Фондовый рынок как элемент рыночной инфраструктуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 23:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы стало рассмотрение фондового рынка как элемента рыночной инфраструктуры.
Задачи, вытекающие из цели таковы:
- какое значение имеет фондовый рынок в рыночной экономике;
- какие ценные бумаги содержатся на фондовом рынке;
- какова структура фондового рынка в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Место и роль фондового рынка в рыночной экономике..…6
1.1.Структура фондового рынка…………………………………...…..6
1.2.Фондовый рынок: первичный и вторичный……………………...13
1.3. Регулирование фондового рынка ……………………………......18
Глава 2. Ценные бумаги……………………………………………......23
2.1. Классификация ценных бумаг и типы сделок с ними………..…23
2.2. Значение ценных бумаг………………………………………........29
Глава 3.Структура фондового рынка в России…………………........33
3.1.Развития фондового рынка в России………………………..........33
3.2.Особенности Российского фондового рынка………………..…..37
Заключение………………………………………………………….......49
Список использованной литературы………………………………....52

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 104.07 Кб (Скачать файл)
  • низкая активность в инвестиционной среде и слабость внутреннего рынка; зависимость состояния платежного баланса страны от мировых цен на энергоносители;
  • неоднозначные перспективы реструктуризации и погашения внешнего долга; денежно-кредитная и валютная политика Банка России; отсутствие действенных механизмов защиты акционеров-инвесторов; нехватка на внутреннем рынке денежных ресурсов;
  • недостаточный уровень инфраструктуры: неразвитый аудит, страхование, консалтинг, оценка, правовая поддержка, телекоммуникации; низкая информационная прозрачность рынка и его участников;
  • низкая ликвидность фондовых ценностей;
  • низкий уровень корпоративного менеджмента на предприятиях;
  • неполное соответствие системы бухгалтерского и финансового учета и отчетности международным стандартам.

 Финансовый кризис 17 августа  1998г. отбросил Россию за пределы первой сотни стран. Результатом сложившейся негативной обстановки на макро- и микро-уровне, обуславливающей столь низкий рейтинг инвестиционной привлекательности, является "бегство" российского капитала за границу. Агрессивная оценка масштабов капитала из России на основе данных платежного баланса - 30% экспорта или 20-25 млрд. долл. в год. Вывозимый капитал преимущественно не имеет криминального происхождения (хотя и уклоняется от налогов) и представляет собой недорогой источник финансирования для мировой экономики. Отрицательное влияние перечисленных макрофакторов обуславливает низкую капитализацию и ликвидность отечественного фондового рынка. Недооценненость на рынке акций большинства российских компаний вызвана тем, что инвесторы не верят в перспективы их развития что, по моему мнению, можно отнести ко всей национальной экономике. Низкая насыщенность экономики денежными ресурсами - другая причина низкой ликвидности российского рынка акций. Исследования Мирового Банка показали, что чем насыщенность хозяйства финансовыми и денежными ресурсами, тем при прочих равных условиях выше темпы экономического роста. Данный вывод также справедлив по отношению к ровню развития фондового рынка. Тем актуальнее стоит проблема выработки механизмов регулирования фондового рынка России.  Как видно из особенностей фондового рынка в нашей стране он является лишь формирующимся, характеризующимся высокими значениями системного риска вследствие острой экономической и политической нестабильности. 
В этой связи необходимо, чтобы официальная политика восстановления и развития фондового рынка, принятая государством, предусматривала набор мер по сокращению системного риска:      

        • Разработка программы антикризисного управления (регулирования) в качестве официального документа, предусматривающего ряд последовательных, в среднесрочной перспективе мер государства (финансового регулятора), направленных на сокращение системного риска, а также план действий в чрезвычайных ситуаций (при наступлении системного риска).
      • В части макрофинансовой политики – должна быть проведена оценка сценариев динамики финансового рынка при различных вариантах финансово-кредитной политики, включая её валютную, денежную, бюджетную и процентную составляющие,  режим счета капиталов (степень и формы либерализации, наличие ограничений на движение капиталов и т.д.), баланс обязательств и активов страны в целом, отношения финансово-кредитной политике, которые бы исключали накопления краткосрочных требований к макроэкономике, возникновение спекулятивного роста цен на финансовые активы.
        • Реструктурирование и развитие индустрии ценных бумаг с целью понижения системного риска, пополнение капиталов брокерско-дилерских  компаний и банков, занятых в фондовом бизнесе, осторожное введение и развитие рынков срочных контрактов, предусматривающее оценку решений финансового регулятора в этой области с точки зрения того, накапливается ли, остаётся постоянным или снижается системный риск.          
        • Создание системы мониторинга и оценки системного риска, которая давала бы возможность, основываясь на «сигналах раннего предупреждения», принимать корректирующие меры до того, как начнется и приобретет необратимый характер падения рынков (в первую очередь оценка вероятности накопления в экономике краткосрочных обязательств, снижения ее ликвидности, спекулятивных атак и краткосрочных оттоков капитала.   Укрепление информационной прозрачности. Собственники компаний, совместно с управляющими менеджерами должны проводить регулярную работу по повышению прозрачности финансово-хозяйственной деятельности, по поддержанию рынка эмитированных акций, привлекать стратегических партнеров и инвесторов, обеспечивая конкурентное преимущество выпускаемой продукции по сравнению с зарубежными аналогами. Управление рыночной стоимостью акций – одна из главных задач для собственников, акционеров и инвесторов, так как в большинстве случаев компании-эмитенты функционируют сами по себе, а рынок эмитированных ими акций – сам по себе, не обеспечивая взаимосвязи состояния реального с фиктивным капиталом.  
        • Создание институциональной структуры, задачей которой было бы антикризисное управление финансовыми рынками. С этой целью формирование рабочей группы по антикризисному управлению из представителей финансовых регуляторов, операторов рынка, независимых исследователей, присоединение к международным рабочим группам и комитетам, созданным с этой целью. Определение порядка координации и последовательности действий финансовых регуляторов при наступлении чрезвычайных ситуаций на финансовых рынках необходимо учитывать исследования и рекомендации лучших международных практик в области антикризисного управления финансовыми рынками, развитие программ информационного обмена между финансовыми регуляторами, постепенное создание на этой основе системы риск-менеджмента для предупреждения и ослабления будущих кризисов.

Для стабилизации фондового  рынка и предотвращения массового  оттока портфельных инвестиций на государственном  уровне должен осуществляться контроль за их привлечением и использованием: необходимо ограничить портфельных инвесторов мгновенно выводить капиталы, введя процедуру заблаговременного согласования вывода капиталов (например, за 1 месяц) с соответствующими регулирующими органами. Необходимо вводить режим наибольшего благоприятствования для прямых инвестиций, например, предоставляя льготы по налогообложению доходов, полученных иностранными инвесторами в России. Привлечение государством внешних заимствований должно производиться исключительно под целевые инвестиционные проекты, отбираемые на тендерной основе.

 

  • На государственном  уровне должно обеспечиваться соблюдение законных прав и интересов акционеров - инвесторов, в случае нарушения которых инвесторы должны получать компенсацию потерь, выплачиваемую в соответствии с их рыночной оценкой. Для обеспечения соответствия принимаемой на государственном уровне политики и разрабатываемых  в её рамках нормативных документов, необходимо проводить предварительную экспертизу указанных нормативных документов с целью оценки их экономической эффективности и влияния на деятельность хозяйствующих субъектов в независимых органах, например, экспертизу документов по налоговому законодательству – в аудиторско – консалтинговых компаниях, документов по регулированию рынка ценных бумаг – в компаниях – профессиональных участниках фондового рынка. Необходима совместность действий государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг. Огромное значение во время и в ожидании кризиса имеет совместность действий государственных ведомств, их способность обращать конфликты интересов, возникающие между ними, в источник позитивной работы, направленной на восстановление рынка. 

Таким образом, в современный  период все государственные органы по регулированию фондового рынка  должны работать не только по принципу «мы устанавливаем правила игры и контролируем их выполнение», но и  по принципу «мы строим рынки».    

В своем настоящем виде отечественный фондовый рынок существует сравнительно недавно, с середины прошлого десятилетия. Тогда же были приняты  основные законы, регулирующие деятельность участников рынка. В целом российскому  рынку свойственны все характеристики, типичные для развивающегося рынка, а именно:

• Высокая волантильность, резкие ценовые колебания. 
• Сравнительно низкая капитализация рынка, что не в последнюю очередь обусловлено тем фактом, что в свободном обращении находится только малая часть зарегистрированных ценных бумаг. Объем привлекаемых через облигационные выпуски средств также остается на довольно низком уровне; причиной является несбалансированность проводимой эмитентами внутрикорпоративной финансовой политики. Многие отечественные предприятия, в том числе и крупные, не считаются с общепризнанными теориями структуры капитала, руководствуясь своими принципами:

• Сегмент производных  финансовых инструментов остается маловостребованным широкими кругами инвесторов.

• Нормативная база является неполной и разъясняет далеко не все  моменты, связанные с осуществлением деятельности на рынке ценных бумаг, при этом получить грамотный с  юридической точки зрения ответ  даже на официально сделанные запросы бывает проблематично.

• Одной из очевидных  специфических проблем является неравномерность регионального  развития. Индикатором среди прочего  здесь является уровень развития финансовой инфраструктуры, в состав которой входит и институт фондового  рынка. Все крупнейшие торговые площадки находятся в Москве и Санкт-Петербурге, что является дополнительным барьером для региональных инвесторов.

• Низкая информационная прозрачность и высокие политические риски  – одни из ключевых характеристик рынка сегодня.

• Так как экономика  и экспорт все еще находятся  в сильной зависимости от цен  на энергоносители и сырьевые ресурсы, колебания мировых цен на нефть, газ, никель и т.п. неизменно, хотя и  с некоторым опозданием, результируются в динамике отечественного рынка.

• Еще одна интересная особенность  рынка – высокая корреляция между  котировками всех без исключения "голубых фишек".  
• Следует также выделить фактор низкого уровня профессиональной готовности участников рынка, отсутствие у них опыта разрешения задач, как текущих, так и стратегических.

• Еще одной особенностью рынка остается невысокая степень  интеграции в мировую финансовую систему. Объем операций, осуществляемых иностранными инвесторами, сильно зависит  от внешних условий, таких как  рейтинги крупнейших мировых агентств, политические риски и степень  открытости рынка (с нормативной  точки зрения). Многие сегменты российского  рынка остаются недоступными для  иностранных инвесторов. 
• Практика торгов инструментами срочного рынка и построение с их использованием сложных схем хеджирования рисков по-прежнему остается прерогативой очень малой доли инвесторов.

Итак, задачами рынка на ближайшее время являются: 
• Привлечение широких слоев частных и институциональных инвесторов; 
• Создание качественной правовой инфраструктуры, регламентирующей деятельность участников рынка;

• Возможная коммерциализация организаторов торгов, с целью  повышения эффективности их деятельности;

• Расширение спектра предлагаемых для инвестирования инструментов, в т.ч. и срочного рынка;

• Расширение интеграции в  мировую финансовую систему, сопровождение  этого процесса стандартизацией  базовых элементов систем, унификацией  ключевых рабочих узлов;

• Модернизация технической  организации работы площадок; 
• Поэтапное снижение зависимости рынка от политической атмосферы.  
 
Отмеченные выше специфичные черты российского рынка отражаются на процессе выработки инвесторами торговых (инвестиционных) стратегий. Можно выделить следующие ключевые моменты, предопределяющие общую направленность практически всех рыночных стратегий.

Во-первых, реалии экономики таковы, что по-прежнему тяжело делать какие-то прогнозы на будущее, так что стратегии в большинстве случаев краткосрочные. Инвестирование средств на срок от одного года и более предпочитают осуществлять инвесторы, передающие свои активы в доверительное управление, при этом целевым сегментом рынка выступает рынок облигаций. Волантильность сегмента корпоративных акций оставляет возможность реализации только стратегий, не превышающих по своему сроку полугода. При этом инвестор должен быть всегда готов, в любой момент времени пересмотреть свой портфель, и от оперативности его действий зависит результативность игры.

Во-вторых, тенденция такова, что рынок все больше насыщается "мелкими" инвесторами, не располагающими крупной суммой денег для инвестиций, но стремящимися "срезать" прибыль на рынке. Это обусловлено постепенным ростом уровня благосостояния населения, а также ростом инвестиционной активности малых предприятий. Срок жизни таких инвесторов на бирже редко превышает один месяц, причиной чему является их непрофессионализм, кроме того, разорение катализируется использованием ими большого "плеча" (т.е. заемных ресурсов) на рынке. "Спрос рождает предложение" – в ответ на увеличение активности этой группы игроков, профессиональные участники предлагают свои посреднические услуги последним. Рекламные кампании, информационные атаки, проводимые брокерами, в свою очередь привлекают новых клиентов и так далее. Однако, те же брокеры, доходная статья №1 для которых является комиссия в процентах от оборота клиентов, заинтересованы в продолжительном сотрудничестве с клиентами на фондовом рынке и стараются всячески этому способствовать. Так, в последнее время, каждый уважающий себя профессиональный участник рынка организовывает разнообразные учебные курсы, таким образом пытаясь поднять уровень подготовки своих клиентов для работы на фондовом рынке.

В-третьих, фондовый рынок такой огромной федеративной страны как Россия нуждается в ориентации на новые средства связи и, прежде всего, Интернет, что в итоге привело к широкому распространению технологий Интернет-трейдинга на фондовом рынке, предопределило его ключевую роль для решения задачи привлечения розничных клиентов на фондовый рынок.

Информация о работе Фондовый рынок как элемент рыночной инфраструктуры