Бюрократия: основные подходы к понятию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:55, контрольная работа

Краткое описание

Бюрократию многие недолюбливают. В нашем представлении она одновременно сочетает в себе противоречащие друг другу качества неэффективности и угрожающего могущества. С одной стороны её отличают некомпетентность, волокита и забота лишь о собственном благополучии; с другой - манипуляции обструкционизм и византийские интриги

Содержание

1. Введение.
2. Бюрократия – это…
3. Основные подходы к понятию.
4. Признаки бюрократии.
5. Бюрократия как социальная угроза.
6. Формирование бюрократии.
7. Развитие бюрократии в России.
8. Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

ГМУ (реферат).docx

— 39.08 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Бюрократия как социальная угроза.

     Существует опасность вырождения бюрократических систем управления, когда они не повышают, а тормозят эффективность своей деятельности. Ученые выделяют три основные проблемы, порождаемые бюрократической организацией управления.

1. Отчуждение от человека. Бюрократия  призвана решать проблемы людей.  Обезличенность подхода к клиентам  помогает соблюдать их равноправие,  однако лишает при этом людей  их уникальности. Любая проблема  подстраивается под единый для  всех шаблон и решается принятым  ранее образом. В результате  происходит дегуманизация и превращение  человека в стандартное «дело»  на столе у чиновника.

2. Ритуализм. Стандартная процедура принятия решений зачастую, проходя все необходимые инстанции и согласования, занимает столько времени, что само решение становится уже устаревшим и ненужным. Для описания этой ситуации Р.Мертон ввел специальный термин – «бюрократический ритуализм», обозначающий такую поглощенность  правилами и установлениями, которая  ставит под угрозу достижение целей  организации.

3. Инерция. Хотя бюрократия создается  для решения определенных проблем,  это не означает, что когда  эти проблемы будут решены, то  организация перестанет существовать. Как и любая другая организация,  бюрократия стремится к самосохранению, но в отличие от других структур, бюрократическая имеет больший  опыт и большие возможности  для того, чтобы не допустить  свой роспуск. В результате  бюрократическая организация может  функционировать уже вне зависимости  от ранее поставленных перед  ней целей.

     Широкое развитие бюрократической власти приводит к тому, что бюрократ становится «хозяином» над теми людьми, которыми он должен руководить. В этих условиях расцветает коррупция.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Формирование бюрократии.

     Бюрократия  может формироваться несколькими  способами:

1. Бюрократическая  структура  вырастает вокруг видного   лидера. Этот способ Вебер определил  как «рутинизация харизмы». Смысл его заключался в том, что группа людей, объединенная вокруг яркой личности, постепенно превращается в бюрократическую структуру, которая своей целью видит внедрение в обществе идей и взглядов своего лидера. Примером может быть бюрократизация созданной В.И.Лениным партии большевиков.

2. Бюрократическая  структура  возникает вокруг группы  людей.  В этом случае она  с самого  начала сознательно  создается  для выполнения определенных  целей и задач. Например, при  образовании корпорации (акционерного  общества) владельцы капитала нанимают  профессиональных управляющих для  руководства фирмой. Именно таким  образом формируются государственные  и корпоративные бюрократические  системы.

3. Источник бюрократической структуры  – уже существующая бюрократическая  организация, при этом новая  структура обычно выделяется  из уже существующих. Так происходит, когда возникает новое поле деятельности и постепенно образуется новый отдел или департамент, который им занимается.

4. Источник создания  бюрократии  – своеобразное «политическое   предпринимательство». Это происходит, когда группа людей, придерживающаяся  определенных взглядов и совместными   усилиями защищающих их, создают   бюрократическую систему, члены   которой занимаются политической  деятельностью как профессией. Именно  так сформировались большинство политических партий.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Развитие бюрократии в России.

     Система  управления, в которой карьера  зависит от личных профессиональных  качеств, возникла еще в допетровской  России. Когда в 16 в. в Московском  государстве начали возникать  функционально-специализированные  органы государственного управления, «приказы», то работающие в них незнатные дьяки постепенно стали играть не менее важную роль, чем знатные бояре. «Приказные» чиновники сильно отличались от обрисованного Вебером идеального западного чиновника. Многие из этих особенностей устойчиво сохранялись и в последующие века.

