Экономическая сущность государственной пошлины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 20:02, контрольная работа

Краткое описание

Экономическая сущность государственной пошлины. Органы и лица, взимающие государственную пошлину. Понятие юридически значимого действия. Элементы государственной пошлины: плательщики, налоговые льготы, налоговые ставки, порядок исчисления и уплаты. Учет пошлины. Особенности исчисления и уплаты госпошлины в судах и при совершении нотариальных действий.

Вложенные файлы: 1 файл

КР ПМ 03.docx

— 75.03 Кб (Скачать файл)

 

Департамент образования и науки Кемеровской области

Государственное  бюджетное образовательное учреждение 
среднего профессионального образования

Междуреченский горностроительный техникум

 

 

 

 

                          КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

 

по  дисциплине

ПМ – 03, МДК 03.01.

 

 

Шифр 8

 

 

Проверил

преподаватель

Выполнил

студент гр. ЭКА 11/з              

  Якушенко С.А

Карпова И.Ю


 

 

 

 

Экономическая сущность государственной пошлины. Органы и лица, взимающие государственную пошлину. Понятие юридически значимого действия. Элементы государственной пошлины: плательщики, налоговые льготы, налоговые ставки, порядок исчисления и уплаты. Учет пошлины. Особенности исчисления и уплаты госпошлины в судах и при совершении нотариальных действий.

Сущность государственных пошлин - заключается в том, что органы государственной власти и государственного управления Российской Федерации, их центральные и местные учреждения по роду своей деятельности обязаны оказывать ряд услуг юридическим и физическим лицам за плату в порядке взимания установленной законом государственной пошлины.

Введенная с 1 января 2005 года глава 25.3 НК РФ объединила в себе как платежи, которые ранее уплачивали в соответствии с Законом РФ от 9 декабря 1991 г . «О государственной пошлине» так и большинство действующих сборов (например, лицензионные сборы). С 1 января 2005 года все они именуются государственной пошлиной. А название «сбор» сохранил только один - сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов. Напомним, что статьи 12-15, 18 НК РФ, устанавливающие виды и перечень налогов и сборов в РФ, действуют с 1 января 2005 года. До 1 января 2005 года виды и перечень налогов и сборов установлены статьями 19-21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г . № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную  стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы  физических лиц;

4) единый социальный  налог;

5) налог на прибыль  организаций;

6) налог на добычу  полезных ископаемых;

7) налог на наследование  или дарение;

8) водный налог;

9) сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных, биологических ресурсов;

10) государственная  пошлина.

Государственная пошлина зачисляется в федеральный бюджет по делам, рассматриваемым арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ. В остальных случаях государственная пошлина зачисляется в доход местных бюджетов. Денежные средства вносимые в виде налогов не имеют целевого назначения, они поступают в бюджет и направляются на нужды государства.

Государственная пошлина относится к налогам со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера.

Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, за счет которого содержится оборонная система страны, силы правопорядка, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

Плательщиком

государственной пошлины могут выступать как юридические, так и физические лица (граждане России, иностранцы, лица без гражданства). Если за совершением юридически значимого действия или за выдачей документа одновременно обратилось несколько лиц, государственная пошлина уплачивается в полном размере одним из них либо по договоренности несколькими лицами в согласованных между ними долях.

Законодательством предусмотрены случаи, когда круг плательщиков государственной пошлины устанавливается самим органом, совершающим юридически значимое действие. Например, решением суда о расторжении брака государственная пошлина за регистрацию расторжения брака может взиматься с одного или обоих супругов.

Объектом

взимания государственной пошлины выступает совершение юридически значимых действий или выдача документов. Их перечень установлен в НК РФ: исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ, выдача указанными судами документов, совершение нотариальных действий, государственная регистрация актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами ЗАГС, рассмотрение и выдача документов, связанных с приобретением российского гражданства и выходом из него. Помимо этих случаев государственная пошлина взимается также и в некоторых других: за регистрацию российских граждан по месту их жительства, за внесение изменений или исключение записи о национальной принадлежности российских граждан в паспортах и других документах, удостоверяющих личность, за государственную регистрацию договора о залоге недвижимого имущества и т.д. Государственная пошлина уплачивается и за выдачу лицензий на пользование животным миром.

Экономическое содержание государственной пошлины

Размер государственной пошлины устанавливается в твердых ставках (простая государственная пошлина) или в процентах к сумме, указанной в документе (пропорциональная и прогрессивная государственная пошлина).

Для устранения инфляционного влияния на размер государственной пошлины ее твердая ставка привязалась к минимальному размеру оплаты труда. В настоящее время в РФ наблюдается тенденция на изменение величин МРОТ, но коснется ли это изменение тех нормативных актов, где фигурировали конкретные суммы привязанные к размеру МРОТ, пока неизвестно.

Пропорциональная ставка государственной пошлины устанавливается в едином проценте от суммы договора, иска, размера наследственной массы и т.д.

Ставка может расти по мере увеличения размера объекта взимания государственной пошлины (прогрессивная государственная пошлина). В отношении исковых заявлений имущественного характера, рассматриваемых в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, применяется сложная прогрессия: объект взимания государственной пошлины (сумма иска) делится на части (ступени), каждая из которых облагается своей ставкой, так что повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а только к части, превышающей предыдущую ступень.

Размеры пропорциональных и прогрессивных государственных пошлин могут ограничиваться пределами:

а) минимальными (за нотариальное удостоверение договоров поручительства — 0,5% суммы, на которую принимается обязательство, но не менее двукратного размера минимального размера оплаты труда);

б) максимальными (по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, с исковых заявлений имущественного характера при цене иска свыше 1 млн. руб. — 16 млн. 600 тыс. руб. + 0,5% суммы свыше 1 млн. руб., но не свыше 100000 руб.).

