Эластичность потребительского спроса и структура потребления населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 18:38, реферат

Краткое описание

Спрос и предложение – два важнейших понятия, с помощью которых описывается взаимодействия покупателей и продавцов, каждый из которых стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Содержание

• Введение
• Спрос, кривая спроса.
• Факторы изменения спроса.
• Эластичность спроса.
• Измерение эластичности спроса
• Факторы, влияющие на эластичность спроса.
• ВЫВОД
• Используемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

эластичностьпотреб.спроса.docx

— 36.12 Кб (Скачать файл)

На участках эластичного спроса снижение цены и рост объёма продаж приводят к увеличению общей выручки  от реализации продукции фирмы, на участке  неэластичного спроса – к уменьшению выручки. Поэтому каждая фирма будет  стремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, когда коэффициент  эластичности меньше единицы.

 

Факторы, влияющие на эластичность спроса.

 Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, призванных удовлетворять одну и ту же потребность покупателя, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного товара, в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос  на некоторые сорта хлеба является относительно эластичным, так как  с повышением цен, к примеру, на бородинский  хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба. Спрос  на сигареты, лекарство, мыло и другие подобные товары относительно неэластичен. Однако, если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла, то она будет значительно выше.

Та же закономерность применима  к товарам, выпускаемые одной отдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичный или близкий по назначению товар, то спрос на товары данной фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным.

Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос на товары имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных автовладельцев относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний период, вряд ли сократит спрос. Однако, можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи. Спрос на бензин снизится, сократится объём его продаж. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться городским транспортом, пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.

Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что  с течением времени каждый потребитель  имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти  товары-заменители.

Различия в эластичности спроса объясняются также значительностью  того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости  неэластичен, а спрос на товары, не играющие важной роли в жизни (товары роскоши – модные автомобили, драгоценности  и т.д.), обычно эластичен. Действительно, при повышении цен средне-статистический потребитель может отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократит покупки хлеба, молока и крупы. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, большинство российских семей на их приобретение тратит большую часть своих доходов.

Перекрёстная  эластичность спроса.

Понятие перекрёстной эластичности спроса используется для определения степени  влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого  товара. Коэффициент перекрёстной эластичности – это отношение процентного  изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б :

Ес = ((Q1– Q0A) / (Q1+ Q0A)) / ((P1Б – Р0Б) / (Р1Б + Р0Б)) =

= ((Q1– Q0A) / (Q1+ Q0A)) * ((P1Б + Р0Б) / (Р1Б - Р0Б)) (6)

где «с» в индексе означает перекрёстную эластичность (англ. сross).

Значение коэффициента перекрёстной эластичности зависит от того, какие  товары рассматриваются: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемые, коэффициент перекрёстной будет иметь положительной значение. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведёт к сокращению спроса на другие сорта ржаного хлеба. Если товары взаимодополняемые, как например, автомобили и бензин, фотоаппарат и фотоплёнка, величина спроса будет изменяться в направление, противоположно изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.

Например, цена батона белого хлеба  повысилась с 8 до 11 рублей, в результате спрос на чёрный хлеб увеличился с 2000 до 3000 буханок. Рассчитаю коэффициент  перекрёстной эластичности:

Ес = ((3000-2000)/(3000+2000)) * ((11+8)/(11-8)) = 0,2 * 6,3= 1,3

Можно сделать вывод, что эти  два вида хлеба являются взаимозаменяемыми  товарами.

Измерив перекрёстную эластичность, можно определить, являются ли выбранные  товары А и Б, производимые одной фирмой, взаимодополняемые или взаимозаменяемые, и, соответственно, как изменение цены на товар А может отразиться на спросе товара Б. Такие расчёты помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемые товары.

ВЫВОД

  Любой рынок состоит из покупателей (потребителей), желающих приобрести товары, и продавцов (поставщиков), желающих эти товары продать. Каждая из сторон стремиться максимально полно удовлетворить свои собственные потребности при любой установленной на товар цене. Однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели ограниченностью своего бюджета, а продавцы – ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться. Характерная кривая спроса, отражающая зависимость количества товара, которое покупатели готовы купить, от цены на данный товар, является убывающей. Характерная кривая предложения, отражающая зависимость количества товара, которое продавцы готовы продать, от цены на данный товар, является возрастающей.

Конкретное положение кривой спроса и кривой предложения в осях (цена, количество) определяется рядом неценовых  параметров спроса и неценовых параметров предложения. Степень чувствительности изменений спроса и предложения  к изменениям цены на товар или  любого неценового параметра принято  описывать коэффициент эластичности. Если существующая на рынке цена на данный товар ниже или выше цены, для которой объём спроса совпадает с объёмом предложения, то образуется, соответственно, дефицит или профицит товара на рынке, при существовании которых отслеживание покупателями и продавцами своих интересов по максимально полному удовлетворению своих потребностей, приводит к изменению существующей цены в направлении к равновесной цене. Это не исключает варианта колебаний цены на товар вокруг равновесного значения при слишком больших корректировках первоначальной цены.

Рассмотрев тему по данному курсовому  проекту, я сделала вывод, что  изучение спроса на товары является первейшей  задачей для фирмы в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик  спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса позволяет  фирме выбрать верную стратегию  поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения  дают возможность определить положение  кривой спроса и кривой предложения, и прогнозировать изменение объёма продаж в зависимости от изменения  факторов, влияющих на спрос и предложение.

Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители  относительно чувствительны к изменениям цены, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны  к изменениям цен, спрос неэластичен. Ценовую эластичность спроса можно  определить, наблюдая за характером воздействия  изменения цены на величину общей  выручки от продаж товара. Если цена и общая выручка изменяются в  противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая  выручка изменяются в одном и  том же направлении – спрос  неэластичен. В случае единичной  эластичности спроса изменение цены оставит выручку не изменой.

Количество доступных товаров-заменителей (взаимозаменяемых товаров), место товара в бюджете покупателей, его принадлежность к предметам необходимости или  роскоши, а также длительность анализируемого периода времени – всё это  факторы, влияющие на эластичность спроса.

Эластичность предложения зависит  от трудности перераспределения  ресурсов между альтернативными  областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, что бы приспособиться к данному изменению цен.

Практическое значение коэффициента эластичности заключается в облегании  прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы на процветание  и расширение, какие в будущем, вероятнее всего, ожидает застой и сокращение производства. Небольшой  положительный или отрицательный  коэффициент указывает на перспективу  сокращения производства в отрасли. Например, высокая положительная  эластичность спроса на автомобили предвещает процветание автомобильной промышленности на долгосрочную перспективу, тогда  как низкая эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию предполагает хронические затруднения в данной отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая  литература

 

  1. Булатов А.С. Экономика: Учебник // А.С.Булатов; Москва: Юрист, 2001
  2. Любимов Л.Л. Основы экономических знаний: Учебник // Л.Л.Любимов., Н.А. Раннева; Москва: Вита-Пресс, 1997
  3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Энциклопедия в 2-х томах // К.Р.Макконнелл., С.Л.Брю; Москва: Инфра-М.

Информация о работе Эластичность потребительского спроса и структура потребления населения