     Новый  импульс развитию бюрократии  в России был дан реформами   Петра I, который стремился, ориентируясь на опыт стран Западной Европы, заменить потомственных бояр профессиональными чиновниками. Высшими бюрократическими органами стали Сенат, пришедший на смену боярской Думе, и коллегии, которые заменяли прежние приказы. Стремясь законодательно зафиксировать происходящие с аппаратом управления изменения, Петр I подписал Генеральный регламент коллегий (1720). Этот документ содержал правила функционирования государственного аппарата как бюрократической организации: выстраивал иерархию, устанавливая подчиненность нижестоящих учреждений вышестоящим, закреплял обезличенность взаимоотношений посредством связей между инстанциями только письменным образом, устанавливал специализацию и обязанности всех служащих. Дополнительная проработка принципа иерархии была проведена посредством Табеля о рангах (1722), который устанавливал иерархию служащих и правила продвижения по служебной лестнице. Наконец, в 1763 повсеместно было введено регулярное жалование для чиновников. Хотя  Россия всегда считалась страной  бюрократов, их доля в общей  численности населения была невелика – ниже, чем в развитых странах Западной Европы. По своим характеристикам бюрократия императорской России тяготела к восточному варианту: была подконтрольна вышестоящим чиновникам, но не обществу, отличалась коррумпированностью и невысокой эффективностью. Кроме того, в российской бюрократии неформальные отношения часто выходили на первый план, из-за чего отсутствовала как четкая профессиональная специализация, так и зависимость продвижения чиновника по службе от служебной компетентности.

     Управленческий  аппарат СССР унаследовал основные особенности бюрократии дореволюционной России. Советская администрация не превратилась в европейскую бюрократию, а сформировала в 1920–1930-е особый тип чиновничества – номенклатуру. Карьера члена номенклатуры зависела не столько от его деловых качеств, сколько от политической лояльности (при Сталине) и от личных связей (при преемниках Сталина). Резко возрос сам штат управленцев, что, однако, не способствовало росту качества управления.

     Экономические  реформы при М.Горбачеве и Б.Ельцине проводились под лозунгом борьбы с бюрократией. Так, при проведении приватизации в 1990-е главным аргументом в ее пользу было утверждение, что частный предприниматель будет управлять предприятием эффективнее государственного бюрократа. Однако даже в начале 2000-х власть бюрократии в России остается не эффективной, но сильной – государственные чиновники сохранили возможность контроля над всеми основными сферами жизни общества, а число их возросло даже по сравнению с советским периодом. Поэтому рационализация управленческого аппарата остается важнейшей задачей, которую еще предстоит решать в ходе будущих реформ. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Заключение.

     Притворно хлопоча над расползающимися частями беспозвоночного социального тела, бюрократия на деле только тем и занята, что сама разъединяет, атомизирует его элементы; выхватив из него свою долю, она с великим трудом пытается «сшить» остатки белыми нитками директивного плана и объявить себя великим интегратором.

     Словом, суть заключается в том, что не государство говорит на языке управляемого объекта, а управляемый объект, лишенный своего голоса, вынужден изъясняться на языке бюрократического аппарата и его интересов. Бюрократия превращает общество в казенный дом, в котором свободная самодеятельность населения замещается административным уставом.

     Общество, «встроенное» в государство, естественно перенимает от него специфическую композиционно - отношенческую структуру, сотканную из множества иерархически взаимосвязанных мест. Отличительной особенностью этих мест является их безраздельная принадлежность государству. Здесь можно быть министром или рабочим, вахтером или инженером, инженером-конструктором или инженером-технологом, художником или ученым, пожарником или учителем - кем угодно, но при огромном профессиональном разнообразии все как один являются служащими у государства и в этой своей униформе вполне сливаются в «социальной однородности». Настоящие различия возникают внутри униформы, когда в общем составе государственных мест выделяется особый управляющий уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

1.  Макс Вебер. «Протестантская этика и дух капитализма» 
    http://esocio.narod.ru/lesson01.htm

2. Макс Вебер . «Политика как признание и профессия» 
   http://www.krotov.info/spravki/persons/ … 0vebe.html

3. Битем Д. Бюрократия. – Социологический журнал. 1997, № 4

4. Википедия.

5. Философский энциклопедический словарь. М. «Советская энциклопедия» 1983.(825с).

6. http://www.1pixel.ru/burocrat.php - разная художественная  литература для трейдов и деловых  людей.


Информация о работе Бюрократия: основные подходы к понятию