Размер государственной пошлины может ставиться в зависимость от того, кто ее уплачивает. За государственную регистрацию договора о залоге недвижимости граждане уплачивают двукратный, а юридические лица — пятикратный размер минимальной оплаты труда. За выдачу свидетельства о праве на наследство наследники первой очереди уплачивают государственную пошлину в размере 1% стоимости наследуемого имущества, все другие наследники — 2%.

Особое внимание следует обратить на наделение отдельных государственных органов и должностных лиц дискреционными (т.е. реализуемыми по своему усмотрению) полномочиями по установлению размера государственной пошлины. Так, за составление нотариусом проекта сделки, предмет которой не подлежит оценке, взимается государственная пошлина в сумме от одного до трех минимальных размеров оплаты труда. За государственную регистрацию расторжения брака по решению суда величина пошлины может составить от двух до трех минимальных размеров оплаты труда (с одного или обоих супругов). В Федеральном Конституционном законе «О Конституционном Суде РФ» предусмотрено (ч.2, ст.39)[7], что этот государственный орган своим решением может освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер.

 Размеры государственной пошлины  по делам, рассматриваемым в судах  общей юрисдикции, мировыми судьями

По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

1) при  подаче искового заявления имущественного  характера, подлежащего оценке, при  цене иска:

до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;

от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;

от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;

от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;

свыше 1 000 000 рублей - 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей;

2) при  подаче заявления о вынесении  судебного приказа - 50 процентов  размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового  заявления имущественного характера;

3) при  подаче искового заявления имущественного  характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления  неимущественного характера:

для физических лиц - 200 рублей;

для организаций - 4 000 рублей;

4) при  подаче надзорной жалобы - в размере  государственной пошлины, уплачиваемой  при подаче искового заявления  неимущественного характера;

5) при  подаче искового заявления о  расторжении брака - 400 рублей;

6) при  подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных  правовых актов органов государственной  власти, органов местного самоуправления  или должностных лиц:

для физических лиц - 200 рублей;

для организаций - 3 000 рублей;

7) при  подаче заявления об оспаривании  решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных  или муниципальных служащих, нарушивших  права и свободы граждан или  организаций, - 200 рублей;

8) при  подаче заявления по делам  особого производства - 200 рублей;

9) при  подаче апелляционной жалобы  и (или) кассационной жалобы - 50 процентов  размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче  искового заявления неимущественного  характера;

10) при  подаче заявления о повторной  выдаче копий решений, приговоров, судебных приказов, определений  суда, постановлений президиума  суда надзорной инстанции, копий  других документов из дела, выдаваемых  судом, а также при подаче заявления  о выдаче дубликатов исполнительных  документов - 4 рубля за одну страницу  документа, но не менее 40 рублей;

11) при  подаче заявления о выдаче  исполнительных листов на принудительное  исполнение решений третейского  суда - 1 500 рублей;

12) при  подаче заявления об обеспечении  иска, рассматриваемого в третейском  суде, - 200 рублей;

13) при  подаче заявления об отмене  решения третейского суда - 1 500 рублей;

14) при  подаче заявления по делам  о взыскании алиментов - 100 рублей. Если судом выносится решение  о взыскании алиментов как на содержание детей, так и на содержание истца, размер государственной пошлины увеличивается в два раза;

15) при  подаче заявления о присуждении  компенсации за нарушение права  на судопроизводство в разумный  срок или права на исполнение  судебного акта в разумный  срок:

для физических лиц - 200 рублей;

для организаций - 4 000 рублей.

(пп. 15 введен Федеральным законом от 30.04.2010 N 69-ФЗ)

(п. 1 в  ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

2. Положения  настоящей статьи применяются  с учетом положений статьи 333.20 настоящего Кодекса.

Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций

 

 

От уплаты государственной пошлины, установленной настоящей главой, освобождаются:

1) органы управления  государственными внебюджетными  фондами Российской Федерации, казенные  учреждения, редакции средств массовой  информации, за исключением средств  массовой информации рекламного  и эротического характера, общероссийские  общественные объединения, религиозные  объединения, политические партии - за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений;

2) суды общей  юрисдикции, арбитражные суды и  мировые судьи - при направлении (подаче) запросов в Конституционный  Суд Российской Федерации;

3) суды общей  юрисдикции, арбитражные суды и  мировые судьи, органы государственной  власти субъекта Российской Федерации - при направлении (подаче) заявлений  в конституционные (уставные) суды  субъектов Российской Федерации;

4) федеральные органы  государственной власти, органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органы  местного самоуправления при  их обращении за совершением  юридически значимых действий, установленных  настоящей главой, за исключением  случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса;

5) Центральный банк  Российской Федерации - при государственной  регистрации выпусков (дополнительных  выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется  им в целях реализации единой  государственной денежно-кредитной  политики в соответствии с  законодательством Российской Федерации;

6) организации - при  государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных  ценных бумаг, эмиссия которых  осуществляется ими в целях  реструктуризации долговых обязательств  перед бюджетами всех уровней (в период действия договора  о реструктуризации таких обязательств), в случае, если такие ценные  бумаги переданы и (или) обременены  в пользу уполномоченного органа  исполнительной власти на основании  договора о погашении задолженности  по платежам в бюджеты всех  уровней;

Информация о работе Экономическая сущность государственной пошлины