Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 19:49, курсовая работа
Цель исследования – изучить франчайзинг в России и рассмотреть перспективы франчайзинга в России.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
дать понятие франчайзингу, раскрыть его основные положения;
рассмотреть основные направления применения франчайзинга в России;
показать проблемы, возникающие при применении франчайзинга на современном этапе развития законодательного регулирования франчайзинга;
выявить основные проблемы и перспективы развития франчайзинга в России.
Введение………………………………………………….…… 1
Глава 1. Теоретические аспекты системы франчайзинга
1.1. Понятие и виды франчайзинга………………………...… 1
1.2. Экономический механизм в системе франчайзинга ….... 1
Глава 2. Основные особенности франчайзинга в зарубежных странах
2.1. Специфика применения франчайзинга за рубежом…… 1
2.2. США как лидеры франчайзинга и основные экспортеры франшизных систем в мире ………………………………………… 1
Глава 3. Развитие франчайзингового рынка в России
3.1. Современное состояние франчайзинга на российском
рынке ………………………………………………………..…. 1
3.2. Проблемы и перспективы франчайзинга в России …...... 1
Заключение ……………………………………………………. 1
Сегодня предприниматели всего мира знают франчайзинг как безопасный способ, чтобы:
-помогать человеку вести бизнес самостоятельно, но не быть в нем одиноким;
-помогать компаниям
-помогать компаниям превратить свою существующую сеть в эффективно работающий, сильный бизнес, в котором работают преданные делу люди.
Хотелось бы отметить, что сейчас франчайзингу уделяется достаточно большое внимание в публикациях различных печатных изданиях по экономике и управлению.
2.2. США как лидеры франчайзинга и основные экспортеры франшизных систем в мире.
США изначально считается родиной франчайзинга. Именно здесь появились самые знаменитые франшизы - «МакДональдс», «Бургер Кинг», «Баскин 31 Роббинс», «Пицца Хат» и др. На данный момент, франчайзинг – доминирующая форма предпринимательской деятельности в США, и с каждым годом ее популярность растет. С 1980 года по 2010 год количество франшизных точек выросло более, чем на 150%, с ежегодным приростом более 7%. Американский франчайзинг, его принципы и стандарты является своеобразным эталоном для всего мира.
Франчайзинг охватывает большое количество отраслей: сейчас их насчитывается около 90 и с каждым годом цифра увеличивается. В основном, это сфера услуг: образование, здравоохранение, питание, наука и финансы, транспорт, консалтинг, торговля, связь и т.д. Несмотря на то, что многие считают франчайзинг применимым, в основном, к малому бизнесу, крупные компании пользуются этой стратегией довольно широко.
Темпы роста франчайзинга не только в США, но и в мире настолько внушительны, что Комитет палаты представителей по вопросам малого бизнеса признал франчайзинг сымам быстроразвивающимся видом американского экспорта. В настоящее время более 500 американских компаний имеют более 50 000 франшизных точек по всему миру, и эта цифра неуклонно растет. Все больше франчайзеров страны стремятся выйти на международный рынок, а больше половины франчайзи, появившихся за последние 10 лет, находятся за пределами США.
На сегодняшний день, в США зарегистрировано около 1 миллиона франчайзинговых точек, которые обеспечивают огромное количество рабочих мест – около 9% от национальной рабочей силы частного сектора. Франчайзинговые предприятия выплачивают около 6% от всей стоимости заработной платы в сфере частного бизнеса США, и производят около 5% всех товаров и услуг в частном секторе производства.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что франчайзинг для США – это «локомотив» американской экономики, который успешно помогает стране справляться с мировым финансовым кризисом.
Глава 3. Развитие франчайзингового рынка в России
В России наблюдается возрастающий интерес к развитию бизнеса с использованием концепций франчайзинга. Количество организаций, заявивших о своем развитии в формате франчайзинга, возросло с 50 в 2001 г. почти до 750 в 2008 г., что само по себе характеризует востребованность этого формата в России. Только в 2008 г. количество франшиз по сравнению с 2007 г. возросло более чем на 40 % .
По всем указанным секторам в 2008 г. произошел количественный рост франшиз: на 52,5 % по торговле непродовольственными товарами; 27,3 % по продовольственной торговле; 30,1 % по сектору общественного питания и 25% по услугам.
Вместе с тем, в общей
совокупности франшиз наблюдалось
в 2008 г. некоторое снижение доли сектора
услуг, что связано с опережающим
ростом франшиз в секторе
Для России характерны общемировые тенденции развития франчайзинга. Это связано с общими преимуществами франчайзинга и обусловленной необходимостью к объединению возможностей и ресурсов в условиях глобализации. При этом следует учитывать, что до определенного времени законодательное регулирование интеллектуальной собственности, включая отсутствие какой-либо формы регулирования для отношений похожих на франчайзинг и экономическая ситуация в России в целом не давали ни малейшего шанса развитию франчазинга в России. Поэтому на российском рынке структура франшиз по сроку предложения существенно отличается от структуры франшиз Европы и США, которые имеют значительно более длительную историю.
В каждом государстве также существует своя специфика, что связано с социально-экономическими, культурно-психолгическими, правовыми и другими факторами. Например, потребности населения в определенных товарах и услугах и тенденции развития той или иной отрасли в общем влияет на общую структуру франчайзинга. Понятно, что в региональном разрезе на территории России структура будет отличаться от общероссийской, аналогично в Европе на территориях различных государств и в США на территории различных штатов.
Сектор торговли продуктами питания не занимает ведущего места в структуре франчайзингового рынка. Это связано в основном со спецификой самого продукта, необходимостью установления жестких стандартов логистики и обмена данных, определенными трудностями исполнения стандартов на местах и осуществлением контрольной функции особенно в крупноформатном и широко ассортиментом секторе. Наиболее приемлемым для торгового франчайзинга является сектор специализированной торговли с ограниченным ассортиментом товаров (например, чай, сыры, замороженные продукты и др.). Этот вывод подтверждается не только зарубежной практикой, но и перераспределением в 2008 г. франшиз внутри продуктового сектора в России в пользу специализированной торговли.
Наибольшая активность наблюдалась в секторе розничной торговли непродовольственными товарами. Доля непродовольственного сектора в структуре франшиз составила в 2008 г. 52 %.
Общие тенденции в секторе непродовольственной розничной торговли по данным Федеральной службы государственной статистики статистике были положительными. Оборот непродовольственной розничной торговли в январе-ноябре 2008 г. возрос на 114,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.
В непродовольственной торговле наибольшую долю франчайзингового рынка занимали франшизы одежды и обуви (51 %). В 2008 г. по сравнению с 2007 г. количество франшиз в секторе торговли одеждой возросло на 40,5 %, в торговле обувью на 84,6 %.
Это связано как с общими тенденциями, происходящими на рынке одежды и обуви в докризисной ситуации, например, увеличение объемов закупок импортных товаров, развитие собственного производства, рост потребительской активности, рост спроса и увеличение объемов продаж, изменение тенденций в моде, ориентация на фирменную торговлю, высокий уровень конкуренции в данном секторе и т.д., так и с меньшими затратами ресурсов и времени на формирование сети (в отличие от других секторов), а также наличием механизмов осуществления контроля за работой участников сети.
В других секторах также происходил рост количества франшиз, при этом опережающими темпами возрастали сектор мебели и спорттоваров в 1,2 раза каждый. В пределах 60-70 % возросли секторы подарков и товаров для личной гигиены, около 40 % сектор товаров для детей и хозтоваров и на 20 % соответственно стройматериалы и товары для дома.
В торговле непродовольственными товарами достаточно сложно идентифицировать организации, которые используют классические модели франчайзинга. В связи с отсутствием в России легального термина под франчайзингом понимают три основных вида отношений: коммерческую концессию, лицензионные соглашения и дилерские соглашения с дополнительными условиями. Отсутствие четких критериев франчайзинга приводит к недостоверности публикуемой правообладателями информации относительно концепции развития, и как следствие, к завышенным результатам оценочных данных относительно текущего состояния рынка франшиз в секторе непродовольственной торговли. В 2008 г. сохранились тенденции разрыва между декларированием использования концепций франчайзинга и реальными продажами франшиз.
