Экономическая эффективность производства хлеба и хлебобулочных изделий в ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» города Кирова»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Экономика по своей сущности является стимулом производительности труда, всемерного повышения эффективности производства. Однако и в этих условиях важным является определение основных направлений повышения эффективности производства, факторов, определяющих рост эффективности производства, методов его определения.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по экономике 1.doc

— 521.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  РФ

 

ФГОУ ВПО «ВЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по предмету

«Экономика пищевой промышленности»

 

Тема: «Экономическая эффективность производства хлеба и хлебобулочных изделий в ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» города Кирова»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         Выполнила: Кобелева

                                                                Алёна Сергеевна 

                                                                              Руководитель: Байбакова

                                                                    Юлия Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

Регистрационный номер:

Дата сдачи  на проверку:

Оценка после защиты:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Киров

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Экономика по своей сущности является стимулом производительности труда, всемерного повышения эффективности производства. Однако и в этих условиях важным является определение основных направлений повышения эффективности производства, факторов, определяющих рост эффективности производства, методов его определения.

 

Для предприятий любой формы  собственности очень важно учитывать  финансовые результаты, отражающие динамику расходов и доходов в течение  определенного времени. Однако, сама финансовая информация, выраженная в  денежной форме, без должного анализа производственной стратегии, эффективности использования производственных ресурсов и развития рынков сбыта не дают полной оценки текущего состояния и перспектив развития предприятия.

 

Снижение издержек производства, рациональное использование материальных ресурсов, достижение более высоких экономических показателей и, прежде всего повышение производительности труда и эффективности производства, и на этой базе снижение себестоимости - наиболее важные и актуальные задачи работников управления производством. Для их решения большое значение имеет совершенствование управления в целях повышения его эффективности, овладение методами эффективного управления производством, а также расчеты и сравнение показателей эффективности производства предприятия.

 

Необходимым условием разрешения поставленных задач является научный поиск, анализ, обобщение практики и обоснование  такой системы управления предприятием, которая могла бы обеспечить повышение  эффективности производства и насыщение  рынка высококачественными товарами, доступными для массового потребителя.

 

Объектом исследования является ОАО «Булочно-кондитерский комбинат».

Целью настоящей работы является выявление экономической эффективности развития хлебобулочного производства на предприятии Здесь, даются характеристики показателей эффективности производства, которые необходимо применять при оценке эффективности производства предприятия. На основании расчетов данных показателей управление предприятием должно корректировать процессы производства, совершенствовать управление производством предприятия в целях повышения эффективности производства.

 

Пищевая и перерабатывающая промышленность России – одна из стратегических отраслей экономики, призванная обеспечивать устойчивое снабжение населения необходимыми качественными продуктами питания.

 

Хлеб был и остается одним  из основных продуктов питания населения  нашей страны. Ежедневное повсеместное потребление хлеба позволяет  считать его одним из важнейших  продуктов питания, пищевая ценность которого имеет первостепенное значение. Он обеспечивает более 50% суточной потребности в энергии и до 75% потребности в растительном белке.

 

В переходный период созданы предпосылки  для кардинальной модернизации технической  базы хлебопечения, повышения пищевой  ценности и вкусовых достоинств хлеба. В настоящее время хлебозаводы имеют возможность приобретать любые виды сырья, материалов, пищевых добавок, улучшителей; располагают хорошо подготовленными кадрами руководителей, специалистов, рабочих; способны (при наличии инвестиционных ресурсов) в сжатые сроки устанавливать современное технологическое оборудование.

 

Однако в настоящее время  хлебопекарные предприятия сталкиваются и с серьезными проблемами, тормозящими  их развитие. Это и удорожание сырьевых ресурсов, и невозможность обновления оборудования в связи с их дороговизной, а также рост цен на электроэнергию и воду, высокий уровень налогообложения и т.д. Все эти факторы ведут к увеличению себестоимости выпускаемой продукции и хлебопекарные предприятия вынуждены повышать цены на хлеб и хлебобулочные изделия. Страдает также и качество продукции, так как многие предприятия для увеличения своей прибыли от реализации продукции или используют более дешевое, но низкого качества сырье, или нарушают правила технологического процесса производства хлеба – что отрицательно сказывается на качестве готовой продукции, а следовательно, и на здоровье населения.

 

Правильная организация производства хлебобулочных изделий и экономное  расходование ресурсов в хлебопечении являются приоритетными задачами отрасли, от решения которых зависит и качество продукции, и уменьшение ее себестоимости, а следовательно, рост прибыли хлебопекарных предприятий, их конкурентоспособность, возможность внедрения в производство нового прогрессивного оборудования и способность выхода на новые потребительские рынки.

 

Таким образом, так как хлебобулочная  продукция пользуется постоянным и  повсеместным спросом у населения, то хлебозаводы имеют благоприятные  условия для увеличения объемов  производства. Однако, только правильно  организовав производство хлебобулочных изделий предприятие может получить положительные результаты.

 

В работе поставлены следующие задачи: рассмотреть организационно-экономическую  характеристику предприятия, провести анализ современного состояния предприятия.

  1. Теоретические основы экономической эффективности производства хлеба и хлебобулочной продукции.

    1. Современное состояние хлебопекарной отрасли.

 

Пищевая промышленность России объединяет около 30 отраслей, которые характеризуются  определенными биотехнологиями изготовления продукции и различной организации производства. От результатов работы предприятий пищевой промышленности во многом зависит экономическая и продовольственная безопасность страны, здоровье населения. Целью развития пищевой промышленности с позиций национальных интересов является обеспечение потребности населения страны в высококачественных продуктах питания. Таким образом, пищевая отрасль промышленности — это стратегическая отрасль.

 

Хлебопекарная промышленность относится к ведущим пищевым  отраслям АПК и выполняет задачу по выработке продукции первой необходимости. В России хлеб — продукт первой необходимости, его регулярно покупают все и везде. От того, насколько эффективно функционирует и развивается отрасль, зависит снабжение самым доступным продуктом питания для всех слоев населения.

 

В России имеется более 10 тыс. хлебозаводов (в том числе 1,5 тыс. крупных) и пекарен, способных  вырабатывать ежесуточно около 70 тыс. т. хлеба, или 500 г хлеба на человека. При этом на 990 предприятиях сосредоточено до 90% мощностей по производству продукции отрасли.

 

Одной из особенностей хлебопекарной  отрасли является концентрация производственных мощностей на крупных предприятиях и, одновременно, наличие большого количества малых предприятий различных  форм собственности. Отрасль представлена как новичками — частными пекарнями, так и бывшими государственными хлебозаводами, которые в ходе приватизации были акционированы. В России основной объем производства хлеба сконцентрирован на крупных предприятиях. Здесь вырабатывается более 80% всех хлебобулочных изделий. Однако падение выработки на предприятиях этой группы составило в 2009 году 2,8%.

 

Большое распространение  получили хлебопекарные предприятия  сравнительно небольшой мощности, которые  принято называть мини-пекарнями. При этом на малых пекарнях производство возросло на 11% (с 715 тыс. т. до 772 тыс. т.), однако этот объем составляет менее 10% в общей выработке продукции в России.

 

В последнее десятилетие  примерно 200 хлебозаводов из 1500 прекратили свое существование. В очень трудном положении оказались некоторые хлебозаводы; ряд предприятий в регионах перепрофилирован на производство водки; многие десятки хлебозаводов снизили выработку хлеба в несколько раз.

 

Производство хлебобулочных изделий, по данным официальной статистики, в последние годы сокращается: в 2008 г. было произведено 9,1 млн.т. продукции, в 2009 г.- 7,8 млн.т. В 2010–2011 г.г. происходит хотя и незначительный, но рост объемов производства (8,1 млн.т. и 8,4 млн.т. соответственно). Однако в 2009 году вновь наблюдается падение анализируемого показателя до 7,7 млн. т.

 

Снижение производства хлебобулочных  изделий по стране, падение спроса и рост издержек, естественно, негативно  отражается на экономических показателях  работы предприятий. Рентабельность хлебопекарного производства составила в 2009 году менее 10%, а количество убыточных предприятий, т. е. по существу, банкротов, постоянно возрастает. Низкая рентабельность напрямую влияет на перспективу развития отрасли в целом. Таким образом, наблюдается тенденция ухудшения показателей эффективности функционирования хлебопекарной промышленности России.

 

Основными причинами, обусловившими  такое развитие хлебопекарной промышленности, явились:

 

1.   Падение потребительского  спроса на продукцию хлебопекарных предприятий, прежде всего на хлеб низких сортов вследствие прекращения его скармливания на корм скоту.

 

Потребление хлеба и хлебобулочных  изделий в России традиционно  находится на высоком уровне. В  хлебе содержатся многие важнейшие  пищевые вещества, необходимые человеку; среди них белки, углеводы, витамины, минеральные вещества, пищевые волокна. За счет потребления хлеба человек почти наполовину удовлетворяет свою потребность в углеводах, на треть — в белках, более чем наполовину — в витаминах группы В, солях фосфора и железа. Для большинства народов мира хлеб имеет нравственное значение, и всегда был мерилом человеческих ценностей.

 

Потребление хлеба в России сокращалось  в течение нескольких лет (из-за снижения жизненного уровня) и достигло минимального значения в 2006 году, когда на одного человека приходилось всего 45 кг хлеба в год, в то время как норма потребления данного продукта составляет 100 кг в год на одного человека. Следовательно, среднедушевое потребление на 55% меньше нормативного уровня.

 

2.    Рост цен, снижение покупательной способности денежных доходов населения, а также более экономное расходование хлеба и хлебобулочных изделий из-за их дороговизны.

 

В рыночных условиях хлебопечение должно развиваться в строгом соответствии с потребностями потенциальных потребителей хлеба — жителей городов, поселков, других населенных пунктов. Планируя объемы производства хлебопродуктов, нужно учитывать, что каждая категория потребителей предъявляет «свои» требования к качеству, ориентируется на «свой» ассортимент и считает приемлемым для себя определенный уровень цен.

 

Несмотря на то, что  хлебопекарная отрасль, как и  вся промышленность, находится в  рыночных условиях, и на федеральном  уровне нет законодательных актов, предусматривающих влияние государства  на ценовую политику хлебопекарных предприятий. Однако в России, где хлеб традиционно занимает важное место в рационе, цены на хлеб — это политика.

 

Цены на хлеб и хлебобулочные  изделия из пшеничной муки, наиболее часто используемой в хлебопечении, с 2008 года к 2011 году выросли почти в 2 раза, что вызвано ростом затрат на сырье, электроэнергию и услуги. Рост цен на муку — основной фактор, повлиявший на рост цен на хлеб, при этом темпы роста цен на хлеб значительно ниже роста цен на муку и другие виды сырья

 

Среднерыночные цены на зерно в  российских регионах за рассматриваемый  период имели устойчивую тенденцию  роста. Динамика цен на муку находится  в прямой зависимости от изменения  цен на зерно. Для снижения непроизводственных затрат большинство хлебозаводов и пекарен реализуют продукцию через собственную торговую сеть. Это ускоряет продвижение товара к покупателю и снижает розничные цены.

 

В данных обстоятельствах мукомольные предприятия вынуждены работать в условиях ограниченного выбора, поскольку только в ряде регионов производят муку по техническим условиям. В целом по России такой муки вырабатывается примерно 30% от общего объема.

 

3. Бурное развитие малого хлебопечения  в городских и сельских населенных  пунктах, выпускающего более конкурентоспособную  по цене продукцию из-за использования дешевой низкокачественной муки и нередко допускаемых отклонений от стандартной технологии приготовления хлеба и хлебобулочных изделий.

 

Методы качественной конкуренции, которые уменьшают значение цены как фактора, определяющего спрос населения, связаны с гарантированием безупречного качества продукции, ее оригинальностью и неповторимостью. Предприятия хлебопекарной промышленности России в последние годы часто сталкиваются с проблемой качества муки. За последние годы существенно изменилась структура производства зерна, муки и хлеба, а также их качество и потребление.

Информация о работе Экономическая эффективность производства хлеба и хлебобулочных изделий в ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» города Кирова»