Формы и методы воздействия государственных финансов на сферу здравоохранения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 13:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в изучении форм и методов воздействия государственных финансов на сферу здравоохранения. Достижение данной цели связано с решением следующих задач:
рассмотреть характеристику отрасли здравоохранения в Российской Федерации;
раскрыть формы и методы воздействия государственных финансов на здравоохранение;
изучить проблемы и перспективы воздействия государственных финансов на здравоохранение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………
3
ГЛАВА 1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ………………………….
4
1.1
Здравоохранение как одна из отраслей социальной сферы…
4
1.2
Нормативно-правовое регулирование воздействия государственных финансов в России на отрасль здравоохранения……………………………………………….


6
1.3.
Современное состояние отрасли здравоохранения в России………………………………………………………......

10
ГЛАВА 2.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В РОССИИ…………………………..


15
2.1
Формы и методы воздействия государственных финансов на экономику…………………………………………………...

15
2.2
Формы воздействия государственных финансов на здравоохранение в России……………………………………..

17
2.3
Методы воздействия государственных финансов на здравоохранение в России……………………………………..


19
ГЛАВА 3.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ……………………….....

25
3.1
Проблема развития здравоохранения в России……………...
25
3.2
Перспективы развития здравоохранения в России……….....
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………
30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ...………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по здравоохранению.docx

— 85.71 Кб (Скачать файл)
    1. . Проблемы развития здравоохранения в России

 

Главная проблема финансирования, а потому и социального развития (социальной доступности) современного здравоохранения имеет аспект, связанный денежной стороной этого развития:

- это проблема  соотношения  платности и бесплатности в  медицине;

Необходимо различать два уровня понимания этой проблемы:

  • уровень общества в целом – с общественных позиций здравоохранение всегда есть «платная» отрасль, т.е. отрасль, которая содержится за счет материальных благ, создаваемых в других отраслях экономики, и никакого обратного эквивалента им не передает;
  • уровень частного лица – с его позиции, получаемые медицинские услуги могут либо оплачиваться им самим, т.е. быть платными, или оплачиваться государством и страховыми компаниями, а потому в последнем случае такому лицу они представляются без непосредственной оплаты с его стороны, т.е. бесплатно;

Однако если учесть, что  доходы и государства и страховых  компаний, в конечном счете, носят  налоговый характер и эти различного рода налоги и отчисления от доходов  выплачиваются и за счет личных доходов  работников (населения), то частные  лица «оплачивают» услуги здравоохранения  даже тогда, когда они юридически являются бесплатными для них.

В развитых странах  бесплатное здравоохранение на достаточно высоком  уровне доступно большинству населения. Платное здравоохранение в развитых странах, по сути, выступает специфическим видом «предмета роскоши» для богатых слоев, которые желают либо получить медицинскую услугу с «большим комфортом», либо, например, разного рода  услуги по изменению внешности (тела), и т.п.

В России, по сути, вся финансовая нагрузка по оказанию бесплатных медицинских  услуг (исторически) ложится  целиком  на налоги и страховые платежи, т.е., в конечном счете, и на государственный  бюджет страны, что вступает в явное  противоречие  с интересами многих очень крупных коммерческих структур и их собственников, для которых  бюджет  является главным источником получения прибыли  посредством  выполнения разнообразных и очень  дорогостоящих государственных  проектов.

Дело не  в том, что  государство стремится сократить  расходы на здравоохранение в  абсолютном выражении, а в том, что  государство желает минимизировать их дальнейший быстрый рост, связанный  с такими объективными факторами  как:

  • ухудшение здоровья населения  из-за некачественного питания, неразумного образа жизни, психологической атмосферы в обществе (коллективах);
  • увеличение доли пенсионеров  и потому рост медицинских расходов на них, которые, по сути, часто никак экономически «не компенсируются» в общественном масштабе в отличие от медицинских услуг, оказываемых работоспособной части населения страны;
  • снижение рождаемости при увеличении доли нездоровых детей, и потому рост расходов на «выхаживание» всех тех, кто родились.

Существует необходимость реформирования системы здравоохранения в Российской Федерации.

Со времени принятия Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» прошло уже много лет. За этот период Закон претерпел определенные изменения, но и сейчас нельзя сказать, что создана эффективная система медицинского страхования, обеспечивающая качественное медицинское обслуживание граждан России. Хроническое недофинансирование медицины привело к появлению коммерческих медицинских услуг, под которые была подведена правовая база, позволяющая в рамках ОМС широко применять платные медицинские услуги.

Система обязательного страхования  позволила медицине выжить, но решить ее проблемы не смогла, поскольку территориальные  фонды медстраха наполняются  за счет взносов, отчисляемых с фонда  заработной платы, и регионы с  низкой зарплатой и невысоким  процентом трудоспособного населения  безнадежно отстали от «зажиточных» территорий по качеству медицинских  услуг.

Необходимость формирования новой нормативной правовой базы в области обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации становится все более  актуальной задачей. Действующая система  медицинского страхования не справляется  с решением возложенных на нее  задач.

Также разработаны основные направления деятельности ФФОМС  РФ. При этом основной целью является повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

Существенной проблемой  является отсутствие динамики в структуре  расходов по основным видам медицинской  помощи с сохранением наиболее затратных видов ее оказания. Так в 2001 и 2007 годах структура расходов (в %) по основным видам медицинской помощи была следующей: скорая помощь – 5,5 и 7,2; амбулаторно-поликлиническая – 29,0 и 31,5; стационарная – 64,0 и 58,6; дневные стационары – 1,5 – 2,7 (соответственно). Сокращение расходов произошло в 27 регионах. Наибольшее сокращение расходов зафиксировано в Тюменской области (с падением к 2009 году на 56,6%), Чувашской Республике (на 51,4%), Калининградской области (на 31,4%).

