Экономическое воспитание дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:08, реферат

Краткое описание

Открыть для себя мир детей может только тот, кому они интересны и кто их знает. Дошкольники чрезвычайно чувствительны к разного рода воздействиям. Ребенок как губка, впитывает впечатления, знания, стили поведения педагога, работающего с ним. Поэтому как стихийное, так специально организованное обучение и воспитание во многом определяет особенности его психического, физического и интеллектуального развития. Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у ребенка с помощью взрослого складываются необходимые качества и свойства личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическое воспитание дошкольников.docx

— 34.33 Кб (Скачать файл)

Итак, дети познакомились  с потребностями человека, животных и растений, узнали, что такое  деньги, как образуется цена на товары, где можно приобрести товар, где он производится. Значит пришло время узнать кто и как производит товар.

Так переходим к 3 блоку “Производитель и ресурсы. Реклама и возможности”.

Предварительная работа

- Ознакомление детей  с разными видами ресурсов (природными, капитальными, человеческими), разнообразием природных ресурсов, различными способами их применения.

- Ознакомление детей  с понятиями “товар” и “потребитель”.

- Обсуждение необходимости  ресурсов для изготовления любого  товара.

- Представление  о сути ресурсов (человеческих, природных,  капитальных) и их использование  для изготовления товаров.

Задачи предварительной работы

1. В результате наблюдения, бесед, чтения художественных произведений подвести детей к выводу: одни материалы, из которых делают товары, можно найти в природе, а другие сделаны людьми.

Познакомить детей  с понятием “природа”, объяснить, что  относится к природному миру.

Познакомить с понятием “товар”.

1 этап Расширение и углубление  понятия “ресурсы”

Расширение представлений: о разнообразии природных и капитальных  ресурсов и способах их использования; о взаимосвязях людей разных профессий; о способах удовлетворения их потребностей. Обсуждение с детьми вопроса о том, откуда берутся продукты питания ( из природы – лес, море, поле), кто производит товары, люди каких профессий производят товары, какие капитальные ресурсы необходимы для их производства.

2 этап Какие бывают производители.

Ознакомление детей  с производителями товаров и  услуг ( представителями разных профессий), видами транспорта, разнообразием транспортных услуг. Расширение представлений о  капитальных ресурсах (об инструментах, которыми пользуются люди), о взаимосвязях разных профессий. Обсуждение вопроса о том, что для удовлетворения потребностей нужны товары и услуги. Уточнение понятий: “товары”, “услуги”, “потребитель”, “производитель”. Выяснение взаимосвязи потребления и производства, услуг. Проведение практических занятий по теме “Что кому нужно, что кем производится?”

3 этап Решение практических  задач

Продолжение ознакомления детей с производителями товаров  и услуг – представителями  разных профессий; расширение представлений  детей о ресурсах, о процессе производства знакомых товаров, о цепочках производителей. Решение задачи “Как появляется новая тетрадь” (опираясь на уже имеющиеся представления детей, расширяя и корректируя их в процессе бесед, ответов но вопросы, дискуссий, просмотра иллюстраций, чтения книг,постепенно выяснить, какие природные, капитальные и человеческие ресурсы нужны для превращения дерева в тетрадь. Очень важно при этом создать ситуацию, в которой дети вспомнили бы о долгом и трудном процессе выращивания леса). Ознакомление детей с понятием “экономия ресурсов”.

Основные  экономические понятия: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуги, потребители, производители, ресурсы.

Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее.

Почему  бы любовь наших детей к рекламе  не использовать в образовательных целях?Ведь реклама – это особый жанр искусства. Что характерно для хорошей рекламы?Краткость, образность, привлекательность для зрителя.

Что должен уметь хороший специалист по рекламе?

Дать максимум информации при минимуме слов, выделить основные, характерные черты рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его отличие от других и доказать преимущества. Чем-то “словесная” часть рекламы сродне пословицам и поговоркам, с которыми мы знакомим детей, подчеркивая афористичность, краткость. Можно предложить детям создать свою рекламу. Опыт показывает, что они с восторгом включаются в эту игру.

Для составления  рекламы ребенок сначала должен как можно больше узнать об объекте (товаре) и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности. Поскольку детям трудно уложить всю информацию в одну – две фразы, можно начать с 4 – 6 предложений. Приветствуется использование отдельных выражений из уже известной рекламы. Такие задания не только развивают творческие способности ребенка, но и его речь, учат кратко выражать свои мысли. К созданию рекламы можно подключить и родителей. Практика показывает, что к созданию рекламы они подключаются с не меньшим энтузиазмом, чем их дети. Можно устроить конкурс на лучшую рекламу – это внесет в работу соревновательный элемент. Текст рекламы можно предложить проиллюстрировать рисунками.

Можно употреблять  несколько вариантов рекламных  заданий.

Рекламируемый предмет заранее известен всей группе.

Ребенок может выбрать  любой персонаж и от его имени  прорекламировать место его жительства (для этого нужны знания об особенностях этого персонажа, его образе жизни, характерных признаках его места обитания). (Например: реклама домика Буратино).

2. Рекламируемый  объект известен только автору.

По тексту рекламы  участники игры определяют, что именно рекламируется. В этом случае сразу  видно, удачно или нет составлена реклама, на сколько она выразительна, действительно ли отобраны характерные  признаки объекта. При этом важно, что сам автор сразу ощущает степень своего “профессионализма”: чем лучше составлена реклама, тем быстрее дети отгадывают, что именно рекламируется. (Например: Реклама муравейника).

3. Реклама  может быть использована как  одна из форм обобщения наблюдений.

В этом случае в  содержании рекламы отражаются результаты собственной работы каждого ребенка. < Приложение 2.>

Основные экономические понятия: реклама, рекламировать, рекламодатель, рекламный агент, “свое дело”.

Следующий шаг – подвести детей к мысли, что нельзя иметь все товары и услуги, которые можно пожелать, а также к бережному отношению того, что имеешь. Отсюда и название 4 блока“Ограниченность ресурсов. Выбор и его цена. Полезные навыки и привычки в быту – это тоже экономика”.

Основные идеи

Ограниченность  ресурсов: нельзя иметь все товары и услуги, которые можно пожелать. Ограниченность ресурсов приводит к  тому, что люди постоянно сталкиваются с проблемой выбора. Из – за ограниченности ресурсов всегда приходится выбирать, на что их потратить, т.е. что именно и в каком количестве произвести из этих ресурсов. Существует множество способов удовлетворения потребностей. Как выбрать один из них?

Предварительная работа Создание на занятии ситуации выбора: дети выбирают вид деятельности, ресурсы. Выделение критериев выбора. Проведение игры “Что мы выбираем?”

Подведение детей  к выводу о том, что ресурсы  всегда ограничены, с этим сталкиваются и люди, и животные.

Обучение детей  узнаванию ситуации ограниченности ресурсов в случае их меньшего числа  в сравнении с количеством  потребителей.

Обсуждение времени  как ресурса, невосполнимости этого  ресурса, умения правильно организовать время для удовлетворения потребностей.

1 этап. Расширение и углубление  темы.

- Создание ситуаций  ограниченности ресурсов в процессе  разных видов деятельности детей.

- Продолжение работы  по развитию представлений об  ограниченности ресурсов, ознакомление детей с проблемой выбора.

- Уточнение понятий  “ресурсы”, “ограниченность ресурсов”,  ознакомление с понятиями “выбор”,  “цена выбора”.

2 этап. Выбор и его цена.

- Выяснение с  детьми возможности удовлетворения  всех потребностей.

- Выявление проблем:  почему невозможно удовлетворить  все потребности; ограниченность  каких ресурсов мешает этому;  как приходится поступать, когда ресурсы ограничены; от чего приходится отказываться, делая свой выбор (цена выбора).

3 этап. Решение практических задач.

- Беседы, чтение  рассказов по данной теме.

- Проведение ситуативных  игр, в ходе которых внимание  детей акцентируется на том, что все ресурсы ограничены, одни и те же ресурсы можно использовать разными способами, всякий раз необходимо принимать решение, какой из способов выбирать.

- Использование  в играх реальных ситуаций, в  которых дети решали бы не  только экономические задачи, но  и экологические и нравственные  проблемы.

Основные экономические понятия: возможность, потребность, ограниченность, выбор, цена выбора.

Таким образом, постепенное усложнение работы по формированию экономических представлений у дошкольников способствует:

  • формированию экономического сознания дошкольника;
  • приближению к реальной жизни;
  • пробуждению экономического мышления;
  • получению знаний об основных профессиях и умению рассказывать о них;
  • обогащению детского словаря;
  • выработке таких качеств как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое дело до конца;
  • возникновению интереса к деньгам, осознанию правил их честного зарабатывания.

Информация о работе Экономическое воспитание дошкольников