Венчурные фонды как источник финансирования инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть суть и значение государственного регулирования инновационной деятельностью в Республике Беларусь, а также рассмотреть положительный опыт государственной деятельности в данной сфере в зарубежных странах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности
1.1 Формы поддержки инновационной деятельности, типы моделей научно-инновационного развития зарубежных стран…………………………………..6
1.2 Особенности регулирования инновационной деятельности в США……...8
1.3 Особенности регулирования инновационной деятельности в Японии……9
1.4 Государственное регулирование инновационной деятельности в ведущих странах Евросоюза (Германия, Франция, Англия)……………………………11
2 Анализ государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности
2.1 Роль государства в регулировании инновационной деятельности……….13
2.2 Методы государственного управления инновационной политикой……..17
2.3 Количество инновационных предприятий Республики Беларусь………..19
3 Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в Республике Беларусь
3.1 Направления совершенствования инновационной политики…………….21
3.2 Приоритетные задачи и направления инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. ……………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………..............27

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_INNOVATsII-max-1.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

Кафедра экономики промышленных предприятий

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: Экономика и управление инновациями

на тему:Венчурные фонды как источник финансирования инновационной деятельности.

 

 

 

 

Студент

ВШУБ, 5 курс, ВВП-4                          Виноградова Н.Н.

                                                                                            

 

Руководитель                                                                   Нехорошева Л.Н.       

              

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2015

 

 

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 27 с., 10 источников.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЗАРУБЕЖОМ

Объект исследования – инновационная сфера государства.

Предмет исследования – государственное регулирование инновационной сферы.

Цель работы: раскрыть суть и значение государственного регулирования инновационной деятельностью в Республике Беларусь, а также рассмотреть положительный опыт государственной деятельности в данной сфере в зарубежных странах.

Методы исследования: анализ, обобщение, сравнительный анализ.

Исследования и разработки: на основе анализа и обобщения данных, полученных из различных официальных источников, раскрыта экономическая целесообразность государственного регулирования инновационной сферы страны.

Область возможного практического применения: результаты, полученные в курсовой работе, могут быть использованы при изучении курса «экономика и управление инновациями».

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения сопровождаются ссылками на их авторов.     

 

 

_________________

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...4

1 Зарубежный опыт государственного  регулирования инновационной деятельности

1.1 Формы поддержки инновационной  деятельности, типы моделей научно-инновационного развития зарубежных стран…………………………………..6

1.2 Особенности регулирования  инновационной деятельности в  США……...8

1.3 Особенности регулирования  инновационной деятельности в  Японии……9

1.4 Государственное регулирование  инновационной деятельности в ведущих странах Евросоюза (Германия, Франция, Англия)……………………………11

2 Анализ государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности

2.1 Роль государства в  регулировании инновационной деятельности……….13

2.2 Методы государственного управления инновационной политикой……..17

2.3 Количество инновационных  предприятий Республики Беларусь………..19

3 Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в Республике Беларусь

3.1 Направления совершенствования  инновационной политики…………….21

3.2 Приоритетные задачи  и направления инновационного  развития Республики Беларусь  на 2011-2015 гг.   ……………………………………….22

Заключение……………………………………………………………………….25

Список использованных источников…………………………………..............27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вопрос о соотношении рыночных сил и государственного регулирования на протяжении всего XX века являлся одним из принципиальных вопросов рыночной экономики и широко обсуждался в экономических кругах.

По данным мировой истории в экономической политике различных стан на разных этапах развития осуществлялась реализация как концепции, предусматривающей усиление роли государства в экономических процессах (прежде всего кейнсианство, господствовавшее и в экономической теории и в практике хозяйственного регулирования на протяжении многих десятилетий XX века, примерно до 70-х гг.), так и концепции, делающей ставку на рыночные силы (монетаризм, экономика предложения и другие экономические теории, которые обрели особое значение в 80-90-е годы прошлого столетия). Имела место цикличность смены консервативных и либеральных периодов в развитии экономической системы капитализма.

Однако в условиях перехода к новому этапу экономического развития, так называемой новой инновационной экономике, регулирующая роль государства усиливается. Растущее значение технологических и экономических факторов для поступательного движения человеческой цивилизации требует решения не только технических задач, но и широкого круга проблем, связанных с финансовым, организационным правовым обеспечением технологических нововведений, с проблемами социальных последствий их внедрения. В таких условиях государство становится главным фактором, вырабатывающим национальную стратегию развития, создающего механизмы саморегулирования и становления других эффективных институтов развития.

Следует осознавать, что сам рынок в его традиционном понимании противоречит инновациям. Согласно экономической теории, только соотношение между спросом и предложением в условиях свободно определяемых цен на рынке способно установить правильные пропорции в экономике, дать правильные «сигналы» для инвестиционной деятельности частных компаний, определить условия их жизнеспособности. В такой постановке вопроса рынок не создает стимулов, способствующих появлению новых технологий и их внедрению в промышленное производство. Он ориентирует частные компании на получение предсказуемых коммерческих результатов в краткосрочной перспективе, получение высоких доходов, стремление к удерживанию лидерства на рынке, в т.ч. за счет монопольного права на обладание отдельными факторами производства (сырьем, технологиями и пр.), а также создание препятствий для других инновационных компаний.

Тем не менее, необходимо признать, что в рыночных условиях хозяйствования основной движущей силой экономического роста являются инновации, внедряемые как на производстве, так и в эксплуатации и при потреблении. С их помощью постоянно увеличиваются объемы производства продукции, работ, услуг и их разнообразие. При этом используется огромное количество первичных ресурсов и энергии, растет отрицательное воздействие современного производства и потребления на окружающую среду, увеличиваются затраты на утилизацию завершивших свой жизненный цикл производств. Технологии новых поколений ориентированы на наращивание их прогрессивных преимуществ и удержание в заданных границах влияния отрицательных факторов социально-экономического развития.

Значение инновационного подхода в повышении эффективности общественной деятельности подчеркивают многие отечественные и зарубежные экономисты – ведь известно, что на долю новых и усовершенствованных продукций и технологий в ведущих странах мира приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта.

На современном этапе динамичное развитие рыночной экономики любого Республики Беларусь невозможно без государственного механизма по поддержке и стимулированию инновационной деятельности в научно-технической сфере.

Цель курсовой работы – раскрыть суть и значение государственного регулирования инновационной деятельностью в Республике Беларусь, а также рассмотреть положительный опыт государственной деятельности в данной сфере в зарубежных странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности

 

1.1 Формы поддержки инновационной деятельности, типы моделей научно-инновационного развития зарубежных стран

 

Инновационная деятельность характеризуется сложностью и высоким риском. Для инициации инновации бывает недостаточно наличия внутренних стимулов и потенциала. Здесь решающей движущей силой могут стать внешние стимулы и, в частности, государственная поддержка. Сферой активной государственной поддержки является, прежде всего, фаза «Фундаментальная наука». Научные идеи не могут быть непосредственно использованы в хозяйственной деятельности, целью которой является прибыль. Поэтому государство во многом берет на себя функцию обеспечения бизнеса одним из важнейших ресурсов инновационного процесса - научными знаниями и идеями. Таким образом, целями государственной политики ведущих стран мира в области поддержки науки являются:

- увеличение вклада науки  и техники в развитие экономики  страны. В зарубежных странах  до 90 % экономического роста достигается  за счет научно-технического прогресса, тогда как в странах СНГ - по  данным на 2009 год - менее 5 % (в 1990 эта доля доходила до 65 %);

- обеспечение прогрессивных  преобразований в сфере материального  производства;

- повышение конкурентоспособности  национального продукта на мировом  рынке;

- укрепление безопасности  и обороноспособности страны;

- улучшение экологической обстановки;

- сохранение и развитие  сложившихся научных школ.

Принципами, на основе которых реализуются вышеперечисленные цели, являются:

- свобода научного и  научно-технического творчества;

- правовая охрана интеллектуальной  собственности;

- интеграция научной, научно-технической деятельности и

образования;

- концентрация ресурсов  на приоритетных направлениях  научного развития (следует отметить  тенденцию, сложившуюся в области  финансирования науки в США  и Японии: в отличие от европейских  стран и стран СНГ, где исследования финансируются по всему фронту, в этих странах приоритетно финансируются работы, являющиеся опорными для развития многих отраслей знания);

- стимулирование деловой  активности в научной и научно- технической деятельности;

- развитие международного научного сотрудничества.

При обеспечении поддержки инновационной деятельности различные страны придерживаются следующих стратегий, различающихся по уровню и формам поддержки:

- стратегия активного  вмешательства;

- стратегия децентрализованного регулирования;

- смешанная стратегия.

Суть стратегии активного вмешательства заключается в признании государством научной, научно-технической и инновационной деятельности как главной, определяющей экономический рост национального хозяйства. Государство берет на себя активную роль в организации и финансировании многих важных программ и проектов, осуществление которых вносит весомый вклад в развитие национальной экономики (Япония, Франция, Нидерланды).

Стратегия децентрализованного регулирования представляет собой более сложный механизм участия государства в научной и инновационной сфере. Государство и в этой стратегии играет важную роль, но при этом отсутствуют жесткие директивные связи, характерные для стратегии активного вмешательства. На первое место здесь выходят научные организации и производственные фирмы, а роль государства заключается в создании им необходимых правовых, экономических и других условий (США, Великобритания).

Смешанная стратегия используется в странах, где в экономике значительную часть составляет государственный сектор и государство заинтересовано в поддержке высокого экспортного потенциала отраслей этого сектора. По отношению к государственным организациям государство использует стратегию активного вмешательства, к остальным - стратегию децентрализованного регулирования (Швеция).

В мировой практике используются следующие виды налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность:

предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т.е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели;

уменьшение налога на прирост инновационных затрат;

«налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;

льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций;

снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и совместные НИОКР;

связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов;

льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и др. нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;

уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых ВУЗам, НИИ и другим инновационным организациям;

Информация о работе Венчурные фонды как источник финансирования инновационной деятельности