние побуждает их работать эффективнее и производительнее. Бизнесмен стремится к высоким прибылям. Владельцы собственности хотят установить по возможности более высокие цены на свои ресурсы. В системе свободного предпринимательства экономические стимулы помогают нам определить, какое направление деятельности будет наиболее выгодным.

 

Решения всегда принимаются на основе сопоставления дополнительных затрат с дополнительными выгодами. Дополнительные затраты - это предельные затраты  или предельные издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукта наиболее дешевым способом. Слово "предельный" означает расположенный на границе или краю". Вы решили приобрести автомобиль и стать таксистом. Прикидываете ожидаемые затраты: цена автомобиля, оформление прав, страховка, расходы на бензин, масло, техобслуживание, процент за кредит, аренда гаража и т.д. Ориентировочно определяете ожидаемые доходы в расчете на год и получаете результат. После сопоставления его с настоящей работой и доходом принимаете решение: быть вам таксистом или не быть.

В большинстве производств экономия, а, следовательно, и выгода, достигаются  на масштабах. Если деловые люди не видят способа произвести большой  объем продукции, они не станут производить  ничего. Их решения направляются ожидаемыми предельными затратами. Предприятие направляет ограниченные ресурсы на ту продукцию, которая необходима потребителю и по цене, которую они согласны платить. Прибыль сигнализирует предприятию о том, насколько оно правильно решает вопросы "Что производить?" и "Как производить?".

Затраты всегда являются результатом  действия спроса и предложения. Вы взбудоражены очередным повышением цен на продукцию  животноводства. Вам отвечают, что  возросли издержки, повысилась закупочная цена. Ее рост есть в свою очередь результат повышения цен на топливные ресурсы, на корма и зарплаты. Сама зарплата растет в связи с повышением цен на блага и услуги и т.д. Так что же, в конечном счете, определяет рост цен на продукцию животноводства?

Изменение спроса воздействует на цены в зависимости от величины предельных издержек производства. Возрастание спроса на любое благо повысит затраты на приобретение этого блага лишь постольку, поскольку оно не вызовет роста величины предложения. Затраты связаны не с вещами, а с действиями людей. Существо экономической системы и состоит в постоянной координации процессов сотрудничества и взаимного приспособления.

При системе свободного предпринимательства  производятся только те товары и услуги, которые ценятся индивидуальными потребителями данного общества. Мы склонны так действовать, поскольку это выгодно нам самим. Ожидание вознаграждения (для предприятия - это прибыль) стимулирует работников производить больше, а работодателей расходовать ресурсы рационально.

На практике прибыль есть излишек выручки над затратами капитала. Прибыль представляет собой конкретную цель, к которой стремится каждый предприниматель, а издержки производства - затраты на достижение этой цели.

Таким образом, вышесказанное подтверждает актуальность выбранной мной темы курсовой работы.

 

 

                                  1. Понятие  и сущность издержек предприятия

 

 

Денежные затраты на приобретение вводимых факторов производства называются издержками производства.

Затраты могут быть представлены двумя способами:

во-первых, как ценность израсходованных ресурсов в фактических  ценах их приобретения;

во-вторых,  как ценность других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из всех возможных альтернативных направлений  использования тех же ресурсов.

Например, предприниматель  решает пустить 10 млн. руб. в производство. В конце года он получает превышение доходов над расходами в размере 2 млн. руб. В то же время, если бы он положил  их в банк, то в конце года получил  бы 13 млн. руб., т.е. сумму, большую, чем в результате хозяйственной деятельности. Значит, делая выбор в пользу производства, он отказался от альтернативного использования своих средств и упустил возможность получить 13 млн. руб.

Альтернативные (или вмененные  издержки) для предпринимателя составляют 13 млн. руб. Различают явные и неявные издержки.

Явные издержки – это альтернативные издержки, принимающие форму прямых платежей поставщикам факторов производства.

Неявные издержки – это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы. Обычно фирмы не отражают их в своей бухгалтерской отчетности, но от этого они не становятся менее реальными. Установление различия между явными и неявными издержками необходимо для понимания понятия «прибыль».

Экономическая прибыль это разность между выручкой (совокупным доходом) фирмы и ее издержками (как явными, так и неявными).

В мире бизнеса термин «прибыль» часто используется просто для обозначения разности совокупных доходов и явных издержек. Экономисты называют такую прибыль бухгалтерской прибылью.

Иногда требуется использовать понятие нормальной прибыли, которую  получают предприниматели, когда экономическая  прибыль равна нулю. Нормальная прибыль представляет собой доход, который принесли бы некоторые ресурсы своему владельцу при их лучшем альтернативном использовании. Она является элементом неявных издержек.

В практике хозяйствования часто используется деление издержек на постоянные и переменные.

Постоянные издержки (fixed cost – FC) – это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства. К ним относятся издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и оборудования, арендой, капитальным ремонтом, а также административными расходами. Средние постоянные издержки (avarage fixed cost –AFC) с увеличением производства имеют тенденцию к уменьшению.

Информация о работе Издержки предприятия - важнейший показатель конкурентоспособности