Анализ распределения и использования прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы - рассмотрение прибыли предприятия, анализ ее использования и распределение.
В данной работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и виды прибыли;
- изучить основные функции прибыли;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы прибыли 5
1.1. Прибыль: сущность, виды и функции 5
1.2. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли 10
1.3. Порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия 11
2. Анализ распределения и использования прибыли 16
2.1. Анализ чистой прибыли 16
2.2. Анализ распределения и использования чистой прибыли 20
2.3. Анализ влияния использования прибыли на финансовое положение предприятия 28
2.4. Пути улучшения распределения и использования прибыли в условиях рыночной экономики 31
Заключение 35
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ распределения и использования прибыли.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

Фонд потребления может  использоваться на коллективные нужды  и индивидуальные.

В процессе анализа устанавливается  соответствие фактических расходов расходам, предусмотренным сметой, выясняются причины отклонений от сметы по каждой статье, изучается эффективность мероприятий, проводимых за счет средств этих фондов. При анализе использования средств фонда накопления следует изучить полноту финансирования всех запланированных мероприятий, своевременность их выполнения и полученный эффект.

                         

2.3. Анализ влияния  использования прибыли на финансовое  положение предприятия

Соотношение использования  прибыли на накопление и потребление оказывает влияние на финансовое положение предприятия. Недостаточность средств, направляемых на накопление, сдерживает рост оборота, приводит к увеличению потребности в заемных средствах.

Верхнюю границу потенциального развития предприятия определяет рентабельность собственных средств :

Если   равна 20%, то, отказавшись от использования средств на потребление и выплату дивидендов, можно увеличить собственные средства на 20% или, отказавшись от использования средств на накопление, направить все средства на потребление или выплату 20%-ных дивидендов.

В действительности приходится находить оптимальное соотношение между использованием средств на потребление (нормой распределения) и процентом увеличения собственных средств (внутренними темпами роста).

Для достижения высоких  темпов роста оборота нужно повышать 'возможности увеличения рентабельности собственных средств предприятия.

Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования вложенных в организацию собственных средств. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль собственных средств.

Так как в расчетах показателей рентабельности используются данные за анализируемый период, результат расчетов будет напрямую зависеть от продолжительности этого периода. Представление показателей рентабельности в годовом измерении наиболее удобно. Стоимость капитала на рынке (процентные и депозитные ставки) и макроэкономическое окружение (инфляция, ставка рефинансирования) характеризуются показателями в годовом выражении. При расчете рентабельности в годовом выражении создается адекватная база для оценки результатов деятельности конкретного предприятия и сравнения различных предприятий между собой.

Рентабельность собственных  средств можно представить как отношение суммы средств, направляемых на накопление и потребление, к величине собственных средств.

Сумма средств, направляемых на накопление и потребление, представляет собой сумму чистой прибыли, которая образуется у предприятия после уплаты налога на прибыль и финансовых издержек:

,

где — фонд накопления;

- фонд потребления; 

СК — собственный капитал.

Отношение фонда накопления к величине собственного капитала определяет внутренние темпы роста, т. е. темпы увеличения активов. Теоретически при неизменном значении коэффициента оборачиваемости капитала прирост объема реализации продукции равен внутренним темпам роста.

Отношение фонда потребления  к размеру собственного капитала составляет уровень потребления.

Если представить фонд потребления как произведение чистой прибыли и нормы распределения прибыли, рентабельность собственных средств может быть рассчитана так:

,

где НР— норма распределения прибыли;

ВТР— внутренние темпы роста.

Отсюда 

В то же время рентабельность собственных средств может быть выражена через эффект финансового рычага:

где -  экономическая рентабельность;

ЭФР — эффект финансового рычага.

Эффект финансового  рычага — это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию заемных средств, несмотря на их платность.

Финансовый рычаг показывает влияние финансовых издержек, связанных с заимствованием капитала, на величину чистой прибыли. Если он является величиной положительной, то увеличивает рентабельность собственных средств. Положительным финансовый рычаг будет при условии, если экономическая рентабельность капитала выше ставки ссудного процента. В рыночной экономике ставка ссудного процента определяется, кроме всех прочих условий, размером заемного капитала; чем выше размер заемного капитала в структуре источников средств предприятия, тем выше ставка ссудного процента и тем ниже величина чистой прибыли и соответственно рентабельность собственных средств. Использование чистой прибыли на потребление увеличивает потребности предприятия в заемном капитале. При высокой цене ресурсов и низкой рентабельности активов это приводит к отрицательному эффекту финансового рычага и снижению рентабельности собственных средств, ограничивает внутренние темпы роста предприятия.

Анализ использования  прибыли выявляет, насколько эффективно распределялись средства на накопление и потребление. Здесь можно выделить следующие критерии оценки:

1) если в структуре  капитала возросла доля заемных  средств, значит социальные выплаты  ограничивали внутренние темпы  роста;

2) если внутренние  темпы роста возрастают, значит политика распределения прибыли выбрана правильно.

Оценка эффективности  распределения прибыли на накопление и потребление производится также с помощью количественного измерения эффекта финансового рычага.

Анализ прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, предполагает решение следующих задач:

• количественная оценка влияния факторов на изменение чистой прибыли;

• выявление тенденций, сложившихся в распределении  прибыли за отчетный период;

• оценка влияния распределения  прибыли на финансовое состояние предприятия;

• измерение влияния  факторов на величину специальных фондов;

• оценка эффективности  использования фондов накопления и потребления в соответствии с показателями эффективности экономического потенциала.

 

2.4. Пути улучшения распределения и использования прибыли в условиях рыночной экономики

Признание того факта, что  в настоящее время у большинства  российских предприятий существуют проблемы по управлению, формированию, распределению прибыли, требует рассмотрения определенных методов разрешения данных вопросов.

В современных условиях хозяйствования прибыль становится основным источником социально-экономического развития предприятий.  Это явление сопровождается резким повышением заинтересованности последних в росте денежных доходов. 

Чистый доход предприятия  представляет собой сумму денежных средств, предназначенных для формирования фондов социального назначения и используемых для осуществления производственного и социального развития, материального поощрения работников.

Механизм распределения прибыли  на предприятиях должен строится таким  способом, чтобы способствовать созданию условий по наиболее рациональному использованию средств на развитие предприятия, принимая во внимание показатели уровней фондо- и энерговооруженности, оборачиваемости оборотных средств, производительности труда и т.д.

Эффективное использование  прибыли возможно лишь при согласованности действий системы экономических рычагов.  При этом первостепенное значение имеет реализация продукции. Во-первых, потому, что в процессе продажи товаром на рынке происходит возмещение израсходованных средств производства.

Во-вторых, реализация продукции  — это тот момент, когда произведенный продукт получает признание на рынке. Любая заминка в реализации вызывает нарушение ритмичности производства, а значит ведет к снижению эффективности деятельности предприятия.

Так как прибыль отражает результаты всех видов деятельности предприятия — производственной, непроизводственной и финансовой.  Это значит, что на размерах прибыли отражаются все стороны деятельности предприятия.  Так, рост производительности труда означает снижение его затрат на единицу продукции. соответственно при нормальных условиях работы должны относительно снижаться расходы на оплату труда в расчете на единицу продукции.  Улучшение использования основных производственных фондов означает, что относительно сокращаются затраты на их содержание и эксплуатацию, уменьшаются амортизационные отчисления в себестоимости отдельных изделий. Это,  как и экономия материальных затрат, увеличивает прибыль и эффективность ее использования.

Возможность получения  “незаработанной” прибыли за счет экстенсивного пути (главным образом за счет изменения условий поставки продукции, повышения цен и др.) покрывает бесхозяйственность, усиливает невосприимчивость предприятий к достижениям НТП, осуществлению мероприятий по ресурсосбережению.  Если темп роста стоимостных показателей превышает прирост продукции в натуральном выражении, это означает снижение эффективности использования ресурсов, что отражается в повышении материалоемкости, трудоемкости и, в конечном счете, — себестоимости продукции.

Руководству предприятий  необходимо овладеть новыми методами распределения прибыли.  Здесь должны учитываться интересы сразу нескольких сторон.  Во-первых, государство заинтересовано как в создании условий, стимулирующих развитие производства, так и в реализации своих экономических функций, что обусловливает необходимость налогообложения, уменьшающего показатель прибыли на величину соответствующих налоговых отчислений.

Во-вторых, трудовой коллектив  заинтересован в получении больших  доходов, что требует увеличения расходов по статье “Заработная плата” и “Начисления”.

В третьих, кредиторы  и акционеры должны быть уверены  в платежеспособности фирмы, возвратности предоставленных ссуд.

Руководство же стремится  как можно большую часть прибыли  оставить нераспределенной, в качестве резерва, позволяющего укрепить основы самофинансирования.  На руководство возлагается ответственность планировать распределение прибыли таким образом, чтобы не нанести ущерба ни одной из сторон и, в то же время, обеспечить благосостояние предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проведенный в курсовой работе анализ показывает, что прибыль является составным элементом рыночных отношений.  Она играет важную роль в формировании доходов бюджета и создании финансовых средств предприятий.

Изучение социально-экономической  сущности прибыли имеет первостепенное значение для рассмотрения источников ее формирования, влияния на нее различных производственных и непроизводственных факторов, разработки системы распределения, формирования основных направлений деятельности предприятия.

Факторы, влияющие на чистую прибыль, подразделяются на факторы  первого, второго и третьего уровней влияния:

• к факторам первого  уровня относятся сумма прибыли, сложившаяся за отчетный период, и размер налоговых отчислений;

• к факторам второго  уровня относятся факторы, влияющие на величину налоговых отчислений; размер налогооблагаемой прибыли и ставка налога на прибыль;

• факторы третьего уровня — это факторы, влияющие на размер налогооблагаемой прибыли.

Факторный анализ формирования чистой прибыли позволяет определить выгоды от увеличения прибыли от финансово-хозяйственной деятельности, снижения налога на прибыль, расширения перечня и увеличения размера льгот.

Распределение прибыли  оказывает существенное влияние  на финансовое состояние предприятия.

Направление средств  на накопление увеличивает экономический потенциал, способствует повышению платежеспособности и финансовой независимости предприятия, способствует росту объема выпуска, реализации и прибыли без увеличения размера заемных средств.

Напротив, использование  прибыли на потребление ограничивает возможности роста товарооборота и прибыли.

Расширение деятельности предприятия требует дополнительного привлечения заемных средств, что при высокой ставке ссудного процента особенно опасно, так как значительно увеличивает финансовые риски. Измерителем финансового риска является эффект финансового рычага. Отрицательное значение эффекта финансового рычага является свидетельством нерационального использования прибыли на накопление и потребление.                    

Анализ использования  фонда накопления проводится параллельно с анализом движения и эффективности использования основных средств.

Использование фонда  потребления является эффективным, если сопровождается ростом производительности труда, сокращением текучести кадров, повышением уровня квалификации персонала.

Результаты анализа  распределения и использования прибыли применяются при разработке финансового плана и выборе стратегии финансирования предприятия.

Информация о работе Анализ распределения и использования прибыли