"Новая" экономика и особенности ее формирования в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 13:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется быстрым вхождением новых информационных технологий практически во все аспекты экономической деятельности человека, социальными трансформациями, происходящими в обществе, характеризующимися изменениями характера труда, отношений собственности и производственных отношений, возникновением принципиально новых отраслей экономики, основанных на новых высоких технологиях и существенной трансформацией индустриальных отраслей.

Содержание

Введение
Термины и определения
1. Новая экономика: содержание, основы, проблемы
1.1. Характерные черты и проблемы новой экономики
1.2. Информационные технологии – как основа новой экономики
1.3. Знания – главный источник богатства
2. Новая модель человека в новой экономике.
3. Особенности новой экономики в Республике Беларусь.
Заключение
Список литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Новая экономика и особенности ее формирования в РБ.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

 

 

      1. Экономика знаний

Знания и непрерывное  обучение сегодня стали критическими компонентами успеха. В новой экономике, важность знаний в производстве новых продуктов и услуг резко возросла, и знания стали доминирующей компонентой в создании потребительской ценности. Превращение знаний в основной источник создания ценности привело к тому, что лидерами новой экономики стали компании, которые научились эффективно управлять знаниями, – создавать, находить и интегрировать знания в новые продукты и услуги быстрее, чем их конкуренты.

Можно выделить следующие  пути, которыми знание осуществляет свой вклад в экономические результаты. Во-первых, оно лежит в основе любого процесса создания добавленной  стоимости, так как самая простая  форма производства требует специальных знаний; во-вторых, знание является базой для усовершенствования существующих и создания новых продуктов и услуг, позволяющих расширить существующие рынки, формировать новые и т.д.

В-третьих, новое знание обеспечивает рост эффективности производственных и управленческих процессов, позволяя повышать производительность труда и экономить затраты; в-четвертых, компетентность работников, создаваемая поддерживаемая знанием, обеспечивает нормальный ход процессов производства.

На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании и подготовке кадров, организации производства, в высокоразвитых странах приходится до 85% прироста ВВП.

В настоящее время  основу быстрого экономического развития составляют человеческий капитал в  форме знаний, высококвалифицированных кадров, инноваций, инвестиции, интеграция в международное разделение труда.

Человеческий капитал  – это не просто совокупность физических и духовных ценностей, знаний, навыков, способностей, уровня образования, которыми обладает человек, но и их накопленные запасы (приложение В). Целесообразно используемые в той или иной сфере, эти составляющие человеческого капитала способствуют научно-техническому и социальному прогрессу, устойчивому экономическому развитию. Человеческий капитал является одним из главных факторов, обеспечивающих переход к V и VI технологическим укладам, формирующим новое постиндустриальное общество.

По экспертным оценкам, мировой  рынок интеллектуальных товаров  и услуг сегодня растет более  чем в 5 раз быстрее традиционных рынков. [4, c.8]

В современной  рыночной экономике услуги образования рассматриваются  как специфический товар, который  создается в образовательной  отрасли и обладает потребительской  стоимостью, удовлетворяет образовательные  потребности личности, общества и государства. Потребляя образовательные услуги, обучающийся накапливает знания, профессиональные умения и навыки, увеличивая при этом свой человеческий капитал.

В США, по данным статистики, каждый используемый индивидом для  получения новых знаний год означает, что заработная плата работника увеличивается в среднем на 10%. В менее развитых государствах, где дефицит человеческого капитала ощущается особенно остро, разница в оплате высококвалифицированных профессионалов и работников низкой квалификации еще более существенна.

Таким образом, одним  из направлений устремленной к повышению  уровня жизни внутренней политики государства  является развитие системы школ и  других учебных заведений и поощрение  стремления населения к получению образования. [8, c.401]

Нередко слаборазвитые  страны сталкиваются с так называемой «утечкой мозгов» - эмиграцией наиболее квалифицированных специалистов в  страны с высоким уровнем жизни. Если человеческий капитал действительно  обладает внешними эффектами, «утечка  мозгов» приведет к дальнейшему ухудшению положения страны, которую покидают наиболее квалифицированные работники. Эта проблема порождает немалые трудности для политиков. С одной стороны, США обладают лучшей системой высшего образования, поэтому правительства заинтересованных стран могли бы посылать лучших студентов на учебу в Америку. С другой стороны, нет никаких гарантий, что, проучившись несколько лет за границей, молодой специалист не захочет остаться там работать, что уменьшит и без того невысокий человеческий капитал его родной страны.

