Экономические ограничения: граница производственных возможностей, компромисс общества между эффективностью и равенством, компромисс инд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

Чему учит экономическая теория? Делать деньги? Или тратить их? Скорее всего нет. Чтобы научиться этому,- если этому вообще можно научиться – следует отправиться в одну из многочисленных сегодня школ бизнеса или менеджмента или на курсы домоводства.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….3
1. Ограниченность ресурсов и проблемы их использования…………..5 2. Кривая производственных возможностей…………………………….7 3. Благосостояние общества……………………………………………..10 4. Эффективность и справедливость……………………………………16 5. Компромисс индивида между потреблением и досугом…………...24 Заключение……………………………………………………………….26 Библиографический список……………………………………………..28 Приложение………………………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 323.82 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «Микроэкономика»

 

Тема работы: Экономические ограничения: граница производственных возможностей, компромисс общества между эффективностью и равенством, компромисс индивида между потреблением и досугом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград

 

2011 г.

 

Содержание                                                                                                                                                       

 

 Введение  ………………………………………………………………….3

1. Ограниченность ресурсов и проблемы их использования…………..5 2. Кривая производственных возможностей…………………………….7 3. Благосостояние общества……………………………………………..10 4. Эффективность и справедливость……………………………………16 5. Компромисс индивида между потреблением и досугом…………...24      Заключение……………………………………………………………….26     Библиографический список……………………………………………..28    Приложение………………………………………………………………29           

 

Введение

               Чему учит экономическая теория? Делать деньги? Или тратить их? Скорее всего нет. Чтобы научиться этому,- если этому вообще можно научиться – следует отправиться в одну из многочисленных сегодня школ бизнеса или менеджмента или на курсы домоводства.       Хотя… ведь греческое слово oiconomia в буквальном переводе как раз и значит  «искусство ведения домашнего хозяйства». Но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя новой науке, содержание ее изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи и города, но и в пределах крупного региона, страны, всего мира. Оно организовано не только по территориальному, но и по производственному признаку – в рамках предприятий, отраслей, фирм, корпораций, некоторые из которых являются многофункциональными и влияют на жизнь людей разных континентов.            Человек живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены его физические и интеллектуальные способности. Ограничено время, которое он может уделить тому или иному занятию. Ограничены средства, которые он мог бы использовать для достижения желанной цели. А ведь мир так богат и разнообразен.

И не только отдельный человек, все  общество, даже если рассматривать  его в планетарном масштабе, ограничено в своем стремлении к свободе, счастью, благополучию. И хотя за века и тысячелетия своей истории  люди существенно раздвинули рамки  этих ограничений, но и сегодня, как  в любой другой момент времени  в прошлом или будущем, ограниченность наличных ресурсов остается главным  и весьма жестким условием, накладываемым  объективной реальностью на размеры  и возможности роста общественного  и личного благосостояния.  Ограниченность ресурсов имеет относительный характер. Она заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Если бы ресурсы не были ограничены, не было бы необходимости заботиться о наилучшем, оптимальном их распределении между различными целями, не было бы нужды экономить ресурсы, повышать эффективность их использования, устанавливать какие-либо принципы распределения потребительских товаров и услуг. И нам ничего не стоило бы воплотить в жизнь лозунг-мечту: "каждому - по потребностям".    Иначе говоря, перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях. Экономисты исходят в своих рассуждениях из гипотезы о рациональном поведении людей. Рациональное поведение - это поведение, направленное на достижение максимума результатов при имеющихся ограничениях. Обычно предполагается, что индивиды максимизируют удовлетворение своих потребностей, или полезность, предприятия - прибыль, тогда как государство должно максимизировать нечто, называемое общественным благосостоянием.        Экономисты не претендуют на определение целей, которые должны ставить перед собой отдельные люди или общество, оставляя заботу об этом религиозным мыслителям, социальным реформаторам и политикам. Их интересует лишь то, как люди реализуют свои "самостоятельные хотения", или субъективно понимаемые интересы, в мире ограниченных возможностей и что из этого может получиться.

В процессе выбора, навязанного нам ограниченностью  наличных ресурсов, люди, как считают  экономисты, сталкиваются с необходимостью решения трех фундаментальных задач: что, т. е. какие товары и услуги и  в каком количестве производить? как, т. е. с помощью каких ограниченных ресурсов и технологических способов, производить нужные людям блага? для кого производить эти ограниченные жизненные блага? При обсуждении этих и других, связанных с ними задач экономисты широко пользуются разного рода моделями, хотя и упрощающими реальную действительность, но позволяющими, тем не менее в компактной форме получать и демонстрировать определенные содержательные результаты.

