Ведение бухгалтерского учета по налогу на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 18:08, реферат

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение правил ведения бухгалтерского учета НДС. В данной курсовой работе решаются следующие задачи: - порядок ведения бухгалтерского учета по НДС; - особенности организации аналитического учета НДС; - расчеты с бюджетом на основе счетов-фактур. Предметом исследования является налог на добавленную стоимость. Объектом исследования - ООО «РУВАК».

Содержание

Введение………… ………………………………………………………….3
1.Теоретические аспекты ведения бухгалтерского учета
по налогу на добавленную стоимость…………………………………….5
1.1 Порядок ведения бухгалтерского учета по налогу
на добавленную стоимость………… ………………………………… .5
2. Исчисление и учет НДС в ООО «РУВАК» …………………………….26
2.1.Экономическая характеристика ООО «РУВАК» ……………………26
2.2 Порядок исчисления НДС в ООО «РУВАК» ………………………...26
3. Совершенствование учета НДС…………………………………………28
3.1 Обязательные реквизиты счетов-фактур……………………………...28
3.2. Итоги и организационные моменты ………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………..32
Список использованной литературы ……………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Бухучет НДС-1.docx

— 59.87 Кб (Скачать файл)

Расчеты между организациями могут быть произведены в порядке частичной предварительной либо полной оплаты согласно расчетным документам. При этом объектами НДС являются предварительная оплата в счет предстоящих поставок товаров, работ и услуг, которая находит отражение исходя из экономической сущности расчетов в учете организации-покупателя по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсчет "Авансы выданные", а у организации-продавца - по счету 62, субсчет "Авансы полученные". Действующими нормами НК РФ по НДС в 2009 г. в соответствии с "антикризисными" поправками в налоговое законодательство устанавливается право покупателя принять НДС к вычету в случае перечисления предоплаты продавцу. Отметим, что вычет НДС по авансам выданным должен быть оформлен первичными документами и счетом-фактурой в принятом порядке. Что касается корреспонденции счетов по операциям отражения НДС по авансам выданным, а также вычета НДС, необходимо предусмотреть варианты корреспонденции счетов по таким операциям в учетной политике организации, что объясняется отсутствием каких-либо рекомендаций по данному вопросу в нормативных документах. Можно предложить следующие варианты записей по счетам бухгалтерского учета, отражающих вышеуказанную операцию. Вариант 1. Дебет 60, субсчет "Расчеты по авансам выданным", Кредит 51 - оплачен аванс поставщику за материалы - 118 000 руб.; Дебет 19, субсчет "НДС "входящий" по авансам уплаченным", Кредит 76, субсчет "НДС с авансов" - принят к учету НДС с аванса, выданного поставщику 18 000 руб.; Дебет 68, субсчет "

Расчеты по НДС", Кредит 19, субсчет "НДС "входящий" по авансам уплаченным" - НДС с аванса, выданного поставщику, принят к вычету - 18 000 руб.; Дебет 10 "Материалы" Кредит 60 - оприходованы материалы, в том числе НДС, уплаченный поставщику 100 000 руб.; Дебет 19 Кредит 60 - оприходованы материалы, в том числе НДС, уплаченный поставщику 18 000 руб.; Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19 - НДС, уплаченный поставщику, принят к вычету - 18 000 руб.; Дебет 19, субсчет "НДС "входящий" по авансам уплаченным", Кредит 76, субсчет "НДС с авансов" - сторно НДС, принятого к вычету с аванса, выданного поставщику (-18 000 руб.); Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19, субсчет "НДС "входящий" по авансам уплаченным" - сторно НДС, принятого к вычету с аванса, выданного поставщику (-18 000 руб.). Вариант 2. Дебет 60, субсчет "Расчеты по авансам выданным", Кредит 51 - оплачен аванс поставщику за материалы - 118 000 руб.; Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 76, субсчет "Расчеты по НДС" - принят к учету НДС с аванса, выданного поставщику 18 000 руб.; Дебет 10 Кредит 60 - оприходованы материалы, в том числе НДС, уплаченный поставщику 100 000 руб.; Дебет 19 Кредит 60 - оприходованы материалы, в том числе НДС, уплаченный поставщику 18 000 руб.; Дебет 60 Кредит 60, субсчет " Расчеты по авансам выданным" - НДС, уплаченный поставщику, принят к вычету - 118 000 руб.; Дебет 76, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС" - сторно НДС, принятого к вычету с аванса, выданного поставщику (-18 000 руб.); Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19 – сторно НДС, принятого к вычету с аванса, выданного поставщику (-18 000 руб.). Кроме продажи продукции и выполнения работ и услуг организации нередко осуществляют операции по продаже имущества (основных средств, материалов, запасных частей, топлива и др.), которые относятся к прочей деятельности. Рассмотрим порядок отражения НДС по операциям, связанным с реализацией товарно-материальных ценностей [16, c. 30].

Пример 2. Организация продает согласно договору принадлежащий ей винторезный станок, продажная стоимость которого составляет 413 000 руб в том числе НДС - 63 000 руб. Первоначальная стоимость станка - 600 000 руб сумма начисленной амортизации по данным бухгалтерского учета - 420 000 руб. Указанные операции отражаются в учете таким образом: Дебет 62 Кредит 91, субсчет 1 "Прочие доходы" - предъявлен покупателю счет за проданный винторезный станок согласно договору - 413 000 руб.; Дебет 91, субсчет 2 "Прочие расходы", Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС" - начислен НДС от стоимости проданного винторезного станка - 63 000 руб.; Дебет 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств", Кредит 01 - списана первоначальная стоимость проданного винторезного станка - 600 000 руб.; Дебет 02 "Амортизация основных средств" Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств" - списана амортизация по проданному винторезному станку - 420 000 руб.; Дебет 91, субсчет 2 "Прочие расходы", Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств" - списана остаточная стоимость винторезного станка - 180 000 руб.; Дебет 91, субсчет 9 "Сальдо прочих доходов и расходов", Кредит 99 "Прибыли и убытки" - выявлен финансовый результат от реализации винторезного станка - 170 000 руб. Таким образом, начисление НДС по облагаемым операциям, связанным с прочей деятельностью организации, оформляется записью: Дебет 91, субсчет 2 "Прочие расходы", Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС". Вместе с тем отражение начисления НДС в соответствии с объектом налогообложения по отдельным операциям имеет некоторые особенности. В качестве примера таких операций можно назвать строительно-монтажные работы для собственного потребления. Затраты организации по СМР (материалы, оплата труда производственных рабочих, ЕСН от суммы оплаты труда рабочих, занятых строительно-монтажными работами; амортизация основных средств, используемых в процессе выполнения СМР, и прочие расходы) отражаются по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 3 "Строительство объектов основных средств", и кредиту счетов 10, 60, 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 02 и др. Затраты обобщаются на счете 08 в регистрах бухгалтерского учета ежемесячно на основании материальных отчетов, актов на списание материалов, нарядов сменных рапортов, ведомости начисления амортизации и т.д. Затраты на выполненные СМР являются объектом начисления НДС только в последний день квартала - отчетного периода составления налоговой декларации. Начисленная сумма НДС по СМР для собственного потребления в последний день налогового периода оформляется записью: Дебет 19, субсчет "НДС по СМР", Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС". Начисленная сумма НДС принимается к вычету в конце каждого налогового периода, т.е. в конце квартала, с 2009 г. Таким образом, начисление НДС и предъявление его к вычету производятся одновременно и показываются в одной декларации. Вычет НДС, начисленный по СМР для собственного потребления, фиксируется записью: Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19, субсчет " НДС по СМР". Окончание СМР для собственного потребления оформляется актом приемки законченного строительством объекта, актом ввода в эксплуатацию и отражается записью: Дебет 01 Кредит 08, субсчет 3 "Строительство объектов основных средств". Учет расчетов с бюджетом по НДС включает не только операции по начислению НДС, но и операции, связанные с вычетом сумм НДС, предъявленных продавцами организациям при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации. Другими словами, налоговый вычет означает уменьшение суммы начисленного НДС за налоговый период. Вычет НДС, предъявленного при приобретении товаров, производится при соблюдении следующих условий: - наличие счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), а также имущественных прав; - приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС; - принятие на учет указанных товаров (работ, услуг), а также имущественных прав. При формировании информационной базы по "входящему" НДС требуются следующие документы: - счета-фактуры, заполненные в порядке, установленном ст. 169 НК РФ; - первичные учетные документы, в которых НДС выделяется отдельной суммой (накладные, акты приема-сдачи работ и т.п.); - расчетные документы, в которых НДС выделяется отдельной суммой (приходные кассовые ордера и т.п.); - специальные дополнительные документы по отдельным операциям (бухгалтерская справка); - журналы учета счетов-фактур; - книги покупок; - бухгалтерские регистры. Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям учитывается на одноименном счете 19, который предназначен для обобщения информации о причитающихся к уплате либо уплаченных организацией суммах НДС при осуществлении операций по приобретению основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов и др. Широкий спектр хозяйственных операций по приобретению ценностей, работ и услуг вызывает необходимость детализации информации по НДС, причитающегося к уплате, в зависимости от однородности содержания хозяйственных операций, что требуется для обеспечения единства регистров синтетического и аналитического учета по отдельным видам приобретаемых ценностей. Перечень субсчетов к счету 19 разрабатывается организацией самостоятельно исходя из специфики ее деятельности и предусматривается в рабочем плане счетов. Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, причитающийся к уплате организацией, отражается записью: Дебет 19 Кредит 60, 76. Сумма НДС, накопленная на кредите счета 19, списывается в дебет счета 68. Вместе с тем надо отметить, что в отдельных ситуациях уплаченный (причитающийся) поставщику НДС не принимается к вычету. При этом сумму НДС включают в стоимость приобретенных материальных ценностей (работ, услуг) или в расходы организации. К таким случаям относятся: 1) приобретенные материальные ценности необходимы для производства или реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от НДС; 2) организация-покупатель, которая приобрела товары (работы, услуги), не является плательщиком НДС или имеет освобождение от этого налога; 3) приобретенные товары (работы, услуги) используются для осуществления операций, которые относятся к не облагаемым НДС. Например, передача имущества в качестве вклада в уставный капитал другой организации и др.; 4) приобретенные товары (работы, услуги) используются для осуществления операций, местом реализации которых не является Российская Федерация. Обобщение дебетовых и кредитовых оборотов по счету 68, субсчет "Налог на добавленную стоимость", ежемесячно производится в Главной книге по данным регистров бухгалтерского учета [4, c. 13].

Эта информация нужна для взаимоувязки данных в регистрах налогового учета, которые предназначены для обобщения сведений о сумме начисленного НДС и сумме НДС, предъявленной к вычету (книга покупок, книга продаж). Налоговая декларация, Главная книга, регистры бухгалтерского учета, отражающие обязательства организации по налогу на добавленную стоимость, являются источниками информации, обеспечивающими необходимую взаимосвязь налогового и бухгалтерского учета, что позволяет отметить процесс интеграции налоговой и учетной информации, направленной на обеспечение качественной экономической информации.

 

2. Исчисление и учет  НДС в ООО «РУВАК» 

2.1.Экономическая характеристика  ООО «РУВАК» 

 

ООО «РУВАК» было образовано в 2007 году и зарегистрировано в

МИФНС №1по Калужской области (ИНН 4015004478, КПП 401501001). Место расположения организации – Калужская область, с. Перемышль, ул. Ген. Трубникова, д. 2

ООО «РУВАК» является официальным дистрибьютором RUWAC GMBH по России и странам СНГ, планируется открытие собственного производства под товарным знаком «RUWAC» из комплектующих и деталей, поставляемых RUWAC GMBH. Абакаров Эмран Гаджиабакарович является директором ООО «РУВАК». Штат работников ООО «РУВАК» представлен в таблице 1. Таблица 1 - Штат работников ООО «РУВАК» № п/п Должность Численность 1 Директор 1 2 Зам. ген. директора 1 3 Гл. бухгалтер 1 4 Менеджер 1 5 Менеджер по продажам 1 6 Вахтер 2 7 Офис-менеджер 0,5 Основной конкурент организации: KÄRCHER GMBH. Выручка за 3 последних предшествующих года составила 4,2 млн. руб.

 

2.2 Порядок исчисления НДС в ООО «РУВАК»

 

Данная организация является налогоплательщиком по налогу на добавленную стоимость. Организация исчисляет налог по ставкам 18%, 18%/118%. Определим НДС к уплате за отчетный период (I кв. 2010 года) при реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 18 %: см. Книга продаж (приложение Г): НДСпр= выручка (без НДС)* Налоговая ставка = НДС к уплате от реализации НДСпр= 817479*18%=147146 (руб.) НДСав= авансы полученные - Дт сч. 76. (субсчет авансы полученные от покупателей)*(18%/118%) = НДС к уплате от авансов полученных НДСав= 617569*(18%/118%)=94206 (руб.)

Общая сумма НДС к упалте в бюджет: НДСуп=НДСпр+НДСав НДСуп=147146+94206=241352 (руб.)

Согласно ст.171 НК РФ ООО «РУВАК» имеет право уменьшить общую сумму НДС на суммы налоговых вычетов. см. книга покупок (приложение В) НДСпол=Кт. сч.19, (субсчет согласно рабочего плана счетов организации)=144709 (руб.) НДСавз=сумма налога исчисленная продавцом с сумм оплаты, подлежащая вычету у продавца с даты отгрузки (выполненных работ, оказанных услуг) – Кт сч. 76. (субсчет авансы полученные от покупателей)=90824 (руб.) Общая сумма НДС, подлежащая вычету: НДС выч=НДСпол+НДСавз=144709+90824=235533 (руб.) ИТОГО сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет: НДСб=НДСуп-НДСвыч=241352-235533=5819 (руб.) Организация налогового учета по НДС в ООО «РУВАК»

На основании хозяйственных операций, совершенных в ООО «РУВАК» за I квартал 2010 года были составлены счета – фактуры, а также заполнены журналы учета выставленных и полученных счетов-фактур, заполнены книга покупок и книга продаж. ООО «РУВАК» должен представить налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 20 апреля 2010 года и в срок до 20 числа каждого месяца следующего за отчетным должна уплатить1/3 исчисленного налога в бюджет.

 

3. Совершенствование учета  НДС

3.1 Обязательные реквизиты  счетов-фактур

 

В соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия к вычету или возмещению НДС из бюджета. Требования к этому документу установлены НК РФ, и их несоблюдение влечет отказ в вычете или возмещении НДС, уплаченного контрагенту (п. 2 ст. 169 НК РФ). Стоит отметить, что с января 2010 г. упомянутая норма НК РФ (п. 2 ст. 169 НК РФ) действует в новой редакции , которая (надеемся) значительно уменьшит столь обильное количество формальных придирок к оформлению счетов-фактур, а значит, и обращений налогоплательщиков (для разрешения той или иной спорной ситуации) в судебные инстанции.

