Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:07, курсовая работа
Государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, и все организации, при помощи которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли.
Введение
1.Понятие государственного сектора экономики.
1.1 Экономические функции и роль государства
1.2.Экономические взаимосвязи государственного сектора
2. Управление государственным сектором экономики
3.Методы государственного регулирования государственного сектора
4.Инструмент государственного управления сектором
Заключение
2)Инвестиции.
Осуществляя инвестирование в те или иные сферы ,государство тем самым стимулирует производителей на создание доступной и востребованной продукции .Тем самым удовлетворяет потребности потребителей. Благодаря госинвестициям происходит обновление материально-технической базы, реструктуризация задолженностей ,изменяется объем и структура производства, сохранение ведущих специалистов. Бывает что инвестирование принимает формы государственной поддержки предприятий ,цель которых реструктуризация компании ,недопущение остановки предприятия,роспуск персонала .
3)Налоговое регулирование.
Налоговое регулирование стимулирует перелив капитала в сферы с более низким налогообложением.
Стимулирование спроса способствует увеличению спроса при его спаде. Государственное кредитование выступает так же , как элемент стимулирования спроса. Государство определяет доступность кредитов ,изменяя учетную процентную ставку и норму обязательных резервов.
4)Государственно -частное партнерство .
Это способ взаимодействия государства и частных компаний с целью решения социально — экономических задач .
Практика показывает, что капитальные и операционные затраты частного сектора при использовании механизмов ГЧП существенно меньше, чем при реализации проекта путем прямого выделения бюджетных средств. Повышается эффективность выполнения проектов ГЧП за счет разделения рисков между государством и частной компанией. Частный инвестор берет на себя риски, которыми он может управлять, к примеру риски превышения капитальных затрат, а государство - те, что находятся вне контроля частного сектора, например политические и законодательные.
На данном этапе развития российского общества существует ряд проблем и ограничений ,они накладывают свой отпечаток на возможности реализации первостепенных и жизнеобеспечивающих функций государства.
Методы регулирования приводятся в действие комплексно, поэтому довольно сложно оценить значимость каждого из них. На сегодняшний день все больше развиваются методы государственно — частного партнерства.
2.2 Компетенция органов управления.
Государственное регулирование экономики осуществляется соответствующими законодательными, исполнительными или контролирующими органами, которые разнообразными методами обеспечивают решения критических социально-экономических задач, регламентируют хозяйственные общественные отношения.
Главное лицо в регулировании экономики – Министерство экономики , которое осуществляет проведение единой государственной социально-экономической политики. Основная деятельность заключается в определении путей и разработке методов эффективного развития экономики.
В частности, Министерство экономики проводит анализ, оценку и отбор инвестиционных проектов для выделения денежных средств и предоставления государственных гарантий. После их рассмотрения правительство получает экономически обоснованные заключения, а также необходимые для разработки отраслевых и региональных прогнозов и проектирования бюджетных ассигнований по программам сценарные условия функционирования экономики. В дальнейшем Министерство экономики обеспечивает согласованное финансирование инвестиционных проектов как за счет инвесторов, так и за счет средств, выделяемых из бюджета.
Касательно объективных статистических данных об уровне использования ИТ госсектором практически все эксперты единогласны: определенная официальная статистика хоть и существует, но на сегодняшний день информацию, доступную бизнес-сообществу, вряд ли можно считать полной и отражающей действительность. Таким образом при оценке уровня развития ИТ в госсекторе эксперты руководствовались личным опытом и опытом работы компании, которую каждый из них может предоставить.
2.3Специфика государственного сектора в РФ
Последнее время резко
увеличилось государственное
Но большинство экспертов склоняются
к тому, что если несколько лет назад экономисты
говорили, что доля госсектора в ВВП составляет
34%, то сегодня если просуммировать объемы
производства всех госкомпаний и ФГУПов,
эта цифра составит не менее 50% ВВП. Также
эксперты считают, что в ближайшее время
присутствие государства в экономике
будет только увеличиваться.
Таким образом, налицо по существу огромный
государственный холдинг.
Рассмотрим общие параметры государственного
сектора:
объем реализованной продукции 10 самых
больших государственных корпораций составляет
более 20% российского ВВП;
в десятке наиболее крупных по объемам
реализации российских компаний шесть
принадлежат государству;
"Газпром", формирующий около 8% бюджета
страны, по уровню капитализации вошел
в тройку мировых лидеров;
доля госсектора в экономике страны оценивается,
как уже отмечено выше, на уровне не менее
50% ВВП [30, C.4].
Крупнейшие государственные компании
можно разделить на несколько групп предприятий,
монопольно контролирующих определенные
виды деятельности:
инфраструктура - транспортная (РЖД, "Газпром",
"Транснефть", "Транснефтепродукт",
"Госкорпорация по организации воздушного
движения"), коммуникационная ("Связьинвест",
"Почта России", ФАПСИ,), энергетическая
("ЕЭС России", "Росэнергоатом",
ТВЭЛ);
добыча и экспорт сырья − "Роснефть",
алмазная монополия "АЛРОСА", "Газпром",
"Газпромнефть". По данным Организации
экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР), госкомпании контролируют 33% добычи
нефти и 80% газа в России;
оборонно-промышленный комплекс - "Росавиакосмос",
судостроение, авиационная промышленность,
ФПГУ по видам вооружений. Уже несколько
лет государство пытается объединить
предприятия ВПК в холдинги, специализирующиеся
на производстве отдельных видов вооружения,
это относится к таким госкорпорациям
как Рособоронэкспорт, Ростехнологии;
финансовый комплекс - государственные
банки и негосударственные, но так или
иначе аффилированные с государством
пенсионные фонды и страховые компании,
прежде всего − Сбербанк, Внешторгбанк,
Россельхозбанк, Газпромбанк, Внешэкономбанк,
Еврофинанс-Моснарбанк, Росэкимбанк, Российский
банк развития, НПФ "Газпром", "СОГАЗ"
и т.д.
информационный комплекс - включает в
себя ВГТРК с радио и телеканалами, холдинг
"Газпроммедиа", контролирующий многие
средства массовой информации (НТВ, "Известия",
"Эхо Москвы" и др.), РАО "ЕЭС"
(REN TV и др.), "Российская газета" и
другие издания, включая издания Федерального
собрания, министерств и ведомств [29, C.14].
В настоящее время происходит формирование
новых государственных корпораций с использованием
как ядра (по аналогии с "Газпромом")"
Значительное укрупнение происходит также
среди компаний с государственным участием.
Газпром, приобретя долю в "НоваТЭКе"
стал контролирующим акционером в проекте
"Сахалин-2". Крупнейшая нефтяная
компания страны - "Роснефть" не только
успешно консолидировала в рамках единой
структуры свои многочисленные добывающие
и перерабатывающие предприятия, став
фактически полноценным концерном, но
и смогла существенно расширить свою ресурсную
базу за счет покупки в альянсе с китайскими
инвесторами "Удмуртнефти" и приобретения
более десятка новых лицензий на освоение
месторождений в Красноярском крае и Иркутской
области. В результате "Газпром" и
"Роснефть" прочно заняли лидирующие
позиции в рейтингах ведущих нефтегазовых
корпораций мира с многомиллиардной капитализацией
[33].
В 2007 году учреждено создание "Объединенной
авиастроительной корпорации" (ОАК)
с капитализацией почти 100 млрд. рублей,
в которую вошли все отечественные разработчики
и производители самолетов. Костяк нового
авиагиганта составили знаменитые авиационные
КБ и заводы, контролирующиеся государством,
- АХК "Сухой", РСК "МиГ", "Туполев"
и "Ильюшин", а также две лизинговые
компании и внешнеторговое объединение
"Авиаэкспорт". В сумме эти активы
обеспечили федеральному центру 90,1% акций
ОАК. Таким образом, новый авиагигант с
момента своего образования стал монополией
[29, С.22].
Результаты анализа инвестиционной активности
в промышленности в самый разгар мирового
финансового кризиса, таковы: примерно
40% всех заявленных инвестиционных проектов
в промсекторе (общая сумма - 52 млрд долларов)
резко увеличили предполагаемые сроки
выполнения. Это сигнал к остановке. Открыто
о замораживании проекта мало кто заявит.
На поддержку предприятий государство
выделило огромные средства, прежде всего
это касается финансовой сферы (на рефинансирование
западных долгов Внешэкономбанку выделено
порядка 50 млрд. долларов), также снижены
налоговые ставки налога на прибыль, предоставлены
льготы по НДПИ [34].
Огромные финансовые ресурсы выделяются
не только в сфере ОПК и промышленности.
В рамках различных целевых программ в
области высоких технологий на 2008−2010
годы правительство выделит 600 млрд. рублей.
Такие деньги на эти цели не выделялись
никогда. Столь масштабные вложения обусловлены
разработкой и внедрением новой концепции
развития России до 2020. Один из важнейших
пунктов концепции-2020 предусматривает
переход от сырьевой экономики к инновационной.
Для этого будут образованы пять-семь
национальных исследовательских центров,
а также будет поддержано формирование
10−15 исследовательских университетов
[22, C.36].
Анализирую такое расширение объемов
госсектора, при имеющихся рычагах управления,
можно сказать о создании системы, похожей
на южнокорейские корпорации-чеболи. Также
можно использовать термин "венесуэлизация",
поскольку Венесуэла в свое время тоже
национализировала нефтяную промышленность
и довела свой госсектор до 60%. Ряд экспертов
объясняет это попыткой создать экономическую
вертикаль власти [31, C.17].
Наличие в госсекторе крупных государственных
компаний повышает управляемость национальной
экономики. Государство по отношению к
субъектам госсектора может применять
меры прямого административного регулирования
в отличие от общих мер макроэкономического
регулирования, относящихся преимущественно
к косвенным методам.
Ряд российских ученых считает, что государственный
сектор не просто должен существовать
в стране в ограниченных размерах, но играть
роль "локомотива" в экономике: Управляя
госсектором, государство осуществляет
бенчмаркинговую функцию, в частности,
формирует образцы управления и рыночного
поведения субъектов экономики. Эталонообразующая
функция государства должна быть реализована
в первую очередь на предприятиях госсектора.
Это относится и к качеству производимой
в нем продукции. Эффективное функционирование
госсектора и его субъектов - одна из наиболее
важных составляющих эффективной деятельности
государства в целом. Госсектор должен
стать и ареной формирования и воспитания
экономической и политической элиты страны.
Государственный сектор должен служить
источником и местом апробации прогрессивных
организационно-экономических инноваций,
распространяемых на другие сектора экономики.
Таким образом, за последние годы параллельно
с созданием "так называемой" суверенной
демократии в России в экономике создается
государственный сектор, занимающий особое,
неприкосновенное положение. Он позволяет
контролировать развитие российской экономики
в целом за счет практической монополии
внешнеэкономической деятельности и занятия
командных высот в экономике, управлять
финансовыми потоками, перераспределяя
прибыль организаций и предприятий. Данная
система не подконтрольна Федеральному
Собранию или иной государственной или
общественной организации. Российская
экономика прибрела черты мобилизационной.
По существу образован государственный
мегахолдинг под эгидой правительства
Российской Федерации, похожий на "товарищества
с ограниченной ответственностью" высшей
государственной бюрократии.
Данная система породила массу проблем
функционирования госсектора. Низкие
стимулы к повышению эффективности ввиду
господдержки. Цели формирования госкорпораций,
особенно в отсутствие четко отработанной
и правообеспеченной системы приоритетов
народнохозяйственного развития, как
правило, формулируются размыто. А когда
на основе формирования госкомпаний происходит
нерыночная консолидация не связанных
между собой активов, ее логика в ряде
случаев вообще не прослеживается. Недостаточный
контроль менеджмента со стороны государства,
что порождает коррупцию, слабую ответственность
государственных представителей за использование
госсобственности. Во главе многих госкомпаний
находятся бывшие чиновники, встает вопрос
о компетентности высшего управления,
необходимо проводить конкурсы на основе
профессионализма для принятия на подобные
должности; это касается не только топ
менеджмента, но и более низших структур
управления. Потеря управляемости и прозрачности
ввиду сложности структуры госсектора.
Сложное и нерациональное иерархическое
строение размывает ответственность конкретных
управляющих. Следует сформировать структуру
штата с четкими обязанностями и правами,
тем самым удастся избавится от неэффективных
работников. Для улучшения прозрачности
следует создать единое информационное
пространство госсектора, которое позволит
с одной стороны налаживать между организациями
партнерские отношения, с другой контролировать
обществу протекание процессов в госсекторе.
Следует обратить внимание на реализацию
готового проекта - "Электронного Государства".
Пробелы в законодательстве является
одной из ключевых. Следует увеличить
наказание за нерациональное использование
целевых денежных фондов, хищение средств.
Незавершенность многих реформ (административная,
ЖКХ) тормозит потенциальное развитие
государственного и частного секторов.
Антимонопольное законодательство скорее
формально существует, чем развивает конкуренцию
на рынках в условиях госмонополий. Предоставление
госкорпорациям права инвестировать многомиллиардные
денежные средства в фондовый рынок чревато
его "перегревом" и снижением привлекательности
венчурного финансирования, весьма важного
для развития рынка высоких технологий.
На сегодняшний день наблюдается тенденция
как на укрупнение госсектора, так и на
его уменьшения в некоторых сферах экономики
страны. Это проявляется в усилении косвенного
воздействия на экономику, развитии государственно-частного
партнерство.
Заключение
В середине 1980-х гг. в народном хозяйстве на долю госсектора (по разным показателям) приходилось до 85-90% всей экономики страны. С начала 1990-х гг. госсектор стал ускоренно реформироваться. В результате приватизации и закрытия устаревших предприятий его размеры резко сократились, в 1997 г. ему принадлежало 45% основных фондов народного хозяйства, 6,1% всех предприятий и организаций в стране, где работало 38,7% среднегодовой численности занятых в экономике; государственные учреждения потребляли 30% ВВП. В промышленности государственные предприятия произвели 8,9% продукции, в розничном товарообороте их доля составила 8%. В меньшей степени подверглись разгосударствлению бюджетные учреждения. Так, к 1997 г. государственными оставались 99% всех школ.
Формирование госсектора нового рыночного типа в РФ ещё не завершено. Не решён вопрос о собственности на землю. Намечается продолжить дальнейшую приватизацию объектов государственной собственности.
Информация о работе Управление государственным сектором экономики