Формы и методы международной торговли: понятие, классификация, характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

В сложном комплексе международных экономических отношений, включающих научно- техническое сотрудничество, движение капиталов, миграцию трудовых ресурсов главенствующая роль принадлежит международной торговле. Международная торговля является одним из древнейших видов человеческой деятельности, классической формой международных экономических отношений.
Актуальность данной темы заключается в том, что международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ В СИСТЕМЕ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ 5
1.1. Сущность, функции и структура мировой торговли 5
1.2.Формы международной торговли 8
1.3.Методы международной торговли 16
2. ДИНАМИКА МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 22
2.1. Современное развитие мировой торговли 22
2.2. Россия в системе мировой торговли: проблемы развития 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 108.29 Кб (Скачать файл)

Реэкспорт является особой формой экспорта, отличающейся тем, что предметом экспорта является такой ранее импортированный товар, который не подвергался в компании-экспортера значительной переработке. Однако, несмотря на то, что товар в принимающей стране коренной переработке не подвергается, с ним часто производятся такие не приводящие к изменению классификации товаров операции, как, например, расфасовка, упаковка, маркировка, необходимые для подготовки товара в соответствии с требованиями принимающей страны. Если стоимость дополнительных операций по переработке импортированного товара превысила половину (50%) его новой, экспортной цены, то товар, согласно международной торговой практике, меняет наименование и более не считается реэкспортным, а операции по его продаже превращаются в экспортные.

В зависимости от конкретной ситуации и побудительных причин можно выделить следующие виды реэкспорта:

  1. вынужденный реэкспорт — возникает в тех случаях, когда ранее импортированный товар не может быть эффективно или вообще (в силу неучтенных запретов) не может быть продан на внутреннем рынке компании-экспортера;

  1. спекулятивный реэкспорт — в основном касается биржевых товаров, которые могут закупаться (часто даже не ввозиться на территорию компании экспортера) с целью дальнейшей перепродажи при прогнозируемом повышении цены на эти товары, делающем экономически эффективным его реэкспорт;

  1. технологический реэкспорт — типичен, например, для строительных инжиниринговых компаний, при осуществлении проектов «под ключ», а также для компаний — производителей комплектного оборудования, т. е. для таких случаев, когда ранее импортированные (или физически/юридически не ввозимые в отечество) товары входят составными частями (узлами, модулями) в экспортную продукцию компании-экспортера;

  1. учетный реэкспорт — операции, осуществляемые без завоза товара в свою страну (например, с территории свободных зон и приписных складов), однако учитываемые таможенной статистикой как экспортные, экономическая эффективность которых обеспечивается за счет разницы цен на один и тот же товар на разных рынках.

Под международной биржей понимают организационно оформленный регулярно функционирующий рынок, на котором продаются и покупаются оптовые стандартные партии товаров определенного (базисного)сорта. Товары, являющиеся объектом биржевой торговли, называются биржевыми. Их принято условно объединять в следующие группы:

1) энергетическое сырье — нефть, дизельное топливо, бензин, мазут, пропан;

2) цветные и драгоценные металлы — медь, алюминий, олово, никель, свинец, золото, серебро, платина и др.;

3) зерновые — пшеница, кукуруза, овес, рожь, ячмень, рис;

4) масло, семена и продукты их переработки — льняное и хлопковое семя, соя, соевое масло, соевый шрот;

5) живые животные и мясо — крупный рогатый скот, живые свиньи, бекон;

6) пищевкусовые товары — сахар-сырец, сахар рафинированный, картофель, какао-бобы, растительные масла, пряности, яйца, концентрат апельсинового сока, арахис; 

7) текстильное сырье — хлопок, натуральный и искусственный шелк, мытая шерсть, джут и др.;

8) промышленное сырье — каучук, пиломатериалы, фанера.

Международные товарные биржи условно подразделяются на универсальные и специализированные. В рамках универсальных товарных бирж осуществляется торговля широкой товарной номенклатурой. Специализированные товарные биржи ориентированы на торговлю определенной группой товаров. Международные аукционы — способ рыночной организации международной торговли, при котором как покупатели, так и продавцы соревнуются между собой, обеспечивая установление наиболее справедливых конкурентных цен. Общим условием является отсутствие ответственности продавца за качество выставляемого для осмотра товара. Известные между народные аукционы находятся в Лондоне, Нью-Йорке, Монреале, Амстердаме, Калькутте, Коломбо, Санкт-Петербурге (по экспортной пушнине), Москве (конный аукцион). Различают повышательный и понижательный аукционы. Аукцион покупателей, при котором выставленный на продажу товар приобретает покупатель, давший наибольшую цену, является повышательным. Понижательный аукцион — это аукцион продавцов, при котором выставленный на продажу товар уходит от продавца, согласившегося на наименьшую цену. Понижательный аукцион принято использовать в благотворительных целях, стартовая цена товара понижается до тех пор, пока кто-либо не согласится на минимальную цену объявленного лота. Отличительные особенности аукционной торговли состоят в том, что:

-   торговля на аукционе ведется только реальным наличным товаром;

-  у покупателей и их представителей есть возможность предварительно ознакомиться с выставленными на аукцион лотами;

- в отличие от биржевых товаров, товары, выставляемые на аукционе, характеризуются индивидуальностью и даже уникальностью. [5, c.72]

Международные торги представляют собой способ закупки импортных товаров, размещения заказов и выдачи подрядов, который предполагает привлечение к определенному, заранее установленному сроку предложений от нескольких поставщиков или подрядчиков и заключение контракта с тем из них, предложение которого наиболее выгодно организаторам международных торгов. Целью организации международных торгов является повышение эффективности производства, качества продукции и надежности сооружаемых объектов на основе конкуренции между организациями и предприятиями — резидентами разных стран в области инжиниринга. Международный инжиниринг, как сфера деятельности, связанная с оказанием инженерно-консультационных услуг нерезидентам, включает:

1) предпроектные услуги — проведение изыскательских работ по местности, разработку технико-экономического обоснования проекта нового производства, его экологическую экспертизу, маркетинг и др.;

2) проектные услуги — подготовку всей необходимой для строительства и организации производства документации, разработку технических заданий на создание новых видов оборудования, наблюдение за строительно-монтажными работами, определение связей с поставщиками сырья и комплектующих изделий и др.;

3) послепроектные услуги — выбор конкретных видов оборудования и организацию торгов на его поставку, установку, монтаж и наладку оборудования, подготовку персонала, пуск нового производства, проведение технического контроля за его функционированием. В зависимости от способа проведения принято выделять неформальные, закрытые и открытые (публичные) международные торги. Неформальные торги (подрядные контракты) проводятся в том случае, если конкурентные торги в силу определенных причин (например, если между заказчиком и подрядчиком существуют давние и тесные связи, или подходящая организация всего одна и участие данного подрядчика позволяет значительно сэкономить благодаря согласованности проектных, изыскательских, строительно-монтажных и иных работ) нецелесообразны или невозможны. К участию в закрытых международных торгах привлекается ограниченное число фирм и консорциумов (это наиболее известные, авторитетные и надежные поставщики и подрядчики), каждому участнику приглашения высылаются в индивидуальном порядке, а информация о проведенных торгах в отрытой печати не публикуется. Организаторы закрытых торгов сами определяют круг возможных участников, руководствуясь при этом собственными критериями отбора. Проведение закрытых торгов требует от их организаторов предварительного изучения возможностей рынка и результатов деятельности на этом рынке компаний. [5, c.74] К участию в открытых (публичных) торгах привлекается большое число участников, изъявивших на то желание, что обостряет конкуренцию. Объявления о проведении таких торгов публикуются в периодической печати — в газетах, специализированных журналах, бюллетенях, а также рассылаются в другие государства через торговые представительства или консульства для распространения среди деловых кругов. Возможна ситуация, когда организаторам затруднительно или просто невозможно определить круг участников, тогда торги проходят в два этапа. На первом этапе (открытые торги) в торгах участвуют все желающие, предоставившие организаторам материалы, сведения, подтверждающие их высокую компетентность и опыт выполнения подобных заказов, уровень выпускаемой продукции, отзывы заказчиков и т. д. Из их числа на втором этапе (закрытые торги) организаторы подобных торгов, часто называемых тендерными, выбирают наиболее привлекательных участников. Для участия в торгах необходимо предоставить комплект тендерной документации, которая обычно включает подробную характеристику закупаемого оборудования или сооружаемого объекта (его мощность, производительность и т. д.), основные коммерческие условия (сроки поставки, условия платежа, порядок установления цен и др.), форму тендерного предложения, условия арбитража, штрафы, гарантии, требования по техническому обслуживанию оборудования; возможность представления альтернативных предложений и другие условия, необходимые для участия в торгах. Все участвующие в торгах фирмы подают тендер, оформленный надлежащим образом, под роспись в тендерный комитет, который сравнивает поданные предложения (на что может уйти от нескольких недель до нескольких месяцев), подводит итоги и определяет победителя. При проведении гласных торгов процедура вскрытия пакетов осуществляется в присутствии всех участников торгов и представителей средств массовой информации. При проведении негласных торгов тендерные комитеты вскрывают пакеты на закрытом заседании. Международный лизинг представляет собой комплексные экономико-правовые отношения между резидентами разных стран по приобретению в собственность имущества и последующей сдаче его в аренду. К этому же виду лизинга относятся и сделки, проводимые лизингодателем и лизингополучателем одной страны, если хотя бы одна из сторон ведет свою деятельность и имеет капитал совместно с зарубежной фирмой. Объектами международного лизинга могут выступать автотранспортные средства (автобусы, легковые и грузовые автомобили); нефтяное, газовое и геологоразведочное оборудование; сельхозтехника и оборудование; машиностроительное оборудование; медицинское оборудование; химическое оборудование; металлургическое оборудование; деревообрабатывающее оборудование; оборудование для пищевой промышленности и др. Если зарубежной стороной выступает лизингодатель, то лизинг является импортным, если зарубежной стороной является лизингополучатель, то лизинг является экспортным, если же все участники находятся в разных странах, то лизинг является транзитным. Существует большое число классификаций лизинга по различным основаниям. Так, в соответствии с признаками окупаемости принято выделять финансовый и оперативный лизинг. Финансовый лизинг представляет собой взаимоотношения партнеров, предусматривающие в течение периода действия соглашения между ними выплату лизинговых платежей, покрывающих полную стоимость амортизации оборудования или большую его часть, дополнительные издержки и прибыль лизингодателя. Оперативный лизинг можно рассматривать как арендные отношения, при которых расходы лизингодателя, связанные с приобретением и содержанием сдаваемых в аренду предметов, не покрываются арендными платежами в течение одного лизингового договора. [4, c.263]

1.3.Методы международной торговли

Метод международной торговли представляет собой способ осуществления торгового обмена (торговой операции или торговой сделки) между ее участниками, являющимися резидентами как разных (прямой метод), так и одной (косвенный и кооперативный методы) страны. К числу методов международной торговли можно отнести:

  1. Прямой метод.
  2. Косвенный метод.
  3. Кооперативный метод.
  4. Встречную торговлю.
  5. Институциональный метод.
  6. Электронный метод.

1. Прямой метод характеризует собой осуществление торгового обмена непосредственно между резидентами разных стран. По условия такой сделки продавец (резидент одной страны) обязуется передать товар в собственность покупателя (резидента другой страны) в обусловленные контрактом сроки и на определенных там же условиях, а покупатель, в свою очередь, обязуется принять этот товар и уплатить за него согласованную в контракте денежную сумму. Отличительной чертой прямого метода международной торговли является тот факт, что фокальная компания  непосредственно вовлечена  в проведение всех основных и (обычно части) обеспечивающих операций, связанных с подготовкой, заключением, исполнением и сопровождением международных контрактов купли-продажи, а также иных соглашений, составляющих предмет международного коммерческого дела, когда контрагенты (партнеры) являются резидентами различных стран.

Он наиболее типичен для таких форм международной торговли, как:

а)  импорт/реимпорт: готовой продукции; машин и оборудования;  сырья и полуфабрикатов; туристических услуг.

б)  экспорт/реэкспорт: готовой продукции; машин и оборудования; сырья и полуфабрикатов; туристических услуг.

в) международные аукционы, где объектами торговли являются готовая продукция, сырье и полуфабрикаты;

г) международные торги, где предоставляются комплексные инжиниринговые услуги;

д) оперативный лизинг машин и оборудования, а также научно-технических знаний и интеллектуальной собственности. [5, c.87]

2. Применение косвенного метода связано с участием в торговом обмене посредника. Этот метод характерен для таких форм международной торговли, как:

а)  импорт/реимпорт: готовой продукции; машин и оборудования;  сырья и полуфабрикатов; туристических услуг.

б) экспорт/реэкспорт: готовой продукции; машин и оборудования; сырья и полуфабрикатов; туристических услуг.

в) международные биржи, где объектами торговли являются сырье и материалы;

г) финансовый лизинг машин и оборудования, а также научно-технических знаний и интеллектуальной собственности.

3. Кооперативный метод связан с осуществлением международной торговой сделки через особого посредника, представляющего собой некоторую организационную форму бизнеса, созданную группой инициаторов этой сделки, совершение которой каждым участником этой группы в отдельности представляется слишком рискованным, невозможным и/или экономически неэффективным. Использование этого метода находит свое отражение в деятельности транспортно-экспедиторских компаний, которые берут на себя большинство экспортных формальностей и осуществляют доставку товара покупателю. Другими формами кооперативного метода являются:

  1. Пиггибэкинг, в рамках которого некая компания-производитель использует для выхода на зарубежный рынок канал дистрибуции, созданный другой опытной компанией. В настоящее время эта практика трансформируется в создание стратегических бизнес — альянсов.
  2. Экспортный консорциум, представляющий собой временный союз малых и средних компаний, сохраняющих в его рамках свою юридическую самостоятельность, по организации экспорта.
  3. Картель как объединение экспортеров, предусматривающее определенные обязательства по ряду вопросов (квота участника, ценообразование, условия кредитования покупателей и т. д.). [7, c.131]

Кооперативный метод характерен для таких форм международной торговли, как:

а)  импорт/реимпорт: готовой продукции; машин и оборудования;  сырья и полуфабрикатов; туристических услуг.

б)  экспорт/реэкспорт: готовой продукции; машин и оборудования; сырья и полуфабрикатов; туристических услуг.

в) международные биржи, где объектами торговли являются сырье и материалы;

г) международные аукционы, где объектами торговли являются готовая продукция, сырье и полуфабрикаты;

д) международные торги, где предоставляются комплексные инжиниринговые услуги;

е) оперативный лизинг машин и оборудования, а также научно-технических знаний и интеллектуальной собственности;

ж) финансовый лизинг машин и оборудования, а также научно-технических знаний и интеллектуальной собственности.

Информация о работе Формы и методы международной торговли: понятие, классификация, характеристика