Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 16:00, доклад
Ни для кого не секрет, что вопросы установления границ муниципальных образований на протяжении нескольких последних лет становятся особенно острыми, что в первую очередь связано с проводимой административной реформой РФ, ведением реестров объектов недвижимости и прав на них, вопросами территориального планирования и т.д.
Установление границ муниципальных образований является одним из условий существования современных мегаполисов, и это требование отражено, как в федеральном, так региональном законодательстве.
Как уже отмечалось, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" субъекты Российской Федерации должны установить границу муниципальных образований в виде картографического описания, однако в действующем федеральном законодательстве не содержится ни определения картографического описания, ни требований к его содержанию, форме и порядку составления, поэтому оно может быть выполнено с учетом сложившейся практики в каждом субъекте Российской Федерации.
Согласно информации о результатах проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации законодательства в части обеспечения исполнения полномочий органами местного самоуправления, проведенной в 2006 году Контрольным управлением Президента Российской Федерации, за четыре года утверждены в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства только 37,4 процентов границ муниципальных образований. В Северо-Западном федеральном округе границы более 80 процентов муниципальных образований утверждены лишь в виде картографического описания, в Центральном федеральном округе – около 50 процентов, что не соответствует требованиям вышеназванного Федерального закона.
Перед органами государственной власти субъектов Российской Федерации встает ряд проблем, связанных с отсутствием в градостроительном и земельном законодательстве прямых требований к описанию границ муниципальных образований.
Основные требования к срокам и процедуре установления границ муниципальных образований определены пунктом 1 части 1 и частью 3 статьи 85 Федерального закона.
Во-первых, границы устанавливаются в соответствии с требованиями Федерального закона, изложенными как в его Переходных положениях, так и в главе 2, закрепляющей принципы территориальной организации местного самоуправления.
Во-вторых, Федеральный
закон позволяет разбить
Вторым этапом
предусматривается
Принимая во внимание масштабы проводимой реформы местного самоуправления и ограниченные сроки Переходных положений Федерального закона, практически все субъекты Российской Федерации на первом этапе утвердили границы муниципальных образований в виде картографического описания.
Отсутствие
в современном федеральном
В соответствии с Законом Московской области "О порядке установления границ муниципальных образований Московской области и наделения их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района" под картографическим описанием границ муниципального образования понимается план (карта) границ муниципального образования с приложением отраженных в текстовой форме сведений о границах муниципального образования, а также описания ориентиров местности, по которым проходят границы муниципального образования.
Чтобы установить
границы муниципальных образова
Инициаторами установления или изменения границы могут выступать члены местного сообщества, органы местного самоуправления, губернатор Московской области и Московская областная Дума. При этом обязательно учитываются мнение населения, принцип равноправия муниципальных образований, социально-экономические последствия установления и изменения границ, а также исторические и местные традиции.
Также необходимо составить план (карту) на бумажном носителе, отображающий в графической форме границу территории муниципального образования и все существующие на настоящий момент границы муниципального образования с указанием узловых и поворотных точек (рис.2).
рис.2
Площадь территории Раменского муниципального района составляет 141412 га.
Описание границ муниципальных образований произведено согласно цифровым обозначениям в направлении север - восток - юг - запад.
Граница Раменского муниципального района определяется следующим образом:
от узловой точки 70, являющейся пересечением западной и южной границ садоводческого некоммерческого товарищества (далее - СНТ) «Гея» (поле 9) (пересечение границ Люберецкого района, Балашихинского района, Раменского района), граница проходит 900 м на восток по северной границе территории открытого акционерного общества (далее - ОАО) «Племзавод Родники» (точка 2).
Как видно из примера, основным способом представления информации о границах является словесное указание на объекты местности и границы крупных землепользователей, данные о которых получены с мелкомасштабного неактуального картографического материала. Разумеется, говорить об однозначности восприятия границ при этом не приходится, также как о возможности использования данных материалов для территориального планирования, ведения Государственного кадастра объектов недвижимости и прочее. Значение этой неоднозначности может достигать порядка 500 – 1000 метров.
Узловой точкой границы муниципального образования является точка пересечения границ трех и более кадастровых районов на территории муниципального образования. Если граница одного муниципального образования соприкасается с другим муниципальным образованием или одно муниципальное образование расположено внутри другого муниципального образования, то за узловую принимается точка, характерная для обоих муниципальных образований. На плане (карте), отображающем в графической форме границы муниципального образования, должны быть пронумерованы все узловые точки. Нумерация узловых точек является сквозной. За узловую точку №1 муниципального образования принимается узловая точка, имеющая наименьшее значение. Точка № 2 присваивается следующей в порядке возрастания узловой точке кадастрового района.