 

 

 

 

 

1.Ограниченность ресурсов и проблемы их использования.

                                                                                                                          Поскольку потребности людей не ограничены и растут количественно, изменяются качественно и структурно, то экономических ресурсов для их удовлетворения требуется всё больше и больше. Однако наступает момент, когда ресурсов становится меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей на данном уровне экономического развития. Ограничены и пахотные земли, и полезные ископаемые, и капитальные блага, и рабочая сила.      Вследствие ограниченности ресурсов, объём производства ограничен. Общественное производство не способно произвести весь объём благ и услуг, которые хотелось бы получить. Отсюда следует, что ограниченность ресурсов ведет к стремлению их наиболее оптимального использования.

        Ограниченность ресурсов – это недостаточность объёма имеющихся ресурсов для производства того объёма благ, которые люди хотели бы получить. Человеческие потребности постоянно растут и изменяются по мере развития общества, роста хозяйственной деятельности, расширение рынка и т.д. Отсюда не случайно появилось утверждение «Чем больше имеешь, тем больше иметь хочется!». В экономической теории выделяют абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Под абсолютной ограниченностью понимают недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей членов общества. Но если сузить круг потребностей, то абсолютная ограниченность ресурсов становится относительной, ибо для ограниченного круга потребностей ресурсы относительно безграничны. Абсолютная ограниченность в основном характерна для природных и трудовых ресурсов; относительная – для материальных, финансовых и информационных ресурсов.

       Если бы ограниченность ресурсов была бы абсолютной, выбор был бы не возможен. Если бы ограниченность ресурсов отсутствовала, выбор был бы не нужен.  Именно поэтому, выбор становится не обходимый, в условиях относительной ограниченности ресурсов. Именно они называются «экономическими ресурсами».  Экономические ресурсы – это материальные и интеллектуальные  элементы, необходимые для организации процесса производства, распределение и перераспределения товаров и услуг. Каждая страна имеет в своём распоряжении ресурсы. Их может быть больше или меньше, чем у других стран, но они всегда ограниченны.

      Основные виды  ресурсов:

  • Природные ресурсы – это дары природы. В мире лишь три государства Россия, США и Китай имеют практически все известные виды природных ресурсов. Большинство стран осуществляют свою экономическую деятельность в условиях естественной ограниченности ресурсов. Природные ресурсы, разведанные и добытые, становятся сырьем для разнообразных отраслей материального производства. В свою очередь сырьевые материалы, вовлеченные в общественное производство и многократно в нем преобразованные, превращаются в экономические ресурсы.
  • Трудовые ресурсы. В развитых странах Запада экономически активное население составляет 70% всех трудовых ресурсов. В развивающихся странах – 45-55%. Важно учитывать и соотношение между трудоспособной часть населения и неработающими. В среднем в мире (в т.ч. и в России) 100 трудоспособных обеспечивают своим заработком 70 детей и пенсионеров.
  • Материальные ресурсы - все созданные человеком средства производства
  • Финансовые ресурсы - денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства
  • Информационные ресурсы - научная, научно – техническая, проектно – конструкторская, статистическая, технологическая, а также другие виды интеллектуальных ценностей, необходимых для создания экономического продукта

Главной экономической задачей  общества является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности возможностей, которая обусловлена  беспредельными потребностями общества и ограниченностью его ресурсами. Располагая информацией о своих  производственных возможностях, любое  общество должно найти ответы на следующие  три вопроса:

  1. Что из товаров и услуг необходимо производить?
  2. Как нужно производить эти товары и услуги?
  3. Кто сможет купить и использовать эти товары и услуги?

Отдельный человек  может обеспечить себя необходимыми благами  различными способами: произвести их самостоятельно или обменять на другие блага. Общество же не может  получить всё и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотелось бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего и вовсе отказаться. Иногда выбор может быть очень трудным. Например, ориентация общества на экономический рост, неизбежно приведет к временному снижению жизненного уровня, потому что основная часть ресурсов будет направлена не на потребление, а на наращивание производства.

Таким образом, ограниченность ресурсов предполагает необходимость определения производственных возможностей. Производственные возможности – это наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании ресурсов. Поскольку ресурсы ограничены, то общество вынуждено делать технологический выбор. Таким образом, ограниченность ресурсов, определяет альтернативность их использования. Обуславливает необходимость альтернативного выбора из числа исключающих друг друга возможностей. Из множества допустимых вариантов использования ресурсов выбирается наиболее оптимальный с точки зрения целей общества.

