Япония в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Япония – высокоразвитое в промышленном и научно-техническом отношении государство. Особенности экономического развития этой страны, ее достижения в передовых отраслях научно-технического прогресса, способность быстро реагировать на изменяющиеся условия мирового рынка привлекают внимание исследователей во всем мире.
Во второй половине XX в. мир стал свидетелем уникальности и высокой эффективности японской внешнеэкономической стратегии, что проявилось, прежде всего, в стремительном увеличении объема внешней торговли товарами и услугами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика экономики Японии
1.1. Особенности развития японской экономики……………………..………5
1.2. Современное состояние экономического развития Японии.…..............11
Глава 2. Место Японии в мировой экономике.
2.1. Участие страны в мировой торговле…………………………..…………..15
2.2. Главные тенденции и проблемы экономики Японии, как одной из ведущих держав на мировом экономическом пространстве………………….22
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы………………………………………...…31

Вложенные файлы: 1 файл

Япония в мировой экономике.docx

— 226.22 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Современное состояние экономического развития Японии

 

Япония – вторая в экономическом отношении держава капиталистического мира. По размерам валового национального продукта, объему промышленного производства и ряду других макроэкономических показателей она уступает только США. На долю Японии приходится свыше 14% мирового валового продукта. Она лидирует в темпах экономического развития, в 1,5 - 2 раза превышающих показатели ведущих стран. В то же время по чисто количественным макроэкономическим показателям Япония остается относительно слабой стороной треугольника США – Западная Европа – Япония, однако по многим качественным характеристикам она уже сейчас опережает большинство своих соперников.

Характерной чертой японской экономики является наличие как крупных концернов, так и малых предприятий.

Промышленность — основная отрасль японской экономики. На нее приходится 31,4 % всего ВВП. Если до середины 50-х гг. основное внимание уделялось развитию легкой промышленности, то позже был взят курс на развитие отраслей тяжелой промышленности. При этом основное внимание уделялось отраслям наукоемким, неэнергоемким, маломатериалоемким. Бурно развивались такие отрасли, как электронная, сложное и точное машиностроение, оптика, производство оборудования (в том числе научно-лабораторного), химических волокон и пластмасс, медикаментов. На долю Японии приходится около 12% мирового промышленного производства. Развиваются преимущественно новые и новейшие отрасли промышленности, базирующиеся на передовых технологиях: производство связи и информатики, новых материалов, биотехнологий.

Довольно приоритетной отраслью японской промышленности является черная металлургия. Развитие электроники, электротехники, самолето- и ракетостроения способствовало развитию цветной металлургии. Выплавляются медь (2-е место в мире), цинк (4-е место), алюминий (3-е место), свинец и редкоземельные металлы. Используется как местное, так и привозное сырье. Много цветных металлов получают в результате вторичной переработки.

Основная отрасль промышленности — машиностроение. По разнообразию выпускаемых машин, их экспорту страна занимает ведущие позиции в мире. Необходимо отметить транспортное машиностроение, представленное, прежде всего автомобильной промышленностью. Производство автомобилей составляет около 13 млн. шт. ежегодно, из которых почти половина идет на экспорт(23,9% мирового объема). По производству судов различного назначения страна занимает первое место в мире(52% мирового объёма). В Японии производится примерно половина всех судов в мире по грузоподъемности. Большое значение придается станкостроению, особенно производству автоматических и полуавтоматических станков, роботов (1-е место в мире). В Японии производится разнообразное технологическое оборудование, особенно для черной и цветной металлургии, химической отрасли, легкой и пищевой промышленности. На долю Японии приходится 18,4% мирового производства телевизоров, 14,3% выплавляемой стали, 12,3% искусственных волокон.

Топливно-энергетический комплекс базируется в основном на привозном топливе. Более половины энергобаланса приходится на нефть, но возрастает значение гидро- и атомной энергетики. Ежегодно в страну доставляются в основном из стран Ближнего и Среднего Востока более 200 млн. т нефти и природный газ. Доля собственного угля в топливном балансе не превышает 20 %. Мощные нефтеперерабатывающие заводы располагаются в прибрежных городах.

Япония относится к странам с высокой степенью электрификации. Производство электроэнергии достигло 823 млрд. кВт-ч. Основу электроэнергетики составляют тепловые электростанции, которые размещаются в основном около крупных городов. Активно используются энергия рек и атомная электроэнергетика.

В Японии самый низкий среди промышленно развитых стран уровень инфляции и безработицы. В 2009 г. уровень безработицы в Японии составил 5,1 % (см. Таблица 1).

Таблица 1

Показатели уровня безработицы в Японии

на период 2009 – 2012 гг., в %

 

Январь 2012

4.6 

Декабрь 2011

4,5

Январь 2011

4,9

Декабрь 2010

4,9

Январь 2010

4,9

Декабрь 2009

5,2


 

Источник: http://confinex.ru/

 

Рис. 1 Динамика инфляции в Японии в 2004 – 2009 гг.

Источник: Экономические индексы http://www.ereport.ru/stat.php

В то же время в Японии больше продолжительность рабочего времени – 2088 часов в год (в США – 1924, в ФРГ – 1655).4 Среднемесячная заработная плата рабочего – 345,3 тысяч йен. Ежегодный рост реальной заработной платы в среднем составляет 2%.

Значительную роль в экономики Японии играет сельское хозяйство. Хотя удельный вес сельскохозяйственной продукции в ВНП снизился до 2,2%,5 Япония сама обеспечивает свои нужды в рисе на 102%, в картофеле – на 85%, в овощах – на 86%, во фруктах - на 47%, в мясе – на 56%, в молочных продуктах – на 72%, в пшенице – на 7%.

Характерная особенность сельского хозяйства Японии – ограниченность земельной площади пригодной для ведения земледелия и животноводства. Обрабатываемая площадь страны составляет 5,4 млн. га, а посевная превышает ее в силу того, что в ряде районов снимают по 2-3 урожая в год.6В этих условиях проблемы повышения эффективности землепользования становятся очень актуальными. Поэтому постоянный поиск интенсификации производства является для этой страны вынужденной мерой.

Животноводство стало интенсивно развиваться после второй мировой войны. Оно отличается высокой продуктивностью. Основной район развития животноводства — остров Хоккайдо. Особенностью японского животноводства является то, что оно развивается в основном на привозных кормах. Собственное кормопроизводство обеспечивает потребность в кормах только на 30 %.7

 

Глава 2. Место Японии в мировой экономике

    1. Участие страны в мировой торговле

 

Япония — одна из немногих стран мира, которая имеет лишь морские границы. К главным четырем островам Японии Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку примыкает до 4 тыс. маленьких. Владение многочисленными островами очень важно для страны, так как это далеко расширяет ее границы в Тихий океан. Япония имеет морские границы с Россией, Китаем, Республикой Кореей.

В географической структуре внешней торговли Японии в последние десятилетия произошли изменения. Значительно расширились торговые связи с Южной Кореей и Тайванем, которые стали крупными покупателями разнообразных японских товаров. Торговыми партнерами Японии стали «нефтяные» страны Персидского залива.

 

Рис. 2 Основные партнеры по экспорту в 2010г.

 

Составлено по:Экономика Японии. Япония в международных экономических отношениях  http://www.ereport.ru/articles/weconomy/japan3.htm

Исходя из данных Рис. 2 видно, что главными партнерами Японии являются США и КНР, доля которых в экспорте 2010 г. составила 18,88% и 16,42% соответственно. Доля республики Кореи - 8,13%, Тайвань - 6,27%, Гонконга - 5,49%.В США идет основной экспорт автомобилей, бытовой электроники, металлообрабатывающего и электротехнического оборудования.

За последние 50 лет физический объем экспорта Японии увеличился более чем в 70 раз, его темпы почти в два раза опережали прирост мирового экспорта. Объем экспорта в 2000 г. составил 479,2 млрд. долл. (7,5% мирового экспорта), апо состоянию на 2010 г. сумма товаров на экспорт составила 765,2 млрд. долларов США. Доля Японии в мировом экспорте товаров в 2010г. составила 4,7%, что ставит ее на четвертое место после Китая, Германии, США.8

В его структуре промышленные товары занимают 98%, в том числе  машины и оборудование – 75%. Главной статьей японского экспорта еще в 80-х гг. ХХ в. стали автомобили, выручка от продажи которых на мировом рынке покрывает весь импорт продовольствия и нефти. Очень большое значение имеет также вывоз потребительских товаров длительного пользования. Япония, как и прежде, остается крупным экспортером металлов, химикатов, текстильных товаров, но доля их в общем экспорте постепенно снижается (см. Приложение 2).

В товарной структуре экспорта Японии наибольший вес в настоящее время имеет продукция общего и специального машиностроения, доля которого в 2010 г. составила 42%, что существенно ниже показателей середины 2000-х гг. (45-49%). Второе место прочно занимают транспортные средства, доля которых в кризис несколько снизилась по сравнению с прежними показателями – 23% против 24 – 25%. Значительный удельный вес имеют химические товары (13% в 2010 г.) и металлопродукция (10,5%).

В японском экспорте доминируют 3 статьи машинно-технической продукции, на которые в сумме приходится 55–60% поставок. Место и вес этих статей по отдельности от года к году меняется, в 2010 г. они выглядели так: 1) «механическое оборудование и техника, компьютеры» (19,5%), 2) «средства наземного транспорта» (19%), 3) «электрическое оборудование, теле- и радиоаппаратура» (17%). Другими важными экспортными позициями в 2010 г. были «неклассифицированные товары» (5,2%), «оптика, приборы, медицинская техника» (5,1%), «чёрные металлы» (5%), «пластмассы» (3,8%), «суда» (3,4%) и «органические соединения» (2,9%).9

Объем импорта в 2000 г. составил 379,5 млрд. долл. (5,7% мирового импорта), в то время как сумма товаров на импорт в 2010 г. составила 636,8 млрд. долларов США.

Структура импорта отражает процессы международной специализации промышленности, интернационализации хозяйства и бедность минеральной отечественной базы. Японию отличает самая низкая среди промышленно развитых стран степень самообеспеченности сырьем и топливом, страна почти полностью зависит от ввоза многих видов минерального и сельскохозяйственного сырья. По многим видам минерального сырья она выступает крупным покупателем на мировых рынках. В товарной структуре импорта Японии ведущее место занимает минеральное топливо (28,5% в 2010 г.), а также сырье, отодвинувшие на второе место продукцию общего и специального машиностроения (24%). Важными товарными группами также являются химические товары (10,5% в 2010 г.), продовольствие (8,5%), металлопродукция и продукция лёгкой промышленности и сырьё для неё (по 6,5%).10

Рис. 3 Основные партеры по импорту в 2010 г.

 

Составлено по:Экономика Японии. Япония в международных экономических отношениях http://www.ereport.ru/articles/weconomy/japan3.htm

 

Согласно данным Рис. 3 первое место в японском импорте занимают страны Юго-Восточной Азии, и в особенности страны – члены АСЕАН. Из стран этого региона Япония ввозит нефть, древесину, сжиженный природный газ, руды черных и цветных металлов, разнообразную продукцию тропического земледелия. Заметно вырос японский импорт из Китая, включающий текстильные товары, минеральное топливо и сырье, продукты питания. В импорте Японии из России первое место принадлежит древесине, второе – каменному углю и третье – рыбе и другим продуктам морского промысла.

Второе место в импорте Японии занимают США, где лидируют районы  Тихоокеанского побережья, откуда поступают как готовые изделия, так и каменный уголь, хлопок, пшеница, древесина, фосфориты, фармацевтические товары, компьютеры. Довольно велика также доля западной Европы. Анализируя показатели Рис. 3 можно сделать вывод о том, что также возрастает и доля Австралии. На эту страну ныне приходится около 50% всего японского импорта каменного угля и железной руды, значительная часть импорта шерсти.

Из-за сильного землетрясения в марте 2011 г. экспорт из Японии на время снизился, а импорт увеличился. Однако уже к концу 2011 г. Япония практически полностью восстановила свои позиции на мировом рынке.

Еще одной формой внешнеэкономических связей Японии, получившей большое значение, стал экспорт капитала. Эта новая функция имеет прямую связь с ростом золотовалютных резервов Японии, обеспечивающих ей мировое первенство по этому показателю, с концентрацией крупнейших банков мира. Прямые зарубежные инвестиции Японии превысили 600 млрд. долл. Характер вложений Японии в экономику развитых и развивающихся стран весьма различен. Основным рынком приложения японского капитала является Северная Америка (30%), где заметна тенденция внедрения компаний высокой технологии, которые стремятся использовать американский опыт и ликвидировать свое отставание в таких областях, как ЭВМ, мобильная связь. Они не только образуют с американскими компаниями совместные предприятия, но и создают свои. Далее в приоритетах идет Западная Европа. Почти 50% всех японских инвестиций в экономику стран Западной Европы приходится на финансово-банковскую сферу и страхование, 25% – на обрабатывающую промышленность.11 В развивающихся странах Япония, в основном, вкладывает капиталы в добычу топлива и сырья.

В свою очередь Япония не является крупным объектом приложения иностранного капитала. Объем ИПК в Японии составляет только 1,2% общемировых иностранных инвестиций. В середине 2000-х годов на компании с иностранным капиталом приходилось 1,5% общих продаж в Японии.

Стоит отметить, что в основе успехов японских компаний на мировых рынках лежит конкурентоспособность продукции, которая формируется за счет высокого качества, новейших технологий, кадровой политики, авторитета фирмы.

Японские фирмы известны эффективно развитой системой всестороннего и последовательного контроля и управления качеством продукции, которое связано, прежде всего, с характером организации производства. Ритмичность и гибкость производственного процесса, его способность к переналаживанию и выпуску новой продукции, поставки комплектующих изделий и сырья точно в срок существенно повышают качество продукции и эффективность работы предприятий. Рост уровня автоматизации и роботизации, использование систем контроля за качеством оборудования, высокий уровень нормирования технологических пределов также позволяют значительно улучшать качество выпускаемых товаров.

Один из методов конкурентной борьбы японских фирм — быстрая смена моделей. Период разработки новой продукции у них короче, чем в США.

При всей важности указанных выше факторов высокой конкурентоспособности японских товаров на мировых рынках следует иметь в виду, что стоимость рабочей силы в единице продукции в Японии была ниже, чем в США и ряде других промышленно развитых стран. Стоимостный компонент компенсировал отставание японских компаний в одном из важнейших факторов конкурентоспособности – производительности труда.

Информация о работе Япония в мировой экономике