Характеристика специализирующихся отраслей экономики КНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 11:16, дипломная работа

Краткое описание

Важность рассмотрения данного вопроса в том, что Китайская Республика единственная, из граничащих, Кыргызской Республикой страна, которая входит в ВТО. Членство двух стран в ВТО, способствовали развитию торгово-экономических отношений.
Также рассмотрена внешнеторговая деятельность Кыргызской Республики с Китайской Народной Республикой, проведен анализ торговли товарами Кыргызской Республики с Китаем, рассмотрены проекты, которые были профинансированы китайской стороной.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Белек.doc

— 614.50 Кб (Скачать файл)

В товарной структуре импорта с 1995 года на протяжении десятилетия доли сырья, готовой продукции и машин отличались стабильностью. Доля сырья находится на уровне 20% (увеличившись до 23,6% в 2006 г.), готовой продукции - 80, из них машин и оборудования - 45%. Доля продукции машиностроения в 2000-е годы возросла на 5% (до 45,1% в 2008 году) в основном благодаря импорту новейшего оборудования из-за рубежа.

 Доля сырья в последние  годы имеет тенденцию к увеличению, что необходимо Китаю для поддержания темпов производства и потребления на высоком уровне. Это в первую очередь касается импорта нефтегазовых ресурсов для развития химического производства и транспорта, высококачественного каменного угля для энергетической отрасли и железной руды для металлургии и автомобильной промышленности.

Высокая доля машин и оборудования присутствует как в импорте, так и экспорте, что свидетельствует о постепенном переходе Китая на интенсивный путь развития. Для страны эта тенденция является положительной, так как в середине 1990-х годов согласно статистике КНР закупала оборудования в 2 раза больше, чем вывозила за рубеж, т. е. налицо была техническая отсталость страны. Сейчас происходит обмен Китаем этой продукцией с зарубежными странами. При этом спектр вывозимой продукции достаточно широк.

Почти половина экспорта Китая (42,7%) приходится на машины и электрооборудование (включая бытовые приборы). На втором и третьем местах продукция текстильной и металлургической промышленности (14,3 и 8,8%). Если анализировать экспорт по товарным позициям внутри каждой из отраслей, то в вывозе текстильных товаров преобладает одежда (9,1% всего экспорта), в продукции металлургии основная доля приходится на чугун, сталь и продукцию из них (5,4%). В категории транспортных средств большое значение имеет экспорт автомобилей и запчастей к ним (2,3%). Производство машиностроительной продукции включает в себя, в частности, такие разные сферы, как промышленное оборудование, бытовое и точное машиностроение. Для китайского машиностроения в целом характерна высокая динамика развития. Это касается производства как некоторых видов машин для тяжелой промышленности, так и бытовой техники и электроники.

За 2004 – 2008 годы среднегодовые темпы прироста выпуска оборудования для горнодобывающей отрасли и электроэнергетики достигли 60%. Из продукции других отраслей машиностроения наиболее быстрыми темпами увеличивается производство кондиционеров и продукции высоких технологий - интегральных схем и мобильных телефонов. Выпуск кондиционеров в 1996-2007 годы возрастал в среднем на 25,8% ежегодно, в итоге за десятилетие он увеличился в 10 раз. Производство другой бытовой техники отличалось более умеренной динамикой. Среднегодовые темпы роста выпуска стиральных машин составили 10,5%, холодильников - 13,8, цветных телевизоров - 16,1%, в результате чего производство за весь период возросло в 3-4 раза.

Производство интегральных схем в течение 1996-2007 годов увеличилось в 4,9 раза, выпуск мобильных телефонов фактически отсутствовал до 2001 года, но за 2001-2008 годы возрос с 52 до 300 млн. шт., т. е. в 5,8 раза. Объем производства увеличился в 96,7 раза - с 830 тыс. шт. в 1995 году до 80 млн. шт. в 2008 году.

Другие товарные группы, обеспечивающие основной объем экспорта Китая, - одежда, химическая продукция, чугун и сталь, пластмасса и каучук, обувь, автомобили.

Таким образом, необходимо более подробно исследовать развитие китайской текстильной промышленности, химии, черной металлургии и автомобилестроения.

Внутри страны производятся в значительных объемах и ткань, и готовая одежда. Одним из основных показателей способности страны самостоятельно производить продукцию служит уровень вертикальной специализации. Он измеряется долей компонентов иностранного происхождения в экспортируемой готовой продукции. По данным ВТО, в Китае уровень вертикальной специализации в текстильной промышленности составляет 6% при производстве готовой одежды и 8% в выпуске ткани. Это весьма нехарактерно для развивающихся стран. Большинству из них выгоднее участвовать в международном производстве текстильной продукции только на определенной стадии производства, поскольку таким способом легче конкурировать с другими странами на мировом рынке. В то же время Китай производит всю текстильную продукцию на всех стадиях на своей территории, что говорит о большой конкурентоспособности этой отрасли на мировом рынке.

Китайская текстильная промышленность является примером успешного функционирования отрасли при устойчивом возрастании ее конкурентоспособности в мире. Среднегодовые темпы прироста выпуска ткани за 1995-2007 годы составили 8,7%, причем до 2002 года они находились на уровне 5,5%, а начиная с 2002 по 2008 год достигли 14,4%.

Основными импортерами китайского текстиля являются США, страны ЕС, Япония и Австралия. Вступление в ВТО дало Китаю право воспользоваться смягчением условий по продвижению своей текстильной продукции на рынки развитых государств. Это позволило стране увеличить свою долю в общем объеме импортируемой ими текстильной продукции.

Обращает на себя внимание подавляющая доля китайской одежды в импорте Японии и Австралии, при этом она значительно увеличилась по сравнению с 1995 годом - на 16-18%. То же произошло в импорте текстиля в эти страны, в результате доля Китая в 2005 году достигла 66,5 и 35,2% соответственно. Доля китайской продукции в торговле с США и ЕС значительно меньше, однако она также изменилась в сторону увеличения, особенно во ввозе одежды в страны ЕС (с 14 до 20%). В 1997 году, когда Китай еще не был членом ВТО, странами ЕС и США применялась система импортных квот в отношении китайских товаров. Входной барьер на рынок США был эквивалентен ввозному тарифу величиной 20% в торговле текстилем и тарифу 33% в торговле одеждой; для ЕС - 12 и 15% соответственно. Такие высокие защитные меры сдерживали динамику экспорта Китая в эти страны. После вступления страны в ВТО в импорте ЕС в 2005 году. доля китайской одежды в 2 раза превысила долю находящейся на втором месте Турции (20% против 10% соответственно).

Таблица 614

Направления экспорта по странам  млн. долл. США.

(лидирующие 10стран в экспорте Китая)

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Всего экспорт:

325783

438486

593495

762648

969803

1218700

1485260

США

70064

92633

125155

163348

203898

233181

273129

Гонконг

58483

76289

100878

124505

155435

184289

201781

Япония

48483

59423

73514

84097

91773

102116

120546

Корея

15508

20096

27818

35117

44558

56129

75212

Германия

11382

17536

23756

32537

40302

48729

61470

Нидерланды

9070

13505

18519

25876

30843

41411

48522

Великобритания

8059

10824

14968

18983

24159

31654

38360

Сингапур

6969

8869

12687

16716

23188

29680

33375

Россия

3522

6035

9103

13211

15829

28484

32624

Индия

2673

3344

5927

8937

14588

24036

32362


После 2002 года экспорт Китаем текстильных товаров ежегодно увеличивался высокими темпами (на уровне 20%). В соответствии с соглашением по текстилю и одежде (АТС) с 1 января 2002 года развитыми странами были полностью отменены квоты на ввоз текстильных изделий, что еще более облегчило торговлю в этом сегменте развивающимся странам. В последние годы экспорт Китая в развитые страны развивался особенно динамично.

После вступления в ВТО Китай продолжает наращивать экспорт как текстиля, так и готовой одежды в США, ЕС и Японию. Среднегодовые темпы прироста в 2003-2008 годы на 4-10 процентных пунктов выше темпов 2000-2005 годах. Увеличение вывоза в США и ЕС опережает общую динамику экспорта этих товаров Китаем.

Значение китайского импорта заметно отличается в различных регионах мира. В США Китай значительно укрепил свои позиции, увеличив долю текстиля в американском импорте этой продукции с 14% в 2002 году до 26,9% в 2005 году, а готовой одежды – с 16 до 26,4%. В импорте одежды Японии доля китайских товаров возросла с 77,5 до 80,9% соответственно. В импорте ЕС доли, наоборот, несколько сократились: готовой одежды с 20 до 17,9%, текстиля – с 11 до 7,5%. Это связано с большой долей внутренней торговли стран ЕС: она составляет 67,5 и 44,9% текстиле и одежде соответственно, Китай же занимает первое место среди прочих стран-экспортеров. В импорте США и Японии китайская текстильная продукция уверенно лидирует.

Несмотря на бурный рост, текстильная промышленность Китая имеет ряд проблем. Одна из них – остаточные барьеры для проникновения на рынки развитых стран. Входные барьеры на рынки США и ЕС вызваны такими мерами, как квотирование и антидемпинговые расследования. Согласно двустороннему соглашению о вступлении Китая в ВТО, подписанному между Китаем и США, последние имеют право вводить квоты как исключительную меру для ограничения китайского импорта в случае нанесения большого вреда американской национальной промышленности. Это сдерживает динамику экспорта китайской текстильной продукции. Согласно статистике ВТО Китай занимает первое место по количеству антидемпинговых расследований и санкций. За 1995-2008 годы в отношении его было применено 29 антидемпинговых мер в области торговли текстильной продукцией, что составляет 18% мер, принятых против всех стран мира. Очевидно, что при ужесточении проводимой этими странами политики ограничения импорта в отношении китайских товаров страна потеряет важнейшие рынки сбыта и отрасли будет нанесен непоправимый урон.

Другой важной проблемой остается недостаточно высокое качество одежды. В настоящее время успешность отрасли основывается на использовании при производстве большого количества дешевой, неквалифицированной рабочей силы. Тем не менее, существует немало других стран в Азии и Латинской Америке, которые могут предоставить продукцию с низкой себестоимостью. Для достижения стратегической международной конкурентоспособности в этой отрасли Китаю необходимо повышать качество продукции и выводить собственные бренды на мировой рынок.

Таблица 715

Доля стран в импорте Китая млн.долл. США.

(10 лидирующих стран)

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Всего импорт:

295440

412837

561423

660224

791795

956264

1191340

Япония

53489

74151

94372

100468

115811

133903

148425

Корея

28581

43135

62250

76874

89819

104045

121626

США

27251

33939

44773

48995

59326

69998

80723

Германия

16434

24341

30368

30668

37888

45422

55272

Малайзия

9295

13987

18174

20108

23577

28737

34644

Австралия

5852

7301

11553

16147

19195

25758

36685

Россия

8405

9726

12130

15886

17539

19630

25384

Таиланд

5599

8827

11542

13994

17962

22653

23245

Сингапур

7054

10484

13997

16531

17675

17520

22102

Филиппины

3217

6306

9059

12870

17676

23129

23363

Информация о работе Характеристика специализирующихся отраслей экономики КНР