Экономический рост, его типы и источники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - провести анализ и оценку экономического роста в Республике Беларусь на настоящем этапе и определить пути эффективного повышения экономического роста в будущем. Для достижения данной цели в работе ставились следующие задачи:

Содержание

Введение 3
1. Понятие, типы и факторы экономического роста 5
1.1. Экономический рост как категория экономической системы 5
1.2. Факторы и источники экономического роста 6
1.3. Типы и основные модели экономического роста 8
1.3.1. Кейнсианские модели экономического роста 8
1.3.2. Неоклассическая модель роста Р. Солоу 11
2. Государственное регулирование экономического роста 14
2.1. Понятие государственного регулирования экономического роста, его методы и формы 14
2.2. Система индикаторов оценки экономического роста и государственное регулирование экономического роста в Республике Беларусь 17
3. Совершенстование государственного регулирования экономического роста в Республике Беларусь 27
Заключение 32
Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

0836728_2224B_kursovaya_rabota_ekonomicheskiy_rost_ego_tipy_i_istochniki.doc

— 649.72 Кб (Скачать файл)

Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику “дешевых денег”) как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции [1, с.159].

В противоположность кейнсианцам, сторонники “экономики предложения” делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники “экономики предложения” отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей [17, с.134].

Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.

2.2. Система индикаторов оценки экономического роста и государственное регулирование экономического роста в Республике Беларусь

 

Объективно для экономического роста в Республике Беларусь есть факторы, которые привлекают инвесторов, а именно - природно-ресурсные, трудовые и производственные. Однако, наряду с этими факторами существуют факторы, которые могут ограничивать этот рост, например, экологические. Это очень важно как с точки зрения внутренних позиций страны, так и международной - вступление в ВТО, международная сертификация.

В этой связи очень актуальным является количественное измерение соотношения количества и качества экономического роста. Для этих целей можно использовать систему индикаторов качества экономического роста или привычнее их называть индикаторами устойчивого развития. Индикаторы устойчивого развития - это показатели, которые характеризуют изменение состояние экономики, социальной сферы и окружающей среды во времени. Под устойчивым развитием мы понимаем такое развитие, при котором не истощается природно-ресурсный потенциал, приумножается физический капитал и их достаточно для развития роста как нынешнего, так и будущих поколений.

В настоящее время в Республике Беларусь на основе российского аналога разрабатывают систему индикаторов устойчивого развития (ИУР). Много работ в последнее время посвящено разработке и расчету индикаторов в основном для оценки социально-экономического уровня развития регионов и для сравнения последних между собой. Чаще всего это набор индикаторов с выделением ключевых, дополнительных и специфических. В каждом отдельном случае набор индикаторов зависит от того, для каких целей и задач он может быть использован. В Беларуси перед разработчиками была поставлена задача разработать систему индикаторов, которая может быть использована как для оценки текущих итогов, так и для оценки качества экономического роста. В процессе работы рабочей группы были отобраны более 80 индикаторов, которые были разделены на три группы - экономические, экологические и социальные. Основными среди экономических стали индикаторы, показывающие изменение ВНП, объемы инвестиций, рост производства продукции в отраслях специализации и др. Экологические индикаторы отражают размер антропогенной нагрузки на окружающую среду (выбросы, сбросы, образование отходов). Социальные представлены демографическими индикаторами (численность населения, естественный баланс, продолжительность жизни), индикаторами уровня доходов и бедности, а также индикаторами состояния общественного здоровья. Основными критериями отбора являются: комплексность (отражение различных аспектов: экологических, социальных, экономических); простота понимания неспециалистами и однозначная интерпретация для лиц, принимающих решения; количественное изображение; опора на имеющуюся систему статистики; возможность оценивать во временной динамике [14].

Заинтересованные в разработке ИУР отделы Министерства экономики РБ определили области применения индикаторов:

мониторинг, оценка и корректировка областных целевых программ до 2015г. и инновационной стратегии;

выделение приоритетов при разработке и реализации программ социально-экономического развития Республики Беларусь;

разработка концепций и программ долгосрочного социально-экономического развития Республики Беларусь;

разработка программ устойчивого развития территорий;

отчеты о социально-экономическом развитии страны за отчетный год;

доклады о состоянии окружающей среды;

региональные планы действий в области охраны окружающей среды и рационального природопользования [14].

Особый интерес вызвали разработанные системы индикаторов, отражающие качество экономического роста и проблемы использования природных ресурсов. Для оценки качества экономического роста была предложена система индикаторов «проблема - индикатор». Основными проблемами были названы экономический рост, реструктуризация экономики, природоемкость экономики, состояние человеческих ресурсов или здоровье населения и т. д. Набор проблем и индикаторов, их отражающих, может меняться со временем и в зависимости от задач текущего и будущего периодов. Среди всех групп индикаторов были отобраны основные, которые показывают качество экономического роста. Для Республики Беларусь это следующие индикаторы:

душевой доход;

структура или качество инвестиций;

производство основных видов продукции;

развитие малого бизнеса;

объемы загрязнений и площади нарушенных земель;

уровень бедности;

затраты на природоохранные мероприятия;

состояние общественного здоровья и др. [14]

Для разработки региональных планов действий по охране окружающей среды и рационального природопользования была предложена система индикаторов «тема - подтема - индикатор». Она показывает качество использования природно-ресурсного потенциала. По всем средам - атмосфера, гидросфера, земля и др. - были предложены наборы индикаторов, отражающие состояние природных ресурсов в связи с усилившейся антропогенной нагрузкой на территорию. Эта система индикаторов призвана показать ограничения экономического развития со стороны истощения природного капитала [14].

Высокий экономический рост наблюдался в Беларуси в прошлом году. Это признали эксперты Международного валютного фонда. В период с января по февраль 2010 года ВВП Республики Беларусь составил более 20093,3 млрд. руб.,  (см. табл. 2.1).

По мнению экспертов МВФ, рост обусловлен благоприятными внешними условиями и экономической политикой Беларуси. МВФ уже изменил прогнозные показатели относительно развития страны в этом году. Так, прогнозируемый уровень инфляции снижен с почти 17,5% до 12%, а рост валового внутреннего продукта предполагается на уровне 7% вместо 5,5%. Таким образом, прогнозы МВФ и белорусского правительства стали существенно ближе. По мнению специалистов МВФ, сохранить положительную динамику до конца года позволит прекращение финансирования дефицита бюджета со стороны Национального банка, а также включение в состав бюджета инновационных фондов, ранее в него не входивших [21].

Основным фактором экономического роста стало увеличение инвестиций в основной капитал c января по февраль 2010 года на 20,8%. Успешному экономическому развитию страны способствовало и динамичное продвижение товаров и услуг на внешние рынки.

                                                                     Таблица 2.1

Основные социально-экономические показатели развития Республики Беларусь за 2009-2010 годы.

 

 

 

 

Показатели

 

 

Январь- Февраль 2010 г.

 

В% к

январю-

февралю

2009 г.

 

Февраль 2010 г. в % к

 

  Справочно

январь-февраль

2009 г. в% к

январю-февралю

2008 г.

 

февралю

2009 г.

 

январю

2010 г.

1

2

3

4

5

6

 

Валовой внутренний продукт(оценка), млрд. руб.

 

 

20093,3

 

 

103,5

 

 

х

 

 

х

 

 

101,2

 

Продукция промышленности, млрд. руб.

 

 

21069,1

 

 

104,2

 

 

105,9

 

 

102,0

 

 

95,4

 

Производство потребительских

товаров, млрд.руб.

 

 

4949,6

 

 

107,7

 

 

110,4

 

 

103,1

 

 

101,3

 

продовольственных

 

2695,7

 

109,9

 

114,9

 

103,6

 

107,7

 

непродовольственных

 

1971,4

 

105,9

 

105,9

 

103,9

 

93,7

 

Инвестиции в основной капитал,

млрд. руб.

 

 

4443,0

 

 

90,1

 

 

91,0

 

 

120,8

 

 

122,9

 

в том числе строительно-монтажные работы

 

 

2271,7

 

 

100,9

 

 

108,0

 

 

127,2

 

 

123,6

 

Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, тыс. кв. м

общей площади                                                           

 

 

 

575,8

 

 

 

106,2

 

 

 

113,4

 

 

 

95,2

 

 

 

108,0

Продолжение таблицы 2.1

1

2

3

4

5

6

 

в том числе в сельских населенных пунктах и малых

городских поселениях

 

 

 

 

250,8

 

 

 

82,6

 

 

 

83,7

 

 

 

75,4

 

 

 

103,6

 

Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий,

млрд. руб.

 

 

 

2238,1

 

 

 

105,3

 

 

 

x

 

 

 

x

 

 

 

106,2

 

в сельскохозяйственных организациях

 

x

 

106,9

 

x

 

x

 

108,8

 

в хозяйствах населения

 

x

 

95,1

 

x

 

x

 

91,4

 

Производство продукции

животноводства, тыс.т:

 

 

x

 

 

x

 

 

x

 

 

x

 

 

x

 

в хозяйствах всех

категорий

 

x

 

x

 

x

 

x

 

x

 

реализация скота и   птицы на убой (в живом весе)

 

 

236,8

 

 

106,5

 

 

106,7

 

 

97,3

 

 

107,1

 

производство яиц, млн. шт.

 

514,5

 

103,6

 

104,1

 

93,0

 

100,2

 

реализация скота и птицы на убой (в живом весе)

 

 

195,1

 

 

108,7

 

 

108,8

 

 

99,0

 

 

110,4

 

производство молока

 

812,9

 

106,0

 

105,2

 

96,0

 

109,0

Продолжение таблицы 2.1

1

2

3

4

5

6

 

производство яиц,

млн. шт.

 

396,1

 

104,5

 

105,8

 

89,0

 

100,4

 

Перевезено грузов транспортом,

млн. т

 

 

38,8

 

 

100,1

 

 

101,0

 

 

104,9

 

 

94,0

 

Грузооборот транспорта, млн. ткм

 

8472,7

 

102,1

 

104,7

 

105,4

 

84,1

 

Розничный товарооборот, млрд. руб.

 

9147,3

 

111,1

 

115,4

 

96,5

 

108,1

 

Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите (на конец отчетного

периода), тыс. человек

 

 

 

 

43,5

 

 

 

 

102,5

 

 

 

 

102,5

 

 

 

 

102,3

 

 

 

 

83,5

 

в% к экономически

активному населению

 

0,9

 

х

 

х

 

х

 

х

 

в том числе продукции производственно-

технического назначения

 

 

x

 

 

103,2(1)

 

 

107,9

 

 

103,0

 

 

108,1(1)


______________

1) Конец периода в процентах к декабрю предыдущего года.

Источник: [16].

Нельзя не признать, что стихийно найденная белорусская модель государственного капитализма, оказалась достаточно эффективной в период восстановления экономики. Особенно на фоне исключительно благоприятных внешних условий: резкий рост цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке в последние 4-5 лет, включая продукты белорусской нефтехимии; рост потребления в России, получившей стабильный приток нефтедолларов, и предъявившего спрос на белорусскую продукцию производственного и потребительского назначения; длительные энергетические «дотации» белорусской экономике со стороны России, позволившей последней нарастить производство без его существенной модернизации [10].

Однако "экономическая мудрость" современной экономической политики государства в ближайшем будущем представляется неперспективной - в первую очередь это может выразиться не только в политической, но и в экономической изоляции Республики Беларусь: это, во-первых, выборочное ограничение белорусского экспорта в ЕС и США (нефти и нефтепродуктов, калийных удобрений, черных металлов, продукции деревообработки и строительных материалов), а также импорта из них высокотехнологического оборудования и, во-вторых, фактическое блокирование всех переговоров по вступлению Беларуси в ВТО путем выдвижения заведомо неприемлемых условий.

Как уже было отмечено выше, последнее пятилетие и особенно последние три года - 2006-2008 гг. - были крайне удачными для белорусской экономики во внешнеэкономическом плане.

                                                                                                                               Таблица 2.2

 Анализ динамики ВВП Республики Беларусь за период 2007 - 2008 гг. (в процентах к предыдущему году)                                                                                                       

 

Годы

 

Валовой внутренний продукт

 

Основные средства в экономике

 

Инвестиции в основной капитал

 

2007

 

108,6

 

102,1

 

116,2

 

2008

 

110,0

 

103,0

 

123,5


Источник: Статистический Ежегодник Республики Беларусь, 2009 ,стр. 37, 38

Информация о работе Экономический рост, его типы и источники