Аптечные сети США: страховка, шоппинг, автоматизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Наиболее динамичным во всем мире считается фармрынок США. Современные российские аптеки в последние годы ориентируются именно на него, эволюционируя от советских аптек с полупустыми полками и маленькими окошками в сторону крупных фармамаркетов. Однако по многим параметрам отечественным аптекам до Америки, увы, по-прежнему далеко. Разговор об особенностях работы американских аптек невозможен без разговора о специфике национального здравоохранения. Известно, что система здравоохранения в США – самая дорогая в мире. Кто же оплачивает это великолепие? В основном, частные медицинские страховые компании. Большинство работающих американцев имеют медицинскую страховку, за которую обычно платит их компания-работодатель.

Вложенные файлы: 1 файл

Аптечные сети США.docx

— 30.64 Кб (Скачать файл)

Аптечные сети США: страховка, шоппинг, автоматизация

 
 
 
Наиболее динамичным во всем мире считается  фармрынок США. Современные российские аптеки в последние годы ориентируются именно на него, эволюционируя от советских аптек с полупустыми полками и маленькими окошками в сторону крупных фармамаркетов. Однако по многим параметрам отечественным аптекам до Америки, увы, по-прежнему далеко.  
 
Страховочный вариант  
 
Разговор об особенностях работы американских аптек невозможен без разговора о специфике национального здравоохранения. Известно, что система здравоохранения в США – самая дорогая в мире. Кто же оплачивает это великолепие? В основном, частные медицинские страховые компании. Большинство работающих американцев имеют медицинскую страховку, за которую обычно платит их компания-работодатель.  
 
Правительство покрывает свои расходы на здравоохранение посредством двух главных программ – Medicare и Medicaid, которые тоже позволяют получить гражданам США медицинские и фармацевтические услуги бесплатно или по низкой стоимости. Они были введены в 60-х годах ХХ в. и применяются по сей день.  
 
Социальные программы, естественно, затрагивают и лекарственную терапию заболеваний - как госпитальный сектор, так и амбулаторно-профилактическое лечение. Поэтому среднестатистический американец при посещении аптеки оплачивает только часть стоимости лекарства, которое ему выписано по рецепту; остальную сумму перечисляет компания, которая предоставляет ему медицинскую страховку. При этом, правда, серьезные финансовые затруднения есть у инвалидов, получающих страховку Medicare, т.к. те из них, кто не достиг 65-летнего возраста, согласно правилам, должны полностью платить за лекарства из собственного кармана.  
 
Вследствие вышесказанного классическая аптека в США максимум своего дохода получает от реализации рецептурных медикаментов, которые практически полностью оплачиваются страховыми компаниями. Но значит ли это, что «центр тяжести» в работе аптек США безоговорочно смещен в сторону сегмента Rx-препаратов? Отнюдь нет.  
 
Широкий ассортиментный ресурс  
 
Благодаря особенностям исторического развития и специфике местного рынка, американский фармбизнес сегодня очень сильно напоминает широкоформатный ритейл, который, тем не менее, тесно связан с системой медицинского страхования. В таких условиях превысить порог рентабельности аптечной организации возможно при наличии продуманной ценовой политики и дополнительных сервисов. Сегодня в американских drug store (самое распространенное название аптек в США) работает и приносит доход каждый квадратный сантиметр. Такая политика организации бизнеса обусловлена несколькими причинами. Чтобы лучше их понять, заглянем внутрь американской аптеки.  
 
Обыкновенная американская аптека имеет значительную площадь торгового зала. Большую часть аптеки занимает зал для посетителей, где в свободном доступе находятся полки с безрецептурными лекарствами и «сопутствующими товарами». Рецептурные препараты размещаются на нескольких ярусах и полках по ту сторону прилавка или в отдельной комнатке, смежной с торговым залом.  
 
По своему наполнению аптеки более всего напоминают супермаркеты, т.к. здесь можно приобрести огромное количество товаров, которые практически не имеют никакого отношения к фармации. Такое масштабное расширение аптечного ассортимента направлено на то, чтобы повысить посещаемость аптеки, увеличить количество незапланированных покупок, создать в сознании покупателей ассоциацию аптеки со здоровым образом жизни, а не с болезнями. Посещение аптеки превращается для многих в своего рода «оздоровительный шоппинг».  
 
Какие же именно «сопутствующие товары» можно увидеть в аптеках США? Помимо лекарств здесь представлены:  
- декоративная косметика;  
- товары для новорожденных;  
- товары для беременных и молодых мам;  
- напитки (минеральные воды, натуральные соки и т.п.);  
- завтраки быстрого приготовления, кондитерские изделия;  
- средства гигиены и ухода;  
- некоторые виды продуктов питания;  
- игрушки и сувениры;  
- фототовары, аудио- и видеопродукция;  
- электротовары, различные фильтры;  
- товары для животных.  
 
Что касается непосредственно лекарственного ассортимента, то дополнительной статьей дохода для многих сетей является производство наиболее популярных лекарств под своими брэндами (Private Label). В общей структуре ЛС-ассортимента большую долю занимают дженерики, т.к. на них можно делать наибольшую наценку.  
 
Система внутреннего функционирования  
 
Американскую систему аптечных супермаркетов попытались перенять в свое время и российские аптечные сети, однако при этом в своих заимствованиях ограничились, по сути, лишь одним, внешним аспектом - свободным доступом препаратов покупателю. В остальном же они по-прежнему существенно отличаются от своих заокеанских «собратьев». Американские аптеки не только имеют совершенно иную структуру доходов, но и являются ключевым звеном контроля отпуска лекарств. Вся информация хранится в компьютерной программе аптеки, которая связывается по сети с компьютерами страховой компании и врачей (напрашивается аналогия с работой нервной системы). Прежде чем отпустить посетителю лекарство, фармацевту необходимо проверить назначения врача и параметры страховки клиента. Этому и служит централизованная система связи. Такая структура предельно четко определяет должностные обязанности фармацевта, исключая его выход за круг своих полномочий (например, осуществление свободного отпуска Rx-препаратов – обыденную практику для аптек России).  
 
Каковы же именно служебные обязанности американского фармацевта? Фармацевт (обычно он один в штате средней аптеки плюс 2-3 технических работника) обязан находиться в аптеке на протяжении всего рабочего дня, т.к. он несет личную ответственность за правильный отпуск медикаментов и внесение нужной информации в компьютер. В обязанности фармацевта входит отвечать на все интересующие покупателя вопросы относительно прописанных средств и по возможности оценивать риск нежелательных взаимодействий принимаемых пациентом медикаментов. Это неудивительно, поскольку пациенты приобретают лекарства в одной аптеке, и, как было сказано, на каждого из них в компьютере имеется свой файл. Многие фармацевты для увеличения своих доходов выполняют дополнительные медицинские услуги: вакцинацию против гриппа (20 долл. за прививку), биохимические анализы (например, определение уровня холестерина, глюкозы), несложные косметические процедуры (удаление акне, бородавок и т.п.), консультации по диетическому питанию и др. 

Возвращаясь к централизованным информационным системам, отметим, что они способствуют значительному повышению качества дополнительных услуг в drugstore.  
 
Например, в крупных аптеках сети Wal-mart встречаются целые мини-клиники по охране здоровья, в которых посетители могут пройти перечисленные выше процедуры. Данные на клиентов клиник заполняются в электронном виде, что позволяет во много раз сэкономить время и уменьшить количество ошибок. В дальнейшем эти данные попадают в общую базу аптечной сети и могут использоваться для консультации пациента или динамического наблюдения за его состоянием как со стороны врачей, так и со стороны аптеки.  
 
Rx как главная статья дохода  
 
В аптечных организациях США доля совокупного дохода от продаж безрецептурных препаратов не превышает 10-15% (во многом это связано с тем, что OTC-препараты можно купить в обычных супермаркетах). Основную часть дохода аптека получает от реализации Rx-препаратов. В среднестатистическую аптеку ежедневно поступает около сотни рецептов, а дневная выручка составляет несколько тысяч долларов. В крупные сетевые аптеки поступает около 500-600 рецептов ежедневно.  
 
Интересно, что в большинстве аптек США нельзя получить лекарства по рецепту сразу. Необходимо подождать или прийти позже. Как минимум, работникам аптеки понадобится от 15 до 30 мин. на то, чтобы оформить рецепт и подготовить ЛС к отпуску. Баночки для рецептурных лекарств при этом имеют свою особенность: в отличие от производимых фармкомпаниями упаковок для ОТС-препаратов, они универсальны для большинства медикаментов. На них печатаются название и телефон аптеки, имя пациента, имя врача, название ЛС и инструкция по применению. Дополнительно выдается документ, содержащий более детализованную информацию о способе приема лекарства, его побочных эффектах и т.п.  
 
Справляться с таким количеством рецептов аптекам и их сотрудникам помогают специализированные программные комплексы, разработанные софтверными компаниями для удовлетворения потребностей аптек, а значит, и их покупателей. Для удовлетворения потребностей фармбизнеса старейшие компании-разработчики программного обеспечения (ПО) для медицинской и фармацевтической отрасли сегодня предлагают ряд специализированных решений.  
 
Основа реорганизации - электронный рецепт  
 
Системы управления организацией и бизнесом создавались на протяжении многих лет. Сегодня они превратились в гибкие, легкие в использовании продукты, которые тщательно разрабатываются и постоянно расширяются, что позволяет обеспечить процесс выписывания и обеспечения рецептов без особых проблем и непредвиденных срывов. Современные программные комплексы включают в себя функции, направленные на повышение производительности труда в аптеке и улучшение специализированных сервисов.  
 
Законодательство США также направлено на стимулирование развития автоматизации фармотрасли. Например, сейчас планируется новый законопроект об экономическом стимулировании, который предусматривает 20 млрд. долл. для перехода на технологию электронного способа выписки лекарств. Электронная пропись медикаментов – одна из составляющих плана Барака Обамы по улучшению системы здравоохранения США.  
 
Электронная пропись лекарств и электронные медицинские карты призваны заменить бумажные рецепты. Использование электронных медицинских карт и рецептов может уменьшить количество ошибок, улучшить координацию и снизить административные расходы. Добавим, что примерно 12% американских врачей – около 70 000 - уже пользуются системой электронной прописи лекарств.  
 
Сторонники электронной системы прописей утверждают, что она более эффективна и уменьшает количество ошибок медперсонала, вроде выдачи другого ЛС из-за «докторского» почерка или из-за похожести названий препаратов. Врачи, пользующиеся системой электронной прописи, сразу получают уведомление о цене препарата.  
С 1 января с.г. государственная страховая программа Medicare предлагает премии врачам, пользующимся системой электронной прописи. Врачи, которые не перейдут на эту систему до 2012 г., будут в соответствии с программой штрафоваться. 
 
Комплексное решение  
 
Рассмотрим подробнее, как движется информационный поток в IT-пространстве американской аптеки. Центральный нервный узел аптеки - ее автоматизированный программный комплекс. Он содержит данные о каждом пациенте, пришедшем в аптеку с рецептом. Эти сведения попадают в Базу данных. Далее по номеру страховки, указанному в рецепте, устанавливается связь со страховой компанией и выясняется сумма, которая должна быть оплачена самим пациентом. При наличии хорошей медицинской страховки пациент оплачивает примерно 15% или меньше от стоимости лекарства. Разные виды страховки предполагают разные варианты оплаты рецептурных ЛС.  
 
В центральной Базе данных имеются подробные медицинские сведения о том, какие ЛС были назначены и приобретены определенным пациентом ранее, какие средства принимаются в настоящее время, на основании чего выдается заключение о предполагаемом взаимодействии с вновь выписанными лекарствами. Фармацевт распечатывает при помощи все той же программы инструкцию о выписанном средстве и специальную этикетку с наименованием лекарства, именем пациента, врача и т.п., которая клеится на индивидуальный контейнер, содержащий лекарства, предназначенные для пациента.  
 
Лекарственные препараты, которые отпускают по рецептам врачей, поступают в аптеку в контейнерах по 100-1000 таблеток и затем отпускаются поштучно в соответствии с прописанным врачом количеством.  
 
При помощи автоматизированного программного комплекса ведется учет проданных лекарств для страховых компаний и инстанций, контролирующих рецептурные продажи, проводится подсчет количества препаратов, проданных по предписаниям различных врачей, проводится маркетинговый анализ и др. Таким образом обеспечивается информационная интеграция важнейших бизнес-процессов, что облегчает жизнь и аптекам и ее клиентам. 

Американская аптека: взгляд со стороны

Городская аптека

Типичная американская аптека имеет общую площадь около  — 100 кв. м. Большую часть аптеки занимает зал для посетителей, где в свободном доступе находятся полки с безрецептурными лекарствами и сопутствующими товарами: игрушками, сувенирами, поздравительными открытками и т. п. Рецептурные лекарства размещаются всего на нескольких полках, расположенных за отгороженным прилавком рабочим местом фармацевта. Запасы безрецептурных лекарственных средств, хранящихся на полках в зале, составляют 50–60 тыс. долл., но редко кто ходит в аптеку специально за безрецептурными препаратами, так как их можно приобрести в любом супермаркете. Доля безрецептурных продаж не превышает 10%. Основной доход аптека получает от продаж рецептурных лекарств. В среднюю аптеку ежедневно поступает 100 рецептов, а дневная выручка составляет около 3000 долларов. В крупные аптеки, зачастую входящие в структуру аптечных сетей, проступает около 600 рецептов ежедневно.

Сердце аптеки —  ее компьютерная система. Данные о каждом пациенте, пришедшем в аптеку с рецептом, вносятся в компьютер. В течение нескольких секунд при помощи модемной связи по номеру страховки, указанному в рецепте, устанавливается связь со страховой компанией и выясняется сумма, которая должна быть оплачена самим пациентом. При наличии страховки пациент оплачивает около 15% стоимости лекарства. Однако если он принимает много препаратов (более 4-х наименований ежемесячно), то часть из них он оплачивает полностью. Разные виды страховки предполагают разные варианты оплаты рецептурных лекарств. В компьютере о каждом пациенте-покупателе содержатся сведения о том, какие препараты он приобретал ранее и какие принимает в настоящее время, на основании чего выдается заключение о предполагаемом взаимодействии с вновь выписанными лекарствами. Компьютер выдает инструкцию о  выписанном средстве и печатает специальную этикетку с наименованием лекарства, именем пациента, врача и т.п., приклеиваемую на индивидуальный контейнер, в который кладутся таблетки, предназначенные для пациента. Рецептурные лекарства поступают в аптеку в упаковках по 100–1000 таблеток и затем отпускаются поштучно в строгом соответствии с прописанным врачом количеством. При помощи компьютера ведется учет проданных лекарств для страховых компаний и инстанций, контролирующих рецептурные продажи, проводится подсчет количества препаратов, проданных по предписаниям различных врачей, проводится маркетинговый анализ и др.

Главной особенностью американской аптеки является отсутствие в ней запасов рецептурных лекарственных средств. Необходимые препараты вносятся в ежедневную заявку и в конце рабочего дня по модемной связи направляются дистрибьютору, который в обязательном порядке выполняет ее на следующий день. Таким образом, пациент получает рецептурные лекарства днем позже.

На безрецептурные лекарственные средства розничная  торговая наценка не лимитирована, на рецептурные, которые оплачиваются преимущественно страховыми компаниями, она формально составляет 5%+3 долл. относительно оптовой цены фирмы-дистрибьютора. Для аптек этой наценки недостаточно, поэтому фирма-дистрибьютор в прайс-листе указывает две цены: «нормальную» и с оптовой скидкой. Поскольку наценка производится с нормальной цены, аптека может получить необходимую для своей рентабельности прибыль от продаж рецептурных средств. В среднем розничная наценка составляет 25–30%. Расчет с фирмой-поставщиком аптека осуществляет два раза в месяц, примерно с таким же интервалом аптека получает деньги от страховых компаний. Необходимый для функционирования средней аптеки оборотный капитал составляет не менее 100 тыс. долл.

Штат небольшой  аптеки состоит из одного фармацевта и 2–3 технических работников. Фармацевт обязан находиться в аптеке на протяжении всего рабочего дня, так как он несет личную ответственность за правильный отпуск лекарств и внесение нужной информации в компьютер. В обязанности фармацевта входит отвечать на все интересующие покупателя вопросы относительно прописанных средств и по возможности оценивать риск нежелательных взаимодействий принимаемых пациентом медикаментов. Это неудивительно, поскольку пациенты приобретают лекарства в одной аптеке, и, как было сказано, на каждого из них в компьютере имеется свой файл. Работа фармацевта довольно напряженная, так как ему приходится внимательно выслушивать и консультировать покупателей, в том числе и по телефону, причем делать это не формально, а с выражением искреннего участия и озабоченности по поводу каждого обращения. Кроме того, в течение всего дня он работает с компьютером, фасует таблетки в индивидуальные контейнеры, составляет ежедневную заявку на медикаменты и делает многое другое.

Оклад фармацевта составляет 4 тыс. долл. в месяц, технических работников — 2 тыс. долл. в месяц. Если фармацевт является собственником аптеки, то сумму, равную окладу, он получает в качестве прибыли. Многие фармацевты для увеличения своих доходов выполняют дополнительные медицинские услуги: прививки против гриппа (20 долл. за прививку), биохимические анализы (например, определение уровня холестерина), дают консультации по диетическому питанию и др.

Все городские аптеки, работающие с населением,— частные. Они могут принадлежать независимым фармацевтам, аптечным сетям, фирмам нефармацевтического профиля (например, торговой компании Wal-Mart, специализирующейся на продаже товаров по сниженным ценам), частным клиникам. В городе Литл-Рок на 600 тыс. человек населения приходится около 100 городских аптек. Аптечный бизнес не самый прибыльный, но относительно стабильный. В последние годы независимые фармацевты испытывают сильную конкуренцию со стороны аптечных сетей. Часто аптечные сети принадлежат розничным фирмам, торгующим продуктами питания, которые организуют аптеки (больше похожие на наши аптечные пункты) в принадлежащих им супермаркетах. Аптечные сети, благодаря закупкам крупных партий, способны устанавливать более низкие цены на лекарства, что привлекает многих покупателей. В ответ на это независимые фармацевты противопоставляют более качественное обслуживание: дополнительное информационное обеспечение, осуществляют парафармацевтический сервис (прививки и анализы), предлагают большой выбор специальных пищевых добавок и др. В результате у независимых фармацевтов формируется постоянный «семейный» круг покупателей.

Внутрибольничная  аптека

Внутрибольничная  аптека — это мощное фармацевтическое предприятие. Приведем несколько цифр, отражающих деятельность внутрибольничной аптеки Университетского госпиталя  штата Арканзас, являющего самым  крупным государственным лечебным учреждением штата. Госпиталь имеет 400 коек и рассчитан на госпитализацию 30 тыс. пациентов ежегодно. Внутрибольничная аптека один раз в год получает от госпиталя беспроцентный кредит в размере 12 млн долл., который в течение года погашается путем поставки госпиталю лекарств. В аптеку ежедневно поступает препаратов на сумму 30–40 тыс. долл. Наценка на лекарства во внутрибольничной аптеке зависит от их цены. При цене до 20 долл. за единицу продукции наценка составляет 5 долл., при цене 21–40 долл.— 10 долл., при цене 41–60 долл.— 15 долл., при цене от 61 долл. и выше — 20 долл. В среднем наценка составляет около 25%. Прибыль от поставленной продукции за год составляет 3 млн долл. Эти деньги идут на зарплату 85 сотрудникам аптеки и производственные нужды. При необходимости неизрасходованная часть прибыли может быть передана госпиталю.

Возможности врачей в назначении лекарственных средств практически не ограничены: если необходимо, они могут выписать и на следующий день получить любое зарегистрированное в США лекарство. Между тем все назначения контролируются и делаются в пределах разумного. Стоимость лекарственного обеспечения одного госпитализированного больного составляет в среднем 500 долл., наиболее дорогой вид лечения — трансплантация костного мозга — требует лекарств на сумму 125–150 тыс. долл.

Пациент за свой счет оплачивает 10–15% от полной стоимости  лечения, остальное оплачивает страховая  компания. Если у пациента нет страховки, то государство может оплатить лечение, но предварительно для подтверждения неплатежеспособности больного будет произведена ревизия его фактических доходов и всех накоплений.

В госпитале для лечения чаще используются относительно дешевые генерики. Сомнений относительно их качества у врачей не возникает, поскольку все они американского производства и соответствуют требованиям FDA и GMP.

Лекарства внутрибольничная аптека закупает у фирм-дистрибьюторов, реже — у производителей. Закупочные цены контролируются специальным медицинским советом, который на основании договоров с фирмами-производителями устанавливает допустимый максимум закупочных оптовых цен у их дистрибьюторов. Фирмы-производители вынуждены идти на этот шаг, поскольку при выборе закупаемых медикаментов их продукция получает предпочтение. Нередко у дистрибьюторов оптовые цены оказываются выше, чем максимально допустимые договорные для конкретного госпиталя. В этом случае дистрибьютор отпускает медикаменты по договорной цене, а производитель за счет своих средств компенсирует дистрибьютору убытки. Это является своеобразной платой за приоритетную поставку лекарств в госпиталь. Часто лекарства закупаются на основании тендеров, при проведении которых основными критериями отбора поставщиков являются репутация компании, качество продукции и стаж ее работы на рынке.

Информация о работе Аптечные сети США: страховка, шоппинг, автоматизация