Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 11:16, дипломная работа
Важность рассмотрения данного вопроса в том, что Китайская Республика единственная, из граничащих, Кыргызской Республикой страна, которая входит в ВТО. Членство двух стран в ВТО, способствовали развитию торгово-экономических отношений.
Также рассмотрена внешнеторговая деятельность Кыргызской Республики с Китайской Народной Республикой, проведен анализ торговли товарами Кыргызской Республики с Китаем, рассмотрены проекты, которые были профинансированы китайской стороной.
В товарной структуре импорта с 1995 года на протяжении десятилетия доли сырья, готовой продукции и машин отличались стабильностью. Доля сырья находится на уровне 20% (увеличившись до 23,6% в 2006 г.), готовой продукции - 80, из них машин и оборудования - 45%. Доля продукции машиностроения в 2000-е годы возросла на 5% (до 45,1% в 2008 году) в основном благодаря импорту новейшего оборудования из-за рубежа.
Доля сырья в последние
годы имеет тенденцию к
Высокая доля машин и оборудования присутствует как в импорте, так и экспорте, что свидетельствует о постепенном переходе Китая на интенсивный путь развития. Для страны эта тенденция является положительной, так как в середине 1990-х годов согласно статистике КНР закупала оборудования в 2 раза больше, чем вывозила за рубеж, т. е. налицо была техническая отсталость страны. Сейчас происходит обмен Китаем этой продукцией с зарубежными странами. При этом спектр вывозимой продукции достаточно широк.
Почти половина экспорта Китая (42,7%) приходится на машины и электрооборудование (включая бытовые приборы). На втором и третьем местах продукция текстильной и металлургической промышленности (14,3 и 8,8%). Если анализировать экспорт по товарным позициям внутри каждой из отраслей, то в вывозе текстильных товаров преобладает одежда (9,1% всего экспорта), в продукции металлургии основная доля приходится на чугун, сталь и продукцию из них (5,4%). В категории транспортных средств большое значение имеет экспорт автомобилей и запчастей к ним (2,3%). Производство машиностроительной продукции включает в себя, в частности, такие разные сферы, как промышленное оборудование, бытовое и точное машиностроение. Для китайского машиностроения в целом характерна высокая динамика развития. Это касается производства как некоторых видов машин для тяжелой промышленности, так и бытовой техники и электроники.
За 2004 – 2008 годы среднегодовые темпы прироста выпуска оборудования для горнодобывающей отрасли и электроэнергетики достигли 60%. Из продукции других отраслей машиностроения наиболее быстрыми темпами увеличивается производство кондиционеров и продукции высоких технологий - интегральных схем и мобильных телефонов. Выпуск кондиционеров в 1996-2007 годы возрастал в среднем на 25,8% ежегодно, в итоге за десятилетие он увеличился в 10 раз. Производство другой бытовой техники отличалось более умеренной динамикой. Среднегодовые темпы роста выпуска стиральных машин составили 10,5%, холодильников - 13,8, цветных телевизоров - 16,1%, в результате чего производство за весь период возросло в 3-4 раза.
Производство интегральных схем в течение 1996-2007 годов увеличилось в 4,9 раза, выпуск мобильных телефонов фактически отсутствовал до 2001 года, но за 2001-2008 годы возрос с 52 до 300 млн. шт., т. е. в 5,8 раза. Объем производства увеличился в 96,7 раза - с 830 тыс. шт. в 1995 году до 80 млн. шт. в 2008 году.
Другие товарные группы, обеспечивающие основной объем экспорта Китая, - одежда, химическая продукция, чугун и сталь, пластмасса и каучук, обувь, автомобили.
Таким образом, необходимо более подробно исследовать развитие китайской текстильной промышленности, химии, черной металлургии и автомобилестроения.
Внутри страны производятся в значительных объемах и ткань, и готовая одежда. Одним из основных показателей способности страны самостоятельно производить продукцию служит уровень вертикальной специализации. Он измеряется долей компонентов иностранного происхождения в экспортируемой готовой продукции. По данным ВТО, в Китае уровень вертикальной специализации в текстильной промышленности составляет 6% при производстве готовой одежды и 8% в выпуске ткани. Это весьма нехарактерно для развивающихся стран. Большинству из них выгоднее участвовать в международном производстве текстильной продукции только на определенной стадии производства, поскольку таким способом легче конкурировать с другими странами на мировом рынке. В то же время Китай производит всю текстильную продукцию на всех стадиях на своей территории, что говорит о большой конкурентоспособности этой отрасли на мировом рынке.
Китайская текстильная промышленность является примером успешного функционирования отрасли при устойчивом возрастании ее конкурентоспособности в мире. Среднегодовые темпы прироста выпуска ткани за 1995-2007 годы составили 8,7%, причем до 2002 года они находились на уровне 5,5%, а начиная с 2002 по 2008 год достигли 14,4%.
Основными импортерами китайского текстиля являются США, страны ЕС, Япония и Австралия. Вступление в ВТО дало Китаю право воспользоваться смягчением условий по продвижению своей текстильной продукции на рынки развитых государств. Это позволило стране увеличить свою долю в общем объеме импортируемой ими текстильной продукции.
Обращает на себя внимание подавляющая доля китайской одежды в импорте Японии и Австралии, при этом она значительно увеличилась по сравнению с 1995 годом - на 16-18%. То же произошло в импорте текстиля в эти страны, в результате доля Китая в 2005 году достигла 66,5 и 35,2% соответственно. Доля китайской продукции в торговле с США и ЕС значительно меньше, однако она также изменилась в сторону увеличения, особенно во ввозе одежды в страны ЕС (с 14 до 20%). В 1997 году, когда Китай еще не был членом ВТО, странами ЕС и США применялась система импортных квот в отношении китайских товаров. Входной барьер на рынок США был эквивалентен ввозному тарифу величиной 20% в торговле текстилем и тарифу 33% в торговле одеждой; для ЕС - 12 и 15% соответственно. Такие высокие защитные меры сдерживали динамику экспорта Китая в эти страны. После вступления страны в ВТО в импорте ЕС в 2005 году. доля китайской одежды в 2 раза превысила долю находящейся на втором месте Турции (20% против 10% соответственно).
Таблица 614
Направления экспорта по странам млн. долл. США.
(лидирующие 10стран в экспорте Китая)
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Всего экспорт: |
325783 |
438486 |
593495 |
762648 |
969803 |
1218700 |
1485260 |
США |
70064 |
92633 |
125155 |
163348 |
203898 |
233181 |
273129 |
Гонконг |
58483 |
76289 |
100878 |
124505 |
155435 |
184289 |
201781 |
Япония |
48483 |
59423 |
73514 |
84097 |
91773 |
102116 |
120546 |
Корея |
15508 |
20096 |
27818 |
35117 |
44558 |
56129 |
75212 |
Германия |
11382 |
17536 |
23756 |
32537 |
40302 |
48729 |
61470 |
Нидерланды |
9070 |
13505 |
18519 |
25876 |
30843 |
41411 |
48522 |
Великобритания |
8059 |
10824 |
14968 |
18983 |
24159 |
31654 |
38360 |
Сингапур |
6969 |
8869 |
12687 |
16716 |
23188 |
29680 |
33375 |
Россия |
3522 |
6035 |
9103 |
13211 |
15829 |
28484 |
32624 |
Индия |
2673 |
3344 |
5927 |
8937 |
14588 |
24036 |
32362 |
После 2002 года экспорт Китаем текстильных товаров ежегодно увеличивался высокими темпами (на уровне 20%). В соответствии с соглашением по текстилю и одежде (АТС) с 1 января 2002 года развитыми странами были полностью отменены квоты на ввоз текстильных изделий, что еще более облегчило торговлю в этом сегменте развивающимся странам. В последние годы экспорт Китая в развитые страны развивался особенно динамично.
