Экономическое учение Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данного реферата - рассмотреть модели экономического развития Древней Греции.
Задачи данного реферата:
- охарактеризовать государственно-политическое устройство Древней Греции;
- указать особенности развития экономической мысли Древней Греции;
- проанализировать значимость экономической мысли Древней Греции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Экономические взгляды древнегреческих мыслителей..………………6
2. Этапы экономического развития и роль государства в экономике Древней Греции…………………………………………………………..……................13
2.1. Древняя Греция в XI-VI вв. до н.э.………………………………………13
2.2. Греческая экономика классического периода (V-IV вв. до н.э.)……...15
2.3. Древняя Греция эпохи эллинизма (IV-I вв. до н.э.)…………………….19
3. Организация производства Древней Греции……………………………..20
4. Денежные отношения в Древней Греции………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………...23
Список использованной литературы………………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 49.74 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..3

1. Экономические  взгляды  древнегреческих  мыслителей..………………6

2. Этапы  экономического развития и роль  государства в экономике Древней  Греции…………………………………………………………..……................13

2.1. Древняя  Греция в XI-VI вв. до н.э.………………………………………13

2.2. Греческая экономика классического периода (V-IV вв. до н.э.)……...15

2.3. Древняя Греция эпохи эллинизма (IV-I вв. до н.э.)…………………….19

3. Организация  производства Древней Греции……………………………..20

4. Денежные  отношения в Древней Греции………………………………….21

Заключение……………………………………………………………………...23

Список  использованной литературы………………………………………….25 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

В процессе исторического развития общества неизбежно  появляются экономические идеи - представления  о том, что такое экономика, что  есть богатство общества, как его  увеличить, как рационально использовать. По мере накопления эти знания обобщались, систематизировались и принимали  форму экономических учений, впоследствии преобразовавшись в экономическую  теорию.

История экономических учений неразрывно связана  с историей общества, развитием общественного  производства и общественного сознания. Экономическая мысль зарождается  в глубокой древности. Уже первобытные  люди обладали зачатками хозяйственных  знаний. Постепенно возникали определенные представления об отношениях, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ. Первоначально экономические  взгляды не выделялись в специальную  область знаний, тем более в  самостоятельную ветвь общественной мысли. Они были вкраплены в нерасчлененное сознание, основу которого составляли региональные верования: мифы, различные  легенды и сказания. В них пытались описать хозяйственный опыт, дать советы или рекомендовать правила  ведения учета, организации труда. Исподволь появляются элементы экономического мышления с попытками анализа  и обобщения хозяйственных явлений. Это были уже предвестники формирования научного знания, которое дало начало развитию науки.

На рубеже III-II веке до н. э. в южной части  Балканского полуострова возникла древнегреческая республика. Раннему  экономическому росту способствовали удобное географическое положение (торговые пути), совершенствование  производительных сил (освоено производство меди, а затем бронзы). Основой  сельского хозяйства стало земледелие нового поликультурного типа - так называемая «средиземная триада», ориентированная на одновременное выращивание трёх культур - злаковых, главным образом, ячменя, винограда и оливы. Стал известен гончарный круг, развивался обмен. Сказалось соседство древних восточных цивилизаций.

В середине I тысячелетия до н.э. в Греции завершается  переход к рабовладельческому строю. На характер и сроки этого перехода решающее воздействие оказала довольно рано возникшая у греков морская  торговля - ее развитие стимулировало  рост городов и создание греческих  колоний вокруг Средиземного моря, ускорило имущественное расслоение общества. Благодаря оживленным связям с другими странами торговые центры Греции превратились в мощные очаги  культуры, куда стекались новейшие достижения в области техники, естествознания, письменности и права.

Социально-политический строй Древней Греции представлял  собой своеобразную систему независимых  полисов, то есть небольших, иногда даже крошечных государств. Территория полиса состояла из города и прилегающих  к нему селений. По подсчетам современных  историков численность свободного населения полиса редко достигала 100 тысяч человек.

Общей чертой полисной жизни VII-V веках до н. э. являлась борьба между родовой аристократией, перераставшей в рабовладельческую наследственную знать, и торгово-ремесленными кругами, образовывавшими вместе с отдельными слоями крестьянства лагерь демократии.

В VI веке до нашей эры Древней Греции в  результате обострения противоречий рабовладельческого режима возник глубокий кризис полисной системы. Полис базирующийся на мелком и среднем землевладении разрушился. Представление об экономической  мысли этого времени дают сочинения Ксенофонта (430-355 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н. э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) 

Основная  цель данного реферата - рассмотреть  модели экономического развития Древней  Греции.

Задачи  данного реферата:

- охарактеризовать государственно-политическое устройство Древней Греции;

- указать особенности развития экономической мысли Древней Греции;

- проанализировать значимость экономической мысли Древней Греции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.     ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ

Наибольшую  роль в истории экономических учений Древней Греции сыграли произведения известных мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.)

Родился он в Афинах около, в состоятельной семье, возможно принадлежавшей к сословию всадников. Его детские и юношеские годы протекали в обстановке Пелопоннесской войны что не помешало ему получить не только военное, но и широкое общее образование. Его учителем был Сократ. Однако философские идеи того времени, в том числе и учение Сократа, оказали на него лишь небольшое влияние. Мировоззрение Ксенофонта осталось традиционным мировоззрением той социальной среды, к которой он принадлежал по рождению. Это особенно ярко сказалось в его религиозных взглядах, для которых характерна вера в непосредственное вмешательство богов в людские дела, вера во всевозможные знамения, посредством которых боги сообщают смертным свою волю. Этические взгляды Ксенофонта, не возвышаются над прописной моралью, а политические его симпатии всецело на стороне спартанского аристократического государственного устройства.

Экономические взгляды Ксенофонта - изложены в работе «Домострой», подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Он характеризовал домоводство  как науку о ведении и обогащении хозяйства. Основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие, которое он квалифицировал как наиболее достойный вид занятия. Основную цель хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей. К ремеслам и торговле Ксенофонт относился отрицательно, считал их занятием, пригодным только для рабов. Вместе с тем в интересах рабовладельческого хозяйства Ксенофонт допускал использование товарно-денежных отношений.

«Домострой» содержал многочисленные советы рабовладельцам в области хозяйственной деятельности. Их уделом являлось руководство хозяйством, эксплуатация рабов. Ксенофонт выражал презрение к физическому труду, квалифицируя его как занятие, пригодное только для рабов, с которыми необходимо обращаться  как с животными.

Ксенофонт стал одним из первых среди мыслителей древности, который уделил большое  внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное явление, как  важное условие увеличения производства потребительных стоимостей.  Ксенофонт впервые указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком [3, с. 87].

Платон (427-347 до н.э.)

Платон  родился в Афинах в аристократической  семье: его отец Аристон происходил из рода последнего афинского царя Кодра и афинского законодателя Солона, мать - Периктиона, тоже из рода Солона, была двоюродной сестрой одного из 30 афинских тиранов Крития. Платон - третий сын Аристона и Периктионы - получил от родителей имя Аристокл, а «Платоном» («широким») его прозвал  учитель гимнастики за ширину плеч. В юности он готовил себя к занятиям политикой, занимался литературой, слушал философа Кратила, последователя  Гераклита. Но приблизительно с 407 до н.э. Платон оказывается в числе слушателей Сократа, и это событие изменило его судьбу: он сжег все, что написал  до того, отказался от мечты о  политической карьере и принял решение  заниматься только философией.

Экономические идеи занимали значительное место в сочинениях Платона. Наиболее известна его работа «Политика или государство». Социально-экономическая концепция Платона получила концентрированное выражение в проекте идеального государства. Платон рассматривал государство как сообщество людей, порожденное самой природой, впервые высказав мысль о неизбежности деления государства на две части: на богатых и бедных.

Платон  уделял большое внимание проблеме разделения труда, рассматривая его как естественное явление. В его концепции обосновывалось прирожденное неравенство людей. Деление на свободных и рабов он толковал как состояние, данное самой природой. Рабы рассматривались в качестве основной производительной силы, а их эксплуатация - как средство обогащения рабовладельцев. Свободными гражданами могли быть только греки.

Главной отраслью хозяйства Платон считал земледелие, но одобрительно относился и к ремёслам. Экономическую основу государства он видел в натуральном хозяйстве, базирующемся на эксплуатации рабов. Он допускал мелкую торговлю, которая призвана была обслуживать разделение труда. Однако  к торговой прибыли Платон относился весьма отрицательно. По его мнению, торговлей должны заниматься в основном иностранцы, рабы.  В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия: 1) философов, призванных управлять государством; 2) воинов; 3) землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев. Рабы не включались ни в одно из этих сословий. Они приравнивались к инвентарю, рассматривались как говорящие орудия производства. Философы и воины составляли высшую часть государства, о которой Платон проявлял заботу и предлагал обеспечить им общественное потребление. [4, с. 35].

Возникновение государства Платон связывал с удовлетворением  повседневных интересов людей и  с обменом. «Государство возникает, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается… Оно возникает из нужд человека: никто не может сам удовлетворить всех своих нужд. Мы берём себе одного помощника для одной цели, другого для другой, и когда все эти сотоварищи и помощники собраны в одном месте, то всю группу обитателей можно назвать государством. Они обмениваются друг с другом… с той мыслью, что этот обмен будет им ко благу» - говорил Платон.

Платон, в сущности, определял государство  как особую форму поселения людей, которая возникает из необходимости  взаимопомощи, удовлетворения потребностей в пище и жилье, защите населения  и его территории, поддержания  порядка внутри самого поселения. Таким  образом, государство и общество, у Платона пока еще не различаются.

Государство может существовать длительное время, в том случае, если оно основано на натуральном хозяйстве и если деньги имеют ограниченное хождение. Платон уделил особое внимание деньгам. Отрицательно относился к функции денег в качестве сокровища. Деньги имеют две функции: меры стоимости и средства обращения. Они должны служить только для обмена. Платон требовал запретить куплю-продажу в кредит, т.е. выступал против использования денег как средство платежа.

Платон  считал, что горожан надо наделять земельными наделами, но их имущество  не должно быть чрезмерным. Если стоимость  имущества превысит стоимость надела в 4 раза, то излишек подлежит передаче государству. Запрещаются также  ссуды под проценты и покупка  товаров в кредит. Закон должен устанавливать пределы колебания  цен. Именно в таком государстве, где выполняются эти правила, не будет ни богатых, ни бедных.

Наиболее  значимым для нас стал труд Платона, посвященный государственному строю. Подробно он занялся рассмотрением  государственного строя в 8 книге «Государства». Главная причина порчи общества, а вместе с тем и государственного строя заключается в "господстве корыстных интересов". В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания "корыстных интересов" в их строе.

Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты "совершенного" строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных  работ. Большое внимание уделяется  спортивным упражнениям, однако уже  заметно стремление к обогащению, и "при участии жен" спартанский  образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к  олигархии.

Информация о работе Экономическое учение Древней Греции