В 2008 г. в России активно развивался рынок общественного питания. Оборот общественного питания поданным Федеральной службы государственной статистики на ноябрь 2008 г. возрос по отношению к соответствующему периоду 2007 г. на 108,2 %. Согласно опросам общественного мнения в России в 2008 г. возрастала посещаемость заведений питания, особенно в обеденное время.
Достигшие успеха за последние
несколько лет организации
В секторе питания количество
франшиз по сравнению с 2007 г. возросло
более чем на 30 %. На рынке появились
новые концепции и новые
Большим риском практически
для любой сети является изменение
предпочтений потребителей. Критическое
отношение к вкусовым качествам
продуктов, переориентация на здоровое,
низкокалорийное и низко
Рост сетей и появление новых участников рынка сопровождается внедрением новых технологий, дифференциацией меню и обслуживания, совершенствованием качества продукта и процедур приготовления готового блюда, процессов обслуживания посетителей ресторанов, а также созданием комфортных условий для посещения ресторанов и совершенствованием программ маркетинга.
В 2008 г. в России наблюдались положительные тенденции и в сфере услуг. По данным официальной статистики на ноябрь 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. объем платных услуг, оказываемых населению, возрос на 104,1 %.
Наибольшее количество предложений франшиз было в секторе услуг для бизнеса: консалтинг, реклама, обслуживание компьютерного оборудования и др. Также хорошо представлены на рынке такие услуги как парикмахерские, салоны красоты, фитнес-центры. Сохранил свои позиции туристический сектор. Отставание сектора услуг от других в предыдущий период времени во многом связано с общими тенденциями в сфере услуг, а с точки зрения франчайзинга, с более длительным и сложным характером разработки концепции и Системы франчайзинга в организациях, оказывающих услуги. Это объясняется нематериальным характером услуги, необходимостью формирования стандартов по всем этапам процесса оказания услуги, широким спектром требований к менеджменту и сотрудникам, непосредственно работающим с потребителями услуги. Торговая марка в секторе услуг несет потребителю информацию не о конкретном материальном продукте, а о процессе, а вернее о стандарте этого процесса, его качестве, формате оказания услуги. В отличие от товарного франчайзинга, где основным продуктом является конкретный товар и франчайзинга в питании, где системы сориентированы на технологии приготовления пиши, во франчайзинге услуг принципиально важными являются ноу-хау, а также знания и навыки сотрудников, их квалификация, личные достижения и мастерство, коммуникабельность и качество общения с непосредственными потребителями услуги.
Большинство секторов сферы услуг развивалось достаточно динамично. Наиболее быстрыми темпами в 2008 г. росло количество франшиз в секторе бытовых услуг и услуг для бизнеса.
В России практически отсутствуют сети, осуществляющие развитие с использованием только концепций франчайзинга. Вместе с тем, сети, использующие эти концепции независимо от доли точек, принадлежащих франчайзи относительно собственных точек во всем мире, позиционируются как франчайзинговые. В России, также как и в других странах преобладают смешанные сети, т.е. сочетающие в себе расширение на другие территории с помощью собственных точек и независимых предприятий (франчайзи). Стратегия расширения зависит от воли руководства, внешних факторов, влияющих на организацию и внутреннего потенциала применяющей ту или иную стратегию организации.
В России наиболее распространен прямой франчайзинг, т.е. по схеме франчайзер-франчайзи. Это связано с небольшим пока опытом работы, незначительностью масштаба развития, недостаточным качеством менеджмента, недопониманием франчайзи необходимости разделения ответственности с франчайзером за сохранение репутации системы, необходимостью постоянного контроля со стороны франчайзера за исполнением стандартов и сложности с реализацией контрольных функций. При этом следует ожидать, что через некоторое время успешные франчайзеры достигнут определенного порога выгодности прямого франчайзинга, и стратегии развития будут адаптироваться к новым экономическим условиям. Переход к мульти-франчайзингу будет означать поистине тиражирование той или иной концепции и территориальную экспансию.
Информация о работе Франчайзинг как средство развития бизнеса в России