Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной выпускной квалификационной работы является рассмотрение, изучение сущности финансовой системы государства и совершенствования ее развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты финансовой системы государства;
- изучить и проанализировать структуру финансовой системы государства;
- рассмотреть федеральный бюджет как финансовый инструмент развития экономики и центральное звено финансовой системы государства;
- произвести анализ состава и структуры федерального бюджета РФ за ряд лет;
- указать основные тенденции развития и совершенствования финансовой системы государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Основы построения финансовой системы государства в трудах ученых экономистов и принципы ее функционирования
1.2 Звенья финансовой системы государства и их краткая характеристики
1.3 Федеральный бюджет - основополагающее звено финансовой системы государства
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2007-2009 гг
2.1 Краткая характеристика бюджетной политики РФ
2.2 Доходы федерального бюджета РФ: анализ состава и структуры
2.3 Анализ динамики расходов федерального бюджета РФ
ГЛАВА III. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 463.00 Кб (Скачать файл)

Хочется надеяться, что 2010 год станет переломным годом  после мирового финансового кризиса 2009 года, но для дальнейшего увеличения доходов и снижения расходов федерального бюджета РФ необходимо пересмотреть механизм финансовой системы Российской Федерации.

Снижение под  воздействием мирового финансового  кризиса доходов федерального бюджета  и необходимость соблюдения объективно обусловленных ограничений размера  дефицита бюджета, а также обеспечение  сбалансированности пенсионной системы в условиях ее реформирования определяют потребность пересмотра объемов и структуры бюджетных расходов, что может привести по ряду направлений к сокращению объемов расходов федерального бюджета.

Эта вынужденная  мера должна реализовываться совместными усилиями всех участников бюджетного процесса, направленными на оптимизацию бюджетных расходов. Необходимо обеспечить максимально эффективное использование ресурсов, отказаться от реализации задач, не носящих первоочередной характер, пересмотреть сроки реализации и объемы финансового обеспечения ранее заявленных проектов и программ, сократить участие государства в тех сферах, где в необходимых объемах и качественно услуги гражданам могут предоставляться рыночными частными институтами.

В связи с этим необходимо ввести среднесрочные «потолки» бюджетных расходов по конкретным направлениям государственной политики, с тем, чтобы отвечающие за них министерства были заинтересованы не в постоянном наращивании расходов, а в росте их эффективности при реструктуризации действующих обязательств.

При этом следует  применять единые, прозрачные принципы, учитывающие как приоритеты государственной  политики, так и полномочия ведомств по оптимизации расходов в рамках действующего законодательства.

В дальнейшем необходимо расширять полномочия министерств по внедрению и использованию инструментов реализации государственной политики в соответствующей сфере, в том числе путем внесения изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на повышение эффективности соответствующих расходов. Принятие новых обязательств по инициативе министерств должно осуществляться только в рамках установленных ограничений расходов, при условии и в пределах сокращения действующих расходных обязательств.

В целях решения  проблем в сфере межбюджетных отношений следует действовать в следующих направлениях:

- инвентаризация, анализ финансового обеспечения  и оптимизация публичных обязательств;

- обеспечение  режима экономного и рационального  использования бюджетных средств,  оптимизация расходов на содержание органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

- обеспечение  реструктуризации бюджетной сети  при сохранении качества и  объемов государственных и муниципальных  услуг, разработка критериев качества  предоставления услуг, методик расчета финансового обеспечения государственных и муниципальных заданий, переход от финансирования бюджетных учреждений к финансированию предоставления государственных и муниципальных услуг;

- при значительном  снижении доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (более 30 процентов по сравнению с аналогичным периодом предыдущего финансового года), что требует предоставления финансовой помощи из вышестоящих бюджетов, необходимо усиление механизмов финансового администрирования, предусматривающих подписание соглашений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления об объеме и направлениях расходов бюджетов соответствующих публично-правовых образований, в которых произошло снижение доходов;

- создание стимулов  для повышения качества управления  бюджетным процессом на региональном  и местном уровнях, включая  создание системы мониторинга  и оценки качества управления бюджетным процессом в субъектах РФ и муниципальных образованиях, разработка показателей оценки качества такого управления;

- выделение  субсидий субъектам РФ исключительно  в случаях, когда они направлены  на снижение значительных различий между субъектами РФ в обеспечении предоставления отдельных государственных (муниципальных) услуг, а также на повышение качества (объема) отдельных государственных (муниципальных) услуг в целом по РФ;

- переход в  ряде случаев от предоставления  субсидий к конкурсной системе выделения грантов из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на структурные преобразования;

- активное расширение  региональных и местных полномочий  с учетом принципа закрепления  за каждым уровнем власти тех  из них, которые могут быть наиболее эффективно выполнены на данном уровне власти;

- дальнейшее  усиление стимулов для увеличения  собственной доходной базы бюджетов  субъектов РФ и местных бюджетов, прежде всего за счет развития  и поддержки малого и среднего  предпринимательства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономика не может  существовать без финансов государства. Посредством финансов государство  воздействует не только на перераспределение  национального дохода, но и на производство, накопление капитала, сферу потребления. Финансы как экономическая категория выражают экономические отношения по поводу производства, распределения и использования ВВП и НД. Сущность финансов проявляется в функциях: формирование денежных фондов, воспроизводственная, оперативная, распределительная, планирования, организации, регулирующая, контрольная.

Финансовая  система - совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых  характеризуется особенностями  в формировании и использовании  фондов денежных средств, различной  ролью в общественном воспроизводстве.

Важным вопросом относительно понимания финансовой системы является состав сфер и звеньев финансовых отношений. В большинстве своем, несмотря на различия подходов, ученые - экономисты в составе финансовой системы выделяют примерно схожий набор элементов.

Финансовая система состоит из объективно обусловленных сфер -- государственных финансов и финансов частных финансов предприятий и организаций и финансов домашних хозяйств -- поскольку в любом обществе есть субъекты, обеспечивающие рынок товарами и услугами, и любому государству нужны финансовые ресурсы для осуществления своих функций.

Государственные финансы представляют собой ту часть  финансовых отношений, в которых  непосредственно участвуют властные органы любого уровня и которые формируют  финансовые ресурсы для выполнения своих функций -- экономической, социальной, политической, для финансирования конституционных прав граждан и др.

Государственные финансы - система перераспределительных  денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций.

Среди финансовых методов, с помощью которых государство  обычно воздействует на макроэкономические процессы посредством косвенного влияния на рыночный механизм, наиболее распространенными являются бюджетные рычаги. Целенаправленное социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего общегосударственного фонда денежных средств - федерального бюджета.

Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной  системы Российской Федерации.

Через федеральный  бюджет происходит распределение и  перераспределение валового внутреннего  продукта и национального дохода между отраслями народного хозяйства, регионами и слоями населения. Из федерального бюджета финансируются все мероприятия оборонного характера, развитие науки, подготовка кадров, органы государственного управления, развитие инфраструктуры. Средства федерального бюджета являются основным источником финансирования структурной перестройки экономики, развития перспективных направлений производства, освоения новых месторождений и новых технологий.

Федеральному  бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции - распределительная и контрольная.

Федеральный бюджет состоит из двух взаимосвязанных  частей: доходов и расходов.

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в  безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Всего выделено три группы доходов бюджета.

1) Налоговые  доходы.

2) Неналоговые  доходы.

3) Безвозмездные  и безвозвратные перечисления.

Государственные расходы состоят из прямых расходов государства, осуществляемых через систему бюджетных и внебюджетных фондов, и расходов государственных предприятий, организаций, учреждений.

Расходы федерального бюджета -- это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства.

В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы  и капитальные расходы.

Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - величину.

Главное назначение федерального бюджета -- с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности.

Формирование  доходов федерального бюджета за рассматриваемый период осуществлялось на основе Бюджетного послания Президента РФ и планируемых изменений бюджетного законодательства РФ, учитывало преобразование Стабилизационного фонда РФ в Резервный фонд и Фонд будущих поколений, исходя из того, что формируемый Резервный фонд будет обеспечивать устойчивость бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен, а формируемый Фонд будущих поколений будет аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для формирования расходов федерального бюджета.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что в период 2007-2008гг. наблюдалась  положительная динамика развития федерального бюджета РФ. Однако, в 2009г., в период мирового финансового кризиса, произошло резкое увеличение расходной части федерального бюджета и снижение его доходов.

В период финансового  кризиса в 2009 году федеральный бюджет Российской Федерации потерял 20,9% своих  доходов, что равняется 1938,1 млрд. руб., а расходы увеличились на 2089,2 млрд. руб., что составляет 21,6%.

Но несмотря на это, в 2010г. наметились улучшения  в российской экономике, о чем  свидетельствуют данные 2010 года.

За десять месяцев 2010 года доходы федерального бюджета составляют 6721,5 млрд. руб., что, относительно доходов 2009 года за тот, же период составляет 91,6%. Но расходы за тот, же период 2010 года все-таки превышают доходы на 760 млрд. руб. и составляют 7481,5 млрд. руб.

Основными принципами эффективного и ответственного управления общественными финансами должны стать:

- финансовая (налогово-бюджетная)  прозрачность;

- стабильность  и долгосрочная устойчивость  бюджетов (в том числе федерального  бюджета РФ);

- эффективная  и справедливая система межбюджетных отношений;

- эффективный  финансовый контроль, отчетность  и мониторинг.

Эти принципы, являются основой достижения эффективности  управления финансами государства, которые требуют постоянного  развития и адаптации к меняющимся условиям и возникающим новым задачам.

Наиболее серьезной  задачей, стоящей перед Россией, является обеспечение бюджетной  устойчивости в ближайшие 20 -- 40 лет, когда в связи с напряженной  демографической ситуацией возрастет  нагрузка на бюджетную, а особенно пенсионную систему. Для решения этой задачи необходимо в первую очередь научиться прогнозировать состояние бюджетной системы на более длительный промежуток времени. Необходим практический опыт разработки и использования долгосрочных (на период до 10-- 15 лет и более) бюджетных прогнозов, включающих, в том числе количественные критерии устойчивости бюджетной системы, приемлемости налоговой и долговой нагрузки, оценки рисков для бюджетной системы».

Бюджетная политика государства должна быть ориентирована  на адаптацию финансовой и бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. Сложность экономической ситуации в настоящее время и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей.

В этих целях  необходимо решение следующих основных задач:

1. Обеспечить  исполнение социальных обязательств.

2. Перейти к  режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля.

3. Определить  оптимальные формы поддержки  реального сектора экономики  и финансовой системы, исключающие  иждивенчество и создающие стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергоэффективности экономики и производительности труда.

4. Обеспечить  кардинальное повышение качества  предоставления гражданам государственных  услуг, модернизацию сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств.

Информация о работе Финансовая система РФ