В то же время утверждать, что теперь по данному вопросу все будет "идеально гладко", мы не можем - налоговики (было бы желание) всегда найдут, к чему придраться. Именно из этих соображений мы вновь обращаемся к данной теме - на повестке дня прежние и обновленные правила, которые надо учесть при оформлении главного документа, необходимого для налогового вычета по НДС. Для начала напомним перечень обязательных реквизитов счетов-фактур, которые поставщик оформляет при отгрузке товаров (работ, услуг). Этот перечень приведен в п. п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ: 1) порядковый номер и дата выписки счета-фактуры; 2) наименование, адрес и идентификационные номера поставщика и покупателя; 3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя; 4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг); 5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания); 6) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания); 7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог с учетом суммы налога; 8) стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога; 9) сумма акциза по подакцизным товарам; 10) налоговая ставка; 11) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок; 12) стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога; 13) страна происхождения товара; 14) номер таможенной декларации; 15) подписи руководителя и главного бухгалтера либо иных уполномоченных лиц.

Счет-фактура, в котором нет необходимых реквизитов, не может являться основанием для принятия НДС к вычету (п. 2 ст. 169 НК РФ). Перечень реквизитов счета-фактуры, который выставляется при получении оплаты (в том числе и частичной) в счет предстоящих поставок товаров, работ, услуг, приведен в п. 5.1 ст. 169 НК РФ. Напомним, что к обязательным реквизитам такого "авансового" счета-фактуры относятся:

1) порядковый номер и дата  выписки счета-фактуры;

2) наименование, адрес и идентификационные  номера налогоплательщика и покупателя;

3) номер платежно-расчетного документа;

4) наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных  прав;

5) сумма оплаты, частичной оплаты  в счет предстоящих поставок  товаров (выполнения работ, оказания  услуг), передачи имущественных прав;

6) налоговая ставка;

7) сумма налога, предъявляемая покупателю  товаров (работ, услуг), имущественных  прав, определяемая исходя из  применяемых налоговых ставок. Счет-фактура  на предоплату также должен  быть подписан руководителем  и главным бухгалтером организации.

 

3.2. Итоги и организационные  моменты 

 

Итак, на многие вопросы заполнения счетов-фактур и принятия по ним к вычету НДС до сих пор нет однозначного ответа, судебная практика по ним также противоречива. Это приводит к необходимости руководству организации делать самостоятельный выбор в спорных ситуациях, исходя из анализа соотношения получаемой выгоды и налогового риска, с учетом последних разъяснений Минфина и налоговых органов, тенденций судебных решений в аналогичных ситуациях в соответствующем округе. На практике также возникает ситуация, когда в организацию, например торговую, ежедневно поступает поток счетов-фактур от множества поставщиков, в том числе и документы, оформленные с нарушениями. Бухгалтер, ответственный за вычет НДС и оформление книги покупок, контролирует качество входящих счетов-фактур и выявляет те документы, которые нуждаются в исправлении. Бухгалтерия, как правило, не имеет ресурсов времени, чтобы связываться с каждым поставщиком и добиваться исправления счетов-фактур или их замены до конца налогового периода. При этом лица, получившие при поступлении товаров (работ, услуг) такие "бракованные" счета-фактуры, не разбираются в тонкостях их оформления и ответственности за качество переданных в бухгалтерию документов не несут. Результатом подобной постановки документооборота могут стать существенные налоговые потери для организации в части вычета НДС. Чтобы избежать такой ситуации, можно возложить обязанности по доставке в бухгалтерию "качественных" счетов-фактур непосредственно на лиц, взаимодействующих с поставщиками (сотрудников отдела закупок, экспедиторов и др.). Соответствующий пункт должен быть включен в должностные инструкции сотрудников, в зависимость от его выполнения можно поставить выплату какой-либо переменной части заработной платы данных сотрудников. Также необходимо для всех теперь уже ответственных сотрудников, получающих от поставщиков первичные документы, организовать силами бухгалтерии инструктаж по правильному заполнению счетов-фактур, пояснить им особенности заполнения каждого реквизита, подписью каждого прошедшего инструктаж сотрудника удостоверить, что он с правилами заполнения счетов-фактур ознакомлен.

Информация о работе Ведение бухгалтерского учета по налогу на добавленную стоимость