Экономический рост в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 11:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоят в том, что бы изучить, что такое экономический рост, модернизация и ее причины возникновения на современном этапе.
Задача курсовой работы изучить:
1. Сущность экономического роста
2. Особенности экономического роста в России на современном этапе
3. Сущность модернизации, причины ее возникновения на современном этапе.

Содержание

1. Сущность экономического роста 5
2. Факторы экономического роста 9
3. Особенности экономического роста в России на современном этапе 14
4. Понятие модернизации и теория модернизации 17
5. Условия модернизации 20
6. Проблемы модернизации российской экономики 22
Заключение 26
Список литературы 28.

Вложенные файлы: 1 файл

экономический рост.docx

— 52.85 Кб (Скачать файл)

» отсутствие условий и стимулов для развития человеческого капитала.

Демографическая ситуация в стране характеризуется крайне низким уровнем рождаемости, не обеспечивающим простого воспроизводства населения, высоким уровнем смертности, неэффективным использованием миграционного потенциала, что не соответствует стратегическим интересам Российской Федерации и представляет угрозу национальной безопасности России.

Сокращение численности населения не позволяет обеспечить формирование квалифицированных трудовых ресурсов, необходимых для развития материального и интеллектуального потенциала Российской Федерации, и способствует усилению технологической зависимости России от иностранных государств.

В целях обеспечения доступности и повышения качества медицинских, социальных и образовательных услуг требуется модернизация здравоохранения, образования и социальной сферы, направленная на обеспечение соответствия государственных гарантий медицинской помощи,

 

образовательных стандартов, форм социальной поддержки имеющимся финансовым ресурсам;

» низкий уровень конкуренции и высокая доля нерыночного сектора. Остается достаточно высокой доля нерыночного сектора в отдельных отраслях экономики, сохраняется непрозрачность деятельности субъектов естественных монополий, что не позволяет полностью сформировать рыночную среду;

  • неравномерное осуществление реформ на региональном и муниципальном уровнях.

Существующие ограничения на межрегиональное перемещение факторов производства, связанные с неразвитостью рынков жилья, капитала и тэанспортной инфраструктуры, снижают эффективность экономических связей между регионами Российской Федерации. Одной из важных задач является развитие территорий, имеющих геополитическое значение и требующих разработки отдельных программ, учитывающих особенности их территориального и политического положения;

  • низкий уровень интеграции российской экономики в международные экономические отношения.

Современный этап развития мировой экономики характеризуется растущим уровнем глобализации. Важную роль играет не только объем внешнеторгового оборота, но и участие в международных экономических процессах, место российской экономики в мировых "цепочках" создания добавленной стоимости.

Российская экономика характеризуется крайне невысокой степенью диверсификации экспорта, неэффективным использованием конкурентных преимуществ в экспорте услуг и продукции наукоемких отраслей;

  • слабая диверсификация российской экономики, создающая высокую зависимость от мировой конъюнктуры цен на основные экспортные товары.

 

Необходимо изменить структуру российской экономики и снизить ее зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего от конъюнктуры цен на топливно-сырьевые ресурсы. Кроме того, структура российской экономики характеризуется низкой долей продукции малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте. Значительная часть малого бизнеса остается "в тени", не регистрируясь и не платя налоги. Отсутствие эффективных связей между наукой и производством не позволяет российской экономике эффективно конкурировать в высокотехнологичных отраслях - отраслях с наиболее высоким уровнем добавленной стоимости. Использование научных достижений в производстве остается на низком уровне;

  • инфраструктурные ограничения экономического роста.

В последнее время экономический рост все больше сталкивается с проблемами развития транспортной сети и энергетики. Принятые за последние годы меры, в том числе по реформированию естественных монополий, не привели к существенному увеличению инвестиций в указанные сектора экономики. Отчасти это связано с отсутствием институциональных условий, обеспечивающих прозрачность их деятельности, а также контроль за эффективным расходованием средств. С целью решения указанных проблем Правительство Российской Федерации будет принимать меры, направленные на дальнейшее осуществление институциональных преобразований и стимулирование темпов экономического роста.

 

По самому общему определению, модернизация представляет собой процесс перехода от традиционного общества (аграрного, с патриархальной культурой и жестко закрепленной социальной иерархией) к индустриальному, основанному на крупном машинном производстве и рациональном управлении общественными процессами с опорой на законы. В теории под модернизацией понимается совокупность процессов индустриализации, секуляризации, урбанизации, становления системы всеобщего образования, представительной политической власти, усиление пространственной и социальной мобильности... и др., ведущие к формированию «современного открытого общества» в противовес «традиционному закрытому».

В рамках процесса модернизации обычно происходят следующие изменения:

  1. Совершенствование всей системы общественных отношений и изменение уклада жизни - появление новых процедур и механизмов, регулирующих конфликты и разрешающих общественные проблемы;
  2. Возрастание сознательности и самостоятельности отдельных индивидов;
  3. В области экономики - максимальное распространение товарно- денежных отношений, появление новых передовых технологий, достижение высокого уровня профессиональной специализации менеджеров и наемных работников;
  4. Изменение социальных отношений - переход от иммобильного сословного общества к динамичному, основанному на высокой социальной мобильности и социальной конкуренции.

В числе характеристик процесса модернизации также выделяют:

  1. Его комплексность, поскольку он охватывает все сферы жизни общества;

 

  1. Его системность, так как изменение любого элемента или целой сферы жизни общества ведет к изменению других - культурные и политические изменения приводят к изменениям в экономике, и наоборот:
  2. Его глобальный характер - начавшись в странах Запада, она распространяется затем на весь мир;
  3. Его протяженный характер - модернизация не происходит в одночасье, а делится на этапы (появление реформаторской элиты, инициирование преобразований, распространение и закрепление их результатов);
  4. Дифференцированный, а не однотипный и прямолинейный характер
  • модернизация в разных странах протекает по - разному, так или иначе учитывает и опирается на традиции национальной культуры и этики (например, ’’японское экономическое чудо"), не требует полного отказа от них в пользу западных и европейских ценностей.

Составной частью сложного процесса перехода от традиционного общества к современному или индустриальному (хотя, некоторые исследователи склонны называть современное общество постиндистриальным, или информационным) является политическая модернизация, содержание которой составляют изменения политической системы как неотъемлемой составной части общего системного перехода.

Американские политологи С. Верба и Л. Пай выделяют следующие основные составляющие и признаки процесса политической модернизации:

  1. Структурная дифференциация (разделение) институтов политической системы - т.е. появление все новых политических институтов, выполняющих строго очерченную функцию и одновременно тесно взаимосвязанных и взаимодействующих между собой (например, создание новых профильных министерств и ведомств в структуре исполнительной власти);
  2. Повышение мобилизационных способностей политической системы
  • т е. ее способности мобилизовать разнообразные ресурсы (политические,

 

экономические, силовые, информационные, демографические) и направить их на достижение новых целей в развитии;

  1. Повышение способностей политической системы к выживанию в кризисных ситуациях и к преодолению кризисов за счет использования новых средств коммуникации, социализации и мобилизации;
  2. Ощутимая тенденция к политическому равноправию - т.е. постепенное снятие всех ограничений (экономических, административных, нац тональных и др.) на участие граждан в политике.

Исторический опыт перехода различных стран к индустриальному обществу (включая Россию второй половины XIX - начала XX вв.) свидетельствует, что общая системная трансформация общества (в современной принятой политологической терминологии - транзит) не всегда, особенно на первых этапах, сопровождается глубокими сдвигами в области политических институтов.

История допускает принципиальную возможность осуществления социально-экономической модернизации "сверху" в рамках старых политических институтов под руководством традиционной и/или выросшей преимущественно из традиционной элиты. Для того, чтобы начавшийся процесс перехода от традиционного общества к современному завершился успешно, необходимо было соблюдение целого ряда условий и, прежде всего, обеспечение динамического равновесия между изменениями в различных сферах общества.

Проблема модернизации для России как страны, уступавшей в уровне социально - экономического и культурного развития странам Запада и постоянно стремившейся "приобщиться к Европе", была и остается актуальной до нынешнего времени.

 

Практически, именно осуществление модернизации промышленности, науки, обороны, образования и медицины в начале нового тысячелетия будет определять, превратится ли Россия в нормальный элемент системы цивилизованных стран - или в страну-изгоя, с которой в лучшем случае никто не захочет иметь дела.

Вопрос о модернизации особенно важно решать именно в данный момент, поскольку это определяется целым рядом условий, сформировавшихся в России в последние несколько лет.

В первую очередь это определяется тем, что уже на протяжении последних трех лет Россия впервые может говорить о достижениях макроэкономической стабилизации. Бюджет имеет профицит с 2000 года, формально присутствует вполне допустимая инфляция для осуществления инвестиционных проектов, предсказуемый курс рубля к доллару, страна имеет вполне достаточные на сегодняшний день золотовалютные ресурсы для поддержания стабильности своей собственной валюты.

Во вторых, за эти последние три года произошло, пусть пока минимальное, изменение и укрепление вертикали власти с ее предсказуемостью и с ее направленностью в сторону продолжения либеральных реформ с «российской госспецификой», затрагивающих все основы жизни общества - включая правовую, судебную реформы, реформу образования, реформу определенного разделения власти по вертикали между федеральной, региональной и муниципальной. Направленность этих усилий резко повысила предсказуемость властей для внешнего мира и собственного населения, создало довольно благоприятный климат для экономических преобразований в стране.

Если посмотреть на итоги двух последних лет, то самые значительные средства в виде инвестиций вложены именно со стороны частного капитала

 

(80% частного капитала), в это  же время начались попытки  строительства и создания «корпоративного  государства».

Другое дело, что инвестиции «только в себя» даже для крупных корпораций являются чисто вынужденными: корпоративная культура в стране пока такова, что если не владеешь контрольным пакетом предприятия, то любой «блокирующий» пакет не имеет значения.

За последние 10-15 лет Россия, пусть даже не совсем в достроенном виде (в смысле отделения от государства на уровне сложившихся и воспроизводящихся общепризнанных обществом «правил игры»), получила формально нормальную рыночную экономику и нормальную рыночную инфраструктуру, относительно отвечающую мировым и европейским стандартам правовую систему, парламентаризм и т.п.

Несмотря на то, что в России отсутствует пока еще целый сегмент, ключевой для нормальной работы рыночной инфраструктуры - биржевые и фондовые рынки, страховой бизнес - крайне слаб банковский сектор, а Россия чувствует на себе значительные ценовые диспропорции собственной экономики - особенно между агропромышленным комплексом и промышленностью, а также и между естественными монополиями и машиностроением - можно уже говорить, что рыночные «сигналы», пусть даже с определенными искажениями уже начинают нормально ориентировать Российскую экономику.

 

В последние несколько лет наиболее употребляемым термином в России среди представителей власти и экспертного сообщества стала «модернизация». Вопросы модернизации экономики как антикризисной стратегии поставлены в качестве задачи в Президентском послании.

Актуальной проблемой, решаемой благодаря модернизации, является недиверсифицированность российской экономики и технологическая отсталость промышленности.

Президентом РФ создана и лично возглавляется Комиссия по модернизации и технологическому развитию, главной задачей которой является осуществление технологического прорыва на ключевых направлениях в ближайшие десятилетия. Благодаря развитию выбранных направлений Правительство РФ надеется сократить технологическое отставание от развитых стран.

Попытки модернизации в нашей стране предпринимались неоднократно. Бывали успехи, где мы достигали реального прорыва, но чаще мы приходили к финишу позже многих других. Анализ современной ситуации показывает, что момент вступления на путь технологических инноваций Россией уже упущен. К тому же объявленный курс не вполне соответствует дефиниции модернизации.

Согласно определению, модернизация (франц. modernisation, от modeme - новейший, современный) - это изменение в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами.

Информация о работе Экономический рост в современной России