Формы и методы государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Государственное регулирование экономики— это система мер государства, посредством, которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитиеобщества. Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, «провалами» рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.

Содержание

Введение 3
1. Экономические функции государства 5
2. Необходимость государственного регулирования в условиях рыночной экономики 9
3. Объекты и цели государственного регулирования экономики 10
4. Формы и методы государственного регулирования экономики 13
4.1 Государственное экономическое прогнозирование 14
4.2 Государственное экономическое программирование 15
4.3 Бюджетно-налоговая система 17
4.4 Денежно – кредитная политика 20
4.5 Регулирования валютного курса 24
5. Государственное регулирование в современной России 26
Заключение 30

Вложенные файлы: 1 файл

Методы государственного регулирования экономики.docx

— 68.28 Кб (Скачать файл)

Вообще, валютная политика должна быть направлена на решение следующих задач:

    • сглаживание резких краткосрочных колебаний;
    • остановка волны чрезмерной спекуляции, вызванной изменением экономической ситуации;
    • прекращение тренда на валютном рынке;
    • установление целевого значения валютного курса;
    • сопротивление валютным колебаниям, в случае когда они превышают определенное допустимое изменение;
    • стимулирование начала определенного ценового тренда, оправданного экономической ситуацией.

Валютный  курс представляет собой цену, относящуюся  к двум странам, поэтому валютная политика одной стороны может  иметь серьезные последствия  для других стран. В целях недопущения  манипулирования своей валютой  МВФ выработал ряд рекомендаций, которым его члены должны следовать  при разработке своей валютной политики:

- он должен  избегать манипулирования своей  валютой с целью неэффективного  выравнивания платежных балансов  или получения преимуществ в  международной конкурентной борьбе;

- он может  осуществлять интервенцию на  валютном рынке только при  необходимости сглаживания краткосрочных  колебаний рыночного курса своей  валюты;

- при  проведении своих интервенций  члены МВФ должны принимать  во внимание интересы других  членов, включая тех, валюты которых  также оказываются задействованы  в ходе интервенции.

Являясь членом МВФ, правительство РФ, при  проведении валютной политики, также  придерживается указанных принципов.

Существуют  различные инструменты регулирования  валютного рынка и первым из них  является монетарный. Но, подчинение монетарной политики только целям регулирования  валютного курса может привести к невозможности достижения других целей, таких как регулирование  инфляции и безработицы.

Другим  инструментом регулирования является ограничение движения капитала, или  барьеры в международной торговле. Такие действия правительства могут  быть необходимы для достижения стабильности на валютном рынке тех стран, где  низка кредитоспособность правительства.

Последним инструментом регулирования валютного  курса является прямая интервенция* на валютном рынке. Успех валютных интервенций зависит от их интенсивности, а также от доверия к официальным монетарным органам.

 

5. Государственное регулирование  в современной России

 

Вопрос  о возможности и формах государственного влияния на экономические процессы всегда был одним из самых сложных  и дискуссионных в экономической  науке и практике. За последнее  время диапазон оценок и подходов в этой области расширился, и под  влиянием концепций глобализации мирового хозяйства нередко высказывается  мнение о том, что государственные  функции в экономике должны неизбежно  сужаться.

Именно  этот подход представлялся самым  рациональным и «единственно правильным»  и российским инициаторам рыночных трансформаций в начале 1990-х гг. В его основе лежала аксиома о якобы «несовместимости» рыночной модернизации с государственным управлением экономикой. В конце XX в. уровень затрат на государственные нужды у нас был значительно ниже уровня, характерного для большинства развитых стран (составляя порядка 27-29% к ВВП), в официальных проектировках правительства тех лет продолжали настойчиво выдвигаться задачи дальнейшего снижения соответствующих расходов государственного бюджета с доведением их до 22-23% к ВВП, т. е. ниже планки, характерной в среднем для слаборазвитых стран. Это было фактическим отстранением государства от функций управления экономикой и обществом.

Современное развитие рыночных отношений в отечественной  экономике предусматривает активное участие государства как регулирующего  и управляющего органа. Государство  выступает субъектом регулирования  и управления экономической системы  в лице отдельных органов, наделенных соответствующими полномочиями.

Регулирование в целом можно рассматривать  как функцию управления, обеспечивающую функционирование управляемых процессов  в рамках заданных параметров.

В экономике  России роль и место государственного регулирования определяются рядом  основными факторов.

Во-первых, переход от административной экономики  к рыночной предполагает неизбежное и резкое снижение уровня государственного регулирования. В то же время в  России роль государства в социально-экономических  процессах традиционно преувеличена. Кроме того, само качество переходности задает дополнительную компоненту в  государственном влиянии на экономические  и политические процессы. Налицо также  наличие устойчиво сильных исторических традиций, поддерживающих склонность к централизованному управлению процессами в стране. На современном  этапе это выражается в максимально  возможной централизации финансовых ресурсов в бюджетной системе, что  объективно ставит промышленников в  зависимость от государства как  собственника денежного капитала.

Во-вторых, в условиях любого кризиса роль государства  как стабилизирующего фактора неизбежно  возрастает, а в период реформирования общества именно государство должно выполнять системообразующую функцию, определяя параметры будущей  социально-экономической системы, темпы  и направление преобразований.

В-третьих, в условиях ломки хозяйственного механизма, сопровождающейся исчезновением  старых и формированием новых  институтов и/или субъектов рынка, не обладающих достаточной степенью доверия, уровень риска по любой  экономической операции превышает  допустимый предел, поэтому только непосредственное участие государства  во всех сферах экономической жизни  может обеспечить хотя бы минимальную  стабильность.

В-четвертых, некоторые институты, присущие высокоразвитой рыночной экономике, в условиях перестройки  отечественной экономики были созданы  волевым решением «сверху» и, соответственно, изначально оказались под контролем  государства, поскольку не имели  возможности эффективно действовать  и развиваться без его поддержки.

В-пятых, неразвитость рыночной инфраструктуры, особенно в части инфраструктурного  оснащения рыночных отношений на периферии привела к возникновению  дистанции в уровне экономического и социального развития между  регионами-«донорами» и остальной  частью страны.

Влияние государства на формирующиеся рынки  в России, в отличие от индустриальных стран, выше регулятивная нагрузка, влияние  перспективной и текущей макроэкономической политики. На развитых рынках государство  работает в режиме корректировки  процессов, оформления складывающейся рыночной практики, придания ей формы, которая содействовала бы сохранению честного и справедливого механизма  ценообразования. Но и на таких рынках в моменты финансовых кризисов или  в периоды нарастающих инноваций  используется стратегическое планирование, программирование будущего, с тем, чтобы  найти правильные ответы на вызовы, сохранить конкурентоспособность  рынка. В эти моменты степень  вмешательства в рыночные процессы нарастает. Тем более, что мировая практика свидетельствует о том, что полагаться полностью на самоорганизацию финансового рынка недостаточно. В современной России основанные на здоровой конкуренции механизмы финансового рынка еще не укрепились, а инвестиционные потребности инвесторов не уравновешены возможностью получения высоких доходов. Устранить этот дисбаланс в системе финансирования реального сектора экономики можно только путем усиления общественного, государственного регулирования и целевой направленности инвестиционных потоков.

Отсюда  вывод: степень вмешательства государства  на формирующихся рынках должна быть значительно выше, чем на развитых финансовых рынках.

Формирующийся финансовый рынок должен пройти долгий путь глубоких структурных преобразований на пути к созданию эффективной регулятивной системы под продуманным руководством государства. Однако государственное  регулирование финансового рынка  не должно быть авторитарным. При всех существующих преимуществах централизованного  государственного регулирования саморегулирование  как регулирование на микроуровне  имеет все большее значение.

 

Заключение

 

Выше были рассмотрены основные инструменты: государственное экономическое  прогнозирование, государственное  экономическое программирование, бюджетно-налоговая  система, денежно-кредитная политика, объекты и цели государственного регулирования экономики.

Государственное вмешательство в  экономику является объективно необходимым  для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика  или командно-распределительная. Минимально необходимые границы регулированияреальногорынка  определяются организациейденежного  обращения,производством общественных товаров и устранения внешних  эффектов.Максимальнодопустимые границы  вмешательства государства в  экономику определяются перераспределением доходов,обеспечением некоторого уровня занятости,противодействием монополизму и инфляции, развитием фундаментальных исследований, проведением региональной политики, реализацией национальных интересов в мировой экономике.

