Основные
функции агентов и институтов
социализации:
- Обучение;
- Контроль;
- Направляют;
- Являются образцом и нормами.
Социальный контроль может проявлять
поощрения или наказания.
Процесс
самопознания включает накопление знаний
об особенностях взаимодействия человека
и природы.
Индивидуальность – неповторимое, своеобразное проявление
человека, а так же многосторонность, гармоничность
и непринуждённость его действий.
Человек может развиваться и
полноценно жить только в человеческом
обществе.
- Потребности и способности
человека.
Потребность – осознанная
человеком нужда в том, что необходимо
для поддержания его организма и развития
личности.
В основе любой потребности лежит
определённый мотив.
Виды потребностей:
- Биологические (питание, вода, движение и т.д.);
- Социальные (общение, социальная активность);
- Духовные (познание, знание);
- Идеальные (самовыражение, освоение культурных ценностей, признание смысла своего существования);
- Престижные (являются первоочередными);
- Экзистенциональные (комфорт, удобство).
От потребностей стоит отличать
интерес.
Интерес – осознанная
потребность, которая характеризует отношение
людей к предметам и явлениям.
В основе интереса лежит осознанная
потребность.
Интересы
могут быть:
- Индивидуальные;
- Групповые;
- Общественные.
Интересы могут быть разной степени
осознанности и направленности.
Потребность и её осуществление
зависит от способностей индивида.
Способность – индивидуальная
особенность, от которой зависит успешность
выполнения определённого рода деятельности.
Задатки - биологическая
основа способностей.
Талант – совокупность
способностей, которая позволяет получить
продукт деятельности, отличающийся новизной,
высоким совершенством и общественным
значением.
Гениальность – высшая ступень
развития таланта.
- Человеческая деятельность
и её многообразие.
Деятельность – форма активности
направленная на преобразование окружающего
мира.
Деятельность – целенаправленное
познание и изменение человеком внешнего
мира и самого себя.
Структура
деятельности:
- Объект – то, на что направлена деятельность;
- Субъект – тот, кто осуществляет деятельность;
- Цель – формирование, в сознании, образа;
- Средства достижения;
- Результат.
Основой деятельности является мотив,
который побуждает человека к
действию.
Черты деятельности:
- Сознательность;
- Продуктивность;
- Преобразование;
- Общественный характер.
Так же деятельность
может делиться на:
- Материальную – создание материальных ценностей и вещей;
- Духовную – создание идей;
- Управленческую – обеспечение согласованности;
- Социальную – активность человека в обществе.
Классификация
видов деятельности:
- Практическая или духовная;
- Созидательная или разрушительная;
- Законная, моральная, аморальная;
- Коллективная, массовая, индивидуальная;
- Творческая, инновационная, изобретательская;
- Игровая, учебная, трудовая – основные виды деятельности.
Поведение
человека – деятельность, имеющая нравственный
или безнравственный смысл.
Для достижения цели и результатов
человек прибегает к взаимодействию
с другими субъектами и общается
с ними.
Общение – процесс обмена
информацией между равноправными субъектами
деятельности.
Виды общения:
- Общение между реальными субъектами;
- Общение реального человека с иллюзорным партнёром (животное);
- Общение реального человека с воображаемым партнёром (внутренний голос);
- Общение воображаемых партнёров (общение литературных персонажей).
Важнейшей разновидностью практической
деятельности является материально-производственная
(трудовая).
Структура
трудовой деятельности:
- Сознательно поставленные цели;
- Средства и орудия труда;
- Используемые технологии.
Характеристика
трудовой деятельности:
- Производительность;
- Эффективность;
- Уровень разделения труда.
Познание
- Познание. Чувственное
и рациональное.
Познание – процесс
деятельности человека, основным содержанием
которого является отражение объективной
реальности в его сознании, а результатом
получение нового знания об окружающем
мире.
Виды познания:
- Обыденное;
- Научное;
- Философское;
- Художественное;
- Социальное.
В процессе познания присутствует объект
и субъект.
Объект: познаваемый
предмет, весь окружающий мир.
Субъект: человек, общество.
Существует
две ступени познавательной деятельности:
- Чувственное познание – человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств:
- Ощущения (отражение определённых свойств и качеств предметов окружающего мира, которые воздействуют на органы чувств);
- Восприятие (у субъекта формируется целостный образ отражающий непосредственное воздействие на органы чувств, предметы и их свойства);
- Представление (отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизвести его мысленно).
Роль чувственного
познания:
- Органы чувств – единственный канал, связывающий человека с внешним миром;
- Без органов чувств человек не способен к познанию;
- Потеря части органов чувств затрудняет процесс познания;
- Органы чувств дают минимум информации.
- Рациональное познание – в ходе данного познания человек использует разум и мышление.
Формы рационального
познания:
- Понятие (форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов);
- Суждение (форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями, и с помощью этой связи подтверждается или отрицается что-либо);
- Умозаключение (получение новых суждений на основе уже имеющихся или выделение нового суждения).
Виды умозаключения:
- Дедуктивное – от общего к частному;
- Индуктивное – от частного к общему.
Интуиция – способность
человека к постижению истины путём её
прямого усвоения, без обоснования с помощью
каких-либо доказательств.
Интуиция – процесс,
приводящий к новым знаниям.
Черты:
- Неожиданность решения;
- Неосознанность путей решения;
- Непосредственный характер постижения истины.
- Истина и её критерии.
Истина – процесс познания
и получения знаний, который соответствует
окружающей действительности.
Виды истины:
- Объективная – истина, которая не зависит от человека, поскольку она существует в объективной реальности;
- Субъективная – зависит от человека, так как при её получении происходит взаимодействие объекта и субъекта.
Истина
бывает:
- Абсолютная – полная, неизменная, установленное навсегда знание о чём-либо;
- Относительная – неполная, ограниченное знание о чём-либо.
Практически вся истина является относительной.
Основным критерием истины является
практика.
Практика – активная
деятельность человека во взаимодействии
с окружающим его материальным миров.
Черты практики:
- Целенаправленность;
- Предметно-чувственный;
- Преобразование окружающей действительность.
Виды практики:
- Общественно-производственная;
- Социально-политическая;
- Научно-экспериментаторская;
- Врачебная;
- Семейно-бытовая (повседневно-хозяйственная).
Практика так же бывает созидательная
и разрушительная.
Практика воздействует на органы чувств,
сознание и мышление.
Практика противоречива и может
сформировать ложное знание, принимаемое
за истинное.
Так же критериями
истины являются:
- Теория;
- Разум;
- Чувственный опыт.
- Научное познание.
Основные
принципы научного познания:
- Принцип причинности – возникновение любых материальных объектов и систем имеет некоторые основания в предшествующих состояниях материи;
- Принцип истинности научного знания;
- Принцип относительности научного знания.
Методы
научного познания:
- Эмпирический (эксперимент, сравнение, наблюдение);
- Теоретический (анализ, синтез, обобщение).
Уровни
научного познания:
- Эмпирический – выражает объективный фактор, установленные результаты;
- Теоретический – выявление фундаментальных закономерностей, внутренних связей и отношений.
Научное познание
обладает признаками:
- Доказательность;
- Непротиворечивость;
- Проверяемость;
- Системность.
- Особенности социально
познания.
Цель социального познания – установление
истины с помощью:
- Объекта познания;
- Проведение эмпирического исследования (эксперимент);
- Проведение эксперимента с целью установления конкретно-исторического характера.
Особенности социально
познания:
- Совпадение объекта и субъекта;
- Сложность изучаемого объекта;
- Ограничение наблюдений и экспериментов.
Принципы социального
познания:
- Выявить общее и особенное;
- Изучить общественные явления;
- Рассмотреть общественную действительность в развитии.
Целью социально
познания может служить установление
исторической закономерности, а так
же социального прогнозирования.
Прогнозы
могут быть:
- Поисковые;
- Нормативные;
- Аналитические;
- Предостерегающие.
- Развитие знаний о человеке.
Главным источником
знаний является:
- Социальная действительность;
- Исторический опыт;
- Общественная практика.
Основой знаний
об обществе и человеке является:
- Объективный фактор, т.е. событие имеющее место в определённо время при определённых условиях;
- Научный факт, т.е. знание о событии, которое описано с учётом специфики социальной ситуации.
Видами
знаний о человеке могут служить
:
- Продукты человеческой деятельности (материальной и духовной);
- Словесные, т.е. действия, основанные на оценках, мнениях и суждениях;
- Поступки людей или отдельных лиц.