                                                                                                                                                                                 

 

2.Кривая производственных возможностей

                                                                                                                                            Для иллюстрации проблемы выбора и ограниченности воспользуемся цифровым примером американского экономиста П. Самуэльсона. Допустим, необходимо произвести два вида товара – пушки и масло. Эти товары, как правило, используют для иллюстрации альтернативности гражданского и военного производства. Например, если все население страны станет производить масло, то оно получит 15 млн. кг. Если же – пушки, то будет выпущено 5 тыс. шт. Однако, если общество снизит производство масло, то сможет иметь и пушки. Причем объемы производства масла и пушек не только альтернативны, но и взаимодополняемы при учете ограниченности ресурсов как единого целого. Значения альтернативных возможностей приведены в таблице (приложение 2.1). Рассмотренный случай показывает, что экономика полной занятости всегда альтернативна, т. е. она должна выбирать между гражданским и военным производством путем перераспределения ресурсов. Обществу приходиться выбирать производить масло и пушки, или производить и масло и пушки в определенных пропорциях. При этом возникает проблемы рационального ведения хозяйства. Эта проблема выбора всегда есть и будет. Общество стремится использовать свои редкие ресурсы эффективно, т. е. оно желает получить максимальное количество полезных товаров и услуг, произведенных из ограниченного количества ресурсов. Чтобы этого добиться, оно должно обеспечить и полную занятость населения, и полный объем производства. Для более полного понимая содержания производственных возможностей, используем предыдущий пример и зададим ему графическое изображение. По вертикали отложим данные о производстве пушек, а по горизонтали – масла ( рис.1 приложение 2.). Получим кривую производственных возможностей, или кривую трансформации. Если общество все ресурсы использует для производства пушек , то экономика находится в точке А, т. е. максимально возможный объем производства пушек равен отрезку ОА, а максимально возможный объем производства масло равен нулю. Соответствующим образом, если общество использует все ресурсы только для производства масла, то экономика находится в точке Д ( это означает максимально возможное производство масла в объеме ОД, а пушек в нулевом объеме. Полученная кривая АБВГД определяет границу производственных возможностей общества. Каждая точка на данной кривой показывает максимально возможный объем производства двух товаров при полном использовании всех имеющихся ресурсов. Во всех промежуточных точках ( Б,В,Г) общество производит оба товара, но при этом вынуждено делать выбор какой из товаров производить в большей степени, потому что дополнительное производство одного из товаров возможно только за счет сокращения производства другого товара. В силу ограниченности ресурсов выпуск продукции в точке Ж(т. е. вне области производственных возможностей) невозможен. А выпуск продукции в точке Е характеризует недоиспользование имеющихся ресурсов или низкую эффективность их использования.          Из выше изложенного, можно было заметить, что кривая производственных возможностей имеет выпуклую форму. Это связанно с тем что изменяя структуру производства ( перемещаясь из точки В в точку Г ) мы последовательно вовлекаем в производство все большее количество малоэффективных ресурсов. То есть для производства большего количества масла нам приходиться отказываться от большего количества потенциально произведенных пушек. Это связанно с тем, что выпуск каждого дополнительного килограмма масла «оплачивается» постоянно возрастающими альтернативными издержками ( или другими словами, потерями от не производства пушек). Альтернативные (вмененные) издержки – экономический термин, обозначающий упущенную выгоду в результате выбора одного из альтернативных вариантов использования ресурсов и, тем самым, отказа от других возможностей. Кривая трансформации может иллюстрировать и различия, существующие в области производственных возможностей в каких – либо странах. Так на рисунке 2 (приложение 3) изображены кривые производственных возможностей двух стран – Франции и США.        Очевидно, что производственный потенциал США мощнее, чем у Франции. Даже если бы Франция решила полностью сосредоточиться на производстве только автомобилей, ее потенциал позволил бы ей достичь максимума в точке А, США, поставив аналогичную задачу, достигнут максимума производства автомобилей в точке А2, что объясняется превосходством ресурсного обеспечения США в сфере автомобилестроения.   Разумеется, приведенные графики являются лишь абстрактной моделью реально существующих различий производственного потенциала двух стран. Но для нас на данном этапе исследования важно показать, что в каждый момент времени страна обладает ограниченными возможностями и не может вырваться за пределы своей кривой трансформации.       Но возможен ли вообще переход с низкого на более высокий уровень кривой производственных возможностей? Да, этот переход может осуществляться в результате технических открытий , разработки новых месторождений полезных ископаемых, научных прорывов в самых различных областях человеческой деятельности. Если новая техника, новые технологические процессы будут внедряться одновременно и равномерно во всех отраслях, то граница производственных возможностей АБ (рис.3 приложение 3) сдвинется в положение линии А1Б1, возможности выпуска и средств производства, и предметов потребления при тех же ресурсах увеличатся примерно  в равной степени. И точка Ж, лежащая вне прежних границ области производственных возможностей АОБ, окажется теперь вполне достижимой. Если же нововведения будут осуществляться преимущественно в отраслях производящих средства производства, увеличение области производственных возможностей будет скошено вправо ( рис. 4 приложение 4).   Выйти на более высокую границу производственных возможностей можно и за счет увеличения накоплений, увеличение физического капитала общества ( строительства новых заводов и фабрик). Такой переход может быть связан с сокращением текущего потребления. Рассмотрим рисунок 5( приложение 4). Общество первоначально находится в точке Г, на прямой АБ, чтобы выйти на более высокую кривую А1Б1, ему нужно создать новые производственные мощности. Для этого обществу сперва потребуется перейти  из положения Г в положение В, т. е. сократить производство предметов потребления, а значит и само потребление с х2 до х1, направив высвобождающиеся ресурсы на увеличение выпуска средств производства с у1 до у2. Введя эти новые средства производства в эксплуатацию, общество сможет перейти на более высокую границу производственных возможностей А1Б1 и выбрать на ней положение Д, при котором обеспечивается больший объем производства и предметов потребления по сравнению с положением Г и В. Точка х3 – объем производства предметов потребления в точке Д – превышает весь возможный объем их производства даже при 100%  использовании на эти цели всех ресурсов, которыми общество располагало до индустриализации, т. е. при границе производственных возможностей АБ ( точка х3 лежит правее точки Б). Из этого можно сделать вывод, что общество пожертвовало своим сегодняшним благосостоянием во имя благосостояния будущих поколений. Заметьте, что, осуществив первоначальные накопления, или индустриализацию, общество могло бы двинуться из точки В, не в точку Д, а в точку Е, т. е. продолжить накопление капитала в ущерб текущему потреблению. Производство, таким образом, начинает работать само на себя, забыв о нуждах и потребностях людей. Поэтому, очень важно, кто и каким способом осуществляет выбор определенного положения на одной и той же границе производственных возможностей. Ведь этот выбор, в конечном счете, и предопределяет распределение ресурсов между конкурирующими, или альтернативными, целями.

 

 

                  3.Благосостояния общества.                                                                                                                                             В настоящий момент среди ученых нет единого мнения о том, что понимать под термином «общественное благосостояние». Одни считают, что это чисто этическое понятие, связанное с оценочными суждениями различных людей (государственных деятелей, законодателей, ученых) о влиянии экономического устройства на благосостояние членов общества. Другие ученые полагают, что данное понятие имеет точное значение и представляет собой совокупность индивидуальных благосостояний всех членов общества, агрегированных определенным образом. Надо сказать, что в обоих случаях возникают значительные проблемы с разработкой функции общественного благосостояния. В первом случае трудность состоит в том, что функция задается извне и зависит только от системы ценностей того, кто ее задает. Поэтому форма данной патерналистской функции является в определенной степени произвольной. Во втором случае проблема состоит в неясности механизма объединения индивидуального благосостояния в общественное, особенно при отсутствии посылок о возможности количественного межперсонального сравнения благосостояния (полезности) отдельных членов общества. Несмотря на очевидные трудности наиболее распространенными являются непатерналистские концепции, утверждающие, что общественное благосостояние зависит только от уровней полезности (благосостояния) индивидов, образующих общество. В данном случае аксиоматические посылки построения той или иной функции индивидуального благосостояния (полезности) значительно влияют на построение функции общественного благосостояния.      Так, кардиналистская посылка количественной межперсональной измеримости полезности лежит в основе построения утилитаристской функции общественного благосостояния, известной как функция благосостояния И. Бентама. Напомним, что английский философ считал, что индивидуальное благосостояние человека можно количественно измерить, суммируя счастье и вычитая страдания индивида за определенный период. Формулой общественного благополучия для И. Бентама являлось максимальное счастье для максимального числа людей.                                                                                                                  Утилитаристская функция общественного благосостояния Бентама. Если следовать данному этическому критерию в построении функции общественного благосостояния и кардиналистским посылкам, то ее можно представить в виде суммы индивидуальных полезностей:

Информация о работе Экономические ограничения: граница производственных возможностей, компромисс общества между эффективностью и равенством, компромисс инд