Экономические взгляды Хайека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 16:39, реферат

Краткое описание

В данной работе я рассматриваю экономическуютеорию Фридриха фон Хайек – австро-американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике. Хайек являлся представителем лондонской школы в направлении неолиберализма. Хайек критиковал основные идеи социализма: идеи планомерности, допустимости государственного вмешательства во все сферы жизни общества, социальной справедливости и идею повсеместного господства государственной собственности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Краткая биография Фридриха Хайека 5
2. Экономические взгляды 7
3. Методологии Ф. Хайека и их значение для экономической теории 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая теория Ф.Хайека.docx

— 47.13 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

             3

1. Краткая биография Фридриха  Хайека

             5

2. Экономические взгляды

             7

3. Методологии Ф. Хайека  и их значение для экономической  теории

11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

21


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В данной работе я рассматриваю экономическую теорию Фридриха фон Хайек – австро-американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике. Хайек являлся представителем лондонской школы в направлении неолиберализма. Хайек критиковал основные идеи социализма: идеи планомерности, допустимости государственного вмешательства во все сферы жизни общества, социальной справедливости и идею повсеместного господства государственной собственности.

Методология Хайека – это социологический подход к общественным и экономическим явлениям. Он рассматривает не только экономические проблемы, но и социальные, политические и этические аспекты общества. Экономические проблемы Ф. Хайек рассматривает в качестве необходимой части жизни общества, прежде всего, социальные черты и свойства рыночной системы, в условиях свободной конкуренции, в частности – индивидуализм хозяйствующих субъектов, их субъективные оценки, их представления об экономической свободе, их конкурентная природа и т.п. При этом экономическое содержание указанных проблем,  остается в тени. Основой такого подхода явилась большей, чем у ранней австрийской школы, субъективизация экономической теории. По мнению Хайека, «экономические явления в принципе не могут быть выражены в «объективных» терминах, поскольку они отражают лишь субъективные представления людей и ничего более». Отсюда Хайек делает заключение о коренном отличии методов общественных и естественных наук, в которых «объективные» категории вполне отвечают природе изучаемого предмета.

Рассмотренная черта методологии Хайека органически связана с присущим ему методологическим индивидуализмом и субъективизмом, лежащим в основе отмеченного выше социологического подхода к экономическим явлениям. Эта вторая особенность методологии Хайека навеяна философией неокантианства с ее проповедью ограниченности человеческого разума и основана на представлении об отсутствии объективных критериев истины при анализе экономических процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Краткая биография Фридриха  Хайека

 

Фридрих Август фон Хайек (нем. Friedrich August von Hayek) — австрийский экономист и философ, родился 8 мая 1899 года в Вене, представитель новой австрийской школы, сторонник либеральной экономики и свободного рынка. Лауреат Премии Шведского банка по экономике в память Альфреда Нобеля (1974 г.).

Фридрих Август фон Хайек был старшим сыном врача и профессора ботаники Венского университета Августа фон Хайека и его супруги Фелицитас. Семья происходила из рода военного и служилого дворянства и со стороны матери была финансово обеспечена. Отец матери, Франц фон Юрашек, был профессором, а позже президентом Центральной статистической комиссии.

В детстве Фридрих интересовался сначала минералогией, насекомыми и ботаникой. Позже проявился интерес к ископаемым животным и теории эволюции. После военной службы во время Первой мировой войны, где он болел малярией, Фридрих Август фон Хайек поступает в университет города Вены на курс правоведения, однако посещает и лекции по политической экономии и психологии. Недостаточные возможности профессиональной работы в области психологии привели Хайека к решению углубить свои знания в области экономики, в частности под руководством профессора Фридриха фон Визера. Кроме того он принимает активное участие в частных семинарах Людвига фон Мизеса, где считается лучшим учеником.

В 1921 году Хайеку присваивается титул доктора юридических, а в 1923 г. доктора экономических наук. С 1927 г. Хайек и Мизес возглавляют Австрийский институт изучения экономических циклов. Хайек продолжает работу Мизеса в изучении колебания уровня деловой активности. В 1931 году Хайека приглашают в Лондонскую школу экономики и политических наук, где он в 1930-е и 1940-е годы считается основным представителем Австрийской школы и оппонентом Джона Кейнса.

В 1947 году фон Хайек приглашает учёных-либералов на встречу при Мон Пелерин в Швейцарии, положившей начало Обществу «Мон Пелерин». В 1950 году фон Хайек стал профессором в университете Чикаго, а в 1962 г. профессором университета Фрайбурга и после членом совета директоров Института Вальтера Ойкенса. В 1967 г. фон Хайек получает статус эмерита, однако продолжает преподавать до 1969 года.

В 1974 году Фридриху Августу фон Хайеку (вместе со шведом Гуннаром Мюрдалем) присваивается Нобелевская премия в области экономики. После профессуры в университете г. Зальцбурга Хайек возвращается во Фрайбург, где он проживает до своей смерти в 1992 году.

В 1991 году ему присваивается Президентская Медаль Свободы — высшая награда США. Фридрих Август фон Хайек похоронен в Вене.

За свою долгую жизнь он написал много книг: "Цены и производство"    (1929 г.), "Денежная теория и экономический цикл" (1933 г.), "Прибыль, процент и инвестиции", "Чистая теория капитала" (1941 г.), "Дорога к рабству" (1944 г.), "Индивидуализм и общественный строй" (1948 г.), "Конституция свободы" (1960 г.), трилогия "Закон, законодательство и свобода" (1973-1979 г.), "Разгосударствление денег" (1976 г.) и др. В них он выступал как экономист и как философ.

Будучи воспитанником Визера и Бем-Баверка, Хайек до конца оставался верным идее высокой ценности принципов экономического либерализма. [5;6]

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экономические взгляды

 

Ф. Хайек развил идею А. Смита о возможности возникновения и существования спонтанного порядка в экономике. Адам Смит –  шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории. Он считал, что спонтанный порядок создается конкуренцией, которая регулирует цены на рынке. По мнению Хайека конкуренция через механизм цен, информирует участников рынка о тех возможностях, которыми они могут воспользоваться для эффективного применения тех ресурсов, которыми обладает общество. В тоже время рынок способствует концентрации знаний, умений и навыков, которые рассеяны в обществе и могут быть использованы для производства товаров.

В своей последней книге Хайек характеризует рынок как сложную высокоорганизованную систему, где происходит процесс «бессознательной самоорганизации». Хайек считал, что экономические проблемы должны решаться через накопление и распространение знаний. Если информация распространяется беспрепятственно, то конкурентные цены приводят экономику в оптимальное состояние. Отсюда, по его мнению, следует, что высшей человеческой ценностью является свобода. Только она может гарантировать, что человек может самостоятельно распорядиться своим знанием. В условиях конкуренции это ведет к эффективному использованию знаний и тем самым к высокому уровню экономического благосостояния. Как говорил Хайек: "Общество, полагающееся на конкуренцию, успешнее других достигает своей цели". Он считал что  конкуренция -  это основной двигатель повышения качества, если ее нет, то и нет смысла что-либо улучшать. А улучшение – и есть прогресс, который ведет к достижению цели.

 Экономическая свобода  у Хайека это, прежде всего  индивидуальная свобода каждого  отдельного человека с тем  единственным ограничением, которое  не позволяет ему ограничивать  индивидуальную свободу других  людей. Основа экономической свободы состоит не в более или менее равномерном распределении материальных благ, осуществляемом государством и подчиняющим этим распределением отдельных индивидов, а в праве каждого отдельного человека свободно распоряжаться капиталом и своими способностями, что порождает риск и ответственность распорядителя.

 Частная собственность дает основную гарантию свободы. Пока есть контроль над собственностью между независимых друг от друга людей, никто не имеет над ними абсолютной власти. Наоборот, в обществе, где все планирует власть, благосостояние каждого человека, будет зависит не от него, а от решения высшего органа.

Альтернативой государственному регулированию служит конструкция спонтанного порядка. Хайек отказался от использования понятия экономического равновесия. Вместо него он использует некоторое приближение к экономическому равновесию, называемое порядком. Для поддержания порядка особенно важны два правила:

1) отказ от присвоения чужой собственности;

2) выполнение добровольно взятых на себя договорных обязательств.

Но при этом Хайек допускает наибольшую роль государства в экономике, чем традиционный либерализм, прежде всего в отношении доли государственных расходов. По его мнению, либерализм, состоит из открытых информационных действий государства в экономике и политике, исключающей присвоение государства со стороны отдельных людей или небольших групп людей, обладающей политической властью или властью богатства. Такие группы давления называют лоббистами. Лоббистами считаются профсоюзы, политические партии, промышленные концерны и банки. Цель лоббистов - это получение привилегий для своей группы, например налоговые льготы, дотации из государственного бюджета и т.п. Во всех этих случаях происходит перераспределение денежных средств, информационных и материальных ресурсов в их пользу.

Хайек доказывал, что лоббисты нарушают свободную конкуренцию, и эффективность распределения ресурсов в экономике снижается.

Так же он отрицательно относился к чрезмерному вмешательству государства в экономику, прежде всего в процессы ценообразования. Государство, по его мнению, должно разрабатывать законодательные рамки функционирования конкурентного рынка.

Хайек был против расширительного финансирования растущего бюджетного дефицита. В своей монографии «Частные деньги» (1976 г.) он предложил отменить государственную монополию на выпуск денег. Деньги следует считать обычным коммерческим товаром, и они должны выпускаться коммерческими банками, конкурирующими между собой. Такая конкуренция «приведет к открытию еще неизвестных возможностей, заложенных в феномене денег». Но для этого конкуренция должна быть информационно доступной, и вся информация должна ежедневно публиковаться в финансовой прессе. Главный вред от государственной монополии на эмиссию денег заключается в том, что она, благодаря чрезмерному росту денежной массы, изменяет, относительные цены и тем самым нарушает эффективность свободного рынка.

Рынок - самопроизвольный экономический порядок, считал Хайек. Поэтому рынок должен быть самостоятельным для достижения определенных результатов.

Уникальность рынка заключается в том, что цена равна себестоимости товара со стороны покупателя и вознаграждением за усилия - со стороны продавца. Цена равновесия отражает компромисс между участниками обмена, но, по мнению ученого, эта функция системы цен действует только в условиях конкуренции.

Оригинальность позиции Хайека при рассмотрении механизма конкуренции состоит в том, что под конкуренцией понималась процедура открытия новых продуктов и технологий, которые без нее остались бы неизвестными.

Экономическая свобода в условиях конкуренции отдельного человека ведет к продуктивному использованию знаний и к высокому уровню экономического благосостояния общества. Основная гарантия свободы - это частная собственность.

Идеи национальных денежных систем Хайека получили широкое распространение в странах, центральные банки которых сохраняют монополию на эмиссию банкнот.

Поэтому Хайек утверждал, что «давать некоторым возможность покупать больше, чем они заработали, путем предоставления им большего объема денег – это преступление, сравнимое с воровством. [3;4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методологии Ф. Хайека  и их значение для экономической  теории

 

Основным гносеологическим тезисом философии Хайека является тезис о принципиальной ограниченности человеческого знания и о том, что это знание не существует в концентрированной форме в виде законченного набора сведений, воплощенных в формулах или цифрах, а «рассеяно» среди людей, каждый из которых обладает частицей этого знания, значительная часть этого знания имеет неформальный, интуитивный характер.

Этот тезис отражает не просто эмпирическую проблему, решения которой можно было бы ожидать по мере совершенствования научных технологий, а непреложный факт реальной жизни.

Как следствие этого тезиса — признание невозможности выработать объективную и всеобъемлющую картину мира и экономики; убежденность в том, что любая конкретная информация о системе, в том числе экономической, хуже и беднее той, которая в ней циркулирует.

Накопленное в обществе знание воплощено в привычках и навыках людей, традициях и нормах, передается в процессе воспитания и воспринимается часто без осознания реального значения тех или иных норм. Но от этого они не становятся менее значимыми для существования общества.

Информация о работе Экономические взгляды Хайека