Экономические основы рыночных отношений в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 06:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение перспективы развития рыночных отношений на примере СПК «Новогеоргиевский»
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить экономические основы рыночных отношений
Провести анализ производственно-финансовой деятельности СПК «Новогеоргиевский»
Разработать план мероприятий по развитию рыночных отношений СПК «Новосергеевский»

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая (Автосохраненный).docx

— 90.60 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

По определению, рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели. Где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (competition) . Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

 

В рамках курсовой работы рассмотрены понятия рынка, его сущность, его функции. Особое внимание уделено экономическому механизму АПК.

Целью данной курсовой работы является изучение перспективы развития рыночных отношений на примере СПК «Новогеоргиевский»

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить экономические основы рыночных отношений
  2. Провести анализ производственно-финансовой деятельности СПК «Новогеоргиевский»
  3. Разработать план мероприятий по развитию рыночных отношений СПК «Новосергеевский»

В работе использовались метод аналогии, анализа, сравнение.

Источники информации:

- учебная литература

- учебно-методическая литература

-годовые отчеты за 2009г, 2010г, 2011г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В       СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

1.1 Сущность рынка и  рыночной экономики

 

Рыночная экономика – это система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

Рыночная экономика гарантирует свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Добровольный обмен становится необходимым условием суверенитета потребителя. Существует свобода предпринимательства. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, сколько и по какой цене реализовывать продукцию, каким образом тратить полученную выручку.

Ценовой механизм выступает в качестве организатора и координатора рыночной экономики. Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силой экономики. Свобода выбора становится основой конкуренции.

Совершенная конкуренция предполагает:

•множество покупателей и продавцов;

•однородность товаров и услуг;

•отсутствие ценовой дискриминации;

•полную мобильность всех ресурсов;

•абсолютную информированность о ценах.

Основу рыночной экономики составляет частная собственность. Она является гарантией соблюдения добровольно заключенных контрактов и невмешательства третьих лиц. Классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Правительство необходимо лишь как орган, определяющий правила рыночной игры и следящий за их выполнением.

Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, которая опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.  Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силой экономики. Для потребителей этим интересом является максимизация полезности, для производителей - максимизация прибыли. Свобода выбора становится основой конкуренции.

Основу рыночной экономики составляет частная собственность. Она является гарантией соблюдения добровольно заключенных контрактов и невмешательства третьих лиц.

Классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Правительство необходимо лишь как орган, определивший правила рыночной игры и следящий за выполнением этих правил.

Рынок как экономическая категория тесно связан с обменом, обращением, торговлей и другими категориями. Он явился результатом естественно-исторического развития обмена и тех условий, которые породили товарное хозяйство. Рынок развивался и продолжает развиваться в настоящее время, он есть результат цивилизации. С политико-экономической точки зрения рынок есть категория товарного хозяйства.

 Рынок представляет  собой систему экономических  отношений, связей между хозяйствующими  субъектами по поводу производства, обмена, распределения и потребления товаров и товарных услуг по ценам, формирующимся на основе соотношения спроса и предложения, конкуренции между участниками рыночных отношений.

Рынок является сферой взаимодействия продавцов и покупателей, возникновения между ними соглашений, контрактов, осуществления рыночных сделок (обмена, договоров по условиям рыночных взаимодействий и прочее). На рынках участвуют все экономические субъекты хозяйства: домашние хозяйства, фирмы, государство. При этом большую роль играют на рынках посредники, которые одновременно могут быть и покупателями и продавцами.

Рынок представляет собой сферу, механизм взаимодействия покупателей (предъявителей спроса на товар) и продавцов (формирующих предложение товаров). Система рынков формируется как единство всех образующих экономику рынков и действующие между ранками связи. Объектами рынка являются товары, товарные услуги, ресурсы, ценные бумаги, деньги, валюта, государственные и муниципальные льготы, трансферты.

Участникам рынка нужна информация о предложении товаров и спросе на них. Рынок передает информацию, в основном, в форме цен. Обеспечивают функционирование рыночной экономики спрос и предложение, которые определяются величиной поступления товаров и услуг на рынок, величиной доходов покупателей, развитостью их потребностей. Спрос является стимулом не только расширения предложения, но и производства.

 Рынок является формой  взаимоотношений, связей между отдельными  самостоятельно принимающими решения  хозяйствующими субъектами по  поводу производства, обмена, распределения  и потребления материальных благ.

