Экономическое значение безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих места для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..4
1 Сущность, виды, причины и уровень безработицы………………….…6
2 Потери от безработицы
2.1 Закон Оукена……………...…….......................................................10
2.2 Экономические и внеэкономические издержки безработицы…...11
2.3 Затраты на социальную защиту безработных……………….……14
2.4 Эмоционально-психологические последствия безработицы….…20
3 Безработица и уровень цен. Кривая Филлипса……………………….....23
4 Безработица в Республике Беларусь: причины, структура, динамика, тенденции и методы борьбы с ней……………………………………..…..26
Заключение……………………………………………………………...…...36
Список литературы……………………………………………………..…...37
Приложение А…………………………………………………………….…39

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ.docx

— 90.91 Кб (Скачать файл)

         Итоги текущего мониторинга показывают, что  существенного ухудшения ситуации с регистрируемой безработицей не наблюдается. Ситуация на рынке труда остается стабильной, управляемой, контролируемой и не выходит за рамки прогнозных показателей Государственной программы.

         По  данным Белстата, вынужденная неполная занятость в январе-июне 2011 г. составила 62,1 тыс. человек или 1,8 процента от списочной численности работников. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года  показатель уменьшился в 2,2 раза (в январе–июне 2010 г. – 136,4 тыс. человек или 3,9 процента).

         Реализован  ряд мероприятий организационного, информационного и законодательского  характера, предусмотренных Государственной  программой.

         Подготовлен и внесен в Совет Министров  Республики Беларусь  проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь»  в части:

         предоставления  возможности не только компенсировать, но и финансировать затраты нанимателей  по опережающему обучению работников,  находящихся под угрозой увольнения;

         установления  нанимателям обязанностей об информировании  органов по труду занятости и социальной защите о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или)  неполной рабочей недели, приостановки производства, а также о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение трех рабочих дней;

         установления  брони для приема на работу граждан, освобожденных из лечебно-трудовых профилакториев;

         стимулирования  нанимателей, организующих трудовую реабилитацию лиц, освобожденных из исправительных учреждений и лечебно-трудовых профилакториев;

         предоставления  права направления органами по труду, занятости и социальной защите женщин из числа осуществляющих уход за детьми до

         3–х лет на профессиональное обучение  на условиях,  определенных для безработных;

         установления  обязанностей безработных (в целях  усиления мотивации к скорейшему трудоустройству).

         Кроме того, подготовлены предложения  по снижению норм   наполняемости учебных групп при организации профессионального обучения безработных инвалидов, а также  по   предоставлению дополнительной  материальной помощи инвалидам на период прохождения обучения, по конкретизации компенсационных выплат на оплату труда инвалидов в период их адаптации к трудовой деятельности.

         В целях информирования несовершеннолетней молодежи о возможностях трудоустройства  и профессионального образования  в соответствии с потребностями  рынка труда проведено более 70 тематических мероприятий,  таких,  как «День профориентации молодежи»,  «День выпускника» с охватом более 25 тыс. учащейся молодежи.

         По  вопросам обеспечения занятости  населения проведено более 100 массовых мероприятий в виде ярмарок вакансий, дней предприятий с участием около 15 тыс. человек. 

         В рамках повышения престижа рабочих  профессий проводятся конкурсы профессионального  мастерства среди учащихся профессионально-технических  учреждений образования г. Минска.

         Вопросы занятости населения, изменений  на рынке труда,  материалы о государственных гарантиях в сфере занятости, в том числе о преимуществах  легальной трудовой деятельности  постоянно освещаются  в республиканских  и региональных средствах массовой информации. 

     С 1 октября текущего года тарифная ставка первого разряда для оплаты труда  работников бюджетной сферы повышена со 118 до 151 тысячи рублей (на 28 %)

     Главой  государства было поручено Правительству  рассмотреть и проработать с учетом возможностей бюджета государства вопрос о повышении тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников бюджетной сферы до конца текущего года.

     Во  исполнение данного поручения Правительством принято постановление от 1 октября 2011 г. № 1310, которым с 1 октября текущего года тарифная ставка первого разряда  повышена со 118 до 151 тысячи рублей, т.е. на 28 процентов.

     Кроме того, учитывая сложившуюся экономическую  ситуацию в экономики республики, этим же постановлением с 1 ноября 2011 г. для оплаты труда работников бюджетной  сферы введены ежемесячные дифференцированные доплаты в диапазоне 240-16 тыс. руб. Конкретные размеры указанных доплат по тарифным разрядам (с 1-го по 27-й) в  ближайшее время будут установлены  постановлением Министерства труда  и социальной защиты.

     Повышение тарифной ставки первого разряда  позволяет:

     улучшить  структуру заработной платы работников бюджетной сферы за счет включения  индексационных выплат частично в размер тарифной ставки первого разряда, а частично - в ежемесячные дифференцированные доплаты. Так, в августе 2011 г. размер индексации, выплачиваемый каждому работнику бюджетной сферы, составил 243,7 тыс. руб., что более чем в 2 раза выше, чем размер действующей тарифной ставки первого разряда (118 тыс. руб.);

     укрепить  тарифную часть заработной платы  работников бюджетной сферы, повысив  их тарифные ставки (оклады) на 28 процентов;

     увеличить сумму средств, направляемых на стимулирующие  выплаты (премии, надбавки), что позволит нанимателю в повышенных размерах стимулировать  труд наиболее квалифицированных, инициативных работников;

     повысить  ряд выплат стимулирующего и компенсирующего  характера, которые исчисляются  от тарифной ставки первого разряда (например, доплаты молодым врачам, учителям, тренерам-преподавателям по спорту; доплаты ученым за ученые степени  и звания; повышения отдельным  категориям работников здравоохранения, образования, культуры, спорта; доплаты  за работу во вредных условиях труда  и другие).

     Кроме того, не следует забывать и про  организации реального сектора  экономики, отдельные из которых  в своих локальных нормативных  правовых актах предусматривают  установление тарифной ставки первого  разряда на уровне не ниже, установленного Правительством.

     Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2010 г. № 1844 «Об установлении размера минимальной заработной платы» с 1 января 2011 г. месячная минимальная заработная плата установлена в размере 460000 руб., часовая – 2710 рублей.

     В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об установлении и порядке  повышения размера минимальной  заработной платы» размер минимальной  заработной платы в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учётом инфляции.

     Информация  о размере минимальной заработной платы в 2011 году

     Ключевой элемент государственного регулирования рынка труда, определяющее условие занятости населения – создание рабочих мест. Политика занятости, уровень ее активности определяются динамикой создания рабочих мест. Основным лимитом на рынке труда является нехватка рабочих мест, а не отсутствие квалифицированной рабочей силы. Более того, обучение и переобучение рабочей силы эффективно только в том случае, если имеются соответствующие полученной специальности и квалификации свободные рабочие места. [www.mintrud.gov.by]

    Стимулирование  инвестиционной активности, направленной на создание и модернизацию рабочих  мест, должно рассматриваться в качестве одного из основных экономических приоритетов. Особое значение имеют крупные инвестиционные программы, позволяющие на ряду с  противодействием безработице решать и другие важнейшие социальные проблемы, в частности жилищную. В целях повышения инвестиционной активности необходимо:

    1.     Расширение источников инвестиций, в том числе за счет привлечение в инвестиционную сферу сбережений населения.

    2.     Требуется активное участие государства в активизации инвестиционной деятельности предприятий по созданию и сохранению рабочих мест.

    3.     Совершенствование налоговой политики. Налоги на доходы, предназначаемые на капиталовложения, должны быть значительно ниже, чем на текущее потребление. Налоговая система должна поощрять инвестиции производственного характера, а на инвестиционные кредиты должны начисляться низкие проценты.

    В Беларуси также назрела настоятельная  необходимость разработки Программы  мер по созданию и сохранению рабочих  мест, главной целью, которой должно быть изменение уровня и структуры занятости населения Беларуси на основе создания экономически эффективных рабочих мест и сохранения кадрового потенциала в перспективных отраслях экономики. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

    - обеспечение  правовых, экономических и организационных  условий для создания и сохранения  рабочих, развитие кадрового потенциала  в различных отраслях экономики;

    - регулирование  рынка труда и повышение конкурентоспособности  рабочей силы;

    - развитие  профессиональной и территориальной  мобильности рабочей силы;

    - повышения  качества создаваемых рабочих  мест;

    - предотвращение  роста и сокращение вынужденной  неполной занятости и безработицы.

    Программа предполагает определение потребности  в создании рабочих мест, повышение  эффективности использования имеющихся  мощностей, формирование механизма  финансирования создания рабочих мест.

    Инструментом  реализации Программы должна явиться  Генеральная схема создания рабочих  мест, отражающая общие потребности  населения в рабочих местах, структуру  имеющихся рабочих мест, а также  необходимое количество дополнительных рабочих мест. Генеральная схема  позволит обеспечить координацию усилий государственных органов в вопросах создания рабочих мест, как в количественных, так и в качественных аспектах.

    В соответствии со ст. 9 Закона о занятости для  реализации политики занятости населения  и обеспечения гражданам соответствующих  гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная  служба занятости. В состав её входят 148 структурных подразделений, в  том числе Комитет по занятости  населения при Министерстве труда  Республики Беларусь, 6 управлений областных  служб, Минский городской центр  занятости населения с 9 районными  отделениями, 25 региональных, 13 городских  и 93 районных центра занятости.

    Государственная служба занятости наделена широкими полномочиями. Она имеет право  заключать договоры с нанимателями о направлении к ним граждан (при наличии свободных мест) для  трудоустройства; запрашивать у  нанимателей сведения о наличии  вакансий, а также получать информацию о высвобождении рабочей силы в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или  штата работников; вносить в местные Советы депутатов предложения по установлению предприятиям и организациям всех форм собственности брони для приёма на работу лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; взыскивать в установленном порядке штрафы за нарушение Закона о занятости; направлять безработных в установленном законом порядке на другую работу в другую местность и др.

    Страхование от безработицы и финансирование мероприятий по обеспечению занятости  населения осуществляет Государственный  фонд содействия занятости, являющийся государственным внебюджетным фондом. Государственный фонд содействия занятости создаётся за счёт обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (включая и предприятия с иностранными инвестициями), предпринимателей; ассигнований из республиканского и местных бюджетов; добровольных пожертвований и иных поступлений. Программой и бюджетом фонда предусматривалось для создания новых рабочих мест использовать 348825,0 млн. рублей.

    Для приглашения на работу иностранных  граждан наниматели, независимо от форм собственности, обязаны получить лицензию Государственного Комитета Республики Беларусь по труду и социальной защите населения.

    Государство помогает безработным в начале их трудовой деятельности или в возобновлении  её и обеспечивает им следующие виды гарантий и компенсаций:

    а) предоставление особых гарантий лицам, высвобожденным с предприятий, из учреждений, организаций, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской  АЭС, уволенным с военной службы без права на пенсию;

    б) выплату  стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки и включение  этого периода в общий и  непрерывный трудовой стаж;

    в) выплату  в установленном порядке пособия  по безработице;

    г) оказание материальной помощи безработному и  членам его семьи;

Информация о работе Экономическое значение безработицы