Характеристика системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

В развитии внешнеэкономической деятельности особую роль играет государство. Это, в первую очередь, объясняется общими причинами, которые кроются в переходном характере российской экономики. Как известно, в периоды существенных изменений в экономических устоях общества активность государства в экономической сфере имеет значение, которое трудно переоценить. Цель курсовой работы - исследовать государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Внешнеэкономическая деятельность как объект государственного регулирования
1.1. Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности
1.2. Этапы реформирования ВЭД
1.3. Виды внешнеэкономической деятельности
ГЛАВА 2. Основные цели и задачи внешнеэкономической деятельности
2.1. Основные цели и задачи государственного регулирования ВЭД
2.2. Формы организации внешнеэкономической деятельности на уровне предприятия
2.3. Участники внешнеэкономической деятельности
ГЛАВА 3. Классификация субъектов внешнеэкономической деятельности в России, ее принципы
3.1. Принципы внешнеэкономической деятельности
3.2. Государственное регулирование внешнеэкономических связей
3.3. Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия
3.4. Методы государственного регулирования, используемые в международной практике
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Эк.там.дела.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)

Если К > 1.0, анализируемое  изделие превосходит по конкурентоспособности  образец, если К = 1.0 – находится на одинаковом уровне и, если К < 1.0 –  уступает ему.

Таким образом, улучшить интегральный показатель конкурентоспособности  можно, увеличивая и/или уменьшая .

Величина экономических  параметров определяется ценой изделия, расходами на его транспортировку, установку, обучение персонала. А так  же эксплуатационными расходами, стоимостью ремонта, расходами на техническое  обслуживание, налогами, страховыми взносами и так далее. Сумма всех этих затрат будет определять цену потребления, то есть все затраты потребителя в течение всего срока службы.

Цена потребления –  один из важнейших показателей конкурентоспособности.

Виды операций во внешнеэкономической деятельности.

Предприятия осуществляют во внешнеэкономических отношениях ряд операций, которые можно классифицировать на 3 группы:

I. операции купли-продажи  товаров; 

II. операции купли-продажи  услуг; 

III. операции купли-продажи  научно-технической продукции.

Операции купли-продажи  товаров являются традиционными  для практики внешнеторговых организаций  в нашей стране.

 Сделки по купле-продаже  товаров предполагают, что продавец  обязуется передать товар в  собственность покупателя в обусловленные сроки и на определенных условиях, а покупатель обязуется принять товар и уплатить за него согласованную цену.

Основными видами операций купли-продажи являются:

1. Экспортные - это продажа  и вывоз за границу товаров  для передачи их в собственность  иностранному контрагенту.

2. Импортные - закупка  и ввоз иностранных товаров  для последующей реализации их  на внутреннем рынке своей  страны.

3. Реэкспортные - это вывоз  за границу ранее ввезенных  товаров, не подвергшихся в  реэкспортирующей стране какой-либо  переработке.

4. Реимпортные - это  ввоз из-за границы ранее вывезенных  отечественных товаров, не подвергшихся  там переработке. 

Встречная торговля объединяет внешнеторговую деятельность, что предусматривается  в единых соглашениях встречных  обязательств экспортеров и импортеров по закупке друг у друга товаров.

 Операции купли-продажи  услуг являются в большинстве  случаев самостоятельными, обособленными  от купли-продажи товаров. 

Выделяются 2 основных группы операций купли-продажи услуг:

1) основные;

2) обеспечивающие.

К основным операциям  купли-продажи услуг относятся:

а) инжиниринг;

б) аренда;

в) международный туризм.

Операции купли-продажи  научно-технической продукции выделяют в самостоятельную группу в связи  с тем, что они могут иметь  не только научную, но и коммерческую ценность.

 

3.4. Методы государственного регулирования, используемые в международной практике

 

Современной практике известно множество методов государственного регулирования – долгосрочное прогнозирование  и среднесрочное индикативное планирование, краткосрочное оперативное, которые обеспечиваются с помощью экономических инструментов, мер кредитного и фискального характера, административных и организационно-правовых форм, демонополизации рыночной конкуренции.

Долгосрочное государственное  регулирование обеспечивается путем прогнозирования, программирования и стратегического планирования экономики и преследует цели формирования стратегии и приоритетов в развитии национальных отраслей, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции и вписаться в мировой рынок; интенсификации экономического роста; структурной перестройки и модернизации национального хозяйства; решения социальных проблем. Долгосрочное регулирование характерно для стран с развитой экономикой.

Среднесрочное государственное регулирование реализуется через индикативное планирование, направленное на координирование позиций государства и частного сектора. В его рамках правительство, определяя цели по приоритетным отраслям, намечает на каждые 3-5 лет необходимые объемы промышленной продукции, размеры капиталовложений и желаемые темпы роста. Затем в плановых комиссиях с участием ведущих компаний разрабатываются конкретные программы развития отдельных сфер, которые объединяются в общую государственную программу.

Индикативный план носит рекомендательный характер, но предусматривает для участвующих в его выполнении предпринимательских структур различные привилегии – льготный кредит, налоги и др.

Краткосрочное государственное  регулирование имеет гибкий оперативный  характер. Это меры государства, направленные на преодоление кризисов, инфляции, а также на защиту интересов внутреннего рынка и национальных товаропроизводителей. Инструментами краткосрочного регулирования: налоги, цены, квоты, лицензии и тарифы.

Экономические методы предполагают косвенное воздействие (рыночное) на внутрихозяйственные экономические процессы, и прежде всего в сфере производства, где формируется товарное предложение. Они реализуются через финансово-кредитную и банковские сферы экономики посредством изменения ставки процента, скидок и субсидий, а также налоговую систему, ценового механизма, таможенных инструментов, системы страхования и стимулирования экспортного производства. Экономические методы в зарубежной практике государственного регулирования базируются на законодательной основе.

Международной практике известно также прямое административное вмешательство в экономику в  рамках краткосрочного регулирования, основанное на нормативных актах  правительства или управленческих решениях.

В странах с переходной экономикой имеет место регулирование, основанное на командно-административной распределительной системе хозяйствования. В основе его – использование контрольных цифр и заданий, госзаказов, лимитирование кредитов и депозитов, система государственного кредитования, в том числе в иностранной валюте, использование льгот и фиксированных цен на сырье и продовольствие. Правомерность действий вытекает из административных указов, решений и постановлений.

К организационно-правовым методам относится антимонопольное  регулирование, построенное на законодательной основе, определяющей права различных предпринимательских структур и устанавливающей правила конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

Статистические  данные ВЭД РФ и Украины

Таблица 1

 

База ВЭД РФ 2010 январь

10000 руб.

База ВЭД РФ 2010 ВЕСЬ год

10000 руб.

База ВЭД РФ 2009

3000 руб.

Статистика ВЭД РФ 2008-2010

15000 руб.

Статистика ВЭД РФ 2002-2010

20000 руб.

Статистика ВЭД РФ 2000-2008

5000 руб.

Данные ВЭД Украины 2011 за январь

2000 руб.

Данные ВЭД Украины 2010 по 31.12

3000 руб.

Данные ВЭД Украины 2009

2000 руб.

Данные ВЭД Украины 2002-2010

6000 руб.


 

[9]

 

Стоимость таможенной базы

 

Дата актуализации: январь 2010 года

Россия   Цена   Украина   Цена

2008-2009-2010        15 000 руб.          2009-2010                  5 000 руб.

2010                           10 000 руб.              2010                  3000 руб.

2011                            10 000 руб.              2011                  3000 руб.

2002-2008                  3000 руб.          2002-2007                   3000 руб.

 

[10]

 

 

ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА  ЭКСПОРТА И ИМПОРТА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в процентах)

Экспорт

                                            2008                               2009

                               

Импорт

                                            2008                               2009

                              

[17]

Характеристика экспорта и импорта России важнейших товаров за 2009 г.

 

По данным таможенной статистики внешнеторговый оборот России в 2009 году составил 469,0 млрд. долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с 2008 годом уменьшился на 36,2%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 400,5 млрд. долларов США (снижение на 36,3%), со странами СНГ – 68,5 млрд. долларов США (снижение на 35,5%).

Сальдо торгового баланса  сложилось положительное в размере 134,3 млрд. долларов США, что на 66,2 млрд. долларов США меньше, чем в 2008 году. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 109,3 млрд. долларов США (уменьшение на 58,1 млрд. долларов США), со странами СНГ – 25,0 млрд. долл. США (уменьшение на 8,0 млрд. долларов США).

Экспорт России в 2009 году составил 301,6 млрд. долларов США и по сравнению с 2008 годом уменьшился на 35,5%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 254,9 млрд. долларов США (снижение на 35,9%), в страны СНГ – 46,7 млрд. долларов США (снижение на 32,9%).

Причиной сокращения стоимостного объема экспорта России в 2009 году по сравнению с 2008 годом  явилось резкое падение в конце 2008 года уровня цен основных сырьевых товаров, экспортируемых Россией, при этом следует отметить, что в течение 2009 года фиксировался их постепенный рост. Так, индекс средних цен экспорта за 9 месяцев 2009 года составил 62,9%, а за 4 квартал 2009 года он составил уже 76,0%, в том числе в декабре – 76,9%. Индекс физического объема экспорта также постепенно возрастал и составил за указанные периоды соответственно 92,3%, 111,9% и 112,7%.

Основу российского  экспорта в 2009 году в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 69,5% (в 2008 году – 72,6%) и по сравнению с 2008 годом стоимостной объем этих товаров сократился на 38,6%.

В общем объеме экспорта в страны дальнего зарубежья среди товаров топливно-энергетического комплекса 50,0% стоимостного объема занимает нефть сырая, физические объемы поставок которой возросли по сравнению с 2008 годом на 2,9%, а стоимостные снизились на 37,9%. Вместе с тем, начиная с апреля 2009 года наблюдается плавный рост средних контрактных цен на нефть сырую (рост цены в декабре 2009 года по отношению к цене января 2009 года составил 177,2%).

Среди товаров топливно-энергетического  комплекса возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья угля каменного на 15,8%, нефтепродуктов – на 7,1%, в том числе: бензина автомобильного – на 8,0%, керосина, топлива реактивного – на 96,0%, дизельного топлива – на 9,7%, топлива жидкого – на 5,7%. Физические объемы экспорта российского газа природного и электроэнергии снизились на 23,9% и 1,8% соответственно.

В общем стоимостном  объеме экспорта в страны дальнего зарубежья доля металлов и изделий  из них в 2009 году составила 11,2% (в 2008 году – 11,4%). Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них снизились на 6,6%, в том числе: полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 9,4%, чугуна – на 12,2%; возросли физические объемы экспорта проката плоского из железа и нелегированной стали – на 47,7%, меди - в 2,5 раза, алюминия – на 6,2%, никеля – снизились на 3,1%.

В товарной структуре  экспорта доля товаров химической промышленности в 2009 году составила 5,7% (в 2008 году – 6,0%). По сравнению с прошлым годом  стоимостной объем этой продукции  сократился на 39,0%, физический объем  – на 15,0%. Снижение стоимостных и физических объемов экспорта произошло практически по всем товарным группам продукции химической промышленности. Исключение составили: азотные удобрения, физический объем которых возрос на 15,6%, смешанных удобрений - на 19,3%, пластмасс и изделий из них - на 66,8%.

Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в 2009 году составила 2,6% (в 2008 году – 2,3%). По сравнению с 2008 годом снизились  физические объемы экспорта необработанных лесоматериалов - на 41,0%, целлюлозы – на 17,8%, при этом возросли физические объемы поставок в страны дальнего зарубежья пиломатериалов – на 4,7%, бумаги газетной – на 12,6%.

Доля экспорта машин  и оборудования в 2009 году составила 4,6% (в 2008 году – 2,8%). Стоимостной объем  поставок средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) возрос на 28,5%; вместе с тем сократились поставки электрооборудования – на 7,9%, механического оборудования – на 5,2%. Физические объемы экспорта легковых и грузовых автомобилей снизились на 18,3% и 25,4% соответственно.

Доля экспорта продовольственных  товаров в 2009 году составила 2,5% (в 2008 году – 1,2%). Стоимостной объем поставок продовольственных товаров возрос по сравнению с 2008 годом на 32,4%, а  физический – на 70,8%, в основном, за счет экспорта пшеницы (рост на 47,6%), ячменя (рост в 2,4 раза), семян подсолнечника (рост в 2,9 раза), рыбы свежей и мороженой (рост в 5,7 раза).

Удельный вес продовольственных  товаров и сельскохозяйственного  сырья в товарной структуре экспорта в страны СНГ в 2009 году составил 9,2% (в 2008 году – 7,5%), продукции химической промышленности – 10,2% (10,3%), лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий – 5,1% (4,3%). Стоимостные объемы экспорта указанных товарных групп снизились по сравнению с 2008 годом на 19,9%; 35,4% и 23,9%, соответственно. Физические объемы поставок в страны СНГ пшеницы возросли на 10,3%, масла подсолнечного – на 38,3%. Среди товаров химической промышленности возросли физические объемы экспорта азотных удобрений на 17,4%, пластмасс и изделий из них на 18,5%. Импорт России в 2009 году составил 167,4 млрд. долларов США и по сравнению с 2008 годом снизился на 37,3%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 145,6 млрд.долларов США (снижение на 36,8%), из стран СНГ – 21,8 млрд.долларов США (снижение на 40,5%). Снижение стоимостных объемов российского импорта в 2009 году было связано с сокращением физических объемов импортных поставок, тогда как средние цены ввезенных товаров оставались практически на уровне прошлого года. При этом если в течение января-сентября 2009 года индекс средних цен импорта составлял около 97-98%, то в октябре-декабре он был зафиксирован на уровне 103-104%.

Информация о работе Характеристика системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности