Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 13:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ прибыли и рентабельности в ООО "Теплоэнерго-Комфорт" и выявление путей повышения данных показателей в условиях рыночной экономики.
В соответствии с поставленной целью предусматривается решение следующих задач:
изучить теоретические основы анализа прибыли и рентабельности организации;
провести анализ прибыли и рентабельности в ООО "Теплоэнерго-Комфорт";
разработать направления повышения прибыли и рентабельности ООО "Теплоэнерго-Комфорт".
Объектом исследования является ООО "Теплоэнерго-Комфорт" (ООО "ТЭКОМ").

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ.
1.1 Понятие и значение прибыли и рентабельности организации.
1.2 Методика анализа прибыли и рентабельности организации.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В ООО «ТЕПЛОЭНЕРГО-КОМФОРТ».
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия.
2.2 Анализ прибыли ООО «Теплоэнерго-Комфорт».
2.3 Анализ рентабельности ООО «Теплоэнерго-Комфорт».
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ООО "ТЕПЛОЭНЕРГО-КОМФОРТ».
3.1 Резервы повышения прибыли и рентабельности.
3.2 Мероприятия по повышению показателей прибыли и рентабельности ООО "Теплоэнерго-Комфорт".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Прибыль и рентабельность.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

Вторая группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств:

все производственные активы предприятия;

инвестиционный капитал (собственные средства и долгосрочные обязательства);

акционерный (собственный) капитал.

Чистая прибыль / Все производственные активы ×100% (4)

Чистая прибыль / Инвестиционный капитал×100% (5)

Чистая прибыль / Акционерный капитал×100% (6)

Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризуют степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и заемных средств.

Данные показатели весьма практичны  в связи с тем, что отвечают интересам участников.

Например, администрацию предприятия  интересует отдача (доходность) всех производственных активов, потенциальных инвесторов и кредиторов - доходность акций и т.д.

Рентабельность может определяться по-разному.

Рентабельность производства исчисляется  по формуле:

(7)

где Р - уровень рентабельности производства, %;

П - сумма валовой прибыли, руб.;

ОФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;

НОС - среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств (материальных оборотных средств), руб.

Учитывая, что прибыль связана  как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой оно реализуется, рентабельность продукции может быть исчислена как отношение прибыли к стоимости реализованной продукции по свободным или регулируемым ценам.

Рентабельность продукции в  двух её разновидностях исчисляется  по формулам:

(8)

(9)

где Р - рентабельность продукции, %;

П - валовая прибыль предприятия, руб.;

СП - полная себестоимость реализованной продукции, руб.;

ЦП - объём реализованной продукции в соответствующих ценах (за минусом НДС и акцизов), руб.

Рост любого показателя рентабельности зависит  от единых экономических явлений и процессов. Это, прежде всего, совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах. Это повышение эффективности использования ресурсов организациями на основе стабилизации взаимных расчётов и системы расчётно-платёжных отношений. Это индексация оборотных средств и чёткое определение источников их формирования.

Важнейшими  факторами роста прибыли являются рост объёма производства и реализации продукции, внедрение научно-технических разработок, а, следовательно, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции. В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь указанных факторов.

Многообразие  показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.

Итак, прибыль  как основная форма денежных накоплений представляет собой разницу между  выручкой от реализации по соответствующим  ценам и полной себестоимостью. Отсюда рост прибыли зависит, прежде всего, от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объёма реализованной продукции.

1.2 Методика анализа прибыли и рентабельности организации

Обобщающая оценка финансового  состояния предприятия достигается на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность. Величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия.

Анализ формирования и использования прибыли предполагает следующие этапы:

Анализ состава и динамики балансовой прибыли;

Анализ финансовых результатов  от обычных видов деятельности;

Анализ финансовых результатов  от прочих видов деятельности;

Анализ распределения и использования  прибыли.

В анализе используются следующие  показатели прибыли: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

Балансовая прибыль включает в  себя прибыль от обычных видов  деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств. Схема формирования балансовой прибыли представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Схема формирования балансовой прибыли

Налогооблагаемая прибыль представляет собой разность между прибылью от обычной деятельности и суммой льгот по налогу на прибыль.

Чистая прибыль - это та часть  прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.

Основную часть прибыли предприятия  получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).

Прибыль от продаж продукции в целом  по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности [25, С.315]:

объема продаж продукции;

ее структуры;

себестоимости;

уровня среднереализационных цен.

Объем продаж продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.

Себестоимость продукции и прибыль  находятся в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Сначала нужно найти сумму прибыли  при фактическом объеме продаж и  плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

Выполнение плана по объему продаж исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка [41, С.23-24].

Затем следует определить сумму  прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и  плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат.

Нужно подсчитать также, сколько прибыли  предприятие могло бы получить при фактическом объеме продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат.

Выполнение плана по прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это финансовые результаты, полученные от операционных, внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств.

Анализ сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю. Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполненных обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.

Изменение суммы полученных штрафов  может произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля в отношении их. Поэтому при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях нарушения договорных обязательств были предъявлены поставщикам соответствующие санкции.

Убытки от списания безнадежной  дебиторской задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится на низком уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году, также свидетельствуют о недостатках бухгалтерского учета.

В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от данных видов деятельности.

Распределение и использование  прибыли предприятия

После уплаты налогов прибыль распределяется следующим образом: одна часть используется на расширение производства (фонд накопления), другая - на капитальные вложения в социальную сферу (фонд социальной сферы), третья - на материальное поощрение работников предприятия (фонд потребления). Создается также резервный фонд предприятия.

Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении  прибыли была достигнута оптимальность  в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет. Руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда.

Важной задачей анализа является изучение вопросов использования средств  фондов накопления и потребления.

Средства этих фондов имеют целевое  назначение и расходуются согласно утвержденным сметам. Фонд накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение производства, его техническое перевооружение, внедрение новых технологий и т.д. Фонд социальной сферы может использоваться на коллективные нужды (расходы на содержание объектов культуры и здравоохранения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий), фонд потребления - на индивидуальные (вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, стоимость путевок в санатории и дома отдыха, стипендии студентам, частичная оплата питания и проезда, пособия по выходу на пенсию и т.д.).

Показатели рентабельности более  полно, чем прибыль, характеризуют  окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно  объединить в несколько групп:

Показатели, характеризующие производственную деятельность (окупаемость затрат).

Показатели рентабельности продаж.

Рентабельность капитала.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость затрат) определяется путем деления прибыли от реализации продукции или чистой прибыли от основной деятельности к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции:

Рз = П / З,  (10)

где Рз – рентабельность затрат, П – прибыль, З – затраты реализованной или произведенной продукции.

Показатели рентабельности продаж включают показатели, рассчитанные как  отношения различных видов прибыли (на основе данных отчета о прибылях и убытках ф. № 2) к выручке. К ним относятся:

Рентабельность продаж:

Рп = П / В,  (11)

где Рп – рентабельность продаж, П – прибыль, В – сумма полученной выручки.

Рентабельность продаж по чистой прибыли:

Рп = ЧП / В,  (12)

где Рп – рентабельность продаж, ЧП – чистая прибыль, В – сумма полученной выручки.

Показатели рентабельности капитала включают показатели, характеризующие отношения прибыли к различным видам средств (капитала). К наиболее важным видам средств или авансированного капитала можно отнести  активы предприятия (стоимость имущества); инвестиционный капитал, включающий собственные средства и долгосрочные обязательства; собственный (акционерный) капитал. Исходя из перечисленного основными показателями рентабельности этой группы являются:

Ра = П / Ā ,  (13)        

где Ра – рентабельность активов, П – прибыль, Ā – средняя стоимость активов;

Ри = П / С + D , (14)        

где Ри – рентабельность инвестиционного капитала, (С + D) – средняя стоимость инвестиционного капитала;

РСк = П / Ск ,  (15)        

где  РСк - рентабельность собственного капитала, Ск – средняя стоимость собственного капитала.

Приведенные показатели рентабельности отличаются размерами заемных средств: первый показатель (Ра) характеризует прибыльность или эффективность использования всех активов, сформированных а счет собственных или заемных источников; второй показатель (Ри) отражает эффективность использования средств, приравненных к собственным, т. е. собственных источников и долгосрочных займов и кредитов; третий (РСк) – прибыльность собственных средств.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Показатели финансовых результатов  характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими из них являются показатели прибыли и рентабельности, которые в условиях рыночной экономики составляют основу экономического развития предприятия.

Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности.

Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли.

Прибыль и рентабельность относятся  к важнейшим показателям, характеризующим эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Прибыль отражает результаты всех сторон деятельности предприятия. На ее величину влияет объем продукции, ее ассортимент, качество, уровень себестоимости, штрафы, неустойки и другие факторы. Прибыль влияет на такой обобщающий показатель, как рентабельность, состояние собственных оборотных средств, платежеспособность и размеры поощрительных фондов. Выявление резервов роста и рентабельности может быть установлено через систему взаимосвязанных направлений экономического анализа.

В ходе анализа было выявлено, что  коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными средствами за анализируемый период (2010-2012 гг.) соответствуют нормативным значениям, что означает, что организация полностью покрывает свои обязательства. Коэффициент абсолютной ликвидности ниже нормативного значения, что свидетельствует о недостаточной ликвидности баланса на предприятии.

Трехмерный показатель финансовой устойчивости за исследуемый период (2010-2012 гг.) составляет: М = (1;1;1)

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия