Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 08:25, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является рассмотрение и анализ взаимосвязи банковской системы и рынка ценных бумаг; активность банков на фондовом рынке. Для достижения этой цели были рассмотрены следующие проблемы:
определение понятия ценных бумаг и их виды;
структура и задачи участников рынка ценных бумаг;
роль банков на рынке ценных бумаг;
условия выпуска и обращения ценных бумаг;
инвестиционную деятельность банков
Введение. 2
Глава 1. Сущность рынка ценных бумаг и основы его организации. 4
1.1. Рынок ценных бумаг и его инфраструктура. 4
1.2. Виды ценных бумаг и основы их обращения. 11
1.3. Мировой рынок ценных бумаг. 23
Глава 2. Банковские операции с ценными бумагами. 25
2.1. Эмиссионные операции. 27
2.2. Инвестиционные операции. 34
2.3. Операции под залог ценных бумаг. 43
Глава 3. Особенности российского рынка ценных бумаг. 45
3.1. Государственное регулирование рынка ценных бумаг. 45
3.2. Налогообложение на рынке ценных бумаг. 52
3.3. Текущее состояние рынка ценных бумаг и банковской системы, перспективы развития. 64
Глава 4. Раздел БЖД. Безопасность деятельности банков на рынке ценных бумаг. 70
Заключение. 76
Список использованной литературы. 82
Таблица 3.1.2. Требования к организационно-правовой форме профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Вид деятельности |
ООО |
ОАО |
Некоммерческая организация |
Брокерская |
+ |
+ |
- |
Дилерская |
+ |
+ |
- |
Доверительное управление |
+ |
+ |
- |
Депозитарная |
+ |
+ |
- |
Клиринговая |
+ |
+ |
+ |
Организация торговли ценными бумагами |
+ |
+ |
+ |
б) бухгалтерские документы и бухгалтерская отчетность должны соответствовать федеральному закону № 129-ФЗ от 12.11.97 года «О бухгалтерском учете» к приказам Минфина РФ и ГНС РФ.
в) карта постановки на учет организации-заявителя в налоговую инспекцию
Таблица 3.1.3. II. Требования к размеру собственного капитала, рассчитанного по методике ФКЦБ России.
Вид деятельности |
Размер собственного капитала, тыс. экю |
Единовременный лицензионный сбор, минимальных размеров оплаты труда |
Брокерская |
50 |
150 |
Дилерская |
75 |
200 |
Брокерская, включая операции с физ. лицами |
450 |
250 |
Доверительное управление |
1000 |
300 |
Депозитарная |
1000 |
300 |
Клиринговая |
1000 |
300 |
Организация торговли ценными бумагами |
2000 |
1000 |
Примечание.
1.Организации, которым ФКЦБ выдала лицензию на осуществление деятельности по доверительному управлению ценными бумагами до 1 января 1998 года, должны довести размер собственного капитала до 1 000 000 экю до 1 января 1999 года.
2. Организации, осуществляющие депозитарно-хранительскую деятельность должны довести размер собственного капитала до 1 000 000 экю к 1 января 2000 года.
III. Требования к системе внутреннего учета и внутренней отчетности.
В соответствии с Постановлением ФКЦБ России № 21 от 26 ноября 1996 года «Временное положение об учетных регистрах и внутренней отчетности профессиональных участников ценных бумаг» внутренний учет и отчетность должны соответствовать требованиям нормативных актов ФКЦБ.
IV. Предоставление отчетности.
Профессиональный участник рынка ценных бумаг в зависимости от того, где он получал лицензию - в ФКЦБ или в ее региональных отделениях, должен предоставить отчетность в виде регистрационной формы на бумажном и на магнитном носителе.
Новое в лицензировании.
В настоящий момент начался новый этап рассмотрения заявлений на получение, замену, переоформление лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг. Теперь в соответствии с Постановлением ФКЦБ России № 22 от 3 июня 19998 года, организации для получения должны предоставить ходатайство саморегулируемой организации(СРО), внутренние документы которой предусматривают членство профессиональных участников рынка ценных бумаг в этих организациях. В частности, в соответствии со ст. 44 Закона «О рынке ценных бумаг» ФКЦБ имеет право выдавать генеральные лицензии на осуществления лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг. ФКЦБ может доверить лицензирование профессиональных участников рынка ценных бумаг другой организации как государственной(например, ЦБ РФ) так и общественной СРО.
Саморегулируемые организации - это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий, поддержки, выражающейся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.
Профессиональная ассоциация регистраторов, трансферагентов и депозитариев(ПАРТАД) имеет статус саморегулируемой организации.
Функции ПАРТАД:
Регистраторами на рынке ценных бумаг называют организации, которые по договору с эмитентом ведут реестр.
Депозитариями называют организации, которые оказывают услуги по хранению сертификатов ценных бумаг или учету прав собственности на ценные бумаги.
Процесс лицензирования происходит следующим образом: профессиональный участник подает в ПАРТАД необходимые документы, эксперты ассоциации оценивают степень их соответствия действующим требованиям ФКЦБ и подают ходатайство в ФКЦБ либо направляют документы на доработку. Таким образом, ФКЦБ получает документацию уже прошедшую первичную обработку.
Также существуют саморегулируемые организации: НАУФОР - национальная ассоциация участников фондового рынка, ПАУФОР - профессиональная ассоциация участников фондового рынка, АУВЕР - ассоциация участников вексельного рынка, которые контролируют деятельность на рынке ценных бумаг.
Центральный банк России выполняет своеобразную роль на рынке ценных бумаг, одновременно являясь его профессиональным участником, активно ведущим операции с ценными бумагами, а с другой - государственным органом регулирования рынка ценных бумаг.
В соответствии с [11,12], а также в соответствии с последующими нормативными актами Банка России, им выполняются следующие регулирующие функции на рынке ценных бумаг:
В условиях финансового кризиса в целях поддержания текущей ликвидности банковской системы была скорректирована политика обязательных резервных требований Банка России.
С 24 августа 1998 года нормативы обязательных резервов кредитных организаций, депонируемых в Банке России, были понижены с 11% до 10%. С 1 сентября Банк России в целях повышения ликвидности банков установил новые нормативы обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте в зависимости от удельного веса вложений кредитных организаций в государственные ценные бумаги(ГКО и ОФЗ) в работающих активах: если он составляет 40% и более - размере 5%, а если от 20 до 40% - 7,5%(вместо 10%). Для Сбербанка РФ этот норматив снижен до 5%.
Роль Центрального банка как кредитора были весьма значительной в 1998 году. Так, ряду крупных системообразующих банков в целях погашения обязательств перед вкладчиками в соответствии с решением Совета директоров Банка России были предоставлены кредиты на общую сумму 9,3 млрд. руб. на срок 6 месяцев.
Центральный банк РФ осенью 1997 года обнародовал программу реструктуризации банковской системы. Данный документ предполагает разделение всех российских банков на 4 группы.
1 группа. Банки, в настоящий момент не испытывающие значительных затруднений в своей работе. Их меньшинство, причем из главных «героев вчерашних дней» - банков, имевших наибольший показатель собственного капитала в докризисный период - в данную категорию практически никто не попал.
2 группа. Стабильно работающие региональные банки, которым будет предоставлена государственная поддержка.
3 группа. Системообразующие банки, неспособные самостоятельно продолжать банковские операции. В данную группу занесены 18 наиболее крупных кредитных организаций.
4 группа. Это безнадежные банки.
При поддержке деятельности банков, одну из ведущих ролей должен сыграть новый для российской экономики орган - по реструктуризации кредитных организаций.
АРКО создано по инициативе ЦБ и Правительства осенью 1998 года. Главной его задачей является восстановление платежеспособности российских банков. Каким именно банкам будет оказана помощь, решает агентство. Выбор форм и методов проведения реструктуризации также остается на его усмотрение. Кто может рассчитывать на помощь АРКО, будет работать с банками, которые:
Кроме того, будут учитываться следующие факторы:
АРКО - кредитная организация и находится под надзором ЦБ. За помощью к АРКО может обратиться банк из любого региона. Для этого он должен направить заявление в ЦБ и приложить к нему план реструктуризации.
Cуществующая налоговая система не применяет каких либо специфических подходов к фондовому рынку и рынку ценных бумаг, а перечень применяемых при операциях с ценными бумагами налогов в основном соответствует налогам для рынков товаров и услуг, а также мировой практике, что облегчает инвесторам, в том числе нерезидентам, осуществлять операции с ценными бумагами на российском фондовом рынке.
В российском налоговом законодательстве основные принципы налогообложения операций с ценными бумагами и доходов с капитала те же самые, что и принципы налогообложения всех прочих операций и доходов. Ниже приводятся особенности налоговой системы российской федерации применительно к рынку ценных бумаг.
В соответствии с Законом РСФСР «О налоге на операции с ценными бумагами» от 12.12.91 г. плательщиками налога на операции с ценными бумагами являются юридические лица, которые на территории Российской Федерации выступают в роли эмитентов ценных бумаг. Объектом налогообложения является номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом. В настоящее время согласно Закону РФ «О рынке ценных бумаг» подлежат регистрации проспекты эмиссии акций и облигаций.
По остальным ценным бумагам проспект эмиссии не разрабатывается. По депозитным и сберегательным сертификатам, векселям, выпускаемым банками, регистрируются условия выпуска, которые не представляют собой проспект эмиссии.
Налог на операции с ценными бумагами взимается в размере 0,8 % номинальной суммы выпуска. В случае отказа в регистрации эмиссии налог не возвращается. Налог на операции с ценными бумагами, эмитированные в иностранной валюте взимается в рублях по курсу ЦБ РФ на дату регистрации эмиссии. Сумма налога уплачивается плательщиком одновременно с предоставлением документов на регистрацию эмиссии и перечисляется в бюджет.
Существуют и льготы по этому налогу - при первичной эмиссии ценных бумаг налог не взимается. Не облагается этим налогом сумма выпуска ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих увеличение уставного капитала на величину переоценок основных фондов, производимых по решениям правительства России.
Описанный выше механизм относится к проспектам эмиссии негосударственных ценных бумаг и регулируется Законом РФ «О внесении изменений в Закон РСФСР «О налоге на операции с ценными бумагами» от 24.12.95 г.
Информация о работе Сущность рынка ценных бумаг и основы его организации