Экономический механизм природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 17:58, лабораторная работа

Краткое описание

7 лабораторных работ.

Вложенные файлы: 1 файл

алинке.rtf

— 549.29 Кб (Скачать файл)

       И, наконец, статья 36 Закона имеет особое значение во всем регулировании природопользования - и экономическом, и внеэкономическом - провозглашает обязательность государственноой экологической экспертизы. 

       На сегодня в Российской Федерации экономический механизм природопользования работает в следующих направлениях:

       1) действует утвержденный Постановлением Правительства № 632.  Порядок определения платы за загрязнение окружающей природной среды,

       2) вводится плата за землю. 

       1. Постановлением № 632 Правительства предусматривается взимание платы за  следующие виды воздействия на окружающую природную среду:

       выброс  в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников,

       сброс вредных вещечтв в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов,

       другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

       Устанавливаются два вида базовых нормативов платы:

         за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимтов (временно согласованных нормативов).

       Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингридиенту загрязняющего вещества (отхода), ввиду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.

       Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы - природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.

       Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

       Плата за загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов определяется по базовым нормативам, причем платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы (ПДВ, ПДС) осуществляются за счет себестоимости продукции, платежи за превышение и - за счет прибыли предприятия. При этом платежи за сверхлимитное загрязнение исчисляются в пятикратном размере. Предельные размеры платы за загрязнение окружающей природной среды сверх предельно допустимых нормативов (лимитные и сверхлимитные) устанавливаются в процентах от прибыли дифференцирванно по отраслям народного хозяйства.

       Взимаемые средства перечисляются природопользователем в бесспорном порядке в размере 90% во внебюджетные экологические фонды (местные, региональные, федеральные) и 10% в доход республиканского бюджета.

       Согласно закону РФ от 21.02.92г. средства экологических фондов должны зачисляться на специальные счета банков и распределяться в следующем порядке:

       60% на реализацию природоохранительных мероприятий местного (городского, районного) значения;

       30% на реализацию прироохранительных мероприятий республиканского, краевого,областного значения;

       10% федерального значения.

       В ряде регионов (Самарской) решено оставлять до 75% начисленных платежей в распоряжение природопользователей на финансирование природоохранных мероприятий. Критерием для отнесения мероприятий к природоохранным следует считать повышение экологичности выпускаемой продукции, сокращение объема потребления природных ресурсов, включая атмосферный воздух, снижение массы и уменьшение токсичности сбросов, размещение отходов.

       Базовые нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух насчитывают 217 наиболее распространенных ингридиентов и составляют, например, для некоторых веществ следующие величины: 

       
Наименование загрязняющих вредных веществ Норматив платы за выброс 1 т  загрязненных вредных веществ (руб.)
  в пределах допустимых нормативов (ПДВ) в пределах установленных лимитов (ВСВ)
Азота двуокись 415 2075
Сернистый ангидрид 330 1650
Золы углей 825 4125
Углерода окись 5 25
Углеводороды (пары жидких топлив) по углероду 10 50
Бенз(а)пирен 16500000 82500000
Свинец и его соединения, кроме ТЭС (в пересчете на свинец) 55000 275000
 

       Плата  за  выбросы  от  передвижных  источников  рассчитывается  по  указанным  нормативам  в  зависимости  от  вида  сжигаемого  топлива,  транспртного  средства,  пробега.  В  качестве  основных  нормиреумых  загрязняющих  веществ  принимается  оксид  углерода  и азота,  углеводороды,  сажа,  соединения  свинца,  диоксид  серы.  Удельная плата  для  различных  видов  топлива   состовляет  ( руб.т. или  руб.тыс.куб.м.).

       Бензин  этилированный       АИ 93       38,0

                                                      А 76, 72    25,0

       Бензин неэтилированный   АИ 93       10,0

                                                      А 76, 72    11,0

       Дизельное  топливо                               21,0

       Сжатый природный газ                          9,0

       Сжиженный  газ                                     11.0

       Масса  каждого  загрязняющего  вещества  в  отработавших  газах  принимается  по  данным  НИАТ  Минтранса России.

       При отсутствии  учета  плата  может  также  назначаться в  зависимости  от    типа  источника,  тыс.руб. в год.  Например.

       легковой  автомобиль-  2, 7 тыс. руб.

       грузовой  автомобиль  и  автобус  с  бензиновым  ДВС- 4 тыс.руб.

       автомобиль  работающий  на  газовом  топливе  -  1,4 тыс.руб.

       грузовой  автомобильи  автобус  с  дизельным  ДВС о 2,3 тыс.руб.

       строительно-дорожные  машины, с.хоз.  техника -  0,5 тыс.руб.

       пассажирский  тепловоз-  16,2 тыс.руб.

       грузовой  тепловоз -  21,4 тыс.руб. и т.д. 

       Базовые  нормативы  платы  за сброс  загрязняющих  вредных  веществ  в  водные  обьекты  насчитывают 198 ингредиентов,  некоторые  из  них  приведены  ниже: 

       
Наименование загрязняющих вредных веществ Норматив платы за выброс 1 т загрязняющих веществ (руб)
  в пределах допустимых нормативов сбросов (ПДС) в пределах установленных лимитов (ВСНС)
БПКплон 730 3630
Сульфат-аннон 20 100
Хлорид-аннон 7 35
Натрий (Na) 20 100
Нефть и нефтепродукты 44350 221750
Фенолы,  медь 2217500 11087500
Анилин 22175000 110875000
Ртуть 221750000 1108750000
 

       Нормативы  платы  за  выбросы  ( сбросы)  с  неустановленными  ПДК  утверждены  на  уровне  платы  по  наиболее  опасным  загрязняющим  веществам,  за  сброс                                   по  анализу,  по  бензопирену.

