Экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 05:58, курсовая работа

Краткое описание

Когда идет речь об экономическом росте, то, как правило, под ним понимают экономическое развитие страны, ее национальной экономики. Однако такое суждение не совсем верно. Экономическое развитие — это гораздо более широкое понятие, включающее в себя как экономический рост, так и структурные сдвиги в экономике, совершенствование условий и качества жизни населения и некоторые другие.

Содержание

1. Теоретические аспекты экономического роста…………………….
1.1. Понятие и сущность экономического роста ……………..
1.2. Факторы и модели экономического роста…………………
2. Государственное регулирование экономического роста………………………………………………………………………
2.1.Типы экономического роста и необходимость устойчивого развития экономики………………………………………………….
2.2. Государственное регулирование экономического роста……..
3. Антикризисные государственные меры по обеспечению экономического роста ………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………..
Приложения ………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

693-1 экономический рост ТОГУ.docx

— 70.89 Кб (Скачать файл)

Поддержание сбалансированности бюджетной системы обеспечивается как предоставлением поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации средств из федерального бюджета, так и проведением ответственной политики на региональном уровне, включающей в себя:

  • оптимизацию бюджетных расходов и реструктуризацию бюджетной сети;
  • пересмотр параметров бюджета, в том числе путем отказа от «необязательных» капитальных вложений;
  • недопущение роста кредиторской задолженности по первоочередным обязательствам;
  • отказ от пополнения доходной базы бюджета субъекта Российской Федерации за счет снижения доходной базы местных бюджетов /18 С. 57/. 

Предоставление поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета будет осуществляться с учетом:

  • реализации принятых Правительством Российской Федерации решений о снижении уровня финансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, на которые предоставляются субсидии из федерального бюджета;
  • совершенствования существующего механизма предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, а также предоставления бюджетных кредитов.  В настоящее время на эти цели в федеральном бюджете предусмотрено 300 млрд. рублей [16. С.15].

Повышение эффективности трансфертов из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации планируется за счет перевода органов внутренних дел на финансирование только из федерального бюджета

Важнейшими направлениями антикризисной политики региональных властей должны стать реализация программ содействия занятости населения, мер социальной поддержки безработных граждан, а также  поддержка реального сектора экономики (создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, организация системы взаимодействия с инвесторами по реализации приоритетных проектов, поддержку агропромышленного, строительного комплексов, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, поддержку предприятий регионального значения и т.д.).

В рамках государственной поддержки реального сектора экономики на региональном уровне в целях сохранения рабочих мест реализуются следующие меры:

  • субсидирование процентной ставки по кредитам предприятий реального сектора экономики (данная мера предусмотрена в 69 регионах);
  • предоставление государственных гарантий предприятиям реального сектора экономики (данная мера предусмотрена в 57 регионах) [16. С. 17].

Одновременно с этим, субъекты Российской Федерации должны предусмотреть мероприятия, направленные на минимизацию административных процедур, сопровождающих предоставление указанных мер поддержки.

Представляется также крайне важной организация на региональном уровне системы взаимодействия по реализации приоритетных инвестиционных проектов, которая должна включать как организацию взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций, так и интеграцию финансовых ресурсов бюджетов всех уровней, средств государственных корпораций, средств частных инвесторов, привлечения заемных ресурсов.

Мероприятия по поддержке агропромышленного комплекса, реализующиеся в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации, как правило, предусматривают предоставление субсидий на осуществление государственной поддержки по основным направлениям сельскохозяйственного производства, а также на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям агропромышленного комплекса и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам и займам.

 

 

Заключение

 

Подводя итоги курсовой работы надо сказать о следующем. Экономический рост – это такое развитие национального хозяйства, при котором увеличивается реальный национальный доход, реальный валовой внутренний продукт.

Изменение экономического роста зависит от влияющих на него факторов. Наряду с традиционными (труд, капитал, природные ресурсы), важную роль в современных условиях занимает организационный фактор. Эти факторы оказывают влияние на потенциальные возможности в увеличении темпов экономического роста. Реальный же экономический рост зависит от факторов спроса и распределения.

Для оценки экономического роста используют показатели, главным из которых является темп прироста внутреннего валового продукта. Он позволяет сравнивать и делать выводы о состоянии экономического развития.

Типы экономического роста выделяют для вычленения способов хозяйственного развития. Исторически первым и наиболее простым является – экстенсивный. Его сущность заключается в увеличении масштабов производства при техническом застое. Использование этого типа экономического развития приводит к истощению природных ресурсов, капитала, трудовых ресурсов, ведет к тупиковой ситуации. Интенсивный тип экономического роста основан на повышении эффективности используемых факторов производства. В реальной жизни эти два типа переплетены и представлены смешанным типом.

Для экономического роста страны правительство должно проводить политику, которая может различаться по некоторым критериям. Политика государства может быть сконцентрирована на спросе или предложении в экономике; политика, ориентированная на рынок или политика вмешательства. В том или ином случае любая политика правительства должна решать задачи, главной из которых является придание экономическому росту устойчивого характера. Экономический рост должен происходит на сбалансированной основе, тогда происходит согласованное развитие экономических процессов в обществе.

Если рассматривать экономическую обстановку в России, то можно сказать, что наблюдается экономический рост. Но это – сырьевой рост. Показатели других отраслей промышленности, не связанных в той или иной части с природными ресурсами, растут незначительно или идут на убыль. Правительственные меры не оказывают видимого результата на изменение сложившейся ситуации. К тому же прогнозная программа развития в ближайшие годы существенным образом не изменит ситуацию. Радикальные меры по формированию промышленного высокотехнологического развития в повестке дня не значится.

Экономический рост является важнейшей целью любой социально-экономической системы. Он содержит как ряд преимуществ, так и недостатков. К преимуществам можно отнести то, что экономический рост расширяет перспективы развития общества, создает условия для решения проблемы ограниченности ресурсов. Растущая экономика способна удовлетворять новые потребности общества и решать социально-экономические проблемы. Одновременно экономический рост позволяет осуществлять программы по борьбе с загрязнением окружающей среды и восполнению природных ресурсов без сокращения производства экономических благ.

Однако помимо выгод экономический рост несет серьезные негативные последствия для отдельного человека и общества в целом. К издержкам экономического роста следует отнести: загрязнение окружающей среды, мусор, шумы, исчерпание невосполнимых ресурсов и т.п. Важной проблемой, особенно при интенсивном экономическом росте, является увеличение численности безработных вследствие вытеснения работников новой техникой.

 

Список использованных источников

 

 

  1. Борисов, Е. Ф. Основы экономики: Учебное пособие / Е. Ф.  Борисов. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – 316 с.
  2. Куликов, Л.М. Экономическая теория: Учебник/Л.М. Куликов. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2010. – 432с.
  3. Матвеева Т. Ю. Курс лекций по макроэкономике для МИЭФ. — «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2010. — С. 247 - 251. — 444 с.
  4. Никифоров А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: учеб. пособие / А.А. Никифоров, О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская; под общ. ред. А.В. Сидоровича. –М.: Дело и Сервис, 2008.
  5. Макроэкономика / С.Н. Трунин, Г.Г.Вулкович, - М. : Финансы и статистика, 2008
  6. Макроэкономика: учебник для вузов / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. 3-е     

 изд., доп. – СПб.: Питер, 2009.

  1. Марыганова Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие/Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. – М.: КНОРУС, 2010. – 302с.
  2. Самуэльсон Пол Э., Вильям Д. Нордхаус. Макроэкономика. / П. Э.    Самуэльсон, В.Д. Нордхаус – 18 –е изд. Вильямс, 2009.
  3. Современная экономика: Учебное пособие /Под ред. О. Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 456 с.
  4. Экономика: Учебник / Под ред. Р. П. Колосовой. – М.: Норма, 2011. – 345 с.
  5. Экономика: Учебное пособие /Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2009. – 896 с.
  6. Экономическая теория: Учеб. пособие /Под ред. Н.И. Базылева.- М.: ИНФРА – М, 2011. – 662 с.
  7. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред.  Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 714 с.
  8. Экономическая теория: Учебник / Под ред.  Н.И. Базылева,  С.П. Гурко.  – М.:  ИНФРА-М, 2010. – 512 с.
  9. Экономическая теория: Учебник / Под ред. О.С. Белокрыловой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 448 с.
  10. Экономическая теория: Учебник/ под ред. В.Д. Камаева, Е.И. Лобачевой. – М.: Юрайт-Издат, 2010. – 557с.
  11. Экономическая теория: Учебное пособие /Под ред. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА – М, 2011. – 714 с
  12. Ситкин М. Финансовый кризис//Экономика и финансы. 2009. № 1.
  13. Глазьев С.Формирование макроэкономических условий устойчивого экономического роста // Пробл. теории и практики управл. - 2009. - № 3. - С.8-18.
  14. Дворецкая А.Е. Долгосрочное банковское кредитование как фактор эффективности финансирования экономического роста // Деньги и кредит. - 2009. - № 1. - С.23-30.
  15. Кулешов В. Моделирование роста российской экономики / В.Кулешов, В.Маршак // Вопросы экономики. - 2009. - № 2. - С.54-60.
  16. Матвеева Т. Ю. 1.2. Макроэкономические рынки // Введение в макроэкономику. — «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2010. — С. 18. — 511 с.
  17. Матвеева Т. Ю. 1.2. Макроэкономические агенты // Введение в макроэкономику. — «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2010. — С. 15-17.

 

Приложение А

 

 

 

Рис. 1.1. Экстенсивный экономический рост

 

Приложение Б

 

 

 

 

 

Рис. 1.2. Интенсивный экономический рост

 

 

 

 


Информация о работе Экономический рост