Этапы формирования мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 21:56, контрольная работа

Краткое описание

На древнейших этапах человеческой истории целые народы могли непосредственно соприкасаться друг с другом. Такие контакты возникали при миграциях, массовых бегствах от стихийных бедствий, при силовых разделах территорий, обменах.Жители первого в мире государства (Египта) еще 5 тысяч лет назад торговали с соседними племенами, покупая у них древесину, металлы, скот в обмен на продукты ремесла и земледелия. Они также организовывали экспедиции для хозяйственного освоения новых земель.

Вложенные файлы: 1 файл

мировая экономика.docx

— 73.82 Кб (Скачать файл)

Другие бизнес – услуги:

посреднические  услуги

лизинг

прочие деловые, профессиональные и технические  услуги (правовые, управленческие, бухгалтерские, рекламные и иные услуги, услуги по проектированию, картографии и  т.д.)

 Личные, культурные, рекреационные услуги:

аудиовизуальные (производство фильмов, программ, дисков и т.д.)

прочие (показ  выставок, проведение мероприятий)

 Правительственные  услуги (поставка товаров в посольство, консульство, услуги, оказываемые  международными организациями по  сохранению мира)

В рамках сферы  услуг объединяется широкий круг видов хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение личных потребностей населения и нужд производства, а также потребления общества в целом. К концу 90-х годов сфера  услуг в ведущих зарубежных странах  выросла в крупнейший сектор хозяйства: суммарная доля транспорта, связи, оптовой  и розничной торговли, кредитно-финансовых учреждений, страхового бизнеса, бытовых, деловых и социально-культурных услуг достигла 62 – 74 % в ВВП, 63 – 75 % - общей численности занятых  и превысила 50% общего объема капиталовложений (без жилищного строительства) .

Все большее  значение приобретает производство услуг на зарубежных филиалах ТНК, учитывая, что свыше 40% размещенных в мире прямых

                                                      -14-

 зарубежных  инвестиций вложено в сферу  услуг. Среди отраслей, куда наиболее  активно направляются инвестиции, выделяются финансовая сфера  и торговля. Одна из главных  закономерностей общественного  развития – опережающий рост  сферы услуг в сравнении с  материальным производством и  расширение ее хозяйственных  позиций. В услугах формируются  такие ключевые факторы экономического  роста, как научное знание, нематериальные  формы накопления, информационные  технологии, а также глобализация  хозяйственной деятельности и  т.п.   Соответственно важнейшее  значение имеют глубокие научно-технические,  качественные и структурные изменения  в самих отраслях услуг, которые  повышают их вклад в развитие  общества и создают необходимые  предпосылки для его дальнейшего  прогресса.

   20% всей  мировой торговли приходится  на торговлю услугами. По данным  ВТО, в 1998 г. мировой экспорт  услуг составил 1,2 трлн. долларов, что  на 2% меньше, чем в предыдущем году.

   Участие ведущих стран в мировом экспорте услуг в 1998 г. было следующее (в %): США – 18,1, Великобритания – 7,7, Франция – 6,1, Германия – 5,9, Италия – 5,4, Япония -  4,7, Нидерланды и Испания – по 3,7, Бельгия и Люксембург – по 2,7, Гонконг – 2,6, Австралия – 2,4, Канада – 2,2, Швейцария – 2,0, Республика Корея и Китай – по 1,8, Турция – 1,7, Сингапур – 1,4, Швеция – 1,4, Тайвань – 1,3.

    На  протяжении двух последних десятилетий  сфера услуг является одним  из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. В мировой экономике наблюдается постоянный рост доли сферы услуг в совокупном ВВП, которая составляет в настоящее время более 70% от его общего объема и значительно превышает долю сферы производства товаров. Такое соотношение является характерным как для экономически развитых, так и для развивающихся стран, где значение данного показателя составляет соответственно 73 и 65%. Примерно аналогичные тенденции были характерны в этот период и для других структурных показателей многих стран, которые и определили в результате структурные изменения в мировой экономике. Например, в наиболее развитых странах мира доля занятых в сфере услуг в настоящее время составляет более 70% от общей численности занятых в экономике, а доля производственных фондов основных отраслей данной сферы превышает 60-ти процентный уровень. Одновременно, как показывает анализ, в этот период в мировой торговле наблюдается постоянное увеличение объемов экспортно-импортных операций в сфере услуг.

   В наиболее  общем виде оценить участие  страны в мировой торговле  услугами можно с помощью показателя  ее доли в мировой торговле, которая, как правило, имеет  максимальное значение у ведущих  промышленно развитых стран.

   Зависимость  экономики страны от торговли  услугами показывает удельный  вес торговли услугами в ВВП страны. Например, его величина в середине 90-х годов колебалась в пределах 10 – 15% для Великобритании, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции и в пределах 5 – 10% для США, Канады, Германии, ЮАР, Австралии, Японии.

                                                          -15-

   Роль  услуг в экономике стран оценивается  также с помощью индекса, рассчитанного  как отношение доли экспорта  товаров к доли экспорта услуг в ВВП стран. Чем меньше индекс, тем большее значение имеют услуги. Определение доли экспорта услуг в торговле услугами наглядно укажет на страны нетто-экспортеры и импортеры услуг. Так, отрицательное сальдо баланса услуг Германии – крупнейшей участницы мировой торговли услугами – является для нее на протяжении многих лет существенной проблемой. Внешнеторговая квота (отношение торговли услугами к доле сферы услуг в ВВП), а также показатель торговли услугами страны в расчете на душу населения показывают степень открытости экономики во внешнеэкономических связях страны в сфере услуг. Достаточно информативным является коэффициент относительной экспортной специализации стран на торговле услугами, рассчитанный как отношение экспорта услуг страны в ее общем экспорте к доле экспорта услуг страны в мировом экспорте услуг. Он позволяет установить степень специализации стран на экспорте услуг. Так, наименьшее значение этого показателя свидетельствует о высокой степени развитости экономики, в которой сфера услуг и торговля ими растут наряду с ростом производства и товарной торговли.[6]

Однако сфере  услуг, международной торговле услугами  оказывалось недостаточное внимание учеными, особенно в последние годы. В связи с растущими масштабами мирового обмена услугами возникает  необходимость создания международных  механизмов регулирования. Наиболее важным направлением является работа по выполнению условий Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС).

   В настоящее  время Всемирная торговая организация  ведет список отраслей услуг,  по которым страны выражают  согласие с либеральным режимом  доступа на национальный рынок  для зарубежных партнеров. Из 12 отраслей, согласно классификации  ВТО, к наиболее «открытым»  в мире относится туризм. Кроме  того, многие страны считают, что  положительный эффект может принести  либерализация рынка деловых  и финансовых услуг. В либерализации  рынков услуг заинтересованы  развитые страны, стремящиеся к  дальнейшему расширению экспорта.

   В 1997 г.  достигнуты соглашения о либерализации  рынка телекоммуникаций и информационных  технологий (вступило в силу с  января 1998 г.) и о либерализации  рынка финансовых услуг (с 1999 г.). Режим свободной конкуренции  позволит и дальше снижать  стоимость услуг телефонной связи  (в рамках первой) или страхования  (в рамках второго). Однако в  сложной ситуации могут оказаться  национальные коммуникационные  компании, национальные банки и  страховые общества. Поэтому в  сфере регулирования торговли  услугами следует проводить поэтапную,  согласованную политику, чтобы не  нарушить экономического баланса.

9.Деятельность  Мирового банка,  МВФ, ЕБРР и  других валютно-финансовых  и кредитных организаций  в России.

Совместные миссии МВФ и Всемирного банка осуществляют тесную координацию своих действий с другими донорами, в

                                              -16-

частности ЕБРР и ЕС. Помимо этого, миссии предложили ЦБР создать координационный  комитет во главе с ЦБР для  координации работы доноров. Достигнут  значительный прогресс в формулировании общего стратегического видения  процесса реструктуризации банковского  сектора России, что нашло свое воплощение в стратегии реструктуризации банковской системы, разработанной  Центральным банком России, включающей:

- общие принципы (защита кредиторов - частных лиц,  равный подход к иностранным  и отечественным корпоративным  кредиторам, отнесение убытков на  частных акционеров и в значительной  степени на корпоративных кредиторов, участие существующих акционеров, корпоративных кредиторов и потенциальных  новых инвесторов в рекапитализации банков, которым будет оказана помощь);

- безотлагательные  меры (расчет объема неплатежеспособности  по банковскому сектору путем  проведения исчерпывающей проверки  и анализа деятельности четырех  крупнейших банков и подготовки  отчетов о финансовом состоянии  других банков, оценка затрат  на оказание возможной государственной  поддержки и разработка институциональной  базы как руководства для проведения  процесса реструктуризации);

- классификацию  банков (банки будут отнесены  к одной из четырех категорий:  банки первой группы являются  или граничат с несостоятельными  банками, которые способны провести  рекапитализацию при участии частных вкладов и не требуют государственной поддержки; вторая группа включает региональные банки, которые имеют разветвленную сеть своих отделений или же обладают "социальной значимостью", - эти банки получат государственное финансирование из федерального и/или регионального бюджета; к банкам третьей группы относятся крупные системообразующие неплатежеспособные банки, отобранные для проведения санации; банки четвертой группы подлежат закрытию и ликвидации); - предложения по созданию Агентства реструктуризации кредитных организаций (АРКО), которое должно осуществлять выделение капитала санируемым банкам, приобретение акций банков, управление банковскими операциями, управление неполноценными активами, организацию слияний и приобретений, инициирование и надзор за процессами ликвидации банков и т.д.

Совместная миссия МВФ и Всемирного банка будет  оказывать постоянную консультационную помощь российским органам в разработке и реализации различных компонентов  всеобъемлющей реструктуризации банковского  сектора. Кроме того, в ходе реструктуризации Проекта развития финансовых учреждений Всемирный банк возьмет на себя выполнение в ближайшем будущем следующих  мероприятий:

1. Реализация  проекта развития финансовых  учреждений (ПРФУ). ЦБР и Минфин (представленные в Специальной рабочей группе по ПРФУ) приостановили аккредитацию всех банков, участвующих в этом проекте. Кроме того, все выплаты по соглашениям о твиннинге и закупкам информационных технологий были приостановлены, за исключением

                                                 -17-

лишь отдельных  случаев, когда завершение проекта  могло быть оправдано размером "невозвратных затрат". Предполагается, что участвующие  в проекте банки продолжат  сотрудничество с Группой по надзору  за деятельностью банков (ГНДБ) с  целью обеспечения надлежащего  администрирования подписанных  с Минфином Соглашений о субзайме, контроля над финансовым состоянием банков и содействия в их анализе для возможного участия в Проекте ПРФУ в будущем.

2. Тщательная  проверка и анализ деятельности  крупных банков. По просьбе ЦБР  средства Проекта ПРФУ будут  перераспределены на проведение  всеобъемлющей и тщательной проверки  и анализа деятельности крупных  банков. ГНДБ активно сотрудничает  с ЦБР в составлении технических  заданий для проведения аудиторских  проверок и вступила в контакты  с московскими представительствами  международных аудиторских компаний, осуществляющих аудит банков, для  заключения с ними контрактов  на реализацию этого проекта.  Целью являются результаты аудиторских  отчетов, которые войдут в окончательную  дефиницию критериев отбора для  использования создаваемым Агентством  по реструктуризации банков при  определении тех банков, которым  будет оказана помощь. В настоящее  время ЦБР начал процесс тщательной  проверки и анализа деятельности 14 банкам.

3. Совершенствование  банковского законодательства. По  просьбе Комитета Государственной  Думы по бюджету, налогам, банковской  деятельности и финансам финансируемые  Банком эксперты юристы принимают  участие в работе совместной  Рабочей группы с участием  Думы, ЦБР и Минфина для внесения  поправок в необходимые законодательные  акты для содействия в санировании,  реструктуризации, а также банкротстве,  ликвидации российских банков. Финансирование  консультантов-юристов осуществляется  за счет средств японского  гранта, выделенного правительству  на проект ПРФУ. Предполагается, что консультанты (как иностранные,  так и российские) в течение  нескольких месяцев будут работать  в Москве, сотрудничая с Рабочей  группой. Их работой руководят  и регулярно осуществляют контроль  юридические департаменты Всемирного  банка и МВФ, а также совместная  миссия МВФ и Всемирного банка. Европейский банк реконструкции и развития расширяет сферу своей деятельности в России по программам кредитования малого бизнеса. С этой целью при его участии в текущем году планируется создать Российский банк микрофинансирования. Уставный капитал создаваемого банка может составить около 20 млн.долл.

Необходимость создания в России дочерней структуры  ЕБРР вызвана тем, что после августовского  кризиса ряд банков-партнеров  ЕБРР по реализации программы кредитования малого бизнеса оказались в тяжелом  положении.

Информация о работе Этапы формирования мировой экономики