Государство выполняет свои функции,применяя экономическиеи административные методы.Онивзаимосвязаны и вместе с тем противоположны. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.

Многие экономисты признают, что государственное регулирование  экономики - это целенаправленный, координирующий процесс управленческого воздействия  правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической  системы.

Современная система государственного регулирования  России требует скорейшей модернизации, стране нужна долговременная экономическая стратегия, которая сможет обеспечить более эффективное решение ключевых проблем российской экономики.

 

Приложение

Таблица 1

Факторы, обуславливающие необходимость  государственного регулирования экономики

Группа  факторов

Содержание  факторов

1.Факторы, связанные с разрешением проблем рыночного сектора экономики, сглаживанием отрицательных эффектов рыночного механизма.

 

1.Ограничение стихийности рыночных процессов.

2.Обеспечение эффективного совокупного спроса,рыночной конъюнктуры.

3.Обеспечение производства общественных потребностей и нужд.

4.Поддержка конкурентности, открытости рынка.

5.Усиление конкурентности на мировом рынке.

2. Факторы, обеспечивающие экономическую стабильность, процесс расширенного воспроизводства.

1.Создание общих условий развития экономики, обеспечение экономической эффективности функционирования совокупного капитала, необходимость определения «правил игры» хозяйствующих объектов.

2.Обеспечение антициклического развития экономики.

3.Стимулирование долгосрочного экономического роста, деловой активности.

4.Формирование оптимальной структуры народного хозяйства.

5.Поддержка макроэкономического равновесия.

6. Обеспечение эффективного управления государственным сектором экономики.

7. Потребность в государственных инвестициях малорентабельных с точки зрения частного капитала.

8. Регулирование денежного обращения.

9. Содействие развитию науки, научно-технического прогресса.

3.Факторы,связанные с решением социальных проблем.

1. Обеспечение рационального перераспределения доходов.

2. Обеспечение экономической основы социальной стабильности, социальной напряженности.

3. Обеспечение полной занятости населения.

4. Формирование условий расширенного воспроизводства рабочей силы, проявление интеллектуальных способностей человека (развитие здравоохрания, образования, переподготовка кадров и т.д.)


 

 

Таблица 2

Инструменты государственного регулирования  экономики. Формы и методы.

Прямые (административные)

методы

Косвенные (экономические)

методы

-Принятие законодательных актов,

нормативных документов,положений.

-Управление государственной  собственностью,в том числе:

_управление предприятиями  государственного сектора;

_организация производства  и труда;

_госзаказ;

_государственные инвестиции;

_государственные кредиты;

_субсидии.

-Лицензирование и квотирование.

-Применение санкций.

-Охрана окружающей среды.

- Индикативное планирование.

- Целевое программирование.

- Регулирование налоговой  системы.

- Кредитно-денежные инструменты:

_ регулирование денежной  массы;

_ антиинфляционные меры;

_ регулирование процентной  ставки

по операциям ЦБ;

_ рефинансирование коммерческих  банков;

_ регулирование нормативов  обязательных резервов коммерческих  банков;

_ операции на рынке  ценных бумаг.

-Формирование и использование  бюджета.

-Формирование налоговой  политики.

-Формирование амортизационной  политики.

-Определение нормы банковского  резерва.

-Установление минимальной  зарплаты.

-Регулирование цен на  некоторые виды

товаров и услуг.

-Антимонопольная политика,защита

Конкуренции.

- Валютные рычаги:

_стабилизация национальной  валюты;

_операции на открытом  валютном рынке;

_девальвация, ревальвация национальной валюты;

_ привлечение иностранного  капитала;

_ создание совместных  предприятий.

- Социальная политика:

_ социальные программы;

_ обеспечение занятости  населения

_ социальная защита населения

_ регулирование доходов

_ контроль за динамикой  цен и зарплаты;

_ налоги;

_ трансфертные платежи;

_ деятельность в сфере  образования, здравоохранения, культуры.

-Внешнеэкономические формы  воздействия:

_ регулирование внешнеэкономической  деятельности;

_ таможенные тарифы;

_ валютное регулирование;

_ налоги;

_ субсидии.

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики