Экономический рост и проблемы модернизации белоруской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 23:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов теорий и моделей экономического роста применительно к Республике Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
изучить основные модели и факторы экономического роста;
провести анализ модели экономического роста в Республике Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………5
Глава 1. Теоретические основы экономического роста…………………..6
1.1 Экономический рост: понятие, показатели, типы…………………6
1.2Модели и факторы экономического роста.....…... …………............8
Глава 2 Оценка экономического роста……………………………………..18
Глава 3 Стратегические приоритеты государственного стимулирования экономического роста26
3.1 Проблемы и перспективы экономического роста в Республике Беларусь26
3.2 Совершенствование государственного регулировании экономического роста в РБ28
Заключение…………………………………………………………………...34
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 407.50 Кб (Скачать файл)

-формирование таможенной  политики страны с учетом ее  международных обязательств и  в рамках соглашений с Российской  Федерацией.

  Важнейшими задачами обеспечения устойчивого развития Беларуси является переход на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества:

-в области совершенствования  государственности - формирование  сильного эффективного правового государства, обеспечивающего создание необходимых условий и активную государственную поддержку крупномасштабных мер по достижению долгосрочных ориентиров социально-экономического развития;

-в области общественного  развития - постепенный переход к новому постиндустриальному обществу, экологически чистыми производствами, развитыми отношениями демократии и гражданского общества, социального партнерства между государством, профсоюзами, союзами предпринимателей и общественными организациями, с системой формирования всесторонне развитого человека - физически здорового, духовно богатого, восприимчивого к научно-техническим нововведениям;

-в области экономики  - построение высокоэффективной  социально ориентированной рыночной  экономики с развитыми институтами предпринимательства и рыночной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования;

-в области экологии - снижение негативного воздействия  на окружающую среду и улучшение  ее качественного состояния, восстановление нарушенного экологического равновесия;

-в области развития  культуры и нравственности - воспитание  высокообразованного, творческого  человека и создание здорового  нравственного климата в обществе.

 

 

3.2.Совершенствование  государственного регулирования  экономического роста в РБ

 

Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 года  № 136 утверждена Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011– 2015 годы.

 Согласно Указу  основной целью социально-экономического  развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Достижение поставленной цели будет осуществляться через реализацию следующих приоритетных направлений:

- развитие человеческого  потенциала, включая повышение уровня  благосостояния, рост рождаемости  и увеличение продолжительности  жизни, укрепление здоровья граждан  и повышение качества образования;

- радикальная модернизация  всех секторов экономики, создание  новых наукоемких и высокотехнологичных  производств; 

- стимулирование предпринимательства  и деловой инициативы;

- рост экспорта товаров  и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;

- развитие импортозамещающих  производств; 

- устойчивое развитие  регионов;

- строительство качественного  и доступного жилья; 

- повышение эффективности  агропромышленного комплекса.

На основе совершенствования  экономических институтов и механизмов государственного регулирования будут созданы стимулы для экономического роста на основе раскрепощения субъектов хозяйствования, формирования более благоприятного рыночного бизнес-климата, отказа от преимущественно административного управления, развития конкурентной среды и механизмов частно-государственного партнерства.

Экономическая политика государства в предстоящем  пятилетии  будет сосредоточена на эффективности  и качестве, что количественно  найдет отражение в росте показателей  производительности труда, рентабельности, доле инвестиций в основной капитал в ВВП, удельном весе отгруженной инновационной продукции, снижении энерго- и материалоемкости и других.

  Основными задачами инвестиционной политики являются: приоритетная реализация инвестиционных проектов, направленных на ускорение инновационных процессов, призванных сохранить позиции Беларуси в мировом сообществе и повысить конкурентоспособность страны, приоритетное выделение инвестиций на создание новых наукоемких и высокодоходных экспортоориентированных видов деятельности. Прогнозируется повысить долю инвестиций в основной капитал за пятилетие до 37,5%.

В развитии отраслей промышленности упор будет сделан на опережающее  развитие производств, выпускающих  продукцию с высокой добавленной стоимостью: микроэлектроника, приборостроение, точное машиностроение, информационные технологии, телекоммуникации, измерительное и медицинское оборудование, освоение выпуска светодиодной техники.

Трансформационные процессы в сельском хозяйстве будут осуществляться в соответствии с Государственной программой развития сельских территорий на 2011–2015 годы и другими отраслевыми программами. Основной целью развития отрасли остается формирование высокоэффективного, конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны и увеличение экспортных поставок.

Опережающее развитие получит  сфера услуг, что обуславливается, с одной стороны, мировыми тенденциями  развития, с другой стороны, услуги в 2–3 раза менее энерго- и материалоемкие, некапиталоемкие по сравнению с выпуском товаров. В качестве целевого индикатора предусматривается повышение доли услуг в ВВП с 40,3% до 50%.

Приоритетными направлениями  внешнеэкономической деятельности являются: повышение эффективности экспорта, освоение новых внешних рынков сбыта, увеличение доли экспорта услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг. Это позволит повысить экспорт товаров и услуг более чем в 2,2 раза [15].

Безусловно, в Основными  целями бюджетно-налоговой политики должно являться обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание макроэкономических условий для  устойчивого экономического роста  и повышения уровня жизни населения  с учетом решения экологических проблем. Для их достижения необходимо продолжить налоговую реформу, одной из приоритетных задач которой является создание налоговой системы, благоприятной для экономической деятельности; повысить эффективность бюджетных расходов при общем сокращении объемов перераспределяемых государством ресурсов; добиться сбалансированности и бездефицитности бюджета; создать эффективную систему управления государственными финансами. Реформирование налоговой системы будет направлено на снижение налоговой нагрузки на экономику, а также на достижение следующих целей:

-повышение уровня  справедливости и нейтральности  налоговой системы за счет  выравнивания условий налогообложения  для всех налогоплательщиков  путем отказа от необоснованных  льгот и исключений; совершенствования моделей построения налогов и сборов; улучшения налогового администрирования и повышения уровня собираемости налогов за счет создания в стране самостоятельной отрасли законодательства - налогового права, имеющей свой собственный предмет, принципы, методы и способы регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов;

-упрощение налоговой  системы за счет установления  закрытого перечня налогов и  сборов; сокращения их количества; максимальной унификации налоговых  баз и правил их исчисления  по отдельным налогам, а также порядка уплаты;

-обеспечение стабильности  и предсказуемости налоговой  системы.

 Денежно-кредитная  политика в прогнозируемый период  должна быть подчинена достижению  общих стратегических целей устойчивого  развития посредством обеспечения стабильности национальной денежной единицы, повышения ликвидности и надежности банковской системы, обеспечения эффективного и безопасного функционирования платежной системы. Для реализации этих направлений необходимо осуществить комплекс мероприятий, важнейшими из которых являются:

-снижение темпов инфляции  на основе постепенного ужесточения  монетарной политики. Оно должно  осуществляться в рамках плавной  траектории, предусматривающей увязку  с темпами повышения эффективности  и конкурентоспособности предприятий реального сектора экономики. Такой подход позволит минимизировать издержки и негативные эффекты переходного периода, поддерживая высокий уровень занятости, загрузку производственных мощностей и социальную защиту населения;

-регулирование номинального обменного курса таким образом, чтобы реальный обменный курс обеспечивал приемлемый уровень ценовой конкурентоспособности товаров отечественного производства как на внешнем, так и на внутреннем рынке, исключающем дисбалансы во внешнеэкономической деятельности страны, и стимулировал динамичные темпы экономического роста;

-повышение эффективности  механизма аккумуляции свободных  денежных средств и их инвестирования  в реальный сектор экономики.

Развитие банковской системы предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:

-укрепление устойчивости  банковской системы, обеспечивающее  приближение ее параметров к  европейскому уровню, интеграцию  банковского сектора Беларуси  в региональную и мировую банковскую  и финансовые системы и исключающее  возможность системных кризисов;

-повышение надежности  банковской системы за счет  приближения принципов и практики  банковского надзора к международным  стандартам, внедрения современных  методологических подходов и  инструментария (средства раннего  обнаружения финансовых затруднений в банках и т.д.), оптимизация структуры банковских активов и пассивов;

-формирование финансово-промышленных  групп, обеспечивающих объединение  финансов банковской системы  и предприятий реального сектора  экономики;

-развитие фондового  рынка за счет расширения перечня и общей стоимости обращающихся ценных бумаг (векселя, права требования по кредитным договорам, акции и т.д.) и внедрения залоговой формы инвестиционного кредитования;

-расширение сети предметно  и территориально ориентированных  банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, специализирующихся в работе на фондовом рынке и обеспечивающих привлечение ресурсов пенсионных, страховых и инвестиционных фондов;

-привлечение иностранных  инвестиций в банковскую систему,  обеспечивающую расширение ресурсной базы коммерческих банков, увеличение их собственного капитала.

Государственная политика поддержки малого и среднего предпринимательства  будет направлена на создание организационных, правовых и экономических условий, способствующих динамичному и устойчивому развитию данного сектора экономики, формированию рациональной отраслевой структуры предпринимательской деятельности, стимулированию развития предпринимательства в малых городских поселениях и сельской местности. Для этого должно предусматриваются:

-комплексное совершенствование  нормативной правовой базы, регулирующей  деятельность субъектов малого  предпринимательства;

-обеспечение координации  деятельности государственных органов  и общественных организаций по  оказанию поддержки малому и среднему предпринимательству;

-дальнейшее расширение  и совершенствование системы  подготовки и переподготовки  кадров для предпринимательства;

-активизация производственной, инновационной, инвестиционной, внешнеэкономической  деятельности и наращивание экспортного потенциала субъектов малого предпринимательства на основе повышения уровня конкурентоспособности производимой ими продукции;

-организация взаимодействия  малых производственных предприятий  с крупными путем развития кооперативных связей в экономике должны осуществляться системные реформы, должна меняться экономическая структура общества. Уже сегодня с трудом, но возникают новые ее элементы – биржи, страховые компании, инвестиционные фонды, акционерные общества, малые предприятия, создается новый механизм функционирования экономики. Все эти процессы требуют профессионалов во всех сферах национальной экономики.

Должно целенаправленно  осуществляться формирование среднего класса в обществе. Вот почему государству  необходимо проводить политику в  области образования, направленную на подготовку как специалистов-управленцев, так и специалистов, не только обеспечивающих имеющиеся новые технологии, которые будут являться базовыми в ХХI веке, но и создающих принципиально новые их типы. Причем приоритет в подготовке должен отдаваться последним.

Значение устойчивости политики для роста двояко. Если текущая политика несостоятельна, то либо должны быть пересмотрены (налоговый  и/или расходный) режимы, либо должно возобновить финансирование деньгами. Первое приводит к неопределенности режима и замедлению роста. Финансирование деньгами ведет к инфляции, ставя вопросы о возможном влиянии инфляции на рост. Влияние инфляции на рост и в экзогенных, и в эндогенных моделях роста зависит от спецификации моделей. Эмпирически установлено, что существует устойчивая отрицательная корреляция между высокой инфляцией и экономическим ростом [16, с.145]. Соответственно, государству следует продолжать антиинфляционную политику.

С учетом мировых тенденций, следуя интеграции с Россией, можно  сохранить старую ресурсоемкую и энергоемкую структуру национальной экономики. Но ни улучшения благосостояния населения, ни экономического роста, ни перспектив у страны в этом случае не будет. Упуская время сегодня, мы отстаем навсегда, не успевая вскочить на "повышательную волну" мировой экономики конца ХХ века.  Стратегическая задача для Беларуси – только интеграция в мировую экономику. А чтобы не оказаться в формирующейся мировой экономике на задворках, необходимо выделить научные приоритеты, школы, организуя подготовку специалистов на их базе, финансируя одновременно и науку, и образование. Необходимо разработать механизмы привлечения капиталов как своих, так и иностранных.

Информация о работе Экономический рост и проблемы модернизации белоруской экономики