В соответствии с Приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Московской области от 24 августа 2001 г. № 45 "Об описании границ между кадастровыми округами и внесении изменений в Приказ Мособлкомзема от 21.08.2001 № 43" утверждена схема расположения кадастровых районов, в соответствии с которой каждому кадастровому району присваивается необходимое количество узловых точек.
Прохождение линии границы между смежными кадастровыми округами отражались на основе топографической карты масштаба 1:100 000, при этом очень сложно говорить о какой-либо точности выполнения работ.
После того
как пронумерованы узловые
Текстовое описание границ муниципального образования составляется по узловым и поворотным точкам. Сведения о границе муниципального образования должны были позволить определить положение на местности границы относительно однозначно понимаемых и отражаемых на плановых материалах элементов местности. Если граница муниципального образования проходила по базисам кадастрового деления (крупные линейные природные объекты (живые урочища), просеки в лесу, железные, автомобильные дороги, наземные трубопроводы, улицы, проезды), то координаты узловых и поворотных точек не определялись и не указывались.
При установлении границ муниципального образования необходимо учитывать и то, что если муниципальное образование - городское поселение - не имеет утвержденного генерального плана либо его сложившаяся территория выходит за пределы городской черты, а также если между данным муниципальным образованием и смежными с ним другими муниципальными образованиями имеются не разрешенные в судебном порядке споры по территориям, границы соответствующего городского поселения утверждаются на основании исторически сложившейся территории, а также в соответствии с границами земельных участков, выделенных для городской застройки, и территорий, предназначенных для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры муниципального образования, а также в соответствии с границами территорий и земельных участков, которые определены правовыми актами, устанавливающими принадлежность оспариваемых территорий и земельных участков к территории муниципального образования.
Когда границы округов не проходят непосредственно по границе предприятий – внутреннее территориальное межевание района (деление на сельские округа) не имеет никакого официального статуса, границы обозначены только на графических материалах в схематическом виде.
В настоящее время самые высокие требования предъявляются к точности земельных работ, выполняемых для определения площади и местоположения границ земельных участков. Как показывает практика, координаты точек границ земельного участка, содержащие ошибки величиной в десять сантиметров, не всегда обеспечивают требуемую точность вычисления его площади, а следовательно, и размера платежа за пользование землей, что неизбежно затрагивает интересы собственников земельных участков и, соответственно, бюджета муниципального образования.
Для того чтобы установить границы в натуре, необходимо затратить не только большое количество времени, но и огромные финансовые средства. Совокупные расходы на весь объем работ по составлению проектов установления границ муниципальных образований Минэкономразвития России оценивает в 300 - 400 млн. руб. для муниципальных районов, 556 млн. руб. для городских поселений и 1,98 млн. руб. для сельских поселений.
В настоящее время между муниципальными образованиями ведутся длительные судебные споры о принадлежности земельных участков. От того, где пройдет граница муниципального образования, зависит наполняемость бюджета. Это происходит потому, что границы муниципальных образований на местности не закреплены. Еще во времена царствования Екатерины II считалось, что граница - это не просто линия, проведенная на карте, а способ организации территории. Проводя ее тем или иным образом, можно управлять процессами, происходящими на территории. Удачно проведенная граница содействует поставленной перед ней цели, неудачно - мешает.
Уже отмечалось, что при действующим способе отражения границ на неактуальном картографическом материале, говорить об однозначности восприятия границ не приходится. Значение этой неоднозначности может достигать порядка 500 – 1000 метров.
Чтобы это утверждение не выглядело голословным, приведем некоторые примеры.
Согласно Закону Московской области № 99/2006 – ФЗ «О городском округе Балашиха и его границе» граница по описанию проходит по южной и западной границе территории Никольских бань. Согласно Закону Московской области № 179/2004 – ФЗ «О городском округе Реутове и его границе» граница согласно описанию проходит по северной границе территории Никольских бань Балашихинского района (рис.3).
Рис.3
В этом случае речь идет исключительно об ошибке составителей закона по городскому округу Балашиха, перепутавших север с югом, так как указанные бани в обоих законах именуются принадлежащими городскому округу Балашиха.
Однако есть не столь очевидные примеры. Согласно закону Московской области № 50/2005-ОЗ «О статусе и границе городского округа Химки» граница проходит на северо-восток, юго-восток по северной границе территории подсобного хозяйства «Шереметьево-5» ОАО «Международный аэропорт «Шереметьево», северо-западной, северной, восточной границам 78 квартала Лобненского лесопарка ГУ «Спецлесхоз Северный» (рис.4).
Рис.4
Разумеется, закон Московской области №198/2004-ОЗ «О статусе и границах Мытищинского муниципального образования и вновь образованных в его составе муниципальных образований» содержит координально противоположную трактовку прохождения границы.