Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:45, курсовая работа
В развитии внешнеэкономической деятельности особую роль играет государство. Это, в первую очередь, объясняется общими причинами, которые кроются в переходном характере российской экономики. Как известно, в периоды существенных изменений в экономических устоях общества активность государства в экономической сфере имеет значение, которое трудно переоценить. Цель курсовой работы - исследовать государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.
Введение
ГЛАВА 1. Внешнеэкономическая деятельность как объект государственного регулирования
1.1. Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности
1.2. Этапы реформирования ВЭД
1.3. Виды внешнеэкономической деятельности
ГЛАВА 2. Основные цели и задачи внешнеэкономической деятельности
2.1. Основные цели и задачи государственного регулирования ВЭД
2.2. Формы организации внешнеэкономической деятельности на уровне предприятия
2.3. Участники внешнеэкономической деятельности
ГЛАВА 3. Классификация субъектов внешнеэкономической деятельности в России, ее принципы
3.1. Принципы внешнеэкономической деятельности
3.2. Государственное регулирование внешнеэкономических связей
3.3. Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия
3.4. Методы государственного регулирования, используемые в международной практике
Заключение
Список используемой литературы
Если К > 1.0, анализируемое изделие превосходит по конкурентоспособности образец, если К = 1.0 – находится на одинаковом уровне и, если К < 1.0 – уступает ему.
Таким образом, улучшить интегральный показатель конкурентоспособности можно, увеличивая и/или уменьшая .
Величина экономических параметров определяется ценой изделия, расходами на его транспортировку, установку, обучение персонала. А так же эксплуатационными расходами, стоимостью ремонта, расходами на техническое обслуживание, налогами, страховыми взносами и так далее. Сумма всех этих затрат будет определять цену потребления, то есть все затраты потребителя в течение всего срока службы.
Цена потребления –
один из важнейших показателей
Виды операций во внешнеэкономической деятельности.
Предприятия осуществляют во внешнеэкономических отношениях ряд операций, которые можно классифицировать на 3 группы:
I. операции купли-продажи товаров;
II. операции купли-продажи услуг;
III. операции купли-продажи научно-технической продукции.
Операции купли-продажи товаров являются традиционными для практики внешнеторговых организаций в нашей стране.
Сделки по купле-продаже
товаров предполагают, что продавец
обязуется передать товар в
собственность покупателя в
Основными видами операций купли-продажи являются:
1. Экспортные - это продажа
и вывоз за границу товаров
для передачи их в
2. Импортные - закупка и ввоз иностранных товаров для последующей реализации их на внутреннем рынке своей страны.
3. Реэкспортные - это вывоз
за границу ранее ввезенных
товаров, не подвергшихся в
реэкспортирующей стране какой-
4. Реимпортные - это
ввоз из-за границы ранее
Встречная торговля объединяет внешнеторговую деятельность, что предусматривается в единых соглашениях встречных обязательств экспортеров и импортеров по закупке друг у друга товаров.
Операции купли-продажи услуг являются в большинстве случаев самостоятельными, обособленными от купли-продажи товаров.
Выделяются 2 основных группы операций купли-продажи услуг:
1) основные;
2) обеспечивающие.
К основным операциям купли-продажи услуг относятся:
а) инжиниринг;
б) аренда;
в) международный туризм.
Операции купли-продажи
научно-технической продукции
3.4. Методы государственного регулирования, используемые в международной практике
Современной практике известно
множество методов
Долгосрочное государственное регулирование обеспечивается путем прогнозирования, программирования и стратегического планирования экономики и преследует цели формирования стратегии и приоритетов в развитии национальных отраслей, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции и вписаться в мировой рынок; интенсификации экономического роста; структурной перестройки и модернизации национального хозяйства; решения социальных проблем. Долгосрочное регулирование характерно для стран с развитой экономикой.
Среднесрочное государственное регулирование реализуется через индикативное планирование, направленное на координирование позиций государства и частного сектора. В его рамках правительство, определяя цели по приоритетным отраслям, намечает на каждые 3-5 лет необходимые объемы промышленной продукции, размеры капиталовложений и желаемые темпы роста. Затем в плановых комиссиях с участием ведущих компаний разрабатываются конкретные программы развития отдельных сфер, которые объединяются в общую государственную программу.
Индикативный план носит рекомендательный характер, но предусматривает для участвующих в его выполнении предпринимательских структур различные привилегии – льготный кредит, налоги и др.
Краткосрочное государственное регулирование имеет гибкий оперативный характер. Это меры государства, направленные на преодоление кризисов, инфляции, а также на защиту интересов внутреннего рынка и национальных товаропроизводителей. Инструментами краткосрочного регулирования: налоги, цены, квоты, лицензии и тарифы.
Экономические методы предполагают косвенное воздействие (рыночное) на внутрихозяйственные экономические процессы, и прежде всего в сфере производства, где формируется товарное предложение. Они реализуются через финансово-кредитную и банковские сферы экономики посредством изменения ставки процента, скидок и субсидий, а также налоговую систему, ценового механизма, таможенных инструментов, системы страхования и стимулирования экспортного производства. Экономические методы в зарубежной практике государственного регулирования базируются на законодательной основе.
Международной практике
известно также прямое административное
вмешательство в экономику в
рамках краткосрочного регулирования,
основанное на нормативных актах
правительства или
В странах с переходной экономикой имеет место регулирование, основанное на командно-административной распределительной системе хозяйствования. В основе его – использование контрольных цифр и заданий, госзаказов, лимитирование кредитов и депозитов, система государственного кредитования, в том числе в иностранной валюте, использование льгот и фиксированных цен на сырье и продовольствие. Правомерность действий вытекает из административных указов, решений и постановлений.
К организационно-правовым
методам относится
Статистические данные ВЭД РФ и Украины
Таблица 1
База ВЭД РФ 2010 январь |
10000 руб. |
База ВЭД РФ 2010 ВЕСЬ год |
10000 руб. |
База ВЭД РФ 2009 |
3000 руб. |
Статистика ВЭД РФ 2008-2010 |
15000 руб. |
Статистика ВЭД РФ 2002-2010 |
20000 руб. |
Статистика ВЭД РФ 2000-2008 |
5000 руб. |
Данные ВЭД Украины 2011 за январь |
2000 руб. |
Данные ВЭД Украины 2010 по 31.12 |
3000 руб. |
Данные ВЭД Украины 2009 |
2000 руб. |
Данные ВЭД Украины 2002-2010 |
6000 руб. |
[9]
Стоимость таможенной базы
Дата актуализации: январь 2010 года
Россия Цена Украина Цена
2008-2009-2010 15 000 руб. 2009-2010 5 000 руб.
2010 10 000 руб. 2010 3000 руб.
2011 10 000 руб. 2011 3000 руб.
2002-2008 3000 руб. 2002-2007 3000 руб.
[10]
ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ЭКСПОРТА И ИМПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в процентах)
Экспорт
Импорт
[17]
Характеристика экспорта и импорта России важнейших товаров за 2009 г.
По данным таможенной статистики внешнеторговый оборот России в 2009 году составил 469,0 млрд. долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с 2008 годом уменьшился на 36,2%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 400,5 млрд. долларов США (снижение на 36,3%), со странами СНГ – 68,5 млрд. долларов США (снижение на 35,5%).
Сальдо торгового баланса
сложилось положительное в
Экспорт России в 2009 году составил 301,6 млрд. долларов США и по сравнению с 2008 годом уменьшился на 35,5%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 254,9 млрд. долларов США (снижение на 35,9%), в страны СНГ – 46,7 млрд. долларов США (снижение на 32,9%).
Причиной сокращения стоимостного объема экспорта России в 2009 году по сравнению с 2008 годом явилось резкое падение в конце 2008 года уровня цен основных сырьевых товаров, экспортируемых Россией, при этом следует отметить, что в течение 2009 года фиксировался их постепенный рост. Так, индекс средних цен экспорта за 9 месяцев 2009 года составил 62,9%, а за 4 квартал 2009 года он составил уже 76,0%, в том числе в декабре – 76,9%. Индекс физического объема экспорта также постепенно возрастал и составил за указанные периоды соответственно 92,3%, 111,9% и 112,7%.
Основу российского
экспорта в 2009 году в страны дальнего
зарубежья составили топливно-э
В общем объеме экспорта в страны дальнего зарубежья среди товаров топливно-энергетического комплекса 50,0% стоимостного объема занимает нефть сырая, физические объемы поставок которой возросли по сравнению с 2008 годом на 2,9%, а стоимостные снизились на 37,9%. Вместе с тем, начиная с апреля 2009 года наблюдается плавный рост средних контрактных цен на нефть сырую (рост цены в декабре 2009 года по отношению к цене января 2009 года составил 177,2%).
Среди товаров топливно-
В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья доля металлов и изделий из них в 2009 году составила 11,2% (в 2008 году – 11,4%). Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них снизились на 6,6%, в том числе: полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 9,4%, чугуна – на 12,2%; возросли физические объемы экспорта проката плоского из железа и нелегированной стали – на 47,7%, меди - в 2,5 раза, алюминия – на 6,2%, никеля – снизились на 3,1%.
В товарной структуре экспорта доля товаров химической промышленности в 2009 году составила 5,7% (в 2008 году – 6,0%). По сравнению с прошлым годом стоимостной объем этой продукции сократился на 39,0%, физический объем – на 15,0%. Снижение стоимостных и физических объемов экспорта произошло практически по всем товарным группам продукции химической промышленности. Исключение составили: азотные удобрения, физический объем которых возрос на 15,6%, смешанных удобрений - на 19,3%, пластмасс и изделий из них - на 66,8%.
Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в 2009 году составила 2,6% (в 2008 году – 2,3%). По сравнению с 2008 годом снизились физические объемы экспорта необработанных лесоматериалов - на 41,0%, целлюлозы – на 17,8%, при этом возросли физические объемы поставок в страны дальнего зарубежья пиломатериалов – на 4,7%, бумаги газетной – на 12,6%.
Доля экспорта машин и оборудования в 2009 году составила 4,6% (в 2008 году – 2,8%). Стоимостной объем поставок средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) возрос на 28,5%; вместе с тем сократились поставки электрооборудования – на 7,9%, механического оборудования – на 5,2%. Физические объемы экспорта легковых и грузовых автомобилей снизились на 18,3% и 25,4% соответственно.
Доля экспорта продовольственных
товаров в 2009 году составила 2,5% (в 2008
году – 1,2%). Стоимостной объем поставок
продовольственных товаров
Удельный вес