Экономика сферы бытовых услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 14:44, реферат

Краткое описание

Бытовые услуги отличаются от других услуг высоким уровнем разнообразия (гетерогенности). Бытовое обслуживание включает в себя огромное число видов и подвигов услуг, которые характеризуются неодинаковостью техники и технологии, различным уровнем трудоемкости, капиталоемкости, энерго- и материалоемкости.
Диапазон видов бытовых услуг огромен. С одной стороны, некоторые производственные виды бытовых услуг (например, ремонтно-строительные услуги) по технико-технологическим параметрам и фондоемкости приближаются к транспортно-коммуникационным и коммунальным услугам, с другой стороны, имеют немало непроизводственных видов услуг (например, услуги по маркетингу), которые в технико-технологическом и экономическом отношении близки услугам розничной торговли и внедомашнего питания.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика сферы платных услуг.docx

— 31.14 Кб (Скачать файл)

    Кроме того, в нашей стране необходимость  выживаемости предприятий бытового обслуживания заставляет их идти на более сильную, чем на Западе, диверсификацию, когда наряду с основной профильной деятельностью широко развиваются другие непрофильные виды деятельности, приносящие дополнительный доход. Но диверсификация, переходящая пределы и критическую черту, при водит к перепрофилированию предприятия. Ныне действующее законодательство в области приватизации предоставляет предприятиям большую свободу выбора деятельности и обязывает только в течение первых 2 — 3 лет оказывать услуги по профилю приватизированного предприятия.

    Однако  до тех пор, пока значительная часть  населения российского общества будет малообеспеченной, без сильной государственной поддержки предприятий обычного типа невозможен подъем сферы бытового обслуживания России.

    Государственная поддержка предприятий сферы  быта может существовать в следующих формах: налоговых льгот и льготного кредита, субсидирования населения и дотации населения. Налоговые льготы являются наиболее гибкой и весьма децентрализован ной формой государственной поддержки, но ее многоканальность требует высокого уровня организации работы налоговых служб и совершенного налогового законодательства, не допускающего возможности массового злоупотребления налоговыми льготами и ук рытия о*г налогов. Налоговая политика государства становится важным инструментом экономической поддержки малого предпринимательства в сфере бытового обслуживания.

    Однако  в условиях снижения спроса на услуги в связи с уменьшением реальных доходов населения приобретает большое значение стимулирование спроса государством с помощью дотации предприятий и населения. Дотация предприятий и населения предполагает наличие социального норматива. В сфере бытовых услуг им является обязательный перечень услуг, входящий в гарантированный государством социальный прожиточный минимум (минимальную потребительскую корзину).

    Дотация предприятиям, оказывающим социально гарантированный перечень услуг, обеспечивает их потребление всеми социальными слоями населения, включая как высокообеспеченные, так и малообеспеченные. Предприятия, оказывающие услуги по низ ким и льготным ценам, получают дотацию из государственного и местного бюджета. Однако такой метод дотирования предприятий является малоэффективным, особенно когда доля малообеспеченных слоев населения невелика. От такой формы дотации выигрывают средне- и высокооплачиваемые слои населения и она ограниченно используется в развитой рыночной экономике. Основной формой дотации являются целевые,  адресные выплаты малоимущим слоям населения, как правило, предоставляемые в натуральной форме, что исключает возможность расходования дотаций на другие нужды.

    Наибольшее  распространение получили дотации  населения в

виде денежных субсидий на ритуальные услуги, выдаваемые в соответствии с предоставленными документами, подтверждающими их целевое использование, и субсидии в виде талонного (карточного) распределения ряда бытовых услуг—прачечных, услуг бань, парикмахерских и т. д.

    В условиях России, когда малообеспеченность населения представляет собой массовое явление, дотация населения по сравнению с дотацией производства теряет свои преимущества, поскольку велики административные издержки на оформление документов, дающих право на потребление социально значимых благ. В перспективе, с ростом благосостояния народа и сокращением подоходной дифференциации, превращением малообеспеченных групп населения в малочисленный маргинальный слой общества в финансовой политике российского государства будет сокращаться роль дотации предприятиям и возрастать значимость дотации населению в активизации спроса на услуги предприятий обычного типа. 
 
 
 
 


Информация о работе Экономика сферы бытовых услуг