После вступления в ВТО Китай продолжает наращивать экспорт как текстиля, так и готовой одежды в США, ЕС и Японию. Среднегодовые темпы прироста в 2003-2008 годы на 4-10 процентных пунктов выше темпов 2000-2005 годах. Увеличение вывоза в США и ЕС опережает общую динамику экспорта этих товаров Китаем.
Значение китайского импорта заметно отличается в различных регионах мира. В США Китай значительно укрепил свои позиции, увеличив долю текстиля в американском импорте этой продукции с 14% в 2002 году до 26,9% в 2005 году, а готовой одежды – с 16 до 26,4%. В импорте одежды Японии доля китайских товаров возросла с 77,5 до 80,9% соответственно. В импорте ЕС доли, наоборот, несколько сократились: готовой одежды с 20 до 17,9%, текстиля – с 11 до 7,5%. Это связано с большой долей внутренней торговли стран ЕС: она составляет 67,5 и 44,9% текстиле и одежде соответственно, Китай же занимает первое место среди прочих стран-экспортеров. В импорте США и Японии китайская текстильная продукция уверенно лидирует.
Несмотря на бурный рост, текстильная промышленность Китая имеет ряд проблем. Одна из них – остаточные барьеры для проникновения на рынки развитых стран. Входные барьеры на рынки США и ЕС вызваны такими мерами, как квотирование и антидемпинговые расследования. Согласно двустороннему соглашению о вступлении Китая в ВТО, подписанному между Китаем и США, последние имеют право вводить квоты как исключительную меру для ограничения китайского импорта в случае нанесения большого вреда американской национальной промышленности. Это сдерживает динамику экспорта китайской текстильной продукции. Согласно статистике ВТО Китай занимает первое место по количеству антидемпинговых расследований и санкций. За 1995-2008 годы в отношении его было применено 29 антидемпинговых мер в области торговли текстильной продукцией, что составляет 18% мер, принятых против всех стран мира. Очевидно, что при ужесточении проводимой этими странами политики ограничения импорта в отношении китайских товаров страна потеряет важнейшие рынки сбыта и отрасли будет нанесен непоправимый урон.
Другой важной проблемой остается недостаточно высокое качество одежды. В настоящее время успешность отрасли основывается на использовании при производстве большого количества дешевой, неквалифицированной рабочей силы. Тем не менее, существует немало других стран в Азии и Латинской Америке, которые могут предоставить продукцию с низкой себестоимостью. Для достижения стратегической международной конкурентоспособности в этой отрасли Китаю необходимо повышать качество продукции и выводить собственные бренды на мировой рынок.
Таблица 715
Доля стран в импорте Китая млн.долл. США.
(10 лидирующих стран)
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Всего импорт: |
295440 |
412837 |
561423 |
660224 |
791795 |
956264 |
1191340 |
Япония |
53489 |
74151 |
94372 |
100468 |
115811 |
133903 |
148425 |
Корея |
28581 |
43135 |
62250 |
76874 |
89819 |
104045 |
121626 |
США |
27251 |
33939 |
44773 |
48995 |
59326 |
69998 |
80723 |
Германия |
16434 |
24341 |
30368 |
30668 |
37888 |
45422 |
55272 |
Малайзия |
9295 |
13987 |
18174 |
20108 |
23577 |
28737 |
34644 |
Австралия |
5852 |
7301 |
11553 |
16147 |
19195 |
25758 |
36685 |
Россия |
8405 |
9726 |
12130 |
15886 |
17539 |
19630 |
25384 |
Таиланд |
5599 |
8827 |
11542 |
13994 |
17962 |
22653 |
23245 |
Сингапур |
7054 |
10484 |
13997 |
16531 |
17675 |
17520 |
22102 |
Филиппины |
3217 |
6306 |
9059 |
12870 |
17676 |
23129 |
23363 |
Информация о работе Характеристика специализирующихся отраслей экономики КНР