Экономические процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 12:34, контрольная работа

Краткое описание

Экономическая история в качестве самостоятельной науки появилась во второй половине XIX в., выделившись из политической экономии. Это было связано с необходимостью научного осмысления развития экономических процессов в историческом аспекте, самостоятельного изучения и сравнительного анализа общих социально-экономических тенденций мирового развития и выявления специфических черт развития экономики в различных странах и регионах с учетом особенностей их исторического, этнического развития, специфики традиций, менталитета и географических условий. Выделение экономической истории как самостоятельной науки было связано также с необходимостью осмысления различных социально-экономических реформ, проводимых в различных странах в примерно одинаковых условиях и под влиянием объективных общемировых тенденций развития.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика экономических процессов.
2. Роль государства в экономике.
3. Развитие промышленности и финансов.
4. Развитие сельского хозяйства.
5. Развитие транспорта.
6. Реформы С. Ю. Витте.
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по История экономики.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

5. Развитие  транспорта.

 

В отличие от других отраслей народного хозяйства транспортная система в начале XX в. не претерпела значительных изменений. Железнодорожный транспорт занимал ведущее место во внутренних перевозках грузов и пассажиров. Однако широкое государственное строительство железных дорог было свернуто из-за нехватки средств. Попытки организовать частное железнодорожное строительство не дали положительных результатов. По общей обеспеченности рельсовыми путями Россия значительно отставала от стран Западной Европы и США. Огромную территорию нелегко было охватить разветвленной железнодорожной сетью. Строительство в 80-х годах XIX в. железной дороги в Средней Азии (от Красноводска до Самарканда) и Великой Сибирской магистрали (от Челябинска до Владивостока) в 1891—1905 гг. явилось значительным шагом в решении этой транспортной проблемы.

По-прежнему важную роль играли водные пути сообщения. Речной флот России по своей численности  превосходил флотилии других стран  и был хорошо оснащен. Собственный  морской торговый флот был малочисленным. Основная часть российских грузов перевозилась иностранными кораблями.

Крайне незначительно  увеличилась сеть шоссейных дорог. Россия оставалась страной трактов  и проселков, на которых преобладали  гужевые перевозки. Автомобиль в  то время был предметом роскоши  для привилегированных сословий.

В целом для экономики  России начала XX в. характерно совпадение процессов индустриализации и монополизации. Экономическая политика правительства  была нацелена на ускоренное промышленное развитие и имела протекционистский  характер. Во многом государство брало на себя инициативу в развитии капиталистических отношений, используя опробованные в других странах методы подъема экономики. В начале XX в. было значительно сокращено отставание России от ведущих капиталистических держав, обеспечена ее экономическая независимость и возможность проведения активной внешней политики. Россия превратилась в среднеразвитую капиталистическую страну. Ее прогресс опирался на мощную динамику экономического развития, что создавало огромный потенциал для дальнейшего поступательного движения. Оно было прервано первой мировой войной.

 

6. Реформы С. Ю. Витте.

 

Оказывал значительное влияние на внутреннюю и внешнюю  политику русского правительства, активно  содействовал развитию российского  капитализма и пытался сочетать этот процесс с укреплением монархии. В своей работе Витте широко использовал научные и статистические данные. По его инициативе были осуществлены крупные экономические мероприятия.

При Витте значительно  расширилось вмешательство государства  в экономику: помимо таможенно-тарифной деятельности в области внешней торговли и юридического обеспечения предпринимательской деятельности, государство поддерживало отдельные группировки предпринимателей (прежде всего связанные с высшими государственными кругами), смягчало конфликты между ними; поддерживало некоторые области промышленности (горно-добывающую и металлургическую промышленность, винокурение, железнодорожное строительство), а также активно развивало казенное хозяйство. Особое внимание Витте уделял кадровой политике: издал циркуляр о привлечении на службу лиц с высшим образованием, добивался права комплектовать личный состав по опыту практической работы. Ведение делами промышленности и торговли было поручено В. И. Ковалевскому.

 

 

В целом по инициативе Витте были осуществлены крупные экономические мероприятия:

1)усиление роли государства в экономике:

— введение единых тарифов  на железных дорогах;

— государственное регулирование  внутренней и внешней торговли через I систему налогов;

— сосредоточение большей  части железных дорог в руках государства;

— расширение государственного сектора в промышленности;

— активизация деятельности Госбанка;

— введение государственной  монополии на торговлю спиртным;

2) укрепление частного  предпринимательства:

— гибкое налоговое законодательство;

— борьба с дефицитом  бюджета;

— укрепление национальной валюты (денежная реформа 1897 г. отменила биметаллизм и ввела золотой  эквивалент рубля);

— умеренный протекционизм  в отношении иностранных инвесторов.

 

Витте предложил ряд  мер, направленных на разрушение общины и превращение крестьянина в собственника земли, а также на улучшение положения рабочих. Программа Витте не нашла должной поддержки в ближайшем окружении паря.

Несмотря на далеко не полное осуществление своих планов, Витте сделал многое для превращения России в индустриальную страну. При нем было начато строительство Транссибирской железной дороги, КВЖД, существенно укрепились финансы, уменьшился дефицит бюджета. Власти не хватило прозорливости пойти по пути реформ «сверху» и осуществить политическую модернизацию страны. Следующая попытка изменить облик России была произведена «снизу», в ходе революции 1905—1907 гг.

 

 

Заключение

  В конце XIX - начале XXв. мировое  общество  вступило  в  новую  фазу

своего развития.  Капитализм стал  основной  мировой системой, достигнув в передовых странах империалистической стадии. Основными ее чертами были:

       1)  монополии,  возникающие    на   основе    высокой    концентрации

производства  и  капиталов   и   захватившие   господствующее  позиции    в экономике;

       2) сращивание  промышленности  с  банками  и  образование финансового капитала, мощной финансовой олигархии;

       3)  наряду  с   вывозом   товаров   приобрел   широкий  размах  вывоз

капиталов   (в   форме   государственных   займов   или  прямых  вложений  в экономику);

       4)  возникновение    международных    монополистических    союзов   и

обострение в связи  с   этим   борьбы   за   рынки   сбыта,   сырья,   сферы

приложения капиталов;

       5) обострение  борьбы между ведущими странами  мира,   что  привело  к ряду локальных воин, а затем к развязыванию первой мировой войны.

Россия относилась ко "второму  эшелону"  стран,  вступивших  на  путь

капиталистического  развития   позднее   ведущих   стран   Запада.   Но   за

пореформенное сорокалетие,  благодаря высоким темпам  роста,   прежде  всего промышленности,   она  проделала  путь,  на  который  Западу  потребовались века.   Этому  способствовал  ряд  факторов  и  прежде   всего   возможность использовать  опыт  и  помощь  развитых  капиталистических  стран,  а  также экономическая  политика   правительства,   направленная   на   форсированное развитие    некоторых    отраслей     промышленности     и   железнодорожное строительство.    В   результате    российский    капитализм   вступил     в империалистическую стадию почти одновременно с передовыми  странами  Запада. Для   него   были   характерны   все   основные   черты,  свойственные  этой стадии, хотя имелись и свои особенности.

       За  период от реформы 1861 г. до  начала первой мировой  войны   русская промышленность прошла значительный путь развития. Производство  промышленной продукции возросло в 12,5 раза, тогда как в Германии - в 7, а во  Франции  - только в 3 раза. Общая численность рабочего класса увеличилась примерно в  4 раза.

       Однако  промышленное  отставание  России  от  капиталистических  стран Запада не было ликвидировано. В 1913 г. Россия занимала лишь пятое  место  в мире по производству промышленной продукции и по выплавке стали,  шестое  по добыче угля, восьмое по производству электроэнергии.

       Вследствие  однобокого  развития  промышленности  страна  зависела  от запада  в  техническом  отношении.  Такие   новые   в   то   время   отрасли

промышленности, как производство качественных  сталей, автотракторостроение и другие, в России отсутствовали или находились в зачаточном состоянии.

Результаты   реформы   характеризуются   быстрым    ростом аграрного    производства,   увеличением    емкости    внутреннего    рынка, возрастанием  экспорта  сельскохозяйственной  продукции,  причем    торговый баланс России приобретал  все  более   активный   характер.   В   результате удалось  не  только  вывести  сельское  хозяйство   из   кризиса,    но    и превратить  его  в  доминанту  экономического  развития   России.

Валовой доход всего  сельского  хозяйства   составил   в   1913   году 52,6%  от  общего  ВД.  Доход   всего    народного    хозяйства    благодаря увеличению  стоимости,  созданной  в   сельском    хозяйстве,    возрос    в

сопоставимых ценах  с 1900 по 1913 годы на 33,8%. Дифференциация  видов  аграрного   производства   по    районам привела к росту  товарности   сельского   хозяйства.   Три   четверти  всего переработанного  индустрией   сырья  поступало   от   сельского хозяйства.

Товарооборот сельскохозяйственной продукции  увеличился за период реформы на 46%. Еще больше ,на 61% по сравнению с  1901-1905  годами,  возрос  в предвоенные  годы  экспорт  сельскохозяйственной   продукции.   Россия  была крупнейшим производителем и  экспортером  хлеба  и   льна,   ряда  продуктов животноводства. Так, в  1910  году  экспорт  российской

пшеницы составил 36,4% общего мирового экспорта. Сказанное вовсе не  означает,  что  предвоенную  Россию   следует представлять  "крестьянским  раем".  Не  были  решены  проблемы   голода   и аграрного  перенаселения.  Страна  по  прежнему  страдала   от  технической, экономической и культурной отсталости.

История повторяется.  Как  неудивительно,  подобная  ошибка  была

совершена  значительно  позже  и  совсем  в  иных   исторических   условиях.

Экономическая  реформа  провалилась у нас,  как мне  кажется точно по той  же причине:  ее хотели осуществить вне демократии и без демократии.   Результат известен и вывод очевиден:  не повторять ошибок истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников.

 

  1. Тимошина Т.М. Экономическая история россии15-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2009
  2. Агапова И.И. История экономики - М: Магистр, 2007. - 176с.
  3. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран.-М.: Юстицинформ, 2006.
  4. Куликов А.Л. История экономики в вопросах и ответах: Учеб. пособие. М.: ТК Велби, 2005.
  5. Смирнова А.Н. История экономики. М.: ПРИОР, 2004

Информация о работе Экономические процессы