Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 17:58, лабораторная работа
7 лабораторных работ.
И,
наконец, статья 36 Закона имеет особое
значение во всем регулировании природопользования
- и экономическом, и внеэкономическом
- провозглашает обязательность государственноой
экологической экспертизы.
На сегодня в Российской Федерации экономический механизм природопользования работает в следующих направлениях:
1) действует утвержденный Постановлением Правительства № 632. Порядок определения платы за загрязнение окружающей природной среды,
2)
вводится плата за землю.
1. Постановлением № 632 Правительства предусматривается взимание платы за следующие виды воздействия на окружающую природную среду:
выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников,
сброс вредных вещечтв в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов,
другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Устанавливаются два вида базовых нормативов платы:
за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимтов (временно согласованных нормативов).
Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингридиенту загрязняющего вещества (отхода), ввиду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.
Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы - природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.
Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.
Плата за загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов определяется по базовым нормативам, причем платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы (ПДВ, ПДС) осуществляются за счет себестоимости продукции, платежи за превышение и - за счет прибыли предприятия. При этом платежи за сверхлимитное загрязнение исчисляются в пятикратном размере. Предельные размеры платы за загрязнение окружающей природной среды сверх предельно допустимых нормативов (лимитные и сверхлимитные) устанавливаются в процентах от прибыли дифференцирванно по отраслям народного хозяйства.
Взимаемые средства перечисляются природопользователем в бесспорном порядке в размере 90% во внебюджетные экологические фонды (местные, региональные, федеральные) и 10% в доход республиканского бюджета.
Согласно закону РФ от 21.02.92г. средства экологических фондов должны зачисляться на специальные счета банков и распределяться в следующем порядке:
60% на реализацию природоохранительных мероприятий местного (городского, районного) значения;
30% на реализацию прироохранительных мероприятий республиканского, краевого,областного значения;
10% федерального значения.
В ряде регионов (Самарской) решено оставлять до 75% начисленных платежей в распоряжение природопользователей на финансирование природоохранных мероприятий. Критерием для отнесения мероприятий к природоохранным следует считать повышение экологичности выпускаемой продукции, сокращение объема потребления природных ресурсов, включая атмосферный воздух, снижение массы и уменьшение токсичности сбросов, размещение отходов.
Базовые
нормативы платы за выбросы загрязняющих
веществ в атмосферный воздух насчитывают
217 наиболее распространенных ингридиентов
и составляют, например, для некоторых
веществ следующие величины:
|
Плата за выбросы от передвижных источников рассчитывается по указанным нормативам в зависимости от вида сжигаемого топлива, транспртного средства, пробега. В качестве основных нормиреумых загрязняющих веществ принимается оксид углерода и азота, углеводороды, сажа, соединения свинца, диоксид серы. Удельная плата для различных видов топлива состовляет ( руб.т. или руб.тыс.куб.м.).
Бензин этилированный АИ 93 38,0
Бензин неэтилированный АИ 93 10,0
Дизельное
топливо
Сжатый природный газ 9,0
Сжиженный
газ
Масса каждого загрязняющего вещества в отработавших газах принимается по данным НИАТ Минтранса России.
При отсутствии учета плата может также назначаться в зависимости от типа источника, тыс.руб. в год. Например.
легковой автомобиль- 2, 7 тыс. руб.
грузовой автомобиль и автобус с бензиновым ДВС- 4 тыс.руб.
автомобиль работающий на газовом топливе - 1,4 тыс.руб.
грузовой автомобильи автобус с дизельным ДВС о 2,3 тыс.руб.
строительно-дорожные машины, с.хоз. техника - 0,5 тыс.руб.
пассажирский тепловоз- 16,2 тыс.руб.
грузовой
тепловоз - 21,4 тыс.руб. и т.д.
Базовые
нормативы платы за сброс загрязняющих
вредных веществ в водные
обьекты насчитывают 198 ингредиентов,
некоторые из них приведены
ниже:
|
Нормативы
платы за выбросы ( сбросы)
с неустановленными ПДК утверждены
на уровне платы по наиболее
опасным загрязняющим веществам,
за сброс
Нормативы
платы за размещение 1 т отходов
( в рублях ) определены в
размере 2,5 руб. в пределах
установленных лимитов для предприятий
и организаций добывающих отраслей
промышленности и 115 руб.куб.м.
нетоксичных отходов для перерабатывающей
промышленности. Плата за размещение
токсичных отходов зависеть
При размещении отходов в специально обустроенных местах складирования- полигонах обеспечивающих защиту атмосферы и водных источников, плата за загрязнение природной среды не взимается.
За размещение отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами, плата назначается в размере оптовых цен на вторичные материальные ресурсы.
Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов утверждены коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха и почвы, которые могут быть приняты для расчетов платы решением местных органов исполнительной власти. Для Поволжского экономического района они приняты равными 1,9 для атмосферного воздуха и 1,9 для почвы. Для бассейна р.Волги в пределах Самарской области эти коэффициенты состовляют 1,36 - 1,42.
Предпологается дальнейшее расширение перечней загрязняющих веществ. Коэффициенты экологической значимости и экологической ситуации могут увеличиваться до двух раз в районах экологического бедствия, национальных парках, особо охраняемых и заповедных территориях, на территориях, по которым заключены международные конвенции и т.п.
Для природопользователей, осуществляющих выбросы в атмосферу городов и крупных промышленных центров, коэффициент может быть увеличен на 20 процентов.
В связи с постоянной инфляцией ежегодно производится корректировка базовых нормативов платы, в 1994 г. корректировочный коэффициент был равен 5 ( Распоряжение Администрации Самарской обл. № 187-р от 31.03.94 г.) А с января 1995 года распоряжением Главы администрации Самарской области установлен повыщающий коэффициент к действующим базовым нормативам платы за загрязнение окружающей среды и размещение отходов равный 10. Администрация ответственность за экологические правонарушения предусматривается статьей 84 Закона об охране окружающей природной среды.
Согласно этой статьи экологическим правонарушением признается.
-невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы, а также в предоставлении заведомо неправильных и необоснованных экспертных заключений,
-загрязнение окружающей природной среды,
-несоблюдение нормативов качества окружающей природной среды,
-порче, повреждении, уничтожении природных обьектов,
-нарушение экологических требований при проектировании, технико-экономическом обосновании и эксплуатации предприятий,
-превышение нормативов предельно допустимых уровней радиационного воздействия, шума, вибрации и биологического воздействия и т.д.
За совершение экологического правонарушения должностные лица и граждане, предприятия и организации всех форм собственности подвергаются штрафу, который взимается в администртивном порядке в следующих размерах, с граждан- от однократного до десятикратного размера минимальной месячной
оплаты труда в РСФСР,
с должностных лиц- от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда в РСФСР.
( Минимальная з.плата в III-IV кв. 1994 г.- 20500 руб)
Спредприятий и организаций - от 50000 до 500000 руб.
Штрафы налагаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации ( в т.ч. органами в области охраны природы, санитарно-эпидемиологического надзора и др.) Конкретный размер штрафа определяется этими органами в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда.
Должностные лица и граждане, виновные в совершении экологического преступления несут уголовную ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом РСФСР.
Все предприятия, граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан и виновные в других экологических правонарушениях, обязаны возместить его в полном обьеме в соответствии с действующим законодательством. Расчет сумм возмещению вреда производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствия по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния природного обьекта с учетом понесенных убытков и в том числе упущенной выгоды.
Информация о работе Экономический механизм природопользования