Франчайзинг как средство развития бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить франчайзинг в России и рассмотреть перспективы франчайзинга в России.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
дать понятие франчайзингу, раскрыть его основные положения;
рассмотреть основные направления применения франчайзинга в России;
показать проблемы, возникающие при применении франчайзинга на современном этапе развития законодательного регулирования франчайзинга;
выявить основные проблемы и перспективы развития франчайзинга в России.

Содержание

Введение………………………………………………….…… 1
Глава 1. Теоретические аспекты системы франчайзинга
1.1. Понятие и виды франчайзинга………………………...… 1
1.2. Экономический механизм в системе франчайзинга ….... 1
Глава 2. Основные особенности франчайзинга в зарубежных странах
2.1. Специфика применения франчайзинга за рубежом…… 1
2.2. США как лидеры франчайзинга и основные экспортеры франшизных систем в мире ………………………………………… 1
Глава 3. Развитие франчайзингового рынка в России
3.1. Современное состояние франчайзинга на российском
рынке ………………………………………………………..…. 1
3.2. Проблемы и перспективы франчайзинга в России …...... 1
Заключение ……………………………………………………. 1

Вложенные файлы: 1 файл

Nastyaya.docx

— 88.91 Кб (Скачать файл)

Сегодня предприниматели  всего мира знают франчайзинг как безопасный способ, чтобы:

-помогать человеку вести  бизнес самостоятельно, но не  быть в нем одиноким;

-помогать компаниям эффективно  расширяться, не неся больших  затрат на создание и поддержание  массивного административного комплекса  и не испытывая трудностей  в управлении широкой сетью  корпоративных предприятий; 

 

-помогать компаниям превратить свою существующую сеть в эффективно работающий, сильный бизнес, в котором работают преданные делу люди.

Хотелось бы отметить, что  сейчас франчайзингу уделяется достаточно большое внимание в публикациях различных печатных изданиях по экономике и управлению.

 

2.2. США как лидеры франчайзинга и основные экспортеры франшизных систем в мире.

 

США изначально считается  родиной франчайзинга. Именно здесь появились самые знаменитые франшизы - «МакДональдс», «Бургер Кинг», «Баскин 31 Роббинс», «Пицца Хат» и др. На данный момент, франчайзинг – доминирующая форма предпринимательской деятельности в США, и с каждым годом ее популярность растет. С 1980 года по 2010 год количество франшизных точек выросло более, чем на 150%, с ежегодным приростом более 7%. Американский франчайзинг, его принципы и стандарты является своеобразным эталоном для всего мира.

Франчайзинг охватывает большое количество отраслей: сейчас их насчитывается около 90 и с каждым годом цифра увеличивается. В основном, это сфера услуг: образование, здравоохранение, питание, наука и финансы, транспорт, консалтинг, торговля, связь и т.д. Несмотря на то, что многие считают франчайзинг применимым, в основном, к малому бизнесу, крупные компании пользуются этой стратегией довольно широко.

Темпы роста франчайзинга не только в США, но и в мире настолько внушительны, что Комитет палаты представителей по вопросам малого бизнеса признал франчайзинг сымам быстроразвивающимся видом американского экспорта. В настоящее время более 500 американских компаний имеют более 50 000 франшизных точек по всему миру, и эта цифра неуклонно растет. Все больше франчайзеров страны стремятся выйти на международный рынок, а больше половины франчайзи, появившихся за последние 10 лет, находятся за пределами США.

На сегодняшний день, в  США зарегистрировано около 1 миллиона франчайзинговых точек, которые обеспечивают огромное количество рабочих мест – около 9% от национальной рабочей силы частного сектора. Франчайзинговые предприятия выплачивают около 6% от всей стоимости заработной платы в сфере частного бизнеса США, и производят около 5% всех товаров и услуг в частном секторе производства.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что франчайзинг для США – это «локомотив» американской экономики, который успешно помогает стране справляться с мировым финансовым кризисом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Развитие франчайзингового рынка в России

 

    1. Современное состояние франчайзинга на российском рынке

 

В России наблюдается возрастающий интерес к развитию бизнеса с  использованием концепций франчайзинга. Количество организаций, заявивших о своем развитии в формате франчайзинга, возросло с 50 в 2001 г. почти до 750 в 2008 г., что само по себе характеризует востребованность этого формата в России. Только в 2008 г. количество франшиз по сравнению с 2007 г. возросло более чем на 40 % .

По всем указанным секторам в 2008 г. произошел количественный рост франшиз: на 52,5 % по торговле непродовольственными товарами; 27,3 % по продовольственной  торговле; 30,1 % по сектору общественного  питания и 25% по услугам.

Вместе с тем, в общей  совокупности франшиз наблюдалось  в 2008 г. некоторое снижение доли сектора  услуг, что связано с опережающим  ростом франшиз в секторе непродовольственной  торговли, и соответственно увеличение      доли     непродовольственного сектора   с 47 % в 2007 г. до 52 % в 2008 г.

Для России характерны общемировые  тенденции развития франчайзинга. Это связано с общими преимуществами франчайзинга и обусловленной необходимостью к объединению возможностей и ресурсов в условиях глобализации. При этом следует учитывать, что до определенного времени законодательное регулирование интеллектуальной собственности, включая отсутствие какой-либо формы регулирования для отношений похожих на франчайзинг и экономическая ситуация в России в целом не давали ни малейшего шанса развитию франчазинга в России. Поэтому на российском рынке структура франшиз по сроку предложения существенно отличается от структуры франшиз Европы и США, которые имеют значительно более длительную историю.

В каждом государстве также  существует своя специфика, что связано  с социально-экономическими, культурно-психолгическими, правовыми и другими факторами. Например, потребности населения в определенных товарах и услугах и тенденции развития той или иной отрасли в общем влияет на общую структуру франчайзинга. Понятно, что в региональном разрезе на территории России структура будет отличаться от общероссийской, аналогично в Европе на территориях различных государств и в США на территории различных штатов.

Сектор торговли продуктами питания не занимает ведущего места  в структуре франчайзингового рынка. Это связано в основном со спецификой самого продукта, необходимостью установления жестких стандартов логистики и обмена данных, определенными трудностями исполнения стандартов на местах и осуществлением контрольной функции особенно в крупноформатном и широко ассортиментом секторе. Наиболее приемлемым для торгового франчайзинга является сектор специализированной торговли с ограниченным ассортиментом товаров (например, чай, сыры, замороженные продукты и др.). Этот вывод подтверждается не только зарубежной практикой, но и перераспределением в 2008 г. франшиз внутри продуктового сектора в России в пользу специализированной торговли.

Наибольшая активность наблюдалась  в секторе розничной торговли непродовольственными товарами. Доля непродовольственного сектора в  структуре франшиз составила  в 2008 г. 52 %.

Общие тенденции в секторе  непродовольственной розничной  торговли по данным Федеральной службы государственной статистики статистике были положительными. Оборот непродовольственной  розничной торговли в январе-ноябре 2008 г. возрос на 114,1 % по сравнению с  аналогичным периодом 2007 г.

В непродовольственной торговле наибольшую долю франчайзингового рынка занимали франшизы одежды и обуви (51 %). В 2008 г. по сравнению с 2007 г. количество франшиз в секторе торговли одеждой возросло на 40,5 %, в торговле обувью на 84,6 %.

Это связано как с общими тенденциями, происходящими на рынке  одежды и обуви в докризисной  ситуации, например, увеличение объемов  закупок импортных товаров, развитие собственного производства, рост потребительской  активности, рост спроса и увеличение объемов продаж, изменение тенденций  в моде, ориентация на фирменную  торговлю, высокий уровень конкуренции  в данном секторе и т.д., так  и с меньшими затратами ресурсов и времени на формирование сети (в отличие от других секторов), а также наличием механизмов осуществления контроля за работой участников сети.

В других секторах также  происходил рост количества франшиз, при  этом опережающими темпами возрастали сектор мебели и спорттоваров в 1,2 раза каждый. В пределах 60-70 % возросли секторы  подарков и товаров для личной гигиены, около 40 % сектор товаров для  детей и хозтоваров и на 20 % соответственно стройматериалы и товары для дома.

В торговле непродовольственными товарами достаточно сложно идентифицировать организации, которые используют классические модели франчайзинга. В связи с отсутствием в России легального термина под франчайзингом понимают три основных вида отношений: коммерческую концессию, лицензионные соглашения и дилерские соглашения с дополнительными условиями. Отсутствие четких критериев франчайзинга приводит к недостоверности публикуемой правообладателями информации относительно концепции развития, и как следствие, к завышенным результатам оценочных данных относительно текущего состояния рынка франшиз в секторе непродовольственной торговли. В 2008 г. сохранились тенденции разрыва между декларированием использования концепций франчайзинга и реальными продажами франшиз.

В 2008 г. в России активно  развивался рынок общественного  питания. Оборот общественного питания  поданным Федеральной службы государственной  статистики на ноябрь 2008 г. возрос по отношению  к соответствующему периоду 2007 г. на 108,2 %. Согласно опросам общественного  мнения в России в 2008 г. возрастала посещаемость заведений питания, особенно в обеденное  время.

Достигшие успеха за последние  несколько лет организации ориентируются  на сетевое развитие. Покупка франшизы становится привлекательной для  представителей малого предпринимательства  в связи с рядом неоспоримых  преимуществ по сравнению с открытием  собственной единичной точки.

В секторе питания количество франшиз по сравнению с 2007 г. возросло более чем на 30 %. На рынке появились  новые концепции и новые технологии. Наблюдался рост заинтересованности в  использовании марок и концепций  уже существующих сетей; появились  новые локальные сети. Франчайзинг в индустрии питания существенно отличается от товарного франчайзинга. В отличие от товарного франчайзинга сервисная марка связана не с конкретным продуктом, а с целым комплексом, определяющим услугу признаков. Поэтому франчайзеры используют различные марочные концепции. Если марка гарантирует набор продуктов для приготовления пищи и меню, то чем шире ассортимент меню, тем выше будут риски. Поэтому некоторые системы избирают марочную концепцию ограниченных гарантий, например, стандартный набор фирменных блюд, а не все меню. Если марка идентифицирует всю услугу, гарантируя потребителю соответствие не только продуктовую часть, но и оформление помещения, обслуживание, музыку и др., то гарантии марки распространяются на всю бизнес-систему и риски достаточно велики. Это одно из главных и видимых отличий франчайзинга бизнес-формата от товарного франчайзинга. Таким образом, вопрос стандартизации и исполнения стандартов каждым участником сети в франшизных сетях питания стоит значительно острее, чем, например, в секторе торговли.

Большим риском практически  для любой сети является изменение  предпочтений потребителей. Критическое  отношение к вкусовым качествам  продуктов, переориентация на здоровое, низкокалорийное и низко углеводное питание требует от франчайзеров новых концепций и новых технологий, оперативного введения усовершенствований и распространения их на всю сеть. Способность быстрой адаптации, особенно крупных сетей к новым требованиям потребителей позволяет и позволит сохранить в будущем приверженность клиентов к бренду и соответственно лидирующее положение на рынке питания.

Рост сетей и появление  новых участников рынка сопровождается внедрением новых технологий, дифференциацией  меню и обслуживания, совершенствованием качества продукта и процедур приготовления  готового блюда, процессов обслуживания посетителей ресторанов, а также  созданием комфортных условий для  посещения ресторанов и совершенствованием программ маркетинга.

В 2008 г. в России наблюдались  положительные тенденции и в  сфере услуг. По данным официальной  статистики на ноябрь 2008 г. по сравнению  с аналогичным периодом 2007 г. объем  платных услуг, оказываемых населению, возрос на 104,1 %.

Наибольшее количество предложений  франшиз было в секторе услуг  для бизнеса: консалтинг, реклама, обслуживание компьютерного оборудования и др. Также хорошо представлены на рынке  такие услуги как парикмахерские, салоны красоты, фитнес-центры. Сохранил свои позиции туристический сектор. Отставание сектора услуг от других в предыдущий период времени во многом связано с общими тенденциями в сфере услуг, а с точки зрения франчайзинга, с более длительным и сложным характером разработки концепции и Системы франчайзинга в организациях, оказывающих услуги. Это объясняется нематериальным характером услуги, необходимостью формирования стандартов по всем этапам процесса оказания услуги, широким спектром требований к менеджменту и сотрудникам, непосредственно работающим с потребителями услуги. Торговая марка в секторе услуг несет потребителю информацию не о конкретном материальном продукте, а о процессе, а вернее о стандарте этого процесса, его качестве, формате оказания услуги. В отличие от товарного франчайзинга, где основным продуктом является конкретный товар и франчайзинга в питании, где системы сориентированы на технологии приготовления пиши, во франчайзинге услуг принципиально важными являются ноу-хау, а также знания и навыки сотрудников, их квалификация, личные достижения и мастерство, коммуникабельность и качество общения с непосредственными потребителями услуги.

Большинство секторов сферы  услуг развивалось достаточно динамично. Наиболее быстрыми темпами в 2008 г. росло  количество франшиз в секторе  бытовых услуг и услуг для  бизнеса.

В России практически отсутствуют  сети, осуществляющие развитие с использованием только концепций франчайзинга. Вместе с тем, сети, использующие эти концепции независимо от доли точек, принадлежащих франчайзи относительно собственных точек во всем мире, позиционируются как франчайзинговые. В России, также как и в других странах преобладают смешанные сети, т.е. сочетающие в себе расширение на другие территории с помощью собственных точек и независимых предприятий (франчайзи). Стратегия расширения зависит от воли руководства, внешних факторов, влияющих на организацию и внутреннего потенциала применяющей ту или иную стратегию организации.

В России наиболее распространен прямой франчайзинг, т.е. по схеме франчайзер-франчайзи. Это связано с небольшим пока опытом работы, незначительностью масштаба развития, недостаточным качеством менеджмента, недопониманием франчайзи необходимости разделения ответственности с франчайзером за сохранение репутации системы, необходимостью постоянного контроля со стороны франчайзера за исполнением стандартов и сложности с реализацией контрольных функций. При этом следует ожидать, что через некоторое время успешные франчайзеры достигнут определенного порога выгодности прямого франчайзинга, и стратегии развития будут адаптироваться к новым экономическим условиям. Переход к мульти-франчайзингу будет означать поистине тиражирование той или иной концепции и территориальную экспансию.

Информация о работе Франчайзинг как средство развития бизнеса в России