Рынок в определенной степени социально ориентирован. Это проявляется в производстве товаров и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных и зачастую изысканных потребностей, в расширении спектра товаров и услуг, которые бы способствовали высвобождению времени для отдыха, спорта, развлечений, в стимулировании повышения квалификации работников, во все более широком вовлечении работников в принятие экономических решений.

Рынок в целом характеризуется богатой и сложной структурой. Его классифицируют по различным категориям:

1) по экономическому назначению  объектов рыночных отношений (рынок  потребительских товаров и услуг, рынок товаров промышленного  назначения, рынок промежуточных  товаров, рынок ноу-хау, сырьевой  рынок, рынок труда, рынок ценных бумаг, теневой рынок, рынок вторсырья и т.д.);

2) по географическому  положению (местный, национальный, мировой);

3) по степени ограничения  конкуренции (монополистический, олигополистический, свободный, смешанный и т.п.);

4) по отраслям (автомобильный, компьютерный, нефтяной и т.п.);

5) по характеру продаж (оптовый, розничный).

Как работает рынок, как решает он основные экономические задачи? Ведь миллионы потребителей принимают самостоятельные решения: какие товары и в каком количестве покупать; огромное число предпринимателей – что и как производить; владельцы факторов производства делают свой собственный выбор – кому и как их продать. Все эти субъекты тесно связаны через рынок. По образному выражению Р. Липси, П. Стейнера, Д. Пэрвиса, рынок – это сцена, на которой разыгрывается пьеса о взаимодействии всех тех, кто принимает экономические решения.

Индивидуальные решения участников рынка мотивированы собственным частным интересом и вовсе не направлены на то, чтобы успешно функционировала экономика в целом. Координацию же всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм – сердце рынка. Он обеспечивает как доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг до друга, так и увязку этих решений через систему цен и конкуренцию. Рыночный механизм «наводит порядок в потенциальном хаосе», прежде всего, через цены. Цены выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке как для потребителей, так и для производителей. Через цены суммируются и балансируются бесчисленные индивидуальные экономические решения. Цены рассматриваются организующей силой в рыночной экономике.

Важную роль в рыночном механизме играет конкуренция. Она направляет частные интересы на производство общественно необходимых товаров. Конкуренция приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно. Они устремляются в те отрасли, которые производят необходимую для потребителя и рентабельную для товаропроизводителя продукцию. Нерентабельные же предприятия лишаются возможности получать ограниченные ресурсы. Конкуренцию называют основной регулирующей и контролирующей силой в рыночной экономике.

Сущность рынка находит свое выражение в его главных экономических функциях.

Экономическая функция - это основное назначение, которое призвана выполнять данная категория, отражающая ее сущность.

К числу важнейших функций относятся:

- функция саморегулирования  производства, предполагающая согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, а также поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и цене;

- стимулирующая функция  состоит в побуждении производителей  к созданию новой продукции  с наименьшими издержками на  условную единицу и максимумом прибыли;

- регулирующая функция  предполагает обеспечение определенной  пропорциональности в производстве  и обмене между регионами и  сферами национального хозяйства;

- функция экономичности  предполагает сокращение издержек  обращения в сфере потребления и соразмерность спроса и величины заработной платы труда отдельного производителя с общественным "эталоном" при соизмерении затрат и результатов, а также выявлении ценности товара;

- функция демократизации  хозяйственной деятельности состоит  в освобождении общественного  производства от нежизнеспособных  его элементов, что впоследствии ведет к дифференциации товаропроизводителей-конкурентов.

Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятие "функции" и "роль" рынка тесно связаны между собой. Функция и роль - это как бы ступени познания одного и того же объективного процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, которая ее осуществляет.

Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:

1) выдавать сигнал производству, что, в каком объеме и какой структуре следует производить с помощью обратных "первичных" связей;

2) уравновешивать спрос  и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики;

3) дифференцировать товаропроизводителей  в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;

4) "санитарная" роль  рынка сводится к вымыванию  неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.

Такова сущность рынка как политэкономической категории. Но проблема рынка гораздо сложнее. Рынок - это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественно-исторического развития человеческого общества, рынок включает обязательно исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается.

Информация о работе Экономические основы рыночных отношений в современной экономике