Таким образом, для обеспечения  доступности основных медицинских  услуг, повышения эффективности  и качества медицинского обслуживания, система здравоохранения должна сочетать в себе в разумных пропорциях как бюджетное, так и внебюджетное финансирование в виде обязательного и добровольного медицинского страхования.

 

3.2.  Перспективы развития  здравоохранения в России

 

В настоящий период времени  проводится  интенсивная деятельность Министерства здравоохранения и  социального развития Российской Федерации  по созданию «Концепции развития здравоохранения  Российской Федерации на период до 2020 года, направлена на решение основных проблем отрасли здравоохранения, включая систему обязательного медицинского страхования».

Для решения проблем повышения  качества медицинской помощи в 2005 году В.В. Путиным был объявлен Национальный проект «Здоровье».

 Проект был призван  поправить ситуацию в наиболее  нуждающихся в реорганизации  и финансировании подотраслях  здравоохранения и улучшить демографическую  ситуацию в стране.

К основным направлениям приоритетного  национального проекта в сфере  здравоохранения относятся:

  1. Развитие первичной медико-санитарной помощи, которое предусматривает следующие мероприятия:
  • подготовку и переподготовку врачей общей (семейной) практики, участковых  врачей-терапевтов и педиатров; 
  • увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи»; 
  • укрепление материально-технической базы диагностической службы амбулаторно-поликлинических учреждений;
  • профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С;
  • введение новых программ обследования новорожденных детей;
  • оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
  1. Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью:
  • увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
  • строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала.

В ходе реализации приоритетного  национального проекта «Здоровье»  в состоянии здоровья населения  наметился ряд положительных  тенденций. На начало июля 2007 года подготовку и переподготовку прошли 5834 врача. В регионы на начало июля 2007 года было поставлено 3267 единиц диагностического оборудования. По итогам 2009 года продолжительность жизни в России увеличилась до 69 лет.

Еще одним важным шагом  правительства в области охраны здоровья граждан стало внесение поправок в закон о социальном страховании, согласно которым уплата страховых взносов с 2012 года будет  повышена, а также для организаций, занимающихся программированием, для  хозобществ, созданных вузами, и  для резидентов технико-внедренческих  зон, вводятся пониженные тарифы.

С 1 января 2011 года тариф страховых  взносов в Федеральный фонд обязательного  медстрахования увеличился с 2,1% до 3,1%, а с 1 января 2012 года – до 5,1%. При этом страховые взносы в территориальные фонды обязательного медстрахования снижаются на 1%, что соответствует уровню 2010 года (2%).[33]

Дополнительные финансовые средства в размере 460 миллиардов рублей, будут направлены на формирование резерва  средств финансового обеспечения  региональных программ модернизации здравоохранения, софинансирование медицинской помощи неработающим пенсионерам, информатизацию здравоохранения и оплату медицинской  помощи с учетом повышения финансирования ее стандартов.

Планируется увеличение расходов на сферу здравоохранения в период с 2010 по 2020 годы.

Таблица 7

Планируемое увеличение расходов (млрд.руб.) [33]

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2558,3

2912,5

3455,8

3945,1

4510,0

5112,6

5817,1

6479,2

7239,3

8052,1

8960,2


 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исходя из итогов государственной политики, мы видим повышение расходов на здравоохранение, усиление внимания государства, хотя уровень финансирования до сих пор является недостаточным. Хоть такие изменения произошли и продолжают происходить, говорить о повышении эффективности пока не приходится. Показатели общей заболеваемости, к сожалению, продолжают расти, хотя за последние несколько лет сократилась смертность, но опять же, в сравнении с европейскими странами она слишком высока – в полтора раза выше.

Можно сделать вывод о  том, что государство обратило внимание на здравоохранение, но принимаемых  мер пока не достаточно, чтобы исправить  то бедственное положение, в котором  сфера здравоохранения находилась раньше. . Правительство взялось  за ОМС, но система настолько мало развита и проработана, что неравенство доступности медицинской помощи остается практически на том же уровне.

Бросается в глаза недофинансирование данной сферы, и решение всех перечисленных  проблем не возможно без больших  преобразований в организации и  финансировании сферы здравоохранения.

Последнее время стараются  уделять внимание доступности и  повышению качества медицинских  услуг. Но, несмотря на благие намерения, существенно изменить ситуацию в не удалось, хотя положительные итоги все же были. В 2005 году был запущен такой национальный проект «Здоровье» — программа по повышению качества медицинской помощи. Итоги были положительные, в том числе, на 4 года увеличилась средняя продолжительность жизни(с 65 до 69). Я считаю, что нужно объединять такие национальные проекты, с целью получения единой программы, которая даст большой толчок к улучшению состояния в данной отрасли.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
  1. Конституция Российской Федерации.
  1. Федеральный закон от 22 июля 1993 г.  N 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».
  2. Федеральный закон от 28 июня 1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения».
  4. Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах».
  5. Федеральный закон от 08 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах».
  6. Федеральный закон от 17 октября 1998 г. № 157 – ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
  7. Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 38– ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека».
  8. Федеральный закон от 18 июня 2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации».
  9. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации».
  10. «Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2008 г. N 913 г.  О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи».
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 782 «О Государственном регулировании цен на лекарственные средства».

Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на сферу здравоохранения в России