"Провалы" рынка и "провалы" государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 18:10, реферат

Краткое описание

В течение XX в. сочетание государства и рынка принимало разнообразные формы. Сложность современной социально-экономической системы постепенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал.

Вложенные файлы: 1 файл

провалы..docx

— 50.49 Кб (Скачать файл)

С начала 90-х гг. XX в. Россия переживает глубокие перемены. Они связаны с  переходом на рыночную модель хозяйствования. Процесс экономической трансформации  в нашей стране идет неоднозначно и, по всейвидимости, займет длительный период времени.

На первых этапах реформирования экономики  достаточно жестко соблюдался принцип  экономического либерализма - дать неограниченный простор рыночному саморегулированию  и резко ограничить государственное  вмешательство в экономические  процессы. С точки зрения высших интересов России такой путь себя мало оправдал. Это обстоятельство добрый десяток лет проходило  мимо сознания правящей элиты. И только сравнительно недавно стало приходить  понимание, что без помощи государства  невозможно ни сформировать эффективно действующую рыночную систему хозяйствования, ни успешно регулировать ее функционирование.

Поэтому на сегодняшний день в России выделилось ряд областей, где правительством весьма эффективно осуществляется государственное  регулирование.

Конкретными областями государственного регулирования является:

а) уровень жизни населения, состояние  социальной сферы, трудовых отношений, занятости;

б) структура национального хозяйства  — воспроизводственная, инновационно-технологическая, секторальная, отраслевая, региональная;

 в) экономический цикл и  макроэкономическое равновесие, поддержка  темпов экономического роста;

г) денежное обращение, финансы страны, бюджет и межбюджетные отношения;

 д) окружающая среда и экологическое  равновесие;

е) научно-инновационный потенциал  страны;

 ж) система образования и  подготовки кадров;

з) сбалансированность внешнеэкономических  связей и др.

Конкретные области и используемые методы государственного воздействия  на экономику на том или ином историческом этапе определяются как общими принципами, характерными для практики большинства  государств мира, так и особенными чертами экономики соответствующих  стран. В этом плане российская экономика  как объект регулирования обладает целым рядом специфических особенностей:

 уникальные пространственные  масштабы российской экономики;

особые требования, предъявляемые  со стороны экономики в целом  к инфраструктурным объектам (к транспорту, всем видам связи и др.), при  недостаточной развитости этих объектов и, соответственно, большой потребности  в капитальных ресурсах;

незавершенность процессов формирования многих компонентов специфически рыночной инфраструктуры, особенно в части  инфраструктурного оснащения рыночных отношений на периферии;

огромная дистанция по уровню экономического и социального развития между  несколькими регионами (меньшинством), получившими название доноров, и  остальной частью (большинством) регионов.

 уникальная сложность природно-климатических  условий для хозяйственной деятельности  и проживания людей на значительной части территории страны;

 наличие устойчиво сильных  исторических традиций, поддерживающих  склонность к централизованному  управлению процессами в стране.

 С учетом незавершенности  в России процессов трансформирования  экономической системы в современную  систему рыночного типа механизм  и методы государственного регулировании  в значительной мере сориентированы  на осуществление целого ряда  институциональных преобразований.

 Институты — весьма важное  понятие при изучении управленческих  отношений. Согласно определениям  классиков институционализма (Д.Норта и др.) институты — это «правила игры» в обществе, это созданные человеком ограничительные рамки, на базе которых организуются взаимоотношения между людьми. Различают институты формальные, существующие в устойчивых формах, такие как органы и организации, законы, иные установленные правила, а также — неформальные, выступающие как неписаные правила, обычаи, традиции, принципы. Совершенствование или преобразование институтов с учетом тенденций в мировой экономике остается серьезнейшим компонентом дальнейших реформ, организуемых Российским государством. Речь идет о совершенствовании институтов собственности, дальнейшем развертывании административных реформ, развитии правовых норм, формировании более действенной системы судопроизводства и др.

 Вместе с тем институциональные  мероприятия не являются какой-то  отдельной самоцелью, достигаемой  в ходе трансформационных процессов.  Они должны осуществляться не  ради формы (подражания каким-то  «совершенным» институтам в мире), а для достижения содержательных  целей, связанных с подъемом  производительных сил страны, выводом  экономики на более высокие  параметры конечной эффективности,  повышением уровня благосостояния  народа.

Возникновение, функционирование, изменение  и взаимодействия институтов представляют самостоятельную и сложную научную  проблему, которой занимаются институционализм, эволюционная теория и другие направления экономической науки.

 Итак, значение институтов состоит  в том, что они определяют  характер и направления экономической  деятельности. Иными словами, институты  задают «правила игры» для  экономических субъектов. Институты  могут благоприятствовать экономическому  росту, и тогда страна будет  быстро развиваться. 

 Таким образом, в России  в последние годы стали уделять  все большее внимание государственному  регулированию отдельных областей  посредством реализации различных  национальных проектов, призванных  обеспечить нормальное эффективное  функционирование экономики в целом.

Заключение.

     В течение последних десятилетий вопрос о роли государства в экономике занимает одно из центральных мест в экономической теории. В течение времени менялось отношение к государству в развитых странах — от полного отрицания вмешательства государства в повседневную экономическую жизнь и сведения его роли до положения «Ночного сторожа» до односторонней ориентации на государственное регулирование как способ решения социально-экономических проблем. Мы также показали, что государству, как и рынку, присущи заутренние недостатки — «провалы».

Решение вопроса о необходимой  мере участия государства в экономике  должно опираться на простое суждение: государству следует знатъ то, что не может делать рынок. Следовательно, государство должно сосредоточивать усилия, прежде всего там, где рынок обнаруживает свои «провалы».

 Если оставить в стороне  административно-правовые задачи, стоящие  перед государством (формирование  рамочных условий экономической  деятельности), и сосредоточиться  на чисто экономических функциях, то они состоят в следующем.

 Производство - общественных благ. Наряду с обороной и охраной  общественного порядка важное  место среди «общественных благ»  занимает транспортный сектор: автомобильные  и железные дороги, мосты, каналы  и т. д.

Регулирование - естественных монополий - в сфере энергетики, транспорта, связи, коммунального хозяйства  и т. д. Напомним, что естественными  монополиями называются такие сферы  экономической деятельности, где  удельные издержки производства неуклонно  понижаются по мере расширения объема предложения товаров и услуг. Иными словами, чем больше производится товаров или услуг тем ниже издержки каждой единицы и соответственно ее цена. Поэтому для общества выгоднее, чтобы в некоторых сферах, например в транспорте или в системе почтовой связи, существовала одна компания-производитель, а не несколько конкурирующих компаний.

Устранение чрезмерного социального  неравенства с помощью инструментов социальной политики (установление гарантированного минимума оплаты труда, индексация доходов, налоговое выравнивание доходов, дотации  нуждающимся и т. д.).

Поддержание макроэкономической стабильности (борьба с инфляцией, поддержание  валютного курса, ограничение внутреннего  и внешнего долга и т. д.).

Сглаживание экономического цикла  и поддержание экономического роста.

Зачастую государству приходится активнее вмешиваться в экономику, в том числе в производственную сферу, если частный капитал не в  состоянии решить те или иные задачи. Но важно, государственное вмешательство не превысило некий «критический порог», за которым наступает ослабление рыночного механизма падает эффективность всей экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 Астапов К. Социально-  экономическое развитие: итоги и  перспективы //Экономист.- 2004.- №9.- С. 16-24.

Астапов К. Переход к модели ускоренного развития экономики. //Экономист.- 2003- №8.-С.3.

 Брич А. Путь России к процветанию в постиндустриальном мире //Вопросы Экономики.-2005.-№5.-С.19.

Государственное регулирование  рыночной экономики: Учебник. Изд. 3-е, доп. и перераб./ Под общ. ред. В.И. Кушлина. – М.: Изд-во РАГС, 2006. – 616с.

Клепач А. Экономический рост в России: амбиции и реальные перспективы//Вопросы экономики.-2004.-№8.-С.4-21.

Матеров И.С. Перспективы и направления социально-экономических преобразований при модернизации России// Общество и экономик. – 2001. - № 11-12. – с. 20 – 28

Матеров И.С. Факторы развития «новой экономики» в России// Экономист. – 2003. - №2. – с.4

Перспективы российской экономики// Общество и экономика. – 2004. - №2. –  с 31 – 74

Путь модернизации России// Общество и экономика. – 2004. - №5. –с. 37 – 51

Экономика. Учебник. Издание  второе, переработанное и дополненное/ Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. – 784с.

Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. Наук проф. А.С. Булатова. – М.:Юристь, 2002. – 896с.


Информация о работе "Провалы" рынка и "провалы" государства