Экономические последствия введения импортных тарифов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 17:48, реферат

Краткое описание

Благодаря деятельности международных организаций и объединений (СТС, Европейской экономической комиссии, - ГАТТ/ВТО, Конференции ООН по торговле и развитию), а также на основе многосторонних международных соглашений, национальные системы тарифного регулирования большинства стран имеют много общего, базируясь на единых принципах и нормах, что значительно облегчает процесс международной торговли. Для реализации указанных выше направлений большинство государств в качестве основной законодательной базы имеет законы о таможенных тарифах, а также таможенные кодексы.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 70.89 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

«АЛТАЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

ЭКОНОМИКА

 

 

Экономические последствия введения импортных тарифов

 

 

 

 

Выполнила студентка

                                                                                                      1 курса, 333 группы

                                                                                    а.м.охрина

 

                                                                                 Проверила

                                                                                 к.э.н.,доц.

                                                                                           о.а.шавандина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

барнаул 2013

введение

Таможенные  тарифы и пошлины, действующие в  их рамках, являются основным инструментом торговой политики государства, правомерность  применение которого признается международными нормами.

Одним из распространенных методов экономического регулирования внешней торговли в мировой практике является тарифное регулирование, которое предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные  потоки в процессе пересечения ими  государственных границ.

Прежде  всего, тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного  обложения товаров, виды тарифов  и пошлин, причины установления и  взимания таможенных пошлин, режим  предоставления таможенных льгот, а  так же комплекс тех действий, которые  касаются субъектов ВЭД при осуществлении  экспортно-импортных операций.

Благодаря деятельности международных организаций  и объединений (СТС, Европейской  экономической комиссии, - ГАТТ/ВТО, Конференции ООН по торговле и развитию), а также на основе многосторонних международных соглашений, национальные системы тарифного регулирования большинства стран имеют много общего, базируясь на единых принципах и нормах, что значительно облегчает процесс международной торговли. Для реализации указанных выше направлений большинство государств в качестве основной законодательной базы имеет законы о таможенных тарифах, а также таможенные кодексы.

В современных  условиях национальная экономика становится всё более открытой, и государство  должно учитывать в своей политике тесную взаимосвязь процессов, происходящих внутри экономики и в сфере  внешнеэкономических связей. Государство  не может достичь внутреннего  экономического равновесия (например, полной занятости или стабильности цен), не используя мер внешнеэкономического и, в частности внешнеторгового  регулирования. Поэтому нужно четко регламентировать экономические последствия введения импортных тарифов.

 

Экономические последствия введения импортных тарифов

 

Структура тарифов многих стран, прежде всего, обеспечивает защиту национальных производителей готовой продукции, особенно не препятствуя  ввозу сырья и полуфабрикатов.

Если  импортирующая страна является экономически значимой, то есть введение его импортного тарифа не может оказать воздействие  на уровень мировых цен на данный товар, то воздействие импортного тарифа на ее экономику определяется следующим  образом. Для большой страны импортный  тариф является не столько средством  защиты внутреннего рынка от иностранной  конкуренции, сколько средством  улучшения своих условий торговли с внешним миром. Поскольку большая  страна является крупным импортером товаров на мировом рынке, ограничение  ее импорта с помощью импортного тарифа ощутимо снижает совокупный спрос на данный товар в результате чего его поставщики вынуждены снижать цены. Падение цен на импортные товары при постоянном уровне цен на экспортные товары ведет к улучшению условий торговли страны.

В результате введения тарифа любой страной возникает  несколько экономических эффектов.

Эффекты дохода и предела являются перераспределительными эффектами импортного тарифа и представляют собой перемещение доходов от одних субъектов экономической деятельности к другим и не ведут к потерям для экономики в целом.

Эффекты защиты и потребления представляют в совокупности эффекты потери экономики от введения тарифа. В случае малой страны введение импортного тарифа не может изменить мировые цены и улучшить ее условия торговли настолько, чтобы компенсировать негативное воздействие тарифа на экономику. Тариф либо перераспределяет доходы внутри экономики, либо ведет к прямым экономическим потерям. Никакого положительного экономического эффекта, ведущего, к экономическому росту в тех или иных секторах не возникает. Введение импортного тарифа большой страной оказывает положительное воздействие на экономику страны в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращения внутреннего потребления товара. Существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального, экономического благосостояния. Страны могут использовать тарифную квоту- разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутри квотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверх квотной ставке тарифа.

Противники  тарифов подчеркивают, что они  в большинстве случаев снижают  уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях- мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.

 

Влияние импортного тарифа на экономику малой страны

Рассмотрим  эффект введения импортного тарифа применительно  к так называемой «малой стране», т.е. стране, где изменение спроса на импортные товары не оказывает  влияния на мировую цену (рис. 4.1). Исходная ситуация характеризуется  кривыми спроса D и предложения S и мировой ценой Рм. В этих условиях возникает ситуация дефицита. Потребители смогли бы по мировой цене приобрести у отечественных производителей только Qданного товара. Остальной неудовлетворенный платежеспособный спрос населения страна могла бы покрыть только за счет импорта QtQ2

Страна  вводит тариф на импорт в сумме t за единицу импортируемого товара. Результатом введения тарифа будет  рост цены с Рм до Рвн. При этом внутренняя цена повысится, а мировая цена сохранится на прежнем уровне, поскольку мы анализируем случай малой страны.

Введение  тарифа повлечет за собой ряд последствий:

1. Общий  объем спроса сократится с  Qдо Q4. Сокращение спроса произойдет за счет потребителей, которые по возросшей цене не смогут покупать данный товар;

2. Внутреннее  производство товара возрастет.  По увеличенной цене отечественные  производители товара, конкурирующего  с импортным, смогут выбросить на рынок не Q1, a Qтовара;

3. Объем  импорта уменьшится. Изменение объема  импорта произойдет в результате  увеличения внутреннего производства  и сокращения спроса;

4. Государство  получит дополнительный доход,  равный произведению ставки тарифа  на объем импорта (площадь прямоугольника  с);

5. Изменится  благосостояние потребителей. Величина  излишка потребителей сократится  на сумму, соответствующую площадям  фигур а, е, с и d;

6. Повысится  уровень благосостояния отечественных  производителей продукции, конкурирующей  с импортной. Излишек производителей возрастет на сумму, соответствующую площади фигуры а. 

 

Рис. 4.1. Эффект введения тарифа в малой  стране.

Сложив  выигрыши и потери потребителей, производителей и государства, несложно определить, что чистый ущерб для страны в  целом от введения тарифа составит сумму, соответствующую площадям треугольников  в и d.

Конечно, такой подсчет эффекта введения тарифа весьма приблизителен. Дело в  том, что тариф, введенный на продукцию  данной отрасли, на практике всегда сказывается  на положении дел в смежных  отраслях, равно как доходы данной отрасли всегда складываются под  влиянием тарифов, введенных в других отраслях. Тем не менее, проведенный  нами анализ в целом правильно  отражает негативное влияние введения тарифа на уровень благосостояния общества.

Наряду  с малыми странами в мире существует небольшое число так называемых “больших ” стран, где изменение  внутреннего спроса на импорт влияет на уровень мировой цены. Большая  страна, вводя тариф и оказывая воздействие на уровень мировой  цены, за счет улучшения своих условий  торговли может получить одностороннее  преимущество и повысить уровень  общественного благосостояния. Однако экономический выигрыш большой  страны от введения тарифа может быстро исчезнуть, если за границей будут приняты  ответные меры в виде повышения тарифов  у торговых партнеров. Подобные защитные меры, как показывает опыт, обычно предпринимаются  незамедлительно. Война тарифов  в свою очередь, может вызвать  общий спад производства, увеличение безработицы и прочие нежелательные  для мирового сообщества процессы. Поэтому существующая ныне международная  правовая система исключает возможность  принятия односторонних мер по изменению  существующих тарифов. Для изменения  ставки тарифа требуется проведение длительных консультаций на международном  уровне.

Научные исследования в области теории международной  торговли и торговой политики сформировали стойкое негативное отношение к  тарифу, которое разделяют большинство  экономистов, занимающихся международной  экономикой. Однако, тарифы по-прежнему применяются в практике внешнеторгового регулирования большинства стран мира и находят немало приверженцев в деловых и политических кругах.

Набор аргументов в защиту тарифа весьма многообразен, он охватывает не только сферу экономики, но и политику, социологию и другие надстроечные отношения. Большинство  из приводимых аргументов явно ложны  и основаны на непонимании сравнительных  преимуществ, что, однако, не мешает успешно  их использовать при манипулировании  общественным мнением.

Введение  тарифа экономически оправдано в  крайне ограниченном числе случаев. Любое предложение о введении тарифной защиты должно быть подвергнуто  тщательному анализу на основе эмпирической информации на предмет изыскания  альтернативных методов достижения поставленной цели и такие методы, как показывает опыт, обычно находятся.

Еще один пример. Ситуация свободной торговли на отечественном рынке автомобилей (рис. 4.2).

Рис. 4.2. Производство, потребление  и импорт при свободной торговле

Мировая цена показана горизонтальной пунктирной линией. Кривые D и S – это кривые отечественного спроса на автомобили и предложения автомобилей соответственно. На мировом рынке автомобили продаются по цене 6000 долларов. Следовательно, при свободной торговле отечественная цена автомобиля также должна равняться 6000 долларов. При этой цене отечественный спрос равен Qотечественное предложение равно Qs, а разница Q- Qпокрывается импортом.

На рис.4.3 показаны результаты введения 20-процентного  тарифа на ввоз автомобилей.

Рис.4.3. Последствия введения тарифа

Тариф поднимает  цену автомобиля до 7200 долларов. По этой цене импортеры готовы продать на внутреннем рынке любое количество автомобилей. Тариф поднимает и  отечественную цену выше мировой. Это  способствует росту отечественного производства. Отечественные фирмы  увеличивают свой выпуск продукции  от Qдо Q¢s. В точке Е на кривой предложения отечественная предельная цена равна 7200 долларов и таким образом превосходит мировую цену, равную 6000 долларов. Отечественные производители не должны платить тариф и могут себе позволить быть менее эффективными, чем их конкуренты на мировом рынке. Так, с точки зрения производства, тариф дискриминирует иностранцев в пользу отечественных производителей.

Со стороны  спроса эта цена побуждает потребителей сократить их совокупные покупки  автомобилей. В целом потребители  будут покупать автомобилей меньше, но при этом больше у отечественных  производителей и меньше у иностранных. Спрос падает с Qдо Q¢d, потребление смещается вдоль кривой спроса от точки G до точки F. Итоговым следствием является уменьшение импорта.

На рис. 4.4 и в табл. 4.1 дается детальный  расчет потерь и выгод от введения тарифа.

Рис.4.4. Социальные издержки тарифа

Потребители платят более высокую цену за товары, которые они продолжают покупать.

Прирост цены составляет 1200 долларов за единицу  товара. Умножив на количество Q¢d, мы получаем суммарные затраты, которые равны по величине площади прямоугольника LFHJ.

Часть этих денег идет государству как доход  от тарифа. Он равен импорту , умноженному на тариф (1200 долларов), то есть площади прямоугольника ЕIНF. Доходы от тарифа представляют собой передачу средств (трансферт) от потребителей государству.

Сумма, полученная государством от взимания пошлины, может  быть направлена на различные цели: снижение налогов, увеличение расходов на социальные программы, увеличение окладов  государственных служащих.

Информация о работе Экономические последствия введения импортных тарифов