Экономическая сущность и содержание расходов бюджетов РФ, их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования, в свою очередь, определяет конкретные его задачи, основными из которых являются: - представить понятие расходов федерального бюджета; - рассмотреть формирование расходов бюджетов; - определить, какие виды расходов финансируются исключительно из федерального бюджета; - раскрыть систему бюджетных расходов;
- рассмотреть, в каких формах осуществляется предоставление средств из бюджетов; - изучить классификацию расходов бюджетов РФ; - проанализировать состав и структуру бюджетных расходов.

Содержание

Введение 3
Роль расходов бюджета в макроэкономическом регулировании 4
Распределение расходов по уровням бюджетной системы 9
Направления реструктуризации бюджетных расходов 18
Заключение 20
Список литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая РАСХОДЫ БЮДЖЕТА !!!.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

 

«Экономическая сущность и содержание расходов бюджетов РФ, их классификация.»

 

 

Выполнил:  .

студент (ка)  курса ФФ                                   

гр.№ 

Зач. кн. №

 

 

Научный руководитель:

                

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2013

 

Содержание

 

          Введение                                                                                                      3

  1. Роль расходов бюджета в макроэкономическом регулировании      4
  2. Распределение расходов по уровням бюджетной системы                9
  3. Направления реструктуризации бюджетных расходов                     18

Заключение                                                                                         20

Список литературы                                                                            21

Приложение                                                                                        22         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Введение 
Расходы бюджета - это экономические отношения, связанные с распределением денежных средств государства и их использованием по отраслевому, ведомственному, целевому и территориальному назначению в соответствии с бюджетной классификацией.

Бюджет необходим каждому  государству для удовлетворения его объективных потребностей в  денежном фонде, служащем в выполнении экономической, социальной и политической функции. Бюджет любого государства включает одни и те же категории: налоги, займы, доходы, расходы и т.д., содержание которых не изменяется при переходе от одной общественно-экономической формации к другой. Данное обстоятельство позволяет определить бюджет как экономическую категорию и центральное звено системы финансов для осуществления задач и функций государства.

Главное назначение всех бюджетов - финансовое обеспечение  выполнения функций, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов.

Бюджет является сметой доходов и расходов. Они разнообразны по своему составу, источникам, направлениям использования. Для того, чтобы существовала целостность бюджетной системы, они классифицируются. Для группировки  расходов и доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов бюджета, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы применяется бюджетная классификация. Таким образом, её можно назвать группировкой бюджетных доходов и расходов по однородным признакам. Группировки и принципы построения определяются социально - экономическими содержаниями бюджетных доходов и расходов, структурой народного хозяйства, системой управления государством. [6, с. 168]

Целью данной курсовой работы является проведение исследования сущности расходов федерального бюджета и  рассмотрение их классификации.

Цель исследования, в  свою очередь, определяет конкретные его задачи, основными из которых являются:

- представить понятие  расходов федерального бюджета;

- рассмотреть формирование  расходов бюджетов;

- определить, какие виды  расходов финансируются исключительно  из федерального бюджета;

- раскрыть систему  бюджетных расходов;

- рассмотреть, в каких  формах осуществляется предоставление  средств из бюджетов;

- изучить классификацию  расходов бюджетов РФ;

- проанализировать состав  и структуру бюджетных расходов.

 

 

  1. Роль расходов бюджета в макроэкономическом регулировании.

 

Понятие «бюджет» трактуется двояким образом: 
Во-первых, как совокупность денежных средств, которыми располагает экономический субъект. 
Во-вторых, как соотношение доходов или как баланс денежных средств, характеризующих их поступления и расходы в течение определенного периода (обычно года). 
Оба эти определения применимы к понятию «государственный бюджет». 
Прежде всего государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств, необходимых государству для выполнения своих экономических, социальных и политических функций. 
Очевидно, что эти средства государству должны откуда-то поступать и на что- то расходоваться. При этом государству в отличие от других субъектов должны быть хорошо известны источники поступлений средств и адреса расходов. Вот почему формирование госбюджета связано с составлением ежегодной сметы доходов и расходов государства. Такая смета воплощается в финансовом плане, в котором с учетом текущего состояния экономики и ее перспектив, а также стоящих перед ним задач, определяется объем поступлений в государственную казну, их источник и основные направления использования бюджетных средств. Так что госбюджет предстает как основной финансовый план государства. 
Вначале этот план существует в виде проекта, который составляется министерством финансов и выносится на обсуждение высшего законодательного органа (такого, как Дума в России). В него вносятся поправки, которые согласовываются, затем бюджетутверждается и становится законом. Тем самым государственный бюджет предстает как законодательно утвержденный основной финансовый план государства. 
После того как госбюджет принят, начинается его исполнение. С одной стороны, обеспечивается поступление денежных средств в централизованный фонд государства. Это называется исполнением статей доходов госбюджета. С другой стороны, средства централизованного фонда направляются по разным назначениям. То есть происходит исполнение статей расходов госбюджета. 
Следует отметить, что финансовые планы доходов и расходов составляются на разных уровнях государственной власти: местном (муниципальном), областном, республиканском, федеральном. Совокупность доходов и расходов на всех уровнях государственной власти образует консолидированный бюджет, или бюджетную систему государства. 
Тем самым действует принцип единства и самостоятельности бюджетов. Единство предполагает учет единых правил, форм и требований при формировании и использовании средств бюджета. Самостоятельность предполагает наличие собственных источников и собственных адресных расходов. 
Нередко в бюджете выделяются ассигнования на текущие (обязательные) расходы и на развитие, от которых можно отказаться, если нет средств.? 
Таким образом, в качестве финансового плана госбюджет состоит из двух частей: статей доходов и статей расходов. Если сумма расходов равна сумме доходов, то бюджет считается сбалансированным. Если доходы превышают расходы, то возникает профицит бюджета, если наоборот - есть превышение расходов над доходами - то это означает наличие бюджетного дефицита. Для поддержания стабильности в экономике правительство стремится к тому, чтобы дефицит госбюджета не превышал 10% ВВП страны. 
Обычно дефицит закладывается уже при составлении государственного бюджета. Наличие последнего является одной из причин инфляции, так как он обычно покрывается выпуском дополнительных денег в обращение. Доход, образующийся у государства в результате выпуска в обращение дополнительного количества денег, называется сеньорам. На протяжении 90-х гг. прошедшего века в России планировался дефицит госбюджета. Однако благоприятная конъюнктура на мировом рынке нефти способствовала тому, что с 2001 г. при формировании госбюджета стало закладываться превышение доходов над расходами. Так, в 2001 г. доходы были определены в размере 1 193 млрд р., а расходы - в 1 140 млрд р. Тем самым профицит составил 53 млрд р. На 2002 г. доходы госбюджета были запланированы в размере 1 998,42 млрд р., а расходы - 1 871,9 млрд. Профицит должен был составить 126,52 млрд р. 
Укрупненные статьи расходов госбюджета РФ на 2002 г. 
Считается, что профицит лучше дефицита, поскольку он сдерживает инфляционные процессы. Однако адекватную оценку госбюджету нельзя дать без рассмотрения структуры, определяемой в первую очередь статьями его расходов.  
Это отражает ориентированность госбюджета на международные финансовые организации, главным образом, на МВФ и Парижский клуб.? 
Видна также военно-бюрократическая направленность госбюджета, так как около 30% расходов связано с содержанием армии и государственного управленческого аппарата. Обнаруживается слабое влияние государства на экономику, что проявляется, во-первых, в том, что расходы госбюджета составляют всего 17,7% ВВП, во- вторых, в незначительности средств, направляемых государством на развитие экономики. Такой бюджет можно также охарактеризовать как либеральный, так как он предполагает минимальное вмешательство государства в экономику. Подобный характер госбюджета проявляется и в незначительности средств, выделяемых государством на воспроизводство человеческого капитала.

Совокупность всех финансовых отношений в обществе образует финансовую систему государства. Она состоит из следующих звеньев: государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. Ведущим звеном финансовой системы является государственный бюджет.

Государственный бюджет - это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.

Именно с помощью  бюджета государство имеет возможность  сосредоточивать финансовые ресурсы  на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

В самом общем виде государственным бюджетом можно  назвать план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона.

Расходы государственного бюджета показывают направления  и цели государственных ассигнований.

Все расходы можно  подразделить на следующие группы:

военные;

экономические;

на социальные цели;

на внешнеполитическую деятельность;

на содержание аппарата управления.

В современных условиях в связи с проведением активной государственной политики происходит значительное увеличение расходов государства. Рост государственных расходов был  предсказан немецким экономистом А. Вагнером, который сформулировал закон возрастающей государственной активности, в соответствии с чем государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее объемов национального дохода. Эти утверждения вошли в мировую экономическую науку под названием закона Вагнера.

Доходы государственного бюджета формируются за счет:

налогов, взимаемых как  центральными, так и местными органами власти;

неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

доходов целевых бюджетных  фондов.

Налоговые доходы составляют около 84% Федерального бюджета РФ, неналоговые  доходы - 7%, доходы целевых бюджетных  фондов - 9%. Следовательно, основным источником доходов государственного бюджета являются налоги.

Важнейшая задача исполнения бюджета-обеспечение полного и  своевременного поступления налогов  и других платежей и доходов в  целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.

Расходы бюджета –  это денежные средства,направленные на финансовое обеспечение задач  и функций государственного и  местного самоуправления.

Поскольку государству  необходимо, прежде всего, обеспечить стабильность в обществе, то основными  направлениями расходов являются: правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели.

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

обеспечение деятельности Президента, Федерального Собрания, Счетной  палаты,Центральной избирательной  комиссии, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное  управление;

функционирование федеральной  судебной системы;

осуществление международной  деятельности в общефедеральных  интересах(культурное, научное и  информационное сотрудничество, взносы в международные организации);

национальная оборона  и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

поддержка атомной энергетики;

ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

исследование и использование  космического пространства;

содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности  или в ведении органов государственной  власти;

формирование федеральной собственности;

обслуживание и погашение  государственного долга РФ;

пополнение государственных  запасов драгоценных металлов и  драгоценных камней, государственного материального резерва;

проведение выборов  и референдумов;

федеральная инвестиционная программа;

финансовая поддержка  субъектов Российской Федерации;

официальный статистический учет.

В зависимости от влияния  на процесс расширенного воспроизводства  бюджетные расходы делятся на:

§ текущие (на обеспечение  текущих потребностей);

§ капитальные (на инвестиционные нужды) или бюджет развития.

К бюджету текущих  расходов относятся расходы на текущее  содержание и капитальный ремонт(восстановительный) ЖКХ, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры,физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития.

К бюджету развития относятся  ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные расходы на расширенное воспроизводство. Именно этот бюджет определяет масштабы и скорость перевооружения производства, НИОКР.

Средства из бюджета  развития используются на конкурсной, возвратной, срочной и платной  основах для реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих структурную перестройку экономики.

Расходы государства  в сфере материального производства занимают наибольшую долю в расходной  части как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов федераций  и местных бюджетов.

Состав затрат на социально-культурные мероприятия включают ассигнования на образование и науку, здравоохранение  и физическую культуру, на культуру и искусство, средства массовой информации, на реализацию социальной политики.

Размер бюджетных ассигнований на оборону зависит от международной обстановки, проводимой политики и экономических возможностей государства.

Расходы на управление включают бюджетные ассигнования на содержание органов государственной власти и управления, суда и прокуратуры, правоохранительных органов.

Среди других расходов федерального бюджета особое место занимают затраты  по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга.

В составе доходов  и расходов федерального бюджета  выделены следующие целевые бюджетные  фонды:

- Федеральный дорожный  фонд РФ;

- Фонд развития таможенной  системы;

- Фонд воспроизводства  минерально-сырьевой базы;

- Фонд развития федеральной  пограничной службы;

- Фонд Министерства  РФ по атомной энергии;

- Федеральный фонд  МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ;

- Федеральный экологический  фонд;

- Государственный фонд  борьбы с преступностью.

Целевые бюджетные фонды  гарантируют с большей надежностью  их использование по назначению.

Через бюджетные расходы  финансируются бюджетополучатели  – организации производственной и непроизводственной сферы. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Распределение расходов по уровням бюджетной системы

Информация о работе Экономическая сущность и содержание расходов бюджетов РФ, их классификация