Эластичность предложения: теоретическое и практическое использование данной концепции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить эластичность предложения, теоретическое и практическое использование данной концепции.
На основании поставленной цели целесообразно решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущностную характеристику теории предложения;
2. Проанализировать использование концепции эластичности предложения в современных условиях.

Содержание

Введение
1 Сущностная характеристика теории предложения
1.1 Рыночное предложение и фактор времени. Закон предложения
1.2 Эластичность предложения и классификация степени эластичности предложения по цене
1.3 Изменение условий хозяйствования и сдвиг кривой предложения
2 Использование концепции эластичности предложения в современных условиях
2.1 Факторы, влияющие на эластичность предложения
2.2 Практическое значение теории эластичности
2.3 Налоги и эластичность предложения
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 49.27 Кб (Скачать файл)

Следует обратить внимание на то, что в экономическом анализе следует не только признавать наличие той или иной причины, воздействующей на объем предложения, но и измерять степень ее воздействия. В этих целях используется показатель эластичности предложения.

Эластичность предложения характеризует реакцию производителя на изменение условий хозяйствования, отражает степень его готовности поставлять на рынок определенный объем товара под воздействием того или иного экономического обстоятельства.

В качестве базового показателя эластичности предложения признан коэффициент эластичности предложения по цене. Данный показатель эластичности традиционно определяется как отношение процентного изменения объема предложения (следствие) к процентному (или однопроцентному) изменению цены на данный товар (причина).

Принцип расчета эластичности предложения по цене (Es/p) совпадает с аналогичной формулой, которая используется для вычисления эластичности спроса по цене:

ES/P=, (1.1)

Классификация степени эластичности. На представленных выше графиках линия предложения свидетельствует о том, что параметры цены и объема предложения изменяются в одном и том же направлении. Поэтому коэффициент эластичности предложения по цене (Es/p) всегда имеет положительное значение.

Критерием отбора коэффициента эластичности предложения по цене выступает значение равное единице.

Линия предложения при таком значении проходит через начало координат и образовывает с осью объема производства угол в 45 градусов. На любом отрезке линии предложения эластичность по цене равна единице, и данное значение не изменяется. Мы имеем дело с эластичным предложением (см., например, линию S3 на рис. 1.3).

Если коэффициент эластичности по цене больше единицы, то предложение считается высокоэластичным. Получается, что на один процент изменения цены производитель реагирует несколькими процентами прироста объемов производства.

Предложение считается жестким и неэластичным, если коэффициент эластичности меньше единицы. В таком случае линия предложения лишь незначительно отклоняется от вертикали.

Например, такая ситуация обычно характерна для рынка скоропортящихся и сезонных товаров. Производитель, чтобы увеличить объем предложения на 1%, дожидается увеличения цены на несколько процентов.

Если коэффициент эластичности равен нулю, то это означает, что предложение абсолютно жесткое. Со стороны производителя нет никакой реакции на изменение цены. Объем предложения остается на одном уровне. В итоге линия предложения занимает строго вертикальное предложение (см. например Sx на рис. 1.3).

Чем круче линия предложения, тем менее эластично предложение по цене. Чем положе кривая предложения, тем эластичнее предложение по цене. В последнем случае получается, что даже небольшое изменение цены сопровождается значительным приростом объема предложения.

Вывод: о степени эластичности предложения по цене свидетельствует наклон кривых из семейства S.

Конфигурация линии предложения. На рис. 1.3 приведены линии предложения по цене в мгновенный, кратковременный и долговременный периоды. Следует признать, что во времени изменяется не только наклон, но сама конфигурация таких линий.

Дело в том, что в кратковременный период для увеличения производства чаще всего задействуются менее эффективные ресурсы. Образно говоря, в производство оперативно вовлекается то, что «лежит под рукой». Поэтому не избежать заметного роста издержек производства единицы продукции, что создает со стороны производителя сильное давление на цену. В итоге линия предложения принимает строго вогнутый вид Базылев Н. И., Гурко С. П. Экономическая теория. Мн.: Книжный дом, 2009.-С.137.

Наоборот, в долговременный период есть возможность хорошо подготовиться и вовлечь в производство высокоэффективные ресурсы (оборудование, сырье, технологию), использовать новейшие приемы организации производства. Это позволяет исключить воздействие ряда негативных факторов, провоцирующих рост издержек производства и, как следствие, рост цены предложения. В итоге график предложения принимает вид почти прямой линии.

1.3 Изменение условий хозяйствования и сдвиг кривой предложения

Любая двухсекторная экономическая модель испытывает серьезный кризис, когда возникает необходимость учесть воздействие не одного, а двух и более факторов, серьезно влияющих на формирование общих экономических условий.

Модель «цена - объем предложения» не является исключением. Применительно к предложению среди таких дополнительных факторов следует выделить, например, изменение Цен на исходное технологическое сырье, энергоресурсы и оборудование, повышение налогов, процентной ставки и заработной платы, а также прямое воздействие ближайших конкурентов, ускорение морального износа основного капитала,

Следует учитывать и те разные возможности, которые существуют у предприятий по совершенствованию организации и управления производством.

Технологию сдвига линии предложения. Такой порядок рассмотрим на рис. 1.4.

Рис. 1.4. Сдвиг линии предложения при изменении экономических условий

Предположим, что первоначально наш производитель находится в точке А0. При цене Р1 предприятие готово поставить на рынок объем продукции Qr .

Допустим, на рынке факторов производства заметно снизилась цена на исходное технологическое сырье. Следовательно, при сохранении прежней цены на продукцию (Р1) отныне есть возможность увеличить объем производства. В итоге наш производитель отправляется в путь - из точки А0 в точку А2, т. е. демонстрирует наращивание деловой активности.

Сделаем важное уточнение, так как на практике далеко не всегда так безоблачно над головой. Чтобы увеличить объем производства, не исключено, что предпринимателю (вслед за снижением цен на сырье) придется использовать и другие, но - что самое главное - уже далеко не лучшие и не столь выгодные факторы производства. Это снизит производительность труда и качество продукции. Не исключено, что фирме, чтобы дополнительно привлечь наемных работников, придется повысить заработную плату, брать в банке кредит и закупать по более высоким ценам ранее незапланированные, дополнительные партии комплектующих изделий и т. п. Как следствие, по всем этим статьям заметно увеличатся издержки производства.

Вывод: предприятие будет готово производить больше и с удовольствием отправится из точки А0 в точку А2, если удешевление технологического сырья будет компенсировать рост издержек производства по другим статьям.

Точка А1. Теперь необходимо уточнить вид производства. Предположим, что мы имеем дело с производством обуви. После удешевления технологического сырья (кожа, клей, нитки и т.п.) можно при той же цене на обувь производить больше продукции. Но, оказывается, домашние хозяйства не нуждаются в дополнительной обуви. Так что нет необходимости производить дополнительный объем обуви.

Тогда наш производитель вынужден отправиться по иному маршруту - из базовой точки А0 в точку А1 Это означает, что вслед за снижением цен на сырье обувная фабрика готова производить и поставлять на рынок тот же объем обуви (Q1), но уже по более низкой цене (см. рис. 1.4, где Р2 < Р1).

Соединяя две точки А2 и А1 (см. рис. 1.4), мы определяем новую линию предложения S2, которая возникла в результате изменения экономических условий. Так определяется направление сдвига кривой объема предложения.

Анализ положения линии S в пространстве. Зона ниже и правее линии предложения выгоднее для потребителей, нежели зона выше и левее от данной линии. Здесь предприятие готово больше производить продукции и поставлять ее на рынок по более доступным ценам для потребителя.

Если растут цены на товары, которые производятся, например, из одного и того же технологического сырья, то следует ожидать обострение конкуренции за производственные ресурсы и повышение цен на них. В итоге обозначится сдвиг кривой предложения не вправо, а влево от Sr Это означает, что за ростом цен на ресурсы возрастет и альтернативная стоимость производимого товара, выраженная в единицах продукции, которая изготавливается из того же технологического сырья. Поэтому тот же объем продукции производитель согласится поставить на рынок, но по более высокой цене. Если до повышения Цен на ресурсы, т. е. до ухудшения экономических условий, наш производитель находился в точке Av то теперь, чтобы сохранить прежний объем предложения, производитель будет претендовать на повышение цены с Р2 до уровня Р1.

К другим факторам сдвига кривой предложения, которые непосредственно изменяют условия хозяйствования (но не саму рыночную Цену), следует отнести:

а) налоговую политику;

б) политику кредитования;

в) государственную поддержку отдельных предприятий в виде субсидий, субвенций, таможенных льгот и прочих преференций.

Налоги выступают в условиях рыночной экономики, прежде всего как «цена правительственного продукта» (в виде общественного порядка, социальной стабильности в стране, поставка подготовленной рабочей силы и т. д.). Через налоговый механизм государство возмещает затраты, связанные с финансированием «бесплатного» образования и здравоохранения, а также национальной обороны, полиции и др.

Налоги и сборы включаются в цену товара разными методами, при этом уменьшают размеры чистой прибыли, т. е. ограничивают финансовые источники для самофинансирования производства. Более высокая цена всегда ограничивает спрос на товары со стороны домашних хозяйств. Следовательно, вполне можно ожидать и сокращения объема предложения (производства) товаров вслед за наращиванием налогового пресса.

Таким образом, жесткое налогообложение отечественного производителя выступает фактором, подавляющим экономическое развитие национального производства. Наличие таких причинно-следственных взаимосвязей следует учитывать при разработке национальной стратегии социально-экономического развития.

Льготное кредитование, уменьшение процентных ставок по банковским ссудам воспринимаются производителями как снижение цены «денежного ресурса», что способствует снижению издержек производства. Все это незамедлительно приводит к оживлению деловой активности. Дело не только в том, что производство продукции становится более прибыльным. Снижение процентной ставки позволяет предпринимателям приступить к реализации тех инвестиционных проектов, выполнение которых до этого откладывалась из-за нерентабельности или просто убыточности.

Субвенции и субсидии со стороны государства, выступающие для предприятия как своеобразный «экономический подарок», способствуют снижению себестоимости продукции, что в свою очередь стимулирует наращивание объемов производства Говолочёв А. С., Березина Н.С., Бокун Н.И. Экономика и рынок труда. Мн.: Книжный дом, 2009.-С.47.

Такая форма поддержки предприятий широко используется, когда приходится иметь дело, прежде всего с убыточным производством «социально значимой» продукции. Финансовая поддержка подобного рода позволяет избежать убытки и создать нормальные условия для продолжения процесса производства и реализации продукции.

2 Использование  концепции эластичности предложения

в современных условиях

2.1 Факторы, влияющие на эластичность предложения

Чувствительность объема предложения к изменению рыночной цены показывает эластичность предложения, которую можно определить как степень изменения количества предлагаемых к продаже товаров и услуг в ответ на изменение рыночной цены.

Измерение эластичности предложения также производится с помощью коэффициента эластичности, который рассчитывается как отношение процентного изменения количества предлагаемой продукции к процентному изменению цены. Формула для подсчета коэффициента эластичности предложения по цене (Es) имеет вид:

ES= (2.1)

Различные варианты интенсивности подобных изменений также могут быть отнесены к одному из трех основных случаев:

ѕ эластичное предложение;

ѕ неэластичное предложение;

ѕ предложение единичной эластичности.

Кроме того, эластичность предложения также может принимать крайние значения -- абсолютно эластичное и абсолютно неэластичное предложение Ведяпин В.И. Общая экономическая теория. М.: Бином, 2009.-С.90.

Степень эластичности предложения может иметь и графическую интерпретацию. На рис. 2.1 представлены различные варианты эластичности кривой предложения. На рис. 2.1 a S1 - неэластичное предложение (Е < 1); S2 -- предложение единичной эластичности (Е = 1); S3 -- эластичное предложение (Е > 1).

Рис. 2.1. Кривые предложения с разной степенью эластичности

На рис. 2.1 б S1 -- абсолютно неэластичное предложение (Е=0); S2 -- абсолютно эластичное предложение (Е = ).

На эластичность предложения оказывают влияние различные факторы: цены на сырье и уровень заработной платы, ставка процента, наличие резервных производственных мощностей, характер продукции, например, предложение промышленной продукции, более эластично, чем сельскохозяйственной и др.

Важнейшее значение для эластичности предложения имеет, однако фактор времени, т.е. период, в течение которого производители имеют возможность приспосабливать объем предложения к изменению цены.

Различают три временных интервала:

1) кратчайший рыночный период, который  настолько мал, что производители  не успевают отреагировать на  изменение спроса и цены. В  этом периоде все факторы производства  постоянны, а значит и объем  предложения фактически фиксирован;

2) краткосрочный период, когда производственные  мощности остаются неизменными, однако может меняться интенсивность  их использования, т.е. переменными становятся некоторые факторы производства -- сырье, рабочая сила и др.;

3) долгосрочный период, достаточный  для изменения производственных  мощностей, организации новых предприятий, когда переменными становятся  все факторы производства Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: М.: Пресс, 2009.- С.177-178.

Информация о работе Эластичность предложения: теоретическое и практическое использование данной концепции