Одним из решающих факторов развития отрасли образования является степень ее финансового обеспечения, где основную роль играет государство.

Современный механизм формирования рынка образовательных услуг  должен основываться на развитии процессов совместного инвестирования в высшее образование всех заинтересованных субъектов: государства, фирм, домохозяйств, а также предусматривать переход к косвенным методам финансирования вузов через студентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Новая модель человека в новой экономике

Новой экономике, естественно, нужен соответствующий ей человек, обладающий определенными характеристиками.

Самым заметным качественным признаком  нового работника в новой экономике  становится его интеллектуальность. И это объективно обусловлено. Так, известно, что доля основных фондов в виде зданий, машин, оборудования в общей стоимости американских корпораций в 1982 г. была равна 62%, а в 2000 г. эта доля упала до 30%. Причем в компаниях, занятых производством программного обеспечения, такая доля составляет всего 5—6%. Как видим, роль и место привычных основных фондов резко изменяется, уступая интеллектуальным фондам.

Проявляется рост интеллектуальности в том, что все большая доля работников в течение своего рабочего дня занята интеллектуальным трудом, поиском и использованием необходимой информации, решением задач проблемного типа. Так, по данным Т. Стюарта, приведенным в книге "Богатство от ума", доля работников интеллекта с 1900 до 2000 г. выросла в США с 20 до 40%. Из них больше 20% автор называет "интеллектуальной элитой", деятельность которой состоит в выявлении проблем, их анализе, поиске решений и разработке стратегий. А министр труда США Р. Райч в своей книге "Работа в разных странах" отнес к категории интеллектуального труда почти 50% рабочей силы Америки и сделал вывод: работников интеллекта становится все больше, а информация и знания для них выполняют роль и сырья и продукта.

Изменяется не только количество людей, занятых интеллектуальной работой, меняется и интенсивность интеллектуального труда на том же рабочем месте. К примеру, если относительно недавно главным оружием врача в борьбе с болезнью были горчичники, банки и т. п., то современный врач вооружен установками магнитного резонанса, компьютерами, методами микрохирургии и т. д. Иными словами, он работает с приборами, насыщенными интеллектом и знаниями.

"Памятником старины" становится  и ряд сугубо рабочих профессий,  профессий физического труда.  Скажем, нынешний сталевар у мониторов  следит за производственным процессом роботов.

Промышленники, чутко улавливая  изменения, предпочитают теперь нанимать образованных работников и организуют своеобразную "охоту за умами". Так, до 1950-х гг. отдел кадров компании Форда даже не фиксировал образование  своих рабочих. Теперь же там лиц с образованием выше среднего вдвое больше, чем всего 10 лет назад.

Второй качественной характеристикой  нового типа работников в новой экономике  следует считать их инновационность. Термин "инновации" по отношению  к экономике начал использовать Й. Шумпетер. В своей книге "Теория экономического развития" он представил инновации как введение, внедрение новаций в экономику. Иначе говоря, инновации — это "мостик" между каким-либо новшеством (открытием, изобретением и т. п.) и конечным результатом труда.

Инновационный процесс  в целом — сложная последовательность и глубокая взаимосвязанность действий разных сил и факторов. Среди них  особо выделяют внешние и внутренние, а также прямые и косвенные  факторы. Факторов много, но главной  силой (субъектом) инновационности в экономике, несомненно, во всех ее формах является человек. Другое дело, что отнюдь не всякий, а тот, который обладает инновативностью как своим особым качеством.

Инновативность человека — работника заключается в  его особой способности воспринимать, понимать, стремиться и уметь ввести (найти и использовать) новации в экономике.

Для новой экономики, которая отличается новым технологическим  и организационно-экономическим  способом создания благ, инновационность  становится ее атрибутом, внутренней особенностью. Вот почему инновативность человека — работника следует признать второй важной чертой нового человека в новой экономике.

Третьей отличительной  чертой нового человека, обусловленного особенностями новой экономики, а также новыми социокультурными условиями, является его способность к партнерству.

Под партнерством (партнер  — англ. — соучастник в игре, деле, сотоварищ, компаньон) вообще понимается такой вид организации дела, при  котором все его члены участвуют  как равные компаньоны. На микроуровне  экономики партнерством называют форму предпринимательства, при которой два, три (несколько) субъектов совместно владеют активами предприятия.

Но экономические партнерские  взаимоотношения имеют и другие направленности, что обусловливает  три специфических направления партнерства:

1) партнерские отношения  в самой экономике, на ее  микро- и макроуровне;

2) партнерские взаимоотношения  экономики и социума (общества);

3) партнерские взаимодействия  экономики и природы.

Второй вид партнерства  уже известен под названием "социальное партнерство". Под социальным партнерством следует понимать особый вид отношений между основными социальными субъектами — работодателями, работниками, обществом в целом в лице государства, который обеспечивает сбалансированность их экономических интересов и действий на основе переговорно-договорного процесса.

Основными принципами социального  партнерства можно считать следующие:

— взаимное признание  интересов и целей партнеров  как правомерных;

— равноправие (паритет) партнеров на всех этапах взаимоотношений вплоть до принятия решений;

— компромиссность сторон при решении конфликтных вопросов с учетом приоритетности главной  цели партнерства — достижения мира и согласия.

Партнерские взаимоотношения  с природой, в отличие от социального  партнерства, можно назвать эколого-экономическим партнерством. Однако следует признать, что здесь необходимо начинать практически с нуля, притом ввиду наступающего экологического кризиса начинать немедленно.

Теория эколого-экономического партнерства еще не разработана. Но чтобы яснее представить содержание этого вида партнерства, можно сформулировать его первоначальные принципы:

— принцип перехода от закрытой модели экономической деятельности человечества к открытой, учитывающей  реалии, ценности и целостность с  окружающей природой;

— принцип внутренней трансформации экономической системы (в частности, рыночной) для большей  ее адекватности закономерностям взаимообмена с природой ради ее восстановления и сохранения, а также ради выживания  человечества;

— принцип пересмотра ценностей и целей экономической системы от традиционных — растущего обеспечения биологических потребностей (потребления) человека — к новым, более актуальным — увеличению длительности жизненного цикла человека и в целом человечества на Земле;

— принцип тройной со-системности при экономической деятельности человека, означающий учет интересов и целей трех взаимосвязанных систем: экономической, социальной и природной;

— принцип паритетности, а порой и предпочтительности природных целей и ценностей  экономическим.

Поскольку главным субъектом  новой экономики, как отмечалось, является человек, способность к  партнерству, умение вести экономическую  деятельность по-партнерски должны стать  важными его качествами, характерными особенностями. Вот почему третьей  отличительной чертой нового человека мы выделили его способность к партнерству.

Четвертой чертой нового человека в новой экономике, помимо интеллектуальности, инновативности, способности к партнерству в  его трех основных направлениях, следует  назвать образовательную мобильность.

Под образовательной  мобильностью понимается способность  человека к непрерывному образованию, непрерывному обучению и переобучению. Без этой способности работнику  в интеллектуально-информационной экономике не удержаться, не выжить.

В образовательной мобильности работника в новой экономике будут, с другой стороны, заинтересованы и предприятия, компании, что заставит их создавать особую систему мотивации образовательной активности работников, а это будет способствовать развитию данного качества у людей, занятых в экономике.

Названные выше четыре основные черты человека связаны с новой экономикой и ее особенностями. Это служит веским аргументом к тому, чтобы их совокупность считать основой новой модели человека, обусловленной формированием новой экономики (приложение Г).

Однако следует иметь  в виду, что такая модель, несмотря на ее объективную обусловленность, должна целенаправленно формироваться, регулироваться обществом и государством и поэтому быть важной составляющей современной государственной политики.

Информация о работе "Новая" экономика и особенности ее формирования в РБ