Экономический механизм региона и экономические отношения «центр-регион»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Рассматривая этот вопрос мы постоянно будем обращаться как бы к недавней истории, как было организовано управление и функционирование региональной экономики в недавнем прошлом, в дореформенной России, что происходит сейчас и что нужно для эффективного функционирования системы. В дореформенный период основным звеном организации производства была отрасль. За обеспечение народного хозяйства определенными видами продукции ответственность несло то или иное отраслевое министерство. Это самая нехитрая и самая неэффективная система управления производством, т.к. в каждом отраслевом министерстве значительную долю занимали смежные обслуживающие отрасли.

Содержание

Введение
Глава 1. Схема функционирования экономики региона
1.1. Динамика населения
1.2. Динамика производства и инвестиций
1.3. Динамика и структура промышленного производства
Глава 2. Инвестиции в основной капитал
2.1. Занятость населения
2.2. Динамика доходов и уровень жизни
2.3. Внешнеэкономическая деятельность
2.4. Дифференциация по уровню экономического развития
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Экономический механизм региона, экономические отношения центр-регион.docx

— 52.03 Кб (Скачать файл)

Процесс отраслевой реструктуризации в различных регионах протекает  по-разному.табл.5.9 стр.364.

Структурные изменения в занятости  имеют большие региональные различия. Особенно они заметны среди отраслей промышленности. В двух столичных  мегаполисах - Москва и Санкт-Петербург (сосредоточено 11% трудовых ресурсов) выросла  доля занятых в энергетике, пищевой  и фармацевтической промышленности.

На территории Севера, Восточной  Сибири и Дальнего Востока (14% трудовых ресурсов) традиционно велика доля добывающих отраслей, но в связи  с инвестиционным кризисом сокращается  доля занятых в строительстве. Это  приводит к реальной безработице, которая  в свою очередь вызывает отток  населения в старообжитые районы.

Изменения в структуре занятости  в национальных республиках Северного  Кавказа, Поволжья и юга Сибири можно  характеризовать как аграрные. Но большинство высвобождаемого населения  попадает в категорию незанятых в экономике.

В старопромышленных территориях (23% трудовых ресурсов) преобладают отрасли обрабатывающей, легкой промышленности, которые в наибольшей степени затронуты спадом. Это Северо-Запад, Центр и далее до юга Сибири. В этих регионах как правило проблема состоит не в отсутствии рабочих мест, а в их недоиспользовании.

В регионах Центрального Черноземья, юга России, Поволжья и Урала (41% трудовых ресурсов) остается высокой доля обрабатывающей промышленности и повысилась доля занятых в сельском хозяйстве. Именно наличие благоприятных климатических условий для развития аграрного сектора позволяют сохранять относительно стабильную обстановку на рынке труда.

Среди всех явно выделяются сибирские  регионы с ростом занятости в  экспортно-ориентированных добывающих отраслях, в строительстве и на транспорте.

Что же происходило в условиях экономического кризиса, непоследовательного реформирования экономики с теми, кто был «высвобожден»  из числа занятых в экономике?

Появилась новая, и пожалуй самая острая социальная проблема - безработица. Точный ее уровень в существующей системе учета пока установить не удается. Существует три вида показателей: в балансе трудовых ресурсов, который расчитывает Госкомстат России, все трудовые ресурсы, незанятые в формальном секторе экономики относятся к незанятому населению;

общий уровень безработицы. Расчитываемый Госкомстатом, на основании проводимых им обследований и уровень регистрируемой безработицы в службах занятости (МИНтруда).

Ежегодно, вплоть до 2007 года рос уровень  регистрируемой безработицы и до 2009 года - уровень общей безработицы.

Таблица 3. Динамика численности не занятого в экономике населения,

(ГРАФИК)    уровня общей  и регистрируемой безработицы  в России.

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

 

млн.чел

в %

млн.чел

в %

млн.чел

в %

млн.чел

в %

млн.чел

в %

млн.чел

в %

млн.чел

в %

Численность

труд.ресурсов, не занятых

в экономике (по данным

Госкомстата) в % к труд.

ресурсам

 

9,7

8,3

 

11,3

9,8

 

13,3

15,6

 

14,2

16,9

 

15,4

18,2

 

16,0

18,9

 

17,2

20,0

Общая численность

безработных ( по данным

Госкомстата)

в % к ЭАН

3,8

 

5,2

4,3

 

5,9

5,7

8,1

6,7

9,5

6,7

9,7

8,1

11,8

8,8

13,3

Численность

зарегистрированных

безработных (по данным

Минтруда)

в % к ЭАН

0,557

 

0,8

0,836

0,8

1,637

1,0

2,326

3,1

2,506

3,4

1,999

2,7

1,929

2,7


 

 Показатель регистрируемой  безработицы достиг своего максимума  в 1996 году. Показатель общей безработицы,  рассчитываемый Госкомстатом по  методике МОТ, начал снижаться  только к концу 1999 года.*

Однако ситуация на рынке труда  в значительной степени амортизируется за счет активного развития так называемого неформального или частного сектора экономики. Происходящее в этом секторе активно изучается последние несколько лет на экспертном уровне. Очевидно одно, что статистическая база для анализа этой очень важной сферы приложения труда в настоящее время крайне недостаточна (практически отсутствует), им судить о положении на рынке труда и о степени развитости неформального сектора с большой степенью достоверности можно по показателям миграционного поведения населения. Крайне актуально сегодня создание информационной базы для оценки функционирования неформальной сектора занятости населения.

2.2. Динамика доходов и уровень жизни.

Определяется взаимодействием  многих факторов:

динамика и структура производства и занятости;

изменения стоимости жизни;

перераспределение собственности  и доходов от собственности;

федеральной и местной социальной политикой и др.

С 93 года осуществляются расчеты реальных денежных доходов. С 94 года судя по этим расчетам реальные денежные доходы населения почти не изменились, однако динамика сильно дифференцируется по регионам.

Большой отрыв от средних показателей  у трех регионов (Москва, С.-П,, ТЮМЕНЬ). Средний уровень в большинстве субъектов Европ.части(за исключением Сев Кавказа). Отстают три группы: отдельные республики (Дагестан, Калмыкия), индустриально-депессивные регионы Урала и юга Сибири (Курганская, Кемеровская, Новосибирская), и часть регионов Дальнего Востока и Забайкалья, испытавшие совместное негативное воздействие переходных процессов.(Сахалин, Магадан, Чукотка Читинская).

Анализ динамики реальных доходов  населения по регионам показывает увеличение различий с 3,5 раза в 1990 году до 9,1 раза в 1996 году. Темпы снижения реальных доходов в богатых регионах ниже, чем в бедных регионах. Давайте Более подробно этой теме уделим внимание на семинаре. Литература

Путь в ХХ1 век. Экономика 1999, гл.16 Динамика доходов и уровень жизни.

2.3. Внешнеэкономическая деятельность

Внешнеэкономические связи в разной степени охватили различные регионы. Часть межрегиональных связей, существовавших внутри СССР трансформировалась в связи со странами нового зарубежья, значительно увеличилась торговля со странами старого зарубежья. Внешнеторговый оборот в 90-х годах возрастал, несмотря на падение производства. С 92 по 97 вырос на 70% (в долларах США).

Благодаря увеличению экспорта регионы  могли поддерживать производство конкурентноспособной продукции; расширение импорта способствовало насыщению рынка дефицитными товарами, в частности продовольствием.

Более половины зарегистрированного  импорта приходится на Центральный  и Северо-Западный регионы. Среди  остальных импорт распределяется относительно равномерно.

В большинстве эк.районов внешнеторговый оборот составляет значительную долю от ВРП. Центр - 50%, Северо-Зап - 43%, Северный - (35%).

Второй после внешней торговли важной формой внешнеэкономических  связей является привлечение иностранных  инвестиций. Пока они не велики, но имеются  тенденции к их росту. С 95 по 97 год  выросли в 4 раза.

Распределение их по регионам исключительно  неравномерно. 73% доходило до Центрального района (Москва - 47%), затем Московская область с большим отрывом  и затем Астраханская область (97 год - 5,7%).

Объемы иностранных инвестиций в другие эк. Районы малозначительны и неравномерны по годам.

Такая ситуация ненормальна и свидетельствует  о незрелости инвестиционного рынка, больших трудностях для движения иностранного капитала в регионы. (Дальше Москвы не идут).

Анализ регионального развития позволяет сделать следующие  выводы:

Наибольшие проблемы создают такие  свойства сложившейся пространственной структуры национальной российской экономики как:

чрезмерная концентрация многих производств;

узкая специализация регионов;

большие расстояния между производителями  и потребителями;

существование моногородов, критическое  их состояние;

сращивание социальной инфраструктуры поселений с производственными  предприятиями;

многочисленные зоны экологического бедствия.

Пространственная структура на начало 90-х годов характеризуется  неравномерным размещением производительных сил.

По плотности населения - контраст между европейской и азиатской  частью, ее северная и южная половина, ситуация усугубилась внутренней миграцией.

На европ. части (25%) проживало 78% всего населения, на азиатской части (75%), - 22% населения. Плотность в 10,6 раз меньше. В южной половине страны - 95%! В северной - 5%. (Граница между ними по полосе Санкт-Петербург- Киров - Екатеринбург - Омск - Томск - Красноярск - Иркутск - Чита - Хабаровск.)

Велики различия и по основным экономическим  показателям.

Европейская часть концентрирует 80% производства обрабатывающей промышленности, а Восток - 2/3 выпуска добывающей промышленности и преобладающую часть запасов природных ресурсов.

(Таблица основных демо-эк показателей в 1990 г.) стр.342 табл,5.1

Итак произошла значительная дифференциация экономического пространства, каковы перспективы сближения по экономическому и социальному развитию - вопрос не праздный.

Усиление пространственной неоднородности затрудняет проведение единой политики социально-экономических преобразований, формирования общенационального рынка, увеличивает опасности региональных кризисов, межрегиональных конфликтов, ослабления целостности общества и  государства. Поэтому правительства  всех стран стремятся к сглаживанию  межрегиональной дифференциации.

Инструменты этой политики везде одни - бюджетный федерализм, механизмы - федеральные и региональные программы  регионального развития. В СССР в  условиях общественной формы собственности  на средства производства инструментом этой политики были централизованное финансирование экономики и социальной сферы регионов, дотации и субвенции. Разнообразные социальные компенсаторы, плановые цены и др. Казалось бы в этих условиях региональные различия должны были быть уже преодолены. Тем не менее различия по важнейшим соц-экономическим индикаторам были весьма велики. В98 году максимальный разрыв по величине национального дохода (чистой продукции) на душу населения составил 11 раз.

С момента начала действия рыночных регуляторов экономики и ослаблением  централизованных, дифференциация регионов стала усиливаться.

Межрегиональная дифференциация являлась пространственным отображением растущей экономической (по формам собственности  и секторам экономики) и социальной (по группам населения) дифференциации.

2.4. Дифференциация по уровню экономического развития.

Важнейший индикатор - объем ВРП  на душу населения. Размах вариации ряда из 79 регионов в 1996 году составил 20,4 раза (Тюмень и Дагестан на краях ряда).

В пределах одного государства столь  огромная внутренняя дифференциация уникальна  и сопоставима с различиями между  самыми богатыми и самыми бедными  странами мира.

Перспективы сближения

Приемлем только такой характер сближения регионов, когда темп прироста более отставших регионов превышает  темп прироста развитых регионов. Полное выравнивание регионов России по уровню ВРП на душу населения абсолютно  невозможно. Практический смысл имеет  уменьшение отставания экономически менее  развитых регионов.

Цель - преодоление тенденции увеличения межрегионального социального неравенства, средство - уменьшение межрегиональных  различий по уровню экономического развития. В то же время повышение уровня жизни - одно из главных условий экономического роста интенсивного типа. В регионах данное условие, связанное с механизмами  экономической заинтересованности, реализуется предметнее, чем на национальном уровне. Поэтому эффективность регионального  экономического комплекса в большей  степени влияет на повышение уровня жизни населения региона, чем  прямые финансовые потоки центр-регион.

Информация о работе Экономический механизм региона и экономические отношения «центр-регион»