       Нормативы  платы  за  размещение  1 т  отходов  ( в  рублях )  определены  в  размере  2,5 руб.  в  пределах  установленных  лимитов  для  предприятий  и  организаций  добывающих  отраслей  промышленности   и  115 руб.куб.м.  нетоксичных  отходов  для  перерабатывающей  промышленности.  Плата  за  размещение  токсичных  отходов  зависеть                                                              от  степени  токсичности  и  колеблется  от  14  тыс. ( первый  класс  токсичности )  до  2 тыс.руб.( четвертый  класс  токсичности).

       При  размещении  отходов  в  специально  обустроенных  местах  складирования- полигонах  обеспечивающих  защиту  атмосферы  и водных  источников,  плата  за   загрязнение  природной  среды  не  взимается.

       За  размещение  отходов,  являющихся  вторичными  материальными  ресурсами,  плата  назначается  в  размере  оптовых  цен  на  вторичные  материальные  ресурсы.

       Министерством  охраны  окружающей  среды  и  природных  ресурсов  утверждены  коэффициенты  экологической  ситуации  и  экологической  значимости  состояния   атмосферного  воздуха  и почвы,  которые  могут  быть  приняты  для  расчетов  платы  решением  местных  органов  исполнительной  власти.   Для  Поволжского  экономического  района  они  приняты  равными    1,9  для  атмосферного   воздуха и 1,9 для  почвы.  Для   бассейна р.Волги  в  пределах  Самарской  области  эти  коэффициенты  состовляют  1,36 - 1,42.

       Предпологается  дальнейшее  расширение  перечней  загрязняющих  веществ.  Коэффициенты  экологической  значимости  и  экологической  ситуации  могут   увеличиваться  до  двух  раз  в  районах  экологического  бедствия,  национальных  парках,  особо  охраняемых  и  заповедных  территориях,  на  территориях,  по которым  заключены  международные  конвенции  и  т.п.

       Для  природопользователей,  осуществляющих  выбросы  в  атмосферу  городов  и  крупных  промышленных  центров,  коэффициент  может  быть  увеличен  на  20  процентов.

       В  связи  с  постоянной  инфляцией  ежегодно  производится  корректировка  базовых   нормативов  платы, в  1994 г. корректировочный  коэффициент  был  равен 5 ( Распоряжение  Администрации  Самарской  обл. № 187-р от  31.03.94 г.)  А с января  1995       года распоряжением  Главы  администрации  Самарской  области  установлен  повыщающий  коэффициент  к  действующим  базовым  нормативам  платы  за  загрязнение  окружающей  среды  и  размещение  отходов  равный  10.  Администрация  ответственность  за  экологические  правонарушения  предусматривается  статьей  84  Закона  об  охране  окружающей   природной  среды.

       Согласно  этой  статьи  экологическим  правонарушением  признается.

       -невыполнение  обязанностей  по  проведению  государственной  экологической  экспертизы,  а  также  в  предоставлении  заведомо  неправильных  и  необоснованных  экспертных  заключений,

       -загрязнение  окружающей  природной  среды,

       -несоблюдение нормативов  качества  окружающей  природной  среды,

       -порче,  повреждении,  уничтожении  природных  обьектов,

       -нарушение  экологических  требований  при  проектировании,  технико-экономическом  обосновании  и  эксплуатации  предприятий,

       -превышение  нормативов  предельно  допустимых  уровней  радиационного  воздействия,  шума,  вибрации  и  биологического  воздействия и т.д.

       За  совершение  экологического  правонарушения  должностные  лица  и  граждане,  предприятия  и  организации  всех  форм  собственности  подвергаются  штрафу,  который  взимается  в  администртивном  порядке  в  следующих  размерах, с граждан- от однократного  до  десятикратного  размера  минимальной  месячной

       оплаты  труда в РСФСР,

       с должностных  лиц-  от  трехкратного  до  двадцатикратного  размера  минимальной  месячной  оплаты  труда  в  РСФСР.

       (  Минимальная з.плата  в III-IV кв. 1994 г.-  20500 руб)

       Спредприятий и организаций  -  от  50000  до  500000 руб.

               Штрафы  налагаются  специально  уполномоченными  на  то  государственными  органами  Российской  Федерации ( в т.ч. органами в  области  охраны  природы,  санитарно-эпидемиологического  надзора и др.)  Конкретный  размер  штрафа  определяется  этими  органами  в  зависимости  от  характера  и  вида  совершенного  правонарушения,  степени  вины  правонарушителя и  причиненного  вреда.

       Должностные   лица  и  граждане,  виновные  в  совершении  экологического  преступления  несут  уголовную  ответственность,  предусмотренную  Уголовным  кодексом  РСФСР.

       Все  предприятия,  граждане,  причинившие  вред  окружающей  природной  среде,  здоровью  и  имуществу  граждан  и  виновные  в   других  экологических  правонарушениях,  обязаны  возместить  его  в  полном  обьеме  в  соответствии  с  действующим  законодательством.   Расчет  сумм  возмещению  вреда  производится  в  соответствии  с  утвержденными  в  установленном  порядке  таксами  и  методиками  исчисления   размера   ущерба,  а  при  их  отсутствия  по  фактическим  затратам  на  восстановление  нарушенного  состояния  природного  обьекта  с  учетом  понесенных  убытков  и  в  том  числе  упущенной  выгоды.

Информация о работе Экономический механизм природопользования