Анализ финансовой стратегии предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики и жёсткой конкуренции повышается значимость и актуальность финансовой стратегии. Очевидно, что от должной организации финансового планирования коренным образом зависит благополучие коммерческой организации. Для крупных компаний, располагающих большими активами, фондоёмким производством, имеющих большую протяжённость производственной структуры наличие стратегии развития считается просто необходимым условием выживания. Именно стратегическое планирование позволяет определить фирме свои цели и то, к чему ей необходимо стремиться, посредством чего развиваться свой бизнес или просто выжить в усиливающейся конкурентной борьбе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие финансовой стратегии, и её роль в развитии предприятия
1.2 Методика анализа финансовой стратегии предприятия
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Роснефтегаз»
2.2 Расчёт основных показателей ОАО «Роснефтегаз»
2.3 Совершенствование действующей финансовой стратегии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЭА.docx

— 76.14 Кб (Скачать файл)

*Источник: Составлена автором  на основании данных, представленных  в приложениях А и Б.

 

По результатам расчёта рентабельность активов увеличилась 115,54%, что говорит о способности компании генерировать прибыль без учёта структуры его капитала. Снижение рентабельности продаж на 0,29%, а также снижение рентабельности деятельности на 2,12% свидетельствует о неэффективности предпринимательской деятельности.

Проведённый анализ позволил сделать вывод, что ОАО «Роснефтегаз» обладает довольно стабильной финансовой устойчивостью и финансовые результаты его работы явно удовлетворительные.

Динамичное развитие компании в последние годы позволило создать мощный потенциал для устойчивого роста и планомерной реализации стратегических задач. Ключевыми составляющими этого являются уникальная по масштабу и качеству ресурсная база, высококвалифицированные кадры и эффективная система инновационного развития.

В будущем компания изучает возможность инвестирования в строительство крупных НПЗ в России и Китае, способных увеличить перерабатывающие мощности компании почти в полтора раза. Это должно обеспечить потенциал роста компании в долгосрочном периоде.

В 2012 году началась работа по созданию системы комплексного управления рисками. Был сформирован Департамент рисков, который разработал «дорожную карту» по развитию системы. Для внедрения системы управления рисками разработан план работ, который учитывает масштабы деятельности ОАО «Роснефтегаз». Была разработана концепция системы управления рисками, которая находится на стадии согласования.

Помимо основного бизнеса, «Роснефтегаз» проводит различные социальные программы, занимается благотворительностью, а также строго следит за экологической безопасностью добычи углеводородов. Как считают эксперты инвестиционной компании «Финам», эффективность решений, принимаемых менеджментом и советом директоров компании, несколько выше, чем у других компаний, контролируемых государством. Тем не менее, есть опасения, что российское правительство ставит под сомнение лояльность менеджмента компании государству. Так, новые полномочия, которыми был наделён совет директоров компании на последнем годовом собрании, косвенно говорят в пользу того, что государство постепенно готовит почву для смены менеджмента «Роснефтегаз», что, по мнению экспертов «Финам», негативно отразилось бы на качестве её управления.

На основе вышеизложенных данных можно составить SWOT-анализ ОАО «Роснефтегаз», который отражён в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 - SWOT-анализ*

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Лидер по объемам  добычи нефти в России и  по запасам среди публичных  компаний мира.

2. Высокая степень вертикальной  интеграции нефтяного бизнеса.

3. Сравнительно малая  степень выработанности месторождений.

4. Приоритет при распределении  стратегических нефтяных месторождений  государством.

5. Низкая стоимость долга.

1. Высокая долговая нагрузка.

2. Зависимость от трубопроводной  инфраструктуры Газпрома и Транснефти.

3. Слабая экспансия в  профильные активы за рубежом.

4. Низкая степень вертикальной  интеграции газового и сбытового  бизнеса.

5. Контроль государства  ограничивает гибкость в принятии  инвестиционных решений.

6. Подверженность политическому  риску.

Возможности

Угрозы


Продолжение таблицы 2.4

Возможности

Угрозы

1. Разработка крупных  месторождений в Восточной Сибири, подлежащих налоговым льготам.

2. Кредит от Китая на $15 млрд. по невысокой процентной  ставке должен помочь безболезненно  пережить кризис. 3. Разработка месторождений  в Алжире, как первый шаг в  крупных зарубежных проектах.

4. Реконструкция Туапсинского  НПЗ и удвоение его мощностей.

5. Увеличение доли в  крупном Верхнечонском месторождении.

6. Наращивание добычи  в Восточной Сибири.

7. Финансовая помощь со  стороны государства в случае  необходимости.

8. В результате ввода  банка качества нефти в России  будет происходить возмещение Роснефтегаза за потерю в качестве нефти в трубе Транснефти.

1. Ограничение доступа  к газотранспортной системе Газпрома  в будущем.

2. Повышение влияния со  стороны государства в будущем.

3. Замена текущего президента  компании на человека, более зависимого  от государства.

4. Закрытие доступа к  нефтепроводу Одесса, как следствие, броды из-за политического давления  со стороны Украины.

5. Борьба с Газпромом  за сахалинские шельфовые проекты  по добыче углеводородов.

6. Разводнение акционерного  капитала при продаже или использовании  в сделках 9,44% казначейских акций 


*Источник: Составлена автором на основе данных ОАО «Роснефтегаз».

 

В таблице сопоставлены характеристики ОАО «Роснефтегаз» с характеристиками основных конкурентов, то есть, оценена внутренняя среда компании, а также рассмотрены внешние условия, предоставляющие определенные возможности, но и несущие отрицательные факторы.

 

 

2.3 Совершенствование действующей финансовой стратегии

 

 

ОАО «Роснефтегаз» стремится укрепить своё положение среди ведущих мировых энергетических корпораций, сохранить лидерские позиции по операционным показателям и войти в группу лидеров по финансовым показателям и акционерной стоимости.

Ключевые условия достижения этих целей:

- непрерывное повышение эффективности по всем направлениям деятельности;

- устойчивый рост бизнеса;

- повышение информационной прозрачности и открытости;

- высокая социальная ответственность;

- развитие и использование новых технологий.

Динамичное развитие компании в последние годы позволило создать мощный потенциал для устойчивого роста и планомерной реализации стратегических задач. Ключевыми составляющими этого являются уникальная по масштабу и качеству ресурсная база, высококвалифицированные кадры и эффективная система инновационного развития.

В среднесрочной и долгосрочной перспективе ОАО «Роснефтегаз» потеснит игроков нефтяного рынка России.

 Основная стратегия развития компании до 2020 года  предполагает форсированное развитие важнейших бизнес подразделений, как существующих, так и создаваемых с «нуля».

После проведения анализа можно сформулировать принципы планирования финансовой стратегии:

- процесс изменения системы планирования должен успевать за процессами слияния, поглощения, соответствующими изменениями в структурах, системах управления предприятий и холдингов;

- планирование финансовой стратегии должно осуществляться "сверху вниз" по принципу "дерева целей" то есть системно, тогда планы будут комплексными и самодостаточными;

- должно осуществляться  сценарное планирование с учетом  изменений внешней среды, внешних  и внутренних рисков;

- нужно планировать защитные действия и контрдействия для компенсации реальных угроз конкурентов, их лоббистских действий и т.д.;

- следует оптимизировать  планы и производственные программы  с учетом стратегических интересов  собственника, по экономическим  и инвестиционным критериям;

- обязательное требование - система стратегического финансового планирования должна включать в себя систему мотивации для топ-менеджеров, "ключевых" руководителей и специалистов.

Оптимальная финансовая стратегия ОАО «Роснефтегаз» должна быть нацелена на обеспечение роста объёма продаж и прибыли. Достичь этого возможно следующими способами:

- приобретение нового оборудования и использование современных технологий производства товаров;

- быстрое совершенствование продукции, работ, услуг;

- расширение перечня производимой продукции и оказываемых услуг;

- усиление продвижения продукции на рынке (усиленный маркетинг, реклама и так далее);

- последовательное снижение издержек, сопровождающееся сокращением административных расходов, исключение не основных расходов, а также реструктуризация долга;

- продажа части неиспользуемых или редко используемых активов предприятия с целью увеличения наличных средств;

- совершенствование ценообразования на продукцию.

Реализация этих принципов и способов построения финансовой системы планирования позволяет выстроить и реализовать стратегию, минимизирующую вероятность потерь.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Проведя анализ финансовой стратегии на примере предприятия, можно сделать следующие выводы. Финансовая стратегия - это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами. Она охватывает как вопросы теории, так и вопросы практики, формирования финансов, их планирования и обеспечения. Финансовая стратегия предприятия решает задачи, обеспечивающие финансовую устойчивость предприятия в рыночных условиях хозяйствования.

Без стратегии у предприятия нет продуманного плана действий, позволяющего быстро и легко адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, а без этого трудно добиться желаемых целей и задач.

Известно, что планирование стратегического поведения может происходить по-разному. Разработано множество способов оценки той или иной сферы деятельности предприятия, и для обеспечения наиболее полной картины его состояния желательно использовать несколько разных подходов. Именно благодаря этому может быть разработана стратегия, позволяющая уверенно достигать поставленных целей, и в то же время, гибко реагировать на изменения внешней среды.

Хорошо проведенная диагностика сильных и слабых сторон деятельности предприятия даёт реальную оценку его ресурсов и возможностей, а также является отправной точкой разработки стратегии.

Для проведения анализа финансовых результатов деятельности предприятия я использовала основные источники информации такие как: «Бухгалтерский баланс» форма №1 и «Отчёт о финансовых результатах» форма №2.

Для проведения анализа финансовой стратегии была выбрана нефтяная компания ОАО «Роснефтегаз» - одна из крупнейших нефтегазовых компаний в мире по объёму производства нефти.

После проведённого анализа можно сделать вывод о том, что за 2012 год валюта баланса компании увеличилась на 390582095 тыс.руб. или 17,20% по сравнению с 2011 годом.

Прибыль до налогообложения увеличилась с 35028131 тыс.руб. до 88040342 тыс.руб. или 151,34%. Это привело к увеличению чистой прибыли с 33664169 тыс.руб. до 84849666 тыс.руб. или 152,05%.

Коэффициента автономии в 2012 году повысился на 0,001% и составил также 99%, что свидетельствует о высокой независимости деятельности компании от заёмных средств. Значение индекса постоянного актива в 2012 году понизилось на 5% по сравнению с 2011, и составило 90%. Коэффициента маневренности  повысился в 2012 году на 0,05 и составил 0,10, что является положительной тенденцией для предприятия.

 Рентабельность активов  увеличилась в 2012 году на 115,54%, что  говорит о способности компании  генерировать прибыль без учёта  структуры его капитала. Снижение  рентабельности продаж на 0,29%, а  также снижение рентабельности  деятельности на 2,12% свидетельствует  о неэффективности предпринимательской  деятельности предприятия.

Оптимальная финансовая стратегия ОАО «Роснефтегаз» должна быть нацелена на обеспечение роста объёма продаж и прибыли. Достичь этого возможно следующими способами:

- приобретение нового оборудования и использование современных технологий производства товаров;

- быстрое совершенствование продукции, работ, услуг;

- расширение перечня производимой продукции и оказываемых услуг;

- усиление продвижения продукции на рынке (усиленный маркетинг, реклама и так далее);

- последовательное снижение издержек, сопровождающееся сокращением административных расходов, исключение не основных расходов, а также реструктуризация долга;

- продажа части неиспользуемых или редко используемых активов предприятия с целью увеличения наличных средств;

- совершенствование ценообразования на продукцию.

Реализация этих способов построения финансовой системы планирования позволяет выстроить и реализовать стратегию, минимизирующую вероятность потерь.

Таким образом, можно сказать, что наиболее оптимальной для ОАО «Роснефтегаз» будет являться финансовая стратегия устойчивого роста и развития вертикальной интеграции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Акулов В.Б. Теория организации [Текст]: учебник / В.Б. Акулов. - М.: ДИС, 2012. – 355 с.
  2. Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учебник / М.И. Баканов. - М.: Экономика, 2009. - 310 с.
  3. Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия [Текст]: учебное пособие / И.А. Бланк. - М.: Финансы и статистика, 2010.
  4. Большаков С.В. Финансы предприятий [Текст]: учебник / С.В. Большаков. – М.: Книжный мир, 2011. – 611 с.
  5. Ковалев В.В. Управление финансами [Текст]: учебник / В.В. Ковалев. - М.: ЮНИТИ, 2011.
  6. Кретина М.Н. Финансовая устойчивость предприятия. Методы оценки [Текст]: учебное пособие / М.Н. Кретина. - М.: ИКЦ, 2009. – 139 с.
  7. Крылов Э.И. Анализ финансовой устойчивости [Текст]: учебное пособие / Э.И. Крылов, В.М. Власова, И.В. Журавкова. - М.: ФиС, 2011. - 720 с.
  8. Кузьмина Л.П. Теория экономического анализа [Текст]: учебник / Л.П. Кузьмина. - Пятигорск: МКА, 2010.
  9. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент [Текст]: учебное пособие / М.Н. Крейнина. - М.: Дело и Сервис, 2009.
  10. Любушин Н.П. Современный финансовый менеджмент [Текст]: учебник / Н.П.Любушин. - М.: Юнити-Дана, 2009. – 190 с.
  11. Негашев Е.В. Методика финансового анализа [Текст]: учебник / Е.В. Негашев. - М.: ИНФРА-М, 2012. – 342 с.
  12. Озорнина Е.Г. Теория экономического анализа [Текст]: учебное пособие / Е.Г. Озорнина. – М.: МФПА, 2010. – 105 с.
  13. Павлова Л.Н. Финансовая стратегия предприятия [Текст]: учебник / Л.Н. Павлова. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009.
  14. Поляк, Г.Б. Финансовый менеджмент [Текст]: учебник для вузов / Г.Б. Поляк. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 527 с.
  15. Протасова А.В. Анализ деятельности предприятия (производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг, оценка персонала [Текст]: учебное пособие / А.В. Протасова. – М.: «Финансы и статистика»,2012. – 522 с.
  16. Попов В.М. Анализ финансовых решений в бизнесе [Текст]: учебное пособие / В.М. Попов. - М.: Юрайт-Издат, 2011. – 220 с.
  17. Романова Т.Г., Белоусова А.Г. Финансовый анализ: схемы и таблицы [Текст]: учебное пособие / Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2009. - 63 с. 
  18. Руденская И.П., Скрипка В.И. Финансовый анализ в аудите [Текст]: учебник / И.П. Руденская. М.: ИНФРА-М, 2010. – 185 с.
  19. Бадмаева Д.Г. Бухгалтерский финансовый учет [Текст]: учебное  пособие / Д.Г. Бадмаева. - М.:Эксмо, 2009. - 228 с.
  20. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебник / Г.В. Савицкая. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 425 с.
  21. Сафронов Н.А. Экономика предприятия [Текст]: учебник  / Н.А. Сафронов. – М.: Владос, 2010. – 533 с.
  22. Селезнёва Н.Н. Финансовый анализ предприятия [Текст]: учебник  / Н.Н. Селезнёва. - М.: Новое знание, 2012. - 704 с.
  23. Сухарев А.С. Стратегия и тактика фирмы [Текст]: учебник  / А.С. Сухарев. – М.: Мысль, 2010. – 144 с.
  24. Тупицын А.Л. Финансовая стратегия предприятия [Текст]: учебник / А.Л. Тупицын. – Мн.: Новое знание, 2011. – 704 с.
  25. НК Роснефть. Стабильность превыше всего [Электронный ресурс] / НК Роснефть // официальный сайт компании. - Режим доступа: http://www.rosneft.ru/.

Информация о работе Анализ финансовой стратегии предприятия