Ямайская валютная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 12:04, контрольная работа

Краткое описание

Международные валютно-кредитные и финансовые отношения – составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов. Большое влияние на международные валютно-кредитные и финансовые отношения оказывают ведущие промышленно-развитые страны (особенно «семерка»), которые выступают как партнеры-соперники.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…….…….3
1. СИСТЕМА ДЕВИЗНОГО СТАНДАРТА (ЯМАЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА)…………………………………………………………………..…………..4
2. ПОЛИТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
В РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ………………………………………….……………….9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...…….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..…20

Вложенные файлы: 1 файл

ямайская валютная система.doc

— 489.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…….…….3

1. СИСТЕМА ДЕВИЗНОГО СТАНДАРТА (ЯМАЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА)…………………………………………………………………..…………..4

2. ПОЛИТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ  ИНВЕСТИЦИЙ 

В РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ………………………………………….……………….9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...…….18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..…20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Международные валютно-кредитные  и финансовые отношения – составная  часть и одна из наиболее сложных  сфер рыночного хозяйства. В них  фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов. Большое влияние на международные валютно-кредитные и финансовые отношения оказывают ведущие промышленно-развитые страны (особенно «семерка»), которые выступают как партнеры-соперники. Последние десятилетия отмечены активизацией развивающихся стран в этой сфере. В настоящее время лишь немногие страны не используют преимущества международного разделения труда, специализации и кооперации. Возрастающая интернационализация производства заставляет экономических субъектов (предприятия, банки, физических лиц и т.д.) активно выходить на мировой рынок.

Под влиянием многих факторов функционирование международных валютно-кредитных  и финансовых отношений усложнилось  и характеризуется частыми изменениями. Поэтому изучение мирового опыта  представляет большую важность и  большой интерес для складывающейся в Беларуси и других странах СНГ рыночной экономики. Постепенная интеграция Беларуси в мировое сообщество, вступление в Международный валютный фонд (МВФ) и группу Международного банка реконструкции и развития (МБРР) требуют знания общепринятого цивилизованного кодекса поведения на мировых рынках валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Цель данной работы –  охарактеризовать сущность и назначение Ямайской валютной системы, которая  пришла на смену Бреттон-Вудской  системе фиксированных валютных курсов и провести анализ условий результаты реализации инвестиционной политики в Республике Беларусь.

 

 

 

1. СИСТЕМА ДЕВИЗНОГО СТАНДАРТА (ЯМАЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА)

 

Устройство современной  МВС было официально оговорено на конференции МВФ в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 г.

Основой этой системы  являются плавающие обменные курсы  и много-валютный стандарт.

Переход к гибким обменным курсам предполагал достижение трех основных целей:

1 – выравнивание темпов инфляции  в различных странах

2 – уравновешивание платежных балансов

3 – расширение возможностей  для проведения независимой внутренней  денежной политики отдельными  центральными банками.

Основные характеристики Ямайской валютной системы:

1. Система полицентрична, т.е.  основана не на одной, а на  нескольких ключевых валютах;

2. Отменен  монетный паритет  золота;

3. Основным средством  международных расчетов стала  свободно конвертируемая  валюта, а также СДР и резервные  позиции в МВФ;

4. Не существует пределов колебаний  валютных курсов. Курс валют формируется  под воздействием спроса и предложения.

5. Центральные банки стран не  обязаны вмешиваться в работу  валютных рынков для поддержания  фиксированного паритета своей  валюты. Однако они осуществляют  валютные интервенции для стабилизации  курсов валют.

6. Страна сама выбирает режим валютного курса, но ей запрещено выражать его через золото.

7.  МВФ наблюдает за политикой  стран в области валютных курсов; страны-члены МВФ должны избегать  манипулирования валютными курсами,  позволяющего воспрепятствовать  действительной перестройке платежных балансов или получать односторонние преимущества перед другими странами-членами МВФ [2, c.155].

По классификации МВФ страна может выбрать следующие режимы валютных курсов: фиксированный, плавающий  или смешанный.

Фиксированный валютный курс имеет целый ряд разновидностей:

1 – курс национальной валюты  фиксирован по отношению к  одной добровольно выбранной  валюте. Курс национальной валюты  автоматически изменяется в тех  же пропорциях, что и базовый  курс. Обычно фиксируют курсы  своих валют по отношению к доллару США, английскому фунту стерлингов, французскому франку развивающиеся страны.

2 – курс национальной валюты  фиксируется к СДР.

3 – «корзинный» валютный курс. Курс национальной валюты привязывается  к искусственно сконструированным  валютным комбинациям. Обычно в данные комбинации (или корзины валют) входят валюты основных стран – торговых партнеров данной страны.

4 – курс, рассчитанный на основе  скользящего паритета. Устанавливается  твердый курс по отношению  к базовой валюте, но связь  между динамикой национального и базового курса не автоматическая, а рассчитывается по специально оговоренной формуле, учитывающей различия (например, в темпах роста цен) [2, c.156].

В «свободном плавании» находятся  валюты США, Канады, Великобритании, Японии, Швейцарии и ряда других стран. Однако часто центральные банки этих стран поддерживают курсы валют при их резких колебаниях.

Именно поэтому говорят об «управляемом», или «грязном», плавании валютных курсов.

Смешанное плавание также имеет  ряд разновидностей. Во-первых, это групповое плавание. Оно характерно для стран, входящих в ЕВС. Для них установлены два режима валютных курсов: внутренний – для операций внутри Сообщества, внешний – для операций с другими странами. Между валютами стран ЕВС действует твердый паритет, рассчитанный на основе отношения центральных курсов к ЭКЮ с пределом колебаний +/- 15%. Курсы валют совместно «плавают» по отношению к любой другой валюте, не входящей в систему ЕВС. Кроме того, к этой категории валютных режимов принадлежит режим специального курса в странах ОПЕК. Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн и другие страны ОПЕК «привязали» курсы своих валют к цене на нефть.

В целом развитые страны имеют курсы  валют, находящиеся в чистом или  групповом плавании. Развивающиеся страны обычно фиксируют курс собственной валюты к более сильной валюте или определяют его на базе скользящего паритета.

Важную роль играют специальные  права заимствования – СДР. В  рамках Ямайской валютной системы они  являются одним из официальных резервных активов. Вторая поправка к Уставу МВФ закрепила замену золота СДР в качестве масштаба стоимости. СДР стали мерой международной стоимости, важным резервным авуаром, одним из средств международных официальных расчетов.

Участниками системы СДР могут  быть только страны-члены МВФ. Однако членство в Фонде не означает автоматического участия в механизме СДР. Для осуществления операций с СДР в структуре МВФ образован Департамент СДР. В настоящее время все страны-члены МВФ являются его участниками. При этом СДР функционируют только на официальном, межгосударственном уровне, на котором они вводятся в оборот центральными банками и международными организациями.

МВФ наделен полномочиями создавать «безусловную ликвидность» путем выпуска в обращение  средств, выраженных в СДР, для стран-участников Департамента СДР. Эмиссия СДР осуществляется и в том случае, когда Исполнительный Совет МВФ приходит к заключению, что на данном этапе имеется долговременный всеобщий недостаток ликвидных резервов и существует потребность в их пополнении. Оценка такой потребности определяет размеры выпуска СДР. Эмиссия СДР производится в виде кредитовых записей на специальных счетах в МВФ. СДР распределяются между странами-членами МВФ пропорционально величине их квот в МВФ на момент выпуска [3, c.31].

Фонд не может выпускать  СДР для самого себя или для  других «уполномоченных держателей». Помимо стран-членов получать, держать  и использовать СДР может МВФ, а также по решению Совета Управляющих  МВФ, принимаемому большинством, - страны, не являющиеся членами Фонда, и другие международные и региональные учреждения (банки, валютные фонды и т.п.), имеющие официальный статус. В то же время их держателями не могут быть коммерческие банки и частные лица.

Вопреки замыслу СДР  не стали эталоном стоимости, главным международным резервным и платежным средством. СДР в основном применяются в операциях МВФ как коэффициент пересчета национальных валют, масштаб валютных соизмерений; квоты, кредиты, доходы и расходы выражены в этой счетной валютной единице.

В качестве международного платежного средства СДР используются в ограниченном круге межгосударственных операций. Не достигнута главная цель СДР: они направляются на приобретение конвертируемой валюты не столько в целях покрытия дефицита платежного баланса (ок. 24% их общего объема), сколько для погашения задолженности стран по кредитам МВФ. Значительные суммы СДР возвращаются в Фонд (путем оплаты полученной иностранной валюты и выкупа национальной валюты) и интенсивно накапливаются на его счетах, преимущественно в пользу промышленно развитых стран с активным платежным балансом. Объем операций в СДР незначителен [3, c.36].

Роль СДР по сравнению  с ЭКЮ остается скромной. При наличии  ряда позитивных моментов в СДР, что  делает возможным их использование  как базы многовалютных оговорок, они не обладают абсолютной приемлемостью, не обеспечивают эквивалентности сопоставлений и урегулирования сальдо платежного баланса. МВФ создал Департамент СДР в целях активизации операций с этой коллективной счетной валютной единицей как наднациональным резервно-платежным средством, поскольку использование в этом качестве национальных валют противоречит логике интернационализации хозяйственных связей.

Функционирование Ямайской валютной системы противоречиво. Ожидания, связанные с введением плавающих валютных курсов, исполнились лишь частично. Одной из причин является разнообразие возможных вариантов действий стран-участниц, доступных им в рамках этой системы. Режимы обменных курсов в своем чистом виде не практикуются в течение длительного периода.

Другой причиной является сохранение долларом США лидирующих позиций в Ямайской валютной системе. Объясняется это рядом обстоятельств:

А) со времен Бреттон-Вудской  валютной системы сохранились значительные запасы долларов у частных лиц  и правительств во всем мире;

Б) альтернативные к доллару, признанные всеми резервные и  трансакционные валюты будут постоянно  в дефиците до тех пор, пока платежные  балансы стран, валюты которых могут  претендовать на эту роль (Германия, Швейцария, Япония), имеют стабильные активные сальдо;

В) евродолларовые рынки  создают доллары независимо от состояния  платежного баланса США и тем  самым способствуют снабжению мировой  валютной системы необходимым средством  для трансакций [2, c.157].

Для Ямайской валютной системы  характерно сильное колебание валютного курса для доллара США, что объясняется противоречивой экономической политикой США в форме экспансионистской фискальной и рестриктивной денежной политики.

Это колебание доллара  стало причиной многих валютных кризисов.

На фоне многочисленных проблем, связанных с колебанием валютных курсов, особый интерес в мире вызывает опыт функционирования зоны стабильных валютных курсов в Европе, который позволяет входящим в эту валютную группировку странам устойчиво развиваться, невзирая на проблемы, возникающие в мировой валютной системе.

В ответ на нестабильность Ямайской валютной системы страны ЕЭС  создали собственную международную (региональную) валютную систему в  целях стимулирования процесса экономической  интеграции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПОЛИТИКА  ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

В РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ

 

Привлечение прямых иностранных  инвестиций является одним из приоритетов  внешней экономической политики Республики Беларусь.

Министерство иностранных  дел Республики Беларусь совместно  с белорусскими загранучреждениями оказывает содействие привлечению иностранных инвестиций в экономику страны и формированию благоприятного инвестиционного имиджа Республики Беларусь за рубежом.

Все секторы национальной экономики открыты для иностранных  инвестиций, за исключением производства оружия, наркотических и ядовитых веществ.

Иностранные инвесторы  вправе создавать на территории страны компании с любым объемом иностранных  инвестиций, в любых организационно-правовых формах, а также их филиалы и  представительства.

Для работы иностранных инвесторов на территории Беларуси созданы необходимые правовые условия. Всем инвесторам гарантирована равная, без дискриминации, защита прав и законных интересов, независимо от формы собственности и национального статуса. Гарантии зарубежным инвесторам предоставляются также в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами. В настоящее время действует 52 соглашения об избежании двойного налогообложения и 49 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций, в том числе с Австрией, Великобританией, Германией, Италией, Китаем, Латвией, Литвой, Польшей, Турцией, Чехией, Швецией, Швейцарией, Финляндией, Южной Кореей и др.[6]

В стране создана система  стимулов, льгот и преференций  для осуществления инвестиционной деятельности. Специальные правовые режимы действуют для инвесторов в свободных экономических зонах, малых и средних городах, сельской местности, Парке высоких технологий и др.

Информация о работе Ямайская валютная система