Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Сегодня ни одно государство в мире не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство. Вместе с тем, несмотря на тенденцию к интеграции, мировая экономика остается конгломератом хозяйств с различными уровнями развития и несовпадающими, а подчас и прямо противоположными, интересами.

Вложенные файлы: 1 файл

теор.часть.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

 

 

I.Теоретическая часть: Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий

I.1Введение

В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Сегодня ни одно государство в мире не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство. Вместе с тем, несмотря на тенденцию к интеграции, мировая экономика остается конгломератом хозяйств с различными уровнями развития и несовпадающими, а подчас и прямо противоположными, интересами. Поэтому каждой стране крайне важно реалистически оценить свое нынешнее и возможно будущее место в мировом сообществе с учетом собственных интересов и специфических целей развития. В этих условиях особое значение приобретает государственное регулирование внешнеэкономической деятельности как совокупности мер и институтов, способствующих осуществлению внешнеэкономической политики страны в отношении взаимосвязей с зарубежными партнерами. 

 

I.2 Значение внешнеэкономической деятельности

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами. Важнейшей частью ВЭД выступает внешняя торговля, которая определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.

Предприятие – участник ВЭД – это самостоятельное юридическое лицо, обладающее обособленным имуществом, имеющее право от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, а также быть истцом в суде, арбитраже и третейском суде. Являясь участником ВЭД, предприятие должно иметь четко очерченные цели деятельности, которые определяются в его учредительных документах. Цели и задачи  внешнеэкономической сделки не должны вступать в противоречие с тем, что определено в уставе или прочих учредительных документах предприятия.

 

  

 
       

080114 КР 2013

   Лист.

 

 

 
       

3

 Изм.

 Кол

Уч

Лист

№ док

Подпись

Дата


 

 

 

 

 

Предприятие является основным звеном внешнеэкономической деятельности. Выход предприятия на международный рынок приводит к целому ряду положительных моментов как для него самого, так и для экономики страны в целом. Среди них отметим следующие:

  • Дополнительное стимулирование роста (или стабилизация) национальной экономики
  • Возможность гибко и оперативно реагировать на изменения внешнеэкономических факторов, оптимально применять определенные производственные ресурсы в целях рационального использования преимуществ международного разделения труда
  • Партнеры из разных стран в рамках сотрудничества с Россией существенно влияют на развитие предпринимательства, повышение его технического и технологического уровня, что ведет к экономическому росту
  • Предпринимательство, замкнутое лишь на национальный хозяйственный комплекс, лишенное здоровой конкуренции извне, развивается не столь эффективно.

Государство регулирует, регламентирует, поддерживает выход национальных предприятий на мировой рынок. Внешнеэкономическая деятельность государства – это целенаправленная политика, которая обеспечивает продвижение товаров  и услуг на мировой рынок в целях получения активного платежного баланса, повышения международной конкурентоспособности национальной экономики и повышения благосостояния населения.

Функции предприятия во внешнеторговой деятельности:

    • Производственно-хозяйственные – выбор экспортной стратегии, производство экспортной продукции, работ, услуг, производственные связи с внутренними партнерами
    • Организационно-экономические – выбор форм и методов работы на внешнем рынке, процесс выхода на внешний рынок, планирование внешнеторговых операций, организация рекламы
    • Коммерческие – внешнеторговые сделки (экспортные и импортные), а также вспомогательные операции (транспортные, страховые, валютные и финансово - кредитные).

К основным формам внеэкономических связей относят внешнюю торговлю, движение услуг, капитала, технологий, разного рода платежей и переводов, рабочей силы.

           

080114 КР 2013

   Лист.

 

 

 
       

4

 Изм.

 Кол

Уч

Лист

№ док

Подпись

Дата


 

 

 

 

 

           I.3. Цели и принципы государственного регулирования

Основные цели госрегулирования ВЭД состоят в следующем:

• использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России рыночной экономики;

• содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;

• создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;

• защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;

• создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Государственное регулирование ВЭД в России в условиях переходной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

• единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики;

• единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;

• перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;

• четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;

• обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Особое значение сегодня имеет четкое разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральных органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:

• определение основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом;

• разработка соответствующих федеральных программ;

• защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности;

• разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;

• подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль за их исполнением;

• организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;

• определение и реализация валютной политики страны;

• формирование и использование золотовалютных резервов РФ;

• контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);

• разработка платежного баланса РФ и т.д.

 

 

 
       

080114 КР 2013

   Лист.

 

 

 
       

5

 Изм.

 Кол

Уч

Лист

№док

Подпись

Дата


 

 

 

 

Субъекты РФ в условиях формирующейся рыночной экономики правомочны:

• осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;

• контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;

• предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним Федерация не отвечает);

• заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции (то есть с субъектами зарубежных федеративных государств);

• иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации.

Определенные вопросы находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. В их числе:

• координация действий участников ВЭД;

• выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их выполнение касается интересов регионов);

• разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;

• регулирование приграничной торговли;

• информационное обеспечение ВЭД.

I.4. Виды экономических сделок

Согласно законодательству Российской Федерации осуществлять все хозяйствующие субъекты, функционирующие в сфере производства и обращения, могут самостоятельно осуществлять внешнеэкономические операции.

Различают следующие формы внешнеэкономической деятельности:

  • Экспортные сделки
  • Импортные сделки
  • Реэкспортные сделки
  • Встречные сделки

Экспорт- это вывоз товаров с таможенной территории страны за границу без обязательства по обратному их ввозу и возможное предоставление иностранным лицам услуг и прав на результаты интеллектуальной собственности.

Импорт- покупка товара у иностранного продавца, ввоз его на таможенную территорию страны покупателя.

Реэкспорт- покупка товара у иностранного продавца, ввоз его на территорию страны покупателя, перепродажа данного товара в его изначальном виде за рубеж иностранному покупателю.

 

  

 
       

080114 КР 2013

   Лист.

 

 

 
       

6

 Изм.

 Кол

Уч

Лист

№ док

Подпись

Дата


 

 

 

 

Встречная торговля (встречные сделки)- представляют собой организационно- увязанные экспортно-импортные операции, где экспортер обязуется принять в оплату стоимости своего товара всю или часть стоимости встречного импортного товара покупателя. Примером встречных сделок может служить бартерное сотрудничество на основе товарообмена.

Основные этапы внешнеторговой сделки:

    • Маркетинговые исследования внешнего рынка и выбор товара
    • Поиск и выбор контрагента
    • Установление делового контакта с партнером
    • Оформление заказа с партнером
    • Оформление заказа покупателем
    • Исполнение заказа продавцом
    • Условия поставки и расчеты за её выполнение

Основными условиями создания совместного предпринимательства являются:

    • Освоение передовой, прогрессивной техники и технологии
    • Освоение новых методов организации труда и управления производством
    • Увеличение экспорта готовых товаров

Формирование совместных предприятий предполагает:

  • Совместное управление производством
  • Согласованное распределение прибыли
  • Создание товаров на базе объединенной собственности
  • Разделение производственного и коммерческого риска

На территории РФ совместные предприятия создаются преимущество в отраслях добывающей промышленностью, строительства, туризма, легкой и пищевой промышленности.

Характерные черты совместного предприятия:

  • Совместный капитал и, следовательно, требование защиты и возврата капитала
  • Единый производственный аппарат
  • Согласование интересов партнеров
 

  

 
       

080114 КР 2013

   Лист.

 

 

 
       

7

 Изм.

 Кол

Уч

Лист

№ док

Подпись

Дата

Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности предприятия