Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 22:39, курсовая работа
Государственное регулирование экономики— это система мер государства, посредством, которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитиеобщества. Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, «провалами» рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.
Введение 3
1. Экономические функции государства 5
2. Необходимость государственного регулирования в условиях рыночной экономики 9
3. Объекты и цели государственного регулирования экономики 10
4. Формы и методы государственного регулирования экономики 13
4.1 Государственное экономическое прогнозирование 14
4.2 Государственное экономическое программирование 15
4.3 Бюджетно-налоговая система 17
4.4 Денежно – кредитная политика 20
4.5 Регулирования валютного курса 24
5. Государственное регулирование в современной России 26
Заключение 30
Вообще, валютная политика должна быть направлена на решение следующих задач:
Валютный
курс представляет собой цену, относящуюся
к двум странам, поэтому валютная
политика одной стороны может
иметь серьезные последствия
для других стран. В целях недопущения
манипулирования своей валютой
МВФ выработал ряд
- он должен
избегать манипулирования
- он может
осуществлять интервенцию на
валютном рынке только при
необходимости сглаживания
- при
проведении своих интервенций
члены МВФ должны принимать
во внимание интересы других
членов, включая тех, валюты которых
также оказываются
Являясь членом МВФ, правительство РФ, при проведении валютной политики, также придерживается указанных принципов.
Существуют
различные инструменты
Другим
инструментом регулирования является
ограничение движения капитала, или
барьеры в международной
Последним инструментом регулирования валютного курса является прямая интервенция* на валютном рынке. Успех валютных интервенций зависит от их интенсивности, а также от доверия к официальным монетарным органам.
5. Государственное регулирование в современной России
Вопрос
о возможности и формах государственного
влияния на экономические процессы
всегда был одним из самых сложных
и дискуссионных в
Именно этот подход представлялся самым рациональным и «единственно правильным» и российским инициаторам рыночных трансформаций в начале 1990-х гг. В его основе лежала аксиома о якобы «несовместимости» рыночной модернизации с государственным управлением экономикой. В конце XX в. уровень затрат на государственные нужды у нас был значительно ниже уровня, характерного для большинства развитых стран (составляя порядка 27-29% к ВВП), в официальных проектировках правительства тех лет продолжали настойчиво выдвигаться задачи дальнейшего снижения соответствующих расходов государственного бюджета с доведением их до 22-23% к ВВП, т. е. ниже планки, характерной в среднем для слаборазвитых стран. Это было фактическим отстранением государства от функций управления экономикой и обществом.
Современное
развитие рыночных отношений в отечественной
экономике предусматривает
Регулирование в целом можно рассматривать как функцию управления, обеспечивающую функционирование управляемых процессов в рамках заданных параметров.
В экономике России роль и место государственного регулирования определяются рядом основными факторов.
Во-первых,
переход от административной экономики
к рыночной предполагает неизбежное
и резкое снижение уровня государственного
регулирования. В то же время в
России роль государства в социально-
Во-вторых,
в условиях любого кризиса роль государства
как стабилизирующего фактора неизбежно
возрастает, а в период реформирования
общества именно государство должно
выполнять системообразующую
В-третьих, в условиях ломки хозяйственного механизма, сопровождающейся исчезновением старых и формированием новых институтов и/или субъектов рынка, не обладающих достаточной степенью доверия, уровень риска по любой экономической операции превышает допустимый предел, поэтому только непосредственное участие государства во всех сферах экономической жизни может обеспечить хотя бы минимальную стабильность.
В-четвертых,
некоторые институты, присущие высокоразвитой
рыночной экономике, в условиях перестройки
отечественной экономики были созданы
волевым решением «сверху» и, соответственно,
изначально оказались под контролем
государства, поскольку не имели
возможности эффективно действовать
и развиваться без его
В-пятых,
неразвитость рыночной инфраструктуры,
особенно в части инфраструктурного
оснащения рыночных отношений на
периферии привела к
Влияние
государства на формирующиеся рынки
в России, в отличие от индустриальных
стран, выше регулятивная нагрузка, влияние
перспективной и текущей
Отсюда
вывод: степень вмешательства
Формирующийся
финансовый рынок должен пройти долгий
путь глубоких структурных преобразований
на пути к созданию эффективной регулятивной
системы под продуманным
Заключение
Выше были рассмотрены основные
инструменты: государственное экономическое
прогнозирование, государственное
экономическое
Государственное вмешательство в
экономику является объективно необходимым
для любого правительства независимо
от того, рыночная это экономика
или командно-
Государство выполняет свои функции,применяя экономическиеи административные методы.Онивзаимосвязаны и вместе с тем противоположны. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.
Многие экономисты
признают, что государственное
Современная
система государственного регулирования
России требует скорейшей
Приложение
Таблица 1
Факторы, обуславливающие необходимость государственного регулирования экономики
Группа факторов |
Содержание факторов |
1.Факторы, связанные с разрешением проблем рыночного сектора экономики, сглаживанием отрицательных эффектов рыночного механизма.
|
1.Ограничение стихийности рыночных процессов. 2.Обеспечение эффективного совокупного спроса,рыночной конъюнктуры. 3.Обеспечение производства общественных потребностей и нужд. 4.Поддержка конкурентности, открытости рынка. 5.Усиление конкурентности на мировом рынке. |
2. Факторы, обеспечивающие экономическую стабильность, процесс расширенного воспроизводства. |
1.Создание общих условий развития экономики, обеспечение экономической эффективности функционирования совокупного капитала, необходимость определения «правил игры» хозяйствующих объектов. 2.Обеспечение антициклического развития экономики. 3.Стимулирование долгосрочного экономического роста, деловой активности. 4.Формирование оптимальной структуры народного хозяйства. 5.Поддержка макроэкономического равновесия. 6. Обеспечение эффективного управления государственным сектором экономики. 7. Потребность в государственных инвестициях малорентабельных с точки зрения частного капитала. 8. Регулирование денежного обращения. 9. Содействие развитию науки, научно-технического прогресса. |
3.Факторы,связанные с решением социальных проблем. |
1. Обеспечение рационального перераспределения доходов. 2. Обеспечение экономической основы социальной стабильности, социальной напряженности. 3. Обеспечение полной занятости населения. 4. Формирование условий расширенного воспроизводства рабочей силы, проявление интеллектуальных способностей человека (развитие здравоохрания, образования, переподготовка кадров и т.д.) |
Таблица 2
Инструменты государственного регулирования экономики. Формы и методы.
Прямые (административные) методы |
Косвенные (экономические) методы |
-Принятие законодательных нормативных документов,положений. -Управление государственной собственностью,в том числе: _управление предприятиями государственного сектора; _организация производства и труда; _госзаказ; _государственные инвестиции; _государственные кредиты; _субсидии. -Лицензирование и -Применение санкций. -Охрана окружающей среды. |
- Индикативное планирование. - Целевое программирование. - Регулирование налоговой системы. - Кредитно-денежные инструменты: _ регулирование денежной массы; _ антиинфляционные меры; _ регулирование процентной ставки по операциям ЦБ; _ рефинансирование коммерческих банков; _ регулирование нормативов
обязательных резервов _ операции на рынке ценных бумаг. |
-Формирование и использование бюджета. -Формирование налоговой политики. -Формирование амортизационной политики. -Определение нормы -Установление минимальной зарплаты. -Регулирование цен на некоторые виды товаров и услуг. -Антимонопольная политика,защи Конкуренции. |
- Валютные рычаги: _стабилизация национальной валюты; _операции на открытом валютном рынке; _девальвация, ревальвация национальной валюты; _ привлечение иностранного капитала; _ создание совместных предприятий. - Социальная политика: _ социальные программы; _ обеспечение занятости населения _ социальная защита населения _ регулирование доходов _ контроль за динамикой цен и зарплаты; _ налоги; _ трансфертные платежи; _ деятельность в сфере образования, здравоохранения, культуры. -Внешнеэкономические формы воздействия: _ регулирование _ таможенные тарифы; _ валютное регулирование; _ налоги; _ субсидии. |
Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики