Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:27, дипломная работа

Краткое описание

Выпускная бакалаврская работа состоит из двух частей. В первой части рассмотрены теоретические основы понятия прибыли и рентабельности. Дано описание основных видов прибыли в соответствии с российскими стандартами бухгалтерской отчетности, порядок их формирования и основные факторы, которые оказывают влияние на величину прибыли. Также в первой части рассмотрен горизонтальный, вертикальный и факторный анализ прибыли на основании формы №2 РСБУ. Во второй части представлен вертикальный, горизонтальный и факторный анализ прибыли предприятия ООО "НГК "ИТЕРА" и рассчитаны основные показатели рентабельности.

Содержание

Введение
Глава 1. "Анализ прибыли и рентабельности предприятия"
1.1 Экономическая сущность и база для формирования прибыли предприятия
1.2 Виды прибылей предприятия и порядок их формирования
1.3 Виды анализа прибыли предприятия
1.3.1 Горизонтальный и вертикальный анализ прибыли по данным отчета о прибылях и убытках
1.3.2 Факторный анализ
1.4 Анализ рентабельности
Выводы
Глава 2. Анализ прибыли и рентабельности предприятия на примере ООО "НГК "ИТЕРА"
2.1 Характеристика ООО "НГК "ИТЕРА"
2.2 Горизонтальный и вертикальный анализ "Отчета о прибылях и убытках"
2.3 Факторный анализ прибыли от продаж
2.4 Анализ прибыли до налогообложения методом цепных подстановок
2.5 Анализ рентабельности
Выводы
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 340.81 Кб (Скачать файл)

 

Пдо н/о2008, С2008, КР2008, УР2008 %кП2008, %кУ2008, Дот участия2008, ПД2007, ПР2007) = 40474422 - 17933764 - 12483707 - 1284530 + 1200583 - 2105080 + 70341 + 6525015 - 6215974 = 8247306 тыс. руб. (2.20)

∆ПД от участия = 8247306 - 8179820 = 67486 тыс. руб.

 

При замене следующего фактора, прочие доходы, модель примет вид:

 

Пдо н/о2008, С2008, КР2008, УР2008 %кП2008, %кУ2008, Дот участия2008, ПД2008, ПР2007) = 40474422 - 17933764 - 12483707 - 1284530 + 1200583 - 2105080 + 70341 + 18280428 - 6215974 = 20002719 тыс. руб. (2.21)

∆ППД = 20002719 - 8247306 = 11755413 тыс. руб.

 

Значительное  увеличение прочих доходов привело  к приросту прибыли в 2008 году на 11755413 тыс. руб., однако при этом не учитываются прочие расходы, которые также значительно возросли.

Влияние последнего фактора, прочие расходы, определяется по формуле:

 

Пдо н/о2008, С2008, КР2008, УР2008 %кП2008, %кУ2008, Дот участия2008, ПД2008, ПР2008) = 40474422 - 17933764 - 12483707 - 1284530 + 1200583 - 2105080 + 70341 + 18280428 - 21108253 = 5110440 тыс. руб. (2.22)

∆ППР = 5110440 - 20002719 = - 14892279 тыс. руб.

 

Таким образом, учитывая все факторы, которые оказали  влияние на формирование прибыли  до налогообложения, можно разложить изменение прибыли на приращения, которые были вызваны каждым из факторов:

 

∆П = П2007 ± ∆В ± ∆С ± ∆КР ± ∆УР ±∆%кП ± ∆%кУ ± ∆Дот участия ± ∆ПД ± ∆ПР = 3973267 + 10778998 - 4183131 - 2238482 +222718 + 428997 - 802556 + 67486 + 11755413 - 14892279 = 5110440 тыс. руб.

2.5 Анализ  рентабельности

 

На основании  данных отчетности ООО "НГК "ИТЕРА" оценивается эффективность использования  ресурсов и эффективность работы предприятия. Анализируются показатели рентабельности производственной деятельности, продаж, рентабельности активов и собственного капитала.

. Рентабельность производственной деятельности, или рентабельность издержек, характеризует эффективность использования ресурсов в основном производстве:

 

Rпроизв. 2007 = Преализрп = 4192318/ (13750633 + 10245225 + 1507248) = 0,164 или 16,4%; (2.23)

Rпроизв. 2008 = 8772421/ (17933764 + 12483707 + 1284530) = 0,277 или 27,7%.

∆Rпроизв. = 27,7% - 16,4% = 11,3%.

 

В 2008 году производственные службы предприятия  стали работать более эффективно, то есть более прибыльно. Учитывая результаты факторного анализа прибыли от продаж, а также столь резкий скачок рентабельности можно утверждать, что такой рост рентабельности производственной деятельности стал возможен, в больше степени благодаря увеличению отпускных цен и снижению производственных затрат, и в меньшей степени этому способствовало увеличение физического объема реализации.

2. Рентабельность продаж:

 

Rпродаж. 2007 = Прп/В = 4192318/29695424 = 0,141 или 14,1%. (2.24)

Rпродаж. 2008 = 8772421/40474422 = 0,217 или 21,7%.

∆Rпродаж = 21,7% - 14,1% = 7,6%.

 

Рентабельность  продаж также увеличилась, так как  темп прироста прибыли (109,2%) значительно  превышает темп прироста выручки (36,3%).

Показатели  рентабельности производственной деятельности и рентабельности продаж свидетельствуют о том, что в 2008 году эффективность работы по основному виде деятельности заметно улучшилось, о чем свидетельствуют увеличение показателей рентабельности и возросшие показатели выручки и прибыли от продаж.

. Рентабельность активов, характеризующая доходность имущества предприятия, определяется по формуле:

 

Rактивов2007 = Пдо н/осред. = 3973267/ (0,5* (25979719 + 29985422)) = 0,142 или 14,2% (2.25)

Rактивов2008 = 5110440/ (0,5* (29985422 + 37747956)) = 0,151 или 15,1%.

∆Rактивов = 15,1% - 14,2% = 0,9%.

 

Рентабельность  активов в 2008 году возросла на 0,9%, что  является положительным моментом, так  как имущество предприятия стало  использоваться более эффективно.

. Для целей анализа эффективности работы предприятия можно также сравнить темпы роста чистой прибыли, выручки и темп роста средней величины активов за период.

 

Таблица 2.3 Темпы роста чистой прибыли, выручки и активов

Показатель

2007 год

2008 год

Темп роста, %

1

2

3

4

Средняя величина активов

27982571

33866689

121,0%

Выручка от реализации

29965424

40474422

136,3%

Чистая прибыль

2934248

3742907

127,6%


 

В идеале должно соблюдаться правило:

 

ТЧП > Твыручка > Тактивы; (2.26)

 

Темп  роста чистой прибыли должен быть больше темпа роста выручки, а  темп роста выручки должен быть больше темпа роста активов. В данном случае у предприятия указанное соотношение полностью не соблюдается:

 

Твыручка = 136,3% > ТЧП = 127,6% > Тактивы = 121,0%;

 

Это говорит  о том, что рост финансовых результатов  вызван ростом цен, объемом продаж и снижением производственной себестоимости. Темп роста чистой прибыли, хотя и выше темпа роста активов, но он ниже темпа роста выручки, что говорит о том, что предприятию нужно более рационально использовать налоговую политику.

. Рентабельность собственного капитала является важным показателям для потенциальных и реальных собственников бизнеса и для кредиторов, так как позволяет судить об эффективности использования собственного капитала и сравнивается с альтернативными вложениями (например, с размещением денежных средств на депозит в банке).

 

RСК2007 = ЧП/СКсред = 2934248/ (0,5* (9376819 + 10953329)) = 0,289 или 28,9% (2.27)

RСК2008 = 3742907/ (0,5* (10953329 + 11164309)) = 0,338 или 33,8%

∆RСК = 33,8% - 28,9% = 4,9%.

 

Рентабельность  собственного капитала имеет довольно высокое значение и за анализируемый период возросла на 4,9%. Это является безусловно положительным моментом, который говорит об эффективности вложений средств собственников, особенно учитывая тот факт, что за 2008 год величина собственного капитала также увеличивалась.

Для более  детального рассмотрения причин, которые  оказали воздействие на увеличения рентабельности собственного капитала, используется трехфакторная модель Дюпона, которая имеет вид:

 

RСК2007 = ЧП/СК = (ЧП/В) * (В/Асред) * (Асред/СК).

 

В модели Дюпона рентабельность собственного капитала представляется как произведение нормы  прибыли, оборачиваемости активов  и коэффициента капитализации и  позволяет определить, какой из факторов больше или меньше повлиял на изменение  рентабельности. Среди факторов выделяют:

) операционную рентабельность измеряется как норма прибыли - ЧП/В;

2) эффективность использования активов измеряется как оборачиваемость активов - В/Асред;

) финансовый рычаг измеряется как коэффициент капитализации - Асред/СК;

 

Таблица 2.4 Анализ рентабельности собственного капитала по модели Дюпона

Показатель

2007 год, тыс. руб. 

2008 год, тыс. руб. 

1

2

3

Чистая прибыль

2934248

3742907

Выручка от реализации

29695424

40474422

Средняя величина активов

27982571

33866689

Средняя величина собственного капитала

10165074

11058819


 

RСК2007 = ЧП/СК = (ЧП/В) * (В/Асред) * (Асред/СК) = (2934248/29695424) * (29695424/27982571) * (27982571/10165074) = 0,289 или 28,9% (2.28)

RСК2007 = ЧП/СК = (ЧП/В) * (В/Асред) * (Асред/СК) = (3742907/40474422) * (40474422/33866689) * (33866689/11058819) = 33,8%.

 

При анализе  причин изменения рентабельности собственного капитала используется метод цепных подстановок: в модели последовательно  заменяются базисные значения нормы  прибыли, оборачиваемости активов и коэффициента капитализации на отчетные значения.

Замена  значения нормы прибыли с базисного  на отчетное:

 

RСК2007 = (ЧП20082008) * (В2007сред2007) * (Асред2007/СК2007) = (3742907/40474422) * (29695424/27982571) * (27982571/10165074) = 0,269 или 26,9%.

∆ = 26,9% - 28,9% = - 2,0%.

 

Хотя  прибыль в 2008 году возросла на 27,6%, но ее отношение к выручки от реализации, то есть норма прибыли, снизилась.

Замена  значения оборачиваемости активов  с базисного на отчетный:

 

RСК2007 = (ЧП20082008) * (В2008сред2008) * (Асред2007/СК2007) = (3742907/40474422) * (40474422/33866689) * (27982571/10165074) = 0,304 или 30,4%.

∆ = 30,4 - 26,9% = 3,5%.

 

Ускорение оборачиваемости активов, то есть улучшение  качества их управления, привело к  увеличению рентабельности собственного капитала на 3,5%.

Замена  значения коэффициента капитализации  с базисного на отчетный:

 

RСК2007 = (ЧП20082008) * (В2008сред2008) * (Асред2008/СК2008) = (3742907/40474422) * (40474422/33866689) * (33866689/11058819) = 0,338 или 33,8%.

∆ = 33,8% - 30,4 = 3,4%.

 

Улучшение структуры капитала привело к  дополнительному увеличению рентабельности собственного капитала на 3,4%. Таким  образом, положительное влияние  на изменение рентабельности оказало  ускорение оборачиваемости капитала и улучшение структуры капитала, а к ее незначительному снижению привело уменьшение нормы прибыли.

Выводы

 

В 2008 году предприятие работало более эффективно, так основные показатели прибыли  заметно возросли. Бухгалтерская  прибыль выросла в 2008 году на 28,6% с 3,97 млрд рублей до 5,11 млрд. На ее увеличение оказали влияние несколько факторов.

Во-первых, это увеличение выручки от продаж на 36,3% или на 10,8 млрд рублей, которое  в большей степени произошло  за счет увеличения отпускных цен  на газ на 25% (почти на 8,1 млрд рублей) и в меньшей степени за счет роста физического объема продаж.

Во-вторых, на увеличение прибыли оказал влияние  тот факт, что в анализируемом  периоде темпы прироста себестоимости (30,4%) и коммерческих расходов (21,8%) были ниже, чем прирост выручки (36,3%). Хотя в абсолютном выражении они увеличились, но их удельный вес по отношению к выручке от продаж снизился. Следовательно, предприятие смогло сэкономить на удельных постоянных издержках за счет эффекта отдачи от масштаба. Также необходимо отметить то, что в 2008 году управленческие расходы снизились почти на 15%.

В-третьих, на увеличение прибыли заметное влияние  оказали прочие доходы и прочие расходы. В 2008 году прочие доходы и прочие расходы  заметно возросли, так прочие доходы выросли на 180,2%, а прочие расходы почти на 240%. В абсолютном выражении расходы превышают доходы. Проценты к уплате также превышают проценты к получению. Следовательно, можно сделать вывод: хотя прибыль до налогообложения значительно возросла в 2008 году, экономическая эффективность хозяйственной деятельности предприятия как единого комплекса все же намного ниже, чем эффективность основного вида деятельности.

Рентабельность  продаж также возросла с 14,1% до 21,7%, так  темп прироста прибыли от продаж (109,2%) выше темпа прироста выручки (36,3%).

Рентабельность  активов незначительно возросла на 0,9% (с 14,2% до 15,1%). Хотя увеличение является небольшим, это говорит о возросшей  эффективности управления активами, так как необходимо учитывать  то, что имущество предприятия  в 2008 году сильно возросло (на 21,0%). То есть при заметном росте активов предприятие смогло добиться увеличения эффекта от его использования.

Рентабельность  собственного капитала возросла на 4,9% с 28,9% до 33,8%. Значение показателя является довольно высоким и свидетельствует о том, что собственники капитала удачно разместили свои вложения, так как предлагаемая ставка по срочным годовым рублевым вкладам в 2008 году не превысила 18%.

 

Заключение

 

Прибыль показывает конечный финансовый результат  работы предприятия, характеризует его эффективность и возможности для развития.

Для анализа  прибыли используются горизонтальный, вертикальный и факторный анализ. Горизонтальный анализ оценивает динамику показателей прибыли и сформировавших ее факторов, вертикальный анализ дает картину об изменении удельного веса показателей. Факторный анализ позволяет наиболее подробно оценить влияние каждого фактора на прибыль предприятия. Среди методов, используемых при анализе, выделяют метод цепных подстановок, метод относительных разностей, метод абсолютных разностей.

В целом, основываясь на данных отчета о прибылях и убытках и бухгалтерского баланса, можно сделать вывод о том, что предприятие в 2008 году улучшило свои финансовые результаты, эффективность  его работы возросла. Если характеризовать работы предприятия на основе прибыли от продаж, то можно сказать, что предприятие работало очень эффективно, хотя заметную роль на ее формирование оказало повышения цен на энергоносители.

Чистая  прибыль предприятия также возросла в 2008 году на 27,6%. Следует отметить то, что прирост налога на прибыль (32,9%) выше, чем у чистой прибыли, то есть предприятию следуют более рационально использовать учетную политику.

Показатели  рентабельности в 2008 году также улучшились. Рентабельность производственной деятельности возросла с 16,4% до 27,7%.

В общем, давая оценку изменению финансовых результатов, можно утверждать, что  основные виды прибыли предприятия  значительно возросли. Это стало  возможным за счет увеличения отпускных  цен на газ на 25%, снижения уровня себестоимости, коммерческих и управленческих расходов, также увеличению прибыли способствовало увеличение физического объема реализации.

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия