Анализ современного состояния системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 22:00, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является анализ современного состояния системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации.

Объектом исследования является система долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, функционирующая в России на сегодняшний день.

Предметом исследования является "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы и Государственная программа регулирования жилищных проблем молодых семей (Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей").

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы анализа ипотечного жилищного кредитования

1.1. Понятие, сущность и общий порядок предоставления ипотечного жилищного

кредита……………………………………………………………………………………..4

1.2. Предпосылки развития ипотечного жилищного кредитования в России на современном этапе………………………………………………………………………..9

1.3. Система ипотечного жилищного кредитования в России: проблемы и пути

решения……………………………………………………………………………………10

Глава 2. Развитие ипотечного жилищного кредитования в России "Федеральная целевая программа "жилище" на 2002 - 2010 годы

2.1. Основные цели и задачи Программы, этапы ее реализации……………………..14

2.2. Государственная программа регулирования жилищных проблем молодых семей (Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей")……………………………..16

Заключение………………………………………………………………………………..25

Список литературы……………………………………………………………………….26

Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат_по_недвижимости.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

        В первую очередь субсидии предоставляются молодым семьям, поставленным на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.

        Органы  местного самоуправления, осуществляющие выдачу свидетельств, информируют молодые семьи, принимающие решение об участии в подпрограмме, об условиях ее реализации, а указанные молодые семьи дают письменное согласие на участие в ней на этих условиях.

        Конкурсный  отбор субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации подпрограммы, проводится до 1 августа года, предшествующего  планируемому.

        На  основе утвержденного сводного списка молодых семей орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует заявку на выделение средств федерального бюджета для софинансирования подпрограммы. Заявка предоставляется государственному заказчику подпрограммы. Государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, заявок, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и установленного подпрограммой принципа распределения между субъектами Российской Федерации общего объема средств федерального бюджета, предусмотренного для финансирования подпрограммы, определяет для каждого субъекта Российской Федерации предварительные контрольные цифры бюджетных средств, которые до 1 ноября года, предшествующего планируемому, доводятся до органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

        Распределение субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, между  субъектами Российской Федерации, отобранными для участия в подпрограмме, осуществляется пропорционально количеству молодых семей, указанному в представленных государственному заказчику подпрограммы заявках.

        При принятии решения о выделении  средств субъекту Российской Федерации  необходимо наличие разработанной и утвержденной региональной программы обеспечения жильем молодых семей, предусматривающей выделение из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов средств на финансирование подпрограммы, а также соглашения между субъектом Российской Федерации и государственным заказчиком подпрограммы, содержащего обязательства субъекта Российской Федерации по финансированию подпрограммы в необходимых объемах.

        Конкурсный  отбор субъектов Российской Федерации  для участия в подпрограмме производится на основе условий участия и оценочных критериев.

        Размер  субсидии, предоставляемой молодой  семье, рассчитывается органом местного самоуправления, осуществляющим выдачу свидетельства, указывается в свидетельстве и является неизменным на весь срок его действия.

        Расчет  размера субсидии производится на дату выдачи свидетельства, указанную в  бланке свидетельства.

        Полученное  свидетельство сдается его владельцем в банк, где на его имя открывается банковский счет, предназначенный для зачисления субсидии. Молодая семья - владелец свидетельства заключает договор банковского счета с банком по месту приобретения жилья.

        Молодая семья - владелец свидетельства может  получить ипотечный жилищный кредит в банке, отобранном для участия  в подпрограмме, в котором открыт банковский счет. Особенности участия в подпрограмме организаций, предоставляющих займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья, определяются в соответствии с порядком.

        Отбор банков для участия в реализации подпрограммы осуществляется субъектами Российской Федерации, участвующими в реализации подпрограммы. Условия отбора банков определяются государственным заказчиком подпрограммы по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации.

        Перечисление  средств с банковского счета  лицу, участвующему в договоре, осуществляется в безналичной форме в течение 10 рабочих дней со дня принятия банком договора к оплате.

        Существуют  особенности использования субсидии на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на на строительство индивидуального жилья. Условием перечисления средств, предоставляемых в качестве субсидии, на банковский счет в банке является заключение молодой семьей кредитного договора с банком на кредитование строительства индивидуального жилья. Банк открывает кредитную линию и поэтапно кредитует строительство индивидуального жилья.

        После заключения договора купли-продажи  жилья или кредитного договора с  банком на кредитование строительства индивидуального жилья молодые семьи снимаются с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

        Жилое помещение, приобретенное или построенное  молодой семьей, должно находиться на территории субъекта Российской Федерации, из средств бюджета которого перечисляются субсидии.

        В случае если владелец свидетельства  по какой-либо причине не смог решить свою жилищную проблему (приобрести жилое  помещение в собственность, заключить  договор кредитования индивидуального  жилищного строительства) в установленный  подпрограммой срок действия свидетельства и не воспользовался правом на получение выделенной ему субсидии, он сдает свидетельство в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на условиях, определяемых в соответствии с порядком.

        По  мере осуществления страховыми организациями  деятельности по страхованию ипотечных  жилищных кредитов (страхованию ответственности  заемщика за невозврат кредита, обеспеченного  ипотекой жилого дома или квартиры) дополнительно будет рассмотрена возможность оказания молодым семьям за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов поддержки в оплате страховых взносов по данному виду добровольного страхования, что также позволит снизить размер первоначального взноса при получении молодыми семьями ипотечных жилищных кредитов до 5-10 процентов стоимости жилья.

        Успешное  выполнение мероприятий подпрограммы позволит в 2006-2010 годах обеспечить жильем 181,7 тыс. молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе в 2006 году - 27,8 тыс. молодых семей, в 2007 году - 41,7 тыс. молодых семей, в 2008 году - 39,2 тыс. молодых семей, в 2009 году - 37 тыс. молодых семей и в 2010 году - 36 тыс. молодых семей, а также позволит обеспечить:

        - привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, собственных средств граждан;

        - -развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе;

        - укрепление семейных отношений и снижение уровня социальной напряженности в обществе;

        - развитие системы ипотечного жилищного кредитования.

        Для того чтобы стать участником Программы, необходимо обратиться в Центр по строительству жилья для молодежи с просьбой об улучшении своих жилищных условий.

        Существуют  специальные программы для молодых  семей и в банках. Так, крупнейшая кредитная организация страны — Сбербанк предъявляет более строгие условия к семьям.

          Так, кредит «Молодая семья» может получить семья, в которой хотя бы один из супругов не достиг 30-ти летнего возраста или неполная семья (семья с одним родителем и ребенком/детьми), в которой мать или отец не достигли 30-ти летнего возраста. Кредит может получить как сама «молодая семья», попадающая под это определение, так и родители членов такой семьи.

        Кредит  предоставляется на приобретение или  строительство объекта недвижимости: квартиры, комнаты, жилого дома, земельного участка с построенным/строящимся жилым домом или участка, приобретаемого с целью строительства на нем жилого дома. Недвижимость должна быть расположена исключительно на территории Российской Федерации.

        Сбербанк  готов предоставлять кредиты  и в рублях, и иностранной валюте. Процентная ставка, по которой придется возвращать взятые в заем деньги, составит 16% годовых по суммам, полученным в рублях, и 11% — в валюте.

        Базовый срок кредитования — до 15-ти лет. По желанию молодой семьи банком предоставляются отсрочки в погашении  основного долга на общий срок не более 5 лет (с увеличением срока кредитования). Однако это может быть осуществлено лишь в двух случаях:

        - на период строительства объекта недвижимости (не более чем на два года);

        - при рождении ребенка (детей) в период действия кредитного договора (до достижения ребенком (детьми) возраста трех лет).

        При этом отсрочка по уплате процентов  не предоставляется.

     Сумма ипотечного кредита в Сбербанке для молодых семей составляет до 90% от стоимости объекта недвижимости, а при наличии ребенка/детей до 95% от стоимости жилья, то есть заемщику необходимо иметь собственных средств (первоначальный взнос) в размере 10% или 5% от стоимости жилья соответственно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

        Одной из наиболее перспективных форм привлечения средств в жилищное строительство и обеспечения жильем населения в мировой практике является долгосрочный ипотечный жилищный кредит, который имеет ряд преимуществ. Заемщику ипотечный жилищный кредит дает возможность жить в своей собственной новой квартире уже сегодня, а расплачиваться за нее постепенно в течение нескольких лет, кредитору - получать гарантированный стабильный доход при сравнительно низких рисках, строительной компании – привлекать дополнительные средства для строительства, государству - успешно решать проблему обеспечения жильем населения.

        В России в настоящее время уже  создана необходимая основа для  развития системы ипотечного жилищного  кредитования. Приняты и уже действуют  базовые для ипотеки законы, разработана  «Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования в РФ». Кроме того, с каждым годом происходит увеличение размеров жилищного фонда, который мог бы служить обеспечением ипотеки. Усилилось внимание к ипотеке со стороны региональных властей, страховых компаний, предприятий, застройщиков.

        В целом, анализируя российский рынок  ипотечных жилищных кредитов, необходимо отметить тот факт, что наиболее доступной жилищная ипотека на сегодняшний день остается для жителей Москвы, а также Санкт-Петербурга, где ипотека также развита, однако не в таких масштабах как в Москве. Банки предпочитают осваивать этот новый сектор рынка кредитных продуктов, не выходя за пределы «двух столиц», ориентируясь на средний класс населения. Именно в этих регионах на сегодняшний день сосредоточен основной спрос на так называемую «рыночную» ипотеку. Здесь ипотечное жилищное кредитование развивается достаточно динамично, на рынке постоянно появляются новые продукты и ипотечные программы, призванные привлечь клиентов в условиях зарождающейся конкуренции.

        Что же касается российских регионов, то здесь можно наблюдать многообразие различных ипотечных схем, многие из которых лишь отдаленно напоминают ипотеку в ее классическом виде и, кроме того, тормозят ее развитие. Большинство регионов используют собственные наработки, главным образом ориентированные на использовании бюджетных ресурсов. К числу схем, используемых в регионах можно отнести такие как: аренда жилья с последующим выкупом; создание фондов с использованием бюджетных средств, которые занимаются строительством и продажей в рассрочку; дотирование местными властями ипотечных агентств, чем достигается значительное снижение процентной ставки по кредиту. Кроме того, в некоторых регионах ипотечные компании самостоятельно организуют строительство жилья для потенциальных заёмщиков, замыкая таким образом строительство и сбыт жилья посредством ипотечного жилищного кредитования. Также, в России в достаточно распространенной форме существуют различные накопительные механизмы покупки квартиры, функционирующие в форме жилищных кооперативов и строительно-сберегательных касс. Главное отличие накопительной системы от кредитной - отсрочка права собственности на жилье. Однако ссуды в такой системе гораздо дешевле банковских кредитов.

        Однако  следует выделить и положительные  моменты в области развития ипотечного жилищного кредитования в России. Прежде всего, это усиление внимания к данной проблеме со стороны органов государственной власти. В последнее время ведется активная работа по формированию законодательной базы для ипотеки.  
     
     

Информация о работе